ГЛАВА 79: Избавление Балвалы и паломничество Господа Баларамы по святым местам

 Господь Баларама приготовился к схватке с Балвалой. Когда демон должен был 
появиться, начался сильный град, небо затянуло пылью и в воздухе распростра-
нилось зловоние. Сразу вслед за этим злобный демон Балвала излил на 
жертвенную арену потоки испражнений и скверны. И тут же явился сам, потрясая 
огромным трезубцем. Он был громаден и как уголь черен. Его огненно-красные 
волосы, борода и усы пламенели, свирепая пасть вызывала ужас. Увидев демона, 
Баларама приготовился напасть на него. Он решил разнести огромного демона 
на куски и призвал Свои плуг и палицу, которые тут же появились перед Ним. 
Демон Балвала летал в небесах, и Господь Баларама, улучив минуту, зацепил 
его лемехом Своего плуга и в ярости ударил палицей по голове. От удара 
череп демона раскололся и оттуда хлынула кровь. Демон, который столько 
вредил благочестивым брахманам, с истошным воплем рухнул на землю, подобно 
тому, как рушится могучая красная скала, в которую ударила молния.

 Увидев, что Балвала убит, ученые мудрецы и брахманы, собравшиеся в 
Наимишараньи, очень обрадовались и почтительно возблагодарили Балараму 
молитвами. От всего сердца они благословили Господа и сказали, что Ему 
во всем будет сопутствовать удача. Затем мудрецы и брахманы совершили 
церемонию омовения для Господа Баларамы, подобную той, которую полубоги 
совершают для царя Индры, когда он одерживает победу над демонами. 
Брахманы и мудрецы почтили Господа Балараму дарами: поднесли Ему новые, 
красивые одежды, украшения и гирлянду Победы, сплетенную из цветов 
лотоса. Эта гирлянда прекрасна и вечна - она никогда не увядает.

 После этого Господь Баларама испросил разрешения у брахманов, 
собравшихся в Наимишаранье, и в сопровождении других брахманов отправился 
на берег реки Каушики. Совершив омовение в этом святом месте, Он продолжил 
путь и дошел до истоков реки Сарайю. Двигаясь вдоль берега Сарайю, Баларама 
вскоре достиг Праяга, где сливаются три реки - Ганга, Ямуна и Сарасвати. 
Здесь Он тоже совершил омовение, а затем посетил местные храмы и, следуя 
предписаниям Вед, вознес поклонение полубогам, предкам и мудрецам. Так 
постепенно Он дошел до ашрама мудреца Пулахи, а оттуда направился к рекам 
Гандаки и Гомати. После этого Господь совершил омовение в реке Випаша и 
вскоре достиг берегов Шоны. (Река Шона до сих пор остается одной из самых 
больших рек в провинции Бихар). Там Он снова совершил омовение и 
традиционные ведические обряды. Продолжая паломничество, Господь Баларама 
дошел до города Гайя, святого места, где находится знаменитый храм Вишну. 
Помня совет Своего отца Васудевы, Он принес в этом храме жертву предкам. 
Оттуда Он продолжил путешествие до дельты Ганги, где священная Ганга 
впадает в Бенгальский залив. Это святое место называется Гангасагара, 
и каждый год в конце января там по-прежнему собирается много святых и 
благочестивых людей, подобно тому как ежегодно святые люди собираются на 
праздник Магхамела в Праяге.

 Завершив омовение и ритуальные обряды в Гангасагаре, Господь Баларама 
направился к горе Махендра Парвата и там встретился с Парашурамой, 
воплощением Господа Кришны. Выражая Ему почтение, Господь Баларама низко 
склонился перед Ним. Затем Он двинулся в Южную Индию и побывал на берегу 
Годавари, где совершил омовение и другие необходимые обряды. Постепенно 
Господь Баларама побывал и на других реках - Вене, Пампе и Бхимаратхе. 
На берегу реки Бхимаратхи находится Божество Свами Карттикейя. Побывав 
там, Баларама направился в место паломничества Шайлапура. Шайлапура - 
одна из самых больших областей в провинции Махараштра. Оттуда Баларама 
направился в Дравида-дешу. Южная Индия делится на пять частей, называемых 
Панча-дравида, так же как северная Индия делится на пять частей, 
называемых Панча-гауда. Все самые выдающиеся ачарьи нынешней эпохи - 
Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишну Свами и Нимбарка - 
появились на свет в провинциях Дравида-деши. Господь Чайтанья, однако, 
явился в Бенгалии, в одной из пяти Гауда-деш.

 Самое почитаемое место паломничества в Южной Индии, Дравиде - это 
Венкатачала, или, как его обычно называют, Баладжи. Побывав там, Господь 
Баларама направился в Вишнуканчи, а оттуда - на берега реки Кавери. 
По пути в Вишнуканчи Он посетил Шиваканчи. Господь Баларама совершил 
омовение в реке Кавери, а затем отправился в Рангакшетру. Там находится 
самый большой в мире храм Вишну, в этом храме поклоняются Вишну в образе 
Божества Ранганатхи. Подобный храм Ранганатхи есть и во Вриндаване. 
Хотя по размерам он уступает храму в Рангакшетре, он все же самый 
большой храм из храмов Вриндавана.

 Побывав в Рангакшетре, Господь Баларама двинулся дальше к Мадураи, 
которую называют Матхурой Южной Индии. Оттуда Он направился в 
Сетубандху, где Господь Рамачандра построил каменный мост, 
соединивший Индию и Ланку (Цейлон). Прибыв в это святое место, Господь 
Баларама раздал местным жрецам- брахманам десять тысяч коров. По 
ведической традиции, когда богатый человек совершает паломничество 
по святым местам, он дарит местным жрецам дома, коров, украшения 
и одежду. В эпоху Кали этому обычаю перестали следовать. Богатые 
люди предали забвению ведическую культуру, и их больше не привлекают 
места паломничества. Жрецы- брахманы, живущие на подаяние богатых 
людей, тоже плохо выполняют свой долг и не помогают паломникам. 
Брахманов, живущих в местах паломничества, называют пандами или 
пандитами. Это значит, что прежде они были очень учеными брахманами 
и всегда рассказывали приезжим о цели паломничества. Таким образом 
и паломники, и жрецы получали благо, помогая друг другу.

 Из описания, приведенного в "Шримад-Бхагаватам" явствует, что, 
совершая паломничество по святым местам, Господь Баларама неукоснитель-
но следовал предписаниям Вед. Раздав в Сетубандхе коров, Он отправился 
в сторону рек Критамала и Тамрапарни. Эти реки считаются священными, и 
Господь Баларама совершил омовение в каждой из них. Потом Он направился 
к горе Малайя. Эта огромная гора - одна из семи вершин, носящих такое 
же название. Там жил великий мудрец Агастья. Господь Баларама посетил 
его и в знак почтения низко склонился перед ним. Мудрец благословил 
Его, и Господь Баларама с его разрешения продолжил Свой путь к 
Индийскому океану.

 На краю мыса (известного теперь как мыс Кумари) стоит большой храм 
богини Дурги, которую здесь знают под именем Каньякумари. В этом храме 
некогда побывал Господь Рамачандра, из чего можно заключить, что храм 
существует многие миллионы лет. Оттуда Господь Баларама продолжил 
Свое паломничество в город Пхалгуна-тиртха, находящийся на берегу 
Индийского, или Южного океана. Этот город знаменит тем, что здесь 
Господь Вишну явил Себя в облике Ананты. Из Пхалгуны-тиртхи Господь 
Баларама направился в Панчапсарасу, еще одно место паломничества. 
Там Он совершил омовение и все ритуальные обряды, в соответствии с 
предприсаниями Вед. Это место знаменито как обитель Господа Вишну, 
поэтому Господь Баларама раздал еще десять тысяч коров местным 
жрецам- брахманам. 

 От мыса Кумари Господь Баларама повернул к Керале. Эта местность 
до сих пор существует в Южной Индии и называется Южная Керала. 
Затем Баларама направился в Гокарна-тиртху, где испокон веков 
поклоняются Господу Шиве. После этого Баларама посетил храм Арьядеви, 
со всех сторон окруженный водой. Побывав на этом острове, Он 
отправился в место паломничества Сурпарака. Господь Баларама совершил 
омовение в реках Тапи, Пайошни и Нирвиндхья и некоторое время спустя 
достиг леса Дандакаранья, того самого, где Господь Рамачандра жил во 
время Своего изгнания. Затем Господь Баларама вышел на берег реки 
Нармада, самой большой реки в центральной Индии. На берегу этой 
священной реки находится место паломничества Махишмати-пури. Как 
предписано в Ведах, Господь Баларама совершил там омовение. После 
этого Он вернулся в Прабхаса-тиртху, откуда начал Свое путешествие.

 Когда Господь Баларама вернулся в Прабхаса-тиртху, Он услышал от 
брахманов, что почти все кшатрии погибли в битве на Курукшетре. 
Баларама испытал радость, узнав, что земля наконец освободилась 
от непосильного бремени. Господь Кришна и Баларама явились, чтобы 
избавить землю от бремени многочисленного воинства, собранного 
честолюбивыми царями- кшатриями. Таков материальный мир: не желая 
довольствоваться насущным, честолюбивые люди всегда требуют большего. 
Но законы природы и законы Бога, которые в виде войн, голода, мора 
и других бедствий тяготеют над ними, мешают осуществиться их 
греховным желаниям. Господь Баларама узнал, что хотя кшатриев осталось 
совсем мало, Куру все еще продолжают сражаться. Он появился на поле 
боя в тот день, когда Бхимасена вступил в поединок с Дурьодханой. 
Желая добра им обоим, Господь Баларама хотел их остановить, но 
безуспешно.

 Увидев Господа Балараму, царь Юдхиштхира и его младшие братья, 
Накула и Сахадева, а также Господь Кришна и Арджуна почтительно 
поклонились Ему, но не сказали ни слова. Они знали, что Господь 
Баларама благоволил Дурьодхане, который учился у Него искусству 
боя на палицах. Поскольку поединок между Бхимасеной и Дурьодханой 
был в самом разгаре, царь Юдхиштхира и другие подумали, что 
Баларама пришел поддержать Дурьодхану, и потому молчали. В 
присутствии многочисленных зрителей Дурьодхана и Бхимасена яростно 
дрались на палицах, искусно нанося друг другу удары. Казалось, 
будто они танцуют, но всем было ясно, что оба они кипят от гнева.

 Желая прекратить поединок, Господь Баларама сказал: "Доблестные 
Дурьодхана и Бхимасена! Я знаю, что вы оба отважные воины и всюду 
известны как великие герои. Я думаю, что Бхимасена сильнее 
Дурьодханы, но Дурьодхана, с другой стороны, лучше владеет палицей. 
Поэтому вы не уступите друг другу в бою, и маловероятно, что 
кто-нибудь из вас победит. Я призываю вас не тратить напрасно 
время и прекратить бессмысленный поединок".

 Господь Баларама дал Бхимасене и Дурьодхане добрый совет, потому 
что желал блага каждому из них. Но оба противника были охвачены 
такой ненавистью друг к другу, что думали только о своей многолетней 
вражде. Каждый из них стремился убить другого, и они не придали 
значения совету Господа Баларамы. Вспоминая взаимные обвинения 
и обиды, они обезумели от гнева. Господь Баларама, предвидя их
участь, ничего более не сказал. Он решил уйти и вернуться в Двараку.

 Когда Господь Баларама появился в Двараке, Его с ликованием 
встретили родные и друзья во главе с царем Уграсеной и другими 
старейшинами. После этого Он вернулся в место паломничества 
Наимишаранью, где все мудрецы, святые и брахманы стоя приветствовали 
Его. Они поняли, что Господь Баларама отказался участвовать в 
войне, хотя был кшатрием. Это очень обрадовало брахманов и 
мудрецов, которые всегда были приверженцами мирной, спокойной 
жизни. Они тепло обняли Балараму и предложили Ему совершить в 
святом месте Наимишаранья несколько жертвоприношений. В сущности, 
Господу Балараме не нужно совершать жертвоприношения, которые 
рекомендованы обычным людям. Он - Верховная Личность Бога и 
Сам наслаждается плодами всех жертвоприношений. Поэтому Он 
совершал жертвоприношения только для того, чтобы показать 
другим, как следует выполнять предписания Вед.

 Верховный Господь Баларама рассказал мудрецам и святым в 
Наимишаранье об отношениях живых существ с материальным космо-
сом, о том, что представляет собой вселенная и как нужно жить в 
этом мире, чтобы достичь высшей ступени совершенства. Достичь 
высшего совершенства значит постигнуть, что все мироздание 
покоится на Верховной Личности Бога, что Верховный Господь 
вездесущ и, как Параматма, пребывает даже в мельчайшем атоме.

 Как и принято после окончания жертвоприношения, Господь 
Баларама совершил омовение авабхритха. Затем Он облачился 
в новые шелковые одежды и украсил Себя драгоценностями. 
Окруженный родными и друзьями, Он был подобен сияющей полной 
луне в окружении звезд. Господь Баларама - Личность Бога, 
Сам Ананта, поэтому Его нельзя постигнуть ни умом, ни разумом, 
ни органами чувств. Он пришел на землю в облике человека и 
вел себя как человек, чтобы исполнить Свою миссию. Мы же 
можем объяснить поступки Господа только как Его божественные 
игры. Никто не в состоянии понять как безграничны и разнообразны 
игры Господа, ибо Он всемогущ. Господь Баларама - источник 
Вишну, поэтому тот, кто утром и вечером вспоминает лилы 
Господа Баларамы, непременно станет великим преданным Верховной 
Личности Бога и его жизнь будет во всех отношениях совершенной.

 На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят 
девятая глава книги "Кришна - источник вечной радости" под 
названием "Избавление Балвалы".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий