Цари, которых Господь Кришна освободил после смерти Джарасандхи, были
правителями разных стран мира. Джарасандха обладал таким могуществом,
что одержал победу над всеми 20 800 царями и царевичами. Он заточил их
в горной пещере, превращенной в крепость, и держал там много дней и
ночей. Когда, по милости Господа Кришны, цари были освобождены, они
выглядели очень плачевно: их одежда превратилась в лохмотья, а лица
иссохли от отсутствия должного ухода за телом. Они совсем обессилели
от голода и потеряли прежнюю красоту и лоск. Долгое заточение привело
к тому, что все члены их ослабели и не могли действовать.
Кришне, и сейчас Он предстал перед ними как Верховная Личность Бога,
Вишну. Они увидели, что цветом божественное тело Господа напоминает
только что народившуюся тучу. Господь явился перед ними облаченный в
красивые шелковые одежды, в Своих четырех руках Он держал булаву,
раковину, диск и цветок лотоса. Грудь Господа была отмечена золотой
линией, а соски на Его груди походили на чашечки лотосов. Его удлинненые
глаза казались лепестками лотоса, а лицо было озарено улыбкой и дышало
вечным счастьем и покоем. В ушах у Него сверкали серьги в форме акул,
а голову украшал шлем, усыпанный драгоценными камнями. Жемчужное
ожерелье и браслеты на теле Господа сияли божественной красотой. На
груди у Господа сверкал драгоценный камень Каустубха и висела чудесная
гирлянда из цветов. Когда после всех перенесенных мук цари и царевичи
увидели прекрасные божественные черты Господа Кришны, они глядели на
Него и не могли наглядеться. Глазами они будто пили нектар, струящийся
от Его лица, языками касались Его тела, ноздрями вдыхали его аромат,
а руками обнимали Господа. Лицезрея Верховную Личность Бога, они смыли
с себя все грехи и смогли безраздельно предаться Его лотосоподобным
стопам. В "Бхагавад-гите" сказано, что пока человек не изживет все
последствия своих грехов, он не сможет полностью предаться лотосоподо-
бным стопам Господа. Увидев Господа Кришну, цари забыли обо всех переж-
итых несчастьях. Благоговейно сложив ладони, они вознесли Господу моли-
твы, проникнутые любовью и преданностью.
"О возлюбленный Господь, О Верховная Личность Бога, повелитель всех
полубогов, Ты немедленно избавляешь от страданий Своих преданных,
которые целиком вверились Тебе. О Господь Кришна, о нетленное Божество,
исполненное духовного блаженства и знания, Ты - вечен, и мы в глубоком
почтении склоняемся к Твоим лотосоподобным стопам. Только по Твоей
неизъяснимой милости мы освободились из заточения Джарасандхи, и теперь
молим о том, чтобы Ты вызволил нас из темницы материального бытия, из
плена Твоей иллюзорной энергии. Помоги нам вырваться из непрерывного
круговорота рождений и смертей. Мы достаточно страдали, поглощенные
материальной жизнью, и, вкусив ее горечи, стали искать прибежище у
Твоих лотосоподобных стоп. Просим, даруй нам Свое покровительство.
О возлюбленный Господь, победитель демона Мадху, теперь нам ясно,
что Джарасандху не за что винить - это по Твоей неизъяснимой милости мы
потеряли свои царства, ибо слишком возгордились, возомнив себя царями и
правителями. Правитель, который очень гордится данной ему властью и
могуществом, не способен осознать свою истинную, духовную природу и
обрести вечную жизнь. Находясь во власти Твоей иллюзорной энергии,
такой мнимый правитель преисполняется ложной гордости от собственного
величия и становится подобным глупцу, которому мираж в пустыне кажется
оазисом. Недалекие люди считают, что материальные богатства могут их
спасти; поглощенные погоней за удовольствиями, они тщат себя надеждой
на то, что будут вечно наслаждаться в материальном мире. О Господь, О
Верховная Личность Бога, должны признаться, что прежде мы так кичились
нашими земными богатствами, словно были опьянены ими. Завидуя один
другому и желая завоевать друг друга, мы все боролись за верховенство,
даже ценою жизни наших подданных.
Результат политической власти подобен недугу. Стоит царю приумножить свои
богатства, как у него возникает желание покорять другие народы, и он идет
на них войной. А разбогатевший предприниматель стремится расширить свое
дело и подчинить себе других предпринимателей. Движимые ложным самомнением
и ослепленные материальным богатством, люди, вместо того чтобы стремиться
к сознанию Кришны, лишь создают хаос и нарушают мирную жизнь. Так они
забывают о том, что истинная цель жизни - заслужить благосклонность Господа
Вишну, Верховной Личности Бога".
Цари продолжали: "О Господь, мы совершили много дурных дел, убивая
подданых или толкая их на бессмысленную гибель, лишь ради осуществления
своих честолюбивых замыслов. Мы не думали о том, что Ты, о Светлейший,
всегда стоишь перед нами в образе жестокой смерти. В этом заблуждении
мы обрекали на гибель других, забывая о том, что и нам не миновать
погибели. Но сила времени, которое представляет Тебя, о Господь,
непреодолима. Время столь могущественно, что держит каждого в своей
власти. Вот и нам пришла пора пожинать плоды наших злодеяний, и теперь,
лишенные всех богатств, мы стоим перед Тобой словно уличные бродяги.
Мы считаем что все это произошло по Твоей неизъяснимой, чистой милости,
ибо сейчас мы наконец поняли, что нас обуяла гордыня, и что все наши
богатства могут быть в одно мгновение отняты у нас, если будет на то
Твоя воля. Только по Твоей неизъяснимой милости мы обрели способность
думать о Твоих лотосоподобных стопах. Для нас это - величайший дар.
О Господь, каждому известно, что тело - рассадник всевозможных болезней.
Мы уже стары и не можем похвастаться своей силой, ибо слабеем день
ото дня. Нас больше не прельщают ни мирские удовольствия, ни то
призрачное счастье, которое можно обрести, находясь в материальном
теле. По Твоей милости мы поняли, что стремиться к материальному
счастью все равно что искать воду в мираже пустыни. Нас более не
прельщают даже плоды благих дел - великих жертвоприношений, совершая
которые, можно достичь райских планет. Теперь мы понимаем, что хотя
вознесение на высшие планеты кажется очень заманчивым, в материальном
мире нельзя найти счастье. О Господь, просим, яви нам Свою милость и
научи с любовью и преданностью служить Твоим лотосоподобным стопам,
чтобы мы никогда не забывали о наших вечных отношениях с Тобой, о
Светлейший. Теперь мы не стремимся даже освободиться от пут материаль-
ного существования. По Твоей воле мы можем родиться в любой форме жизни,
но для нас это не имеет значения. Мы молим лишь о том, чтобы мы не
забыли Твои лотосоподобные стопы. О возлюбленный Господь, мы спешим
предаться Тебе и припасть к Твоим стопам, ибо Ты - Всевышний Господь,
Верховная Личность Бога, Кришна, сын Васудевы. Ты - Сверхдуша в
сердце каждого. Ты - Господь Хари, уносящий прочь все несчастья
материальной жизни. О Господь, Твое имя - Говинда, источник всех
радостей, ибо тот, кто стремится принести радость Твоим чувствам,
тем самым радует и свои собственные. О Господь, Ты вечно славен тем,
что кладешь конец мукам Своих преданных. Поэтому, просим, считай
нас Своими преданными слугами".
Выслушав молитвы царей, освобожденных из плена Джарасандхи, Господь
Кришна, защитник всех предавшихся Ему душ и океан милости для всех
преданных, ответил им Своим сладкозвучным божественным голосом, и
речь Его была торжественной и глубокой: "Досточтимые цари, - сказал Он,
- Я дарую вам Свои благословения. С этого дня вы всегда будете служить
Мне с любовью и преданностью. Это то, чего вы желали. Узнайте же от
Меня, что Я всегда пребываю в ваших сердцах в облике Сверхдуши. Теперь
вы обратили ко Мне свои лица, и Я, властитель каждого, всегда дам вам
добрый совет, чтобы вы не забывали Меня и постепенно смогли вернуться
домой, к Богу. Досточтимые цари, вы перестали стремиться к мирским
удовольствиям и решили обратиться к преданному служению - это значит,
что вам необычайно посчастливилось. Отныне и навсегда вам уготована
жизнь, исполненная блаженства. Я подтверждаю, что все сказанное обо
Мне в ваших молитвах - истина. Если человек не обладает в полной мере
сознанием Кришны, материальные достояния губят его и он становится
жертвой иллюзорной энергии. В прошлом было много мятежных царей:
Хайхая, Нахуша, Вена, Равана и Наракасура. Одни из них родились
среди полубогов, а другие - среди демонов, но, опьяненные властью,
они лишились царского венца и потеряли свои владения. Их всех
поглотила пучина неистовой материальной жизни.
Знайте же, что все материальное в назначенной срок появляется на свет,
растет, живет, воспроизводит себе подобных, стареет и, в конце концов,
погибает. Все материальные тела подвержены этим шести изменениям, и
любым относительным приобретениям, связанным с телом, в конечном счете,
уготовано исчезнуть. Поэтому люди не должны привязываться к преходящему.
Пока они остаются в материальном теле, им следует быть очень осторожныим
в своих отношениях с окружающим миром. Самый лучший образ жизни в
материальном мире - быть приверженным трансцендентному, исполненному
любви служению Мне и добросовестно исполнять свои обязанности. Все вы
принадлежите к семьям кшатриев, поэтому вы должны жить честно,
добросовестно исполнять предписанный царям долг, и стремиться к тому,
чтобы ваши подданые всегда были счастливы. Следуйте всем заповедям
кшатриев, не зачинайте детей для того, чтобы удовлетворить свою плоть,
и заботьтесь о благополучии всех людей. Каждый рождается в материальном
мире, чтобы продолжить то, что начал в предыдущей жизни, и поэтому
оказывается во власти суровых законов природы: он рождается и умирает,
испытывает счастье и страдания, познает горечь потерь и радость
приобретений. Но пусть эти противоречия не тревожат вас. Пусть ваш ум
всегда будет сосредоточен на преданном служении и всегда остается в
равновесии. Что бы ни случилось, будьте всем довольны, считая, что все
дается Мной. Тогда вы сможете жить спокойно и счастливо, даже находясь
в материальном мире. Другими словами, вы должны оставаться безучастными
к материальному телу и всему, что исходит от него. Довольствуйтесь
только тем, что несет благо вечной душе и служите Сверхдуше. Пусть ваш
ум будет занят мыслями обо Мне одном. Станьте Моими преданными, почитайте
Меня и падайте ниц передо Мной одним. Тогда вы с легкостью пересечете
океан неведения и в конце концов вернетесь ко Мне. Иными словами, вы
должны посвятить свою жизнь преданному служению".
Дав царям и царевичам наставления, Господь Кришна тут же распорядился,
чтобы слуги и служанки как следует позаботились о них. Он попросил
Сахадеву, сына царя Джарасандхи, принести царям все необходимое и до-
лжным образом почтить их. Повинуясь приказу Господа Кришны, Сахадева
оказал царям всевозможные почести и преподнес им украшения, одежды, гир-
лянды и другие подарки. Совершив омовение и облачившись в красивые оде-
жды, цари выглядели счастливыми и спокойными. Затем им поднесли вкусное
угощение. Господь Кришна предоставил им все, что подобает иметь царям.
От того, что Кришна так милостиво обращался с ними, цари были очень
счастливы, и их лица сияли, как звезды на небе после поры дождей. На
них были великолепные одежды и драгоценности, в ушах сверкали серьги,
их усадили в колесницы, изукрашенные золотом и драгоценными камнями,
запряженные лошадьми в богатом убранстве. Убедившись, что о каждом из
царей позаботились, Господь Кришна Своим сладкозвучным голосом попросил
их вернуться в свои царства. Из великодушия, которого не проявлял никто
из живущих на земле, Господь Кришна освободил царей, плененных
Джарасандхой, и те, довольные и счастливые, стали повторять Его святое
имя, думать о Его святом образе и прославлять непостижимые игры Верховной
Личности Бога. Поглощенные этими занятиями, они вернулись в свои царства.
Все подданные очень обрадовались их возвращению и, услышав о милосердных
деяниях Господа Кришны, испытали ни с чем не сравнимую радость. Цари
стали править своими государствами, следуя наставлениям Господа Кришны,
и вместе с подданными счастливо проводили дни свой жизни. Это замечатель-
ный пример общества, в котором все обладают сознанием Кришны. Если люди
всего мира, учитывая свои материальные качества, разделят общество на
четыре сословия, которые будут трудиться ради материального благополучия,
и четыре сословия, предназначенные для духовного совершенствования,
если все они посвятят свою деятельность Кришне, следуя Его наставлениям
в "Бхагавад-гите", то все человеческое общество, несомненно, будет
счастливо. Таков урок, который мы можем извлечь из этой истории.
После того, как Господь Кришна с помощью Бхимасены покончил с
Джарасандхой и принял от Сахадевы, сына Джарасандхи, полагающиеся
почести, Он в сопровождении Арджуны и Бхимасены возвратился в Хастинапур.
Достигнув окрестностей города, они затрубили в свои раковины. Услышав
эти звуки, жители поняли, кто приближается, и возрадовались. Только
враги Кришны пришли в уныние. Жители Индрапрастхи почувствовали, как
их сердца переполняются радостью при звуках раковины Кришны, возвещающих,
что с Джарасандхой покончено. Теперь царь Юдхиштхира наверняка совершит
жертвоприношение Раджасуя. Бхимасена, Арджуна и Кришна, Верховная Лично-
сть Бога, предстали пред царем Юдхиштхирой и принесли ему дань своего
почитания. Царь Юдхиштхира внимательно выслушал их рассказ о том, как
был убит Джарасандха и как были освобождены плененные им цари. Узнал он
и о том, к какой уловке прибег Кришна, чтобы убить Джарасандху. Царь
Юдхиштхира и так всем сердцем любил Кришну, но когда он выслушал этот
рассказ, его любовь к Нему стала еще сильнее. Из его глаз потекли слезы
восторга, он был так потрясен, что едва мог говорить.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят третья
глава книги "Кришна - источник вечной радости", которая называется
"Господь Кришна возвращается в Хастинапур".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий