Господь Баларама приготовился к схватке с Балвалой. Когда демон должен был
появиться, начался сильный град, небо затянуло пылью и в воздухе распростра-
нилось зловоние. Сразу вслед за этим злобный демон Балвала излил на
жертвенную арену потоки испражнений и скверны. И тут же явился сам, потрясая
огромным трезубцем. Он был громаден и как уголь черен. Его огненно-красные
волосы, борода и усы пламенели, свирепая пасть вызывала ужас. Увидев демона,
Баларама приготовился напасть на него. Он решил разнести огромного демона
на куски и призвал Свои плуг и палицу, которые тут же появились перед Ним.
Демон Балвала летал в небесах, и Господь Баларама, улучив минуту, зацепил
его лемехом Своего плуга и в ярости ударил палицей по голове. От удара
череп демона раскололся и оттуда хлынула кровь. Демон, который столько
вредил благочестивым брахманам, с истошным воплем рухнул на землю, подобно
тому, как рушится могучая красная скала, в которую ударила молния.
Увидев, что Балвала убит, ученые мудрецы и брахманы, собравшиеся в
Наимишараньи, очень обрадовались и почтительно возблагодарили Балараму
молитвами. От всего сердца они благословили Господа и сказали, что Ему
во всем будет сопутствовать удача. Затем мудрецы и брахманы совершили
церемонию омовения для Господа Баларамы, подобную той, которую полубоги
совершают для царя Индры, когда он одерживает победу над демонами.
Брахманы и мудрецы почтили Господа Балараму дарами: поднесли Ему новые,
красивые одежды, украшения и гирлянду Победы, сплетенную из цветов
лотоса. Эта гирлянда прекрасна и вечна - она никогда не увядает.
После этого Господь Баларама испросил разрешения у брахманов,
собравшихся в Наимишаранье, и в сопровождении других брахманов отправился
на берег реки Каушики. Совершив омовение в этом святом месте, Он продолжил
путь и дошел до истоков реки Сарайю. Двигаясь вдоль берега Сарайю, Баларама
вскоре достиг Праяга, где сливаются три реки - Ганга, Ямуна и Сарасвати.
Здесь Он тоже совершил омовение, а затем посетил местные храмы и, следуя
предписаниям Вед, вознес поклонение полубогам, предкам и мудрецам. Так
постепенно Он дошел до ашрама мудреца Пулахи, а оттуда направился к рекам
Гандаки и Гомати. После этого Господь совершил омовение в реке Випаша и
вскоре достиг берегов Шоны. (Река Шона до сих пор остается одной из самых
больших рек в провинции Бихар). Там Он снова совершил омовение и
традиционные ведические обряды. Продолжая паломничество, Господь Баларама
дошел до города Гайя, святого места, где находится знаменитый храм Вишну.
Помня совет Своего отца Васудевы, Он принес в этом храме жертву предкам.
Оттуда Он продолжил путешествие до дельты Ганги, где священная Ганга
впадает в Бенгальский залив. Это святое место называется Гангасагара,
и каждый год в конце января там по-прежнему собирается много святых и
благочестивых людей, подобно тому как ежегодно святые люди собираются на
праздник Магхамела в Праяге.
Завершив омовение и ритуальные обряды в Гангасагаре, Господь Баларама
направился к горе Махендра Парвата и там встретился с Парашурамой,
воплощением Господа Кришны. Выражая Ему почтение, Господь Баларама низко
склонился перед Ним. Затем Он двинулся в Южную Индию и побывал на берегу
Годавари, где совершил омовение и другие необходимые обряды. Постепенно
Господь Баларама побывал и на других реках - Вене, Пампе и Бхимаратхе.
На берегу реки Бхимаратхи находится Божество Свами Карттикейя. Побывав
там, Баларама направился в место паломничества Шайлапура. Шайлапура -
одна из самых больших областей в провинции Махараштра. Оттуда Баларама
направился в Дравида-дешу. Южная Индия делится на пять частей, называемых
Панча-дравида, так же как северная Индия делится на пять частей,
называемых Панча-гауда. Все самые выдающиеся ачарьи нынешней эпохи -
Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Вишну Свами и Нимбарка -
появились на свет в провинциях Дравида-деши. Господь Чайтанья, однако,
явился в Бенгалии, в одной из пяти Гауда-деш.
Самое почитаемое место паломничества в Южной Индии, Дравиде - это
Венкатачала, или, как его обычно называют, Баладжи. Побывав там, Господь
Баларама направился в Вишнуканчи, а оттуда - на берега реки Кавери.
По пути в Вишнуканчи Он посетил Шиваканчи. Господь Баларама совершил
омовение в реке Кавери, а затем отправился в Рангакшетру. Там находится
самый большой в мире храм Вишну, в этом храме поклоняются Вишну в образе
Божества Ранганатхи. Подобный храм Ранганатхи есть и во Вриндаване.
Хотя по размерам он уступает храму в Рангакшетре, он все же самый
большой храм из храмов Вриндавана.
Побывав в Рангакшетре, Господь Баларама двинулся дальше к Мадураи,
которую называют Матхурой Южной Индии. Оттуда Он направился в
Сетубандху, где Господь Рамачандра построил каменный мост,
соединивший Индию и Ланку (Цейлон). Прибыв в это святое место, Господь
Баларама раздал местным жрецам- брахманам десять тысяч коров. По
ведической традиции, когда богатый человек совершает паломничество
по святым местам, он дарит местным жрецам дома, коров, украшения
и одежду. В эпоху Кали этому обычаю перестали следовать. Богатые
люди предали забвению ведическую культуру, и их больше не привлекают
места паломничества. Жрецы- брахманы, живущие на подаяние богатых
людей, тоже плохо выполняют свой долг и не помогают паломникам.
Брахманов, живущих в местах паломничества, называют пандами или
пандитами. Это значит, что прежде они были очень учеными брахманами
и всегда рассказывали приезжим о цели паломничества. Таким образом
и паломники, и жрецы получали благо, помогая друг другу.
Из описания, приведенного в "Шримад-Бхагаватам" явствует, что,
совершая паломничество по святым местам, Господь Баларама неукоснитель-
но следовал предписаниям Вед. Раздав в Сетубандхе коров, Он отправился
в сторону рек Критамала и Тамрапарни. Эти реки считаются священными, и
Господь Баларама совершил омовение в каждой из них. Потом Он направился
к горе Малайя. Эта огромная гора - одна из семи вершин, носящих такое
же название. Там жил великий мудрец Агастья. Господь Баларама посетил
его и в знак почтения низко склонился перед ним. Мудрец благословил
Его, и Господь Баларама с его разрешения продолжил Свой путь к
Индийскому океану.
На краю мыса (известного теперь как мыс Кумари) стоит большой храм
богини Дурги, которую здесь знают под именем Каньякумари. В этом храме
некогда побывал Господь Рамачандра, из чего можно заключить, что храм
существует многие миллионы лет. Оттуда Господь Баларама продолжил
Свое паломничество в город Пхалгуна-тиртха, находящийся на берегу
Индийского, или Южного океана. Этот город знаменит тем, что здесь
Господь Вишну явил Себя в облике Ананты. Из Пхалгуны-тиртхи Господь
Баларама направился в Панчапсарасу, еще одно место паломничества.
Там Он совершил омовение и все ритуальные обряды, в соответствии с
предприсаниями Вед. Это место знаменито как обитель Господа Вишну,
поэтому Господь Баларама раздал еще десять тысяч коров местным
жрецам- брахманам.
От мыса Кумари Господь Баларама повернул к Керале. Эта местность
до сих пор существует в Южной Индии и называется Южная Керала.
Затем Баларама направился в Гокарна-тиртху, где испокон веков
поклоняются Господу Шиве. После этого Баларама посетил храм Арьядеви,
со всех сторон окруженный водой. Побывав на этом острове, Он
отправился в место паломничества Сурпарака. Господь Баларама совершил
омовение в реках Тапи, Пайошни и Нирвиндхья и некоторое время спустя
достиг леса Дандакаранья, того самого, где Господь Рамачандра жил во
время Своего изгнания. Затем Господь Баларама вышел на берег реки
Нармада, самой большой реки в центральной Индии. На берегу этой
священной реки находится место паломничества Махишмати-пури. Как
предписано в Ведах, Господь Баларама совершил там омовение. После
этого Он вернулся в Прабхаса-тиртху, откуда начал Свое путешествие.
Когда Господь Баларама вернулся в Прабхаса-тиртху, Он услышал от
брахманов, что почти все кшатрии погибли в битве на Курукшетре.
Баларама испытал радость, узнав, что земля наконец освободилась
от непосильного бремени. Господь Кришна и Баларама явились, чтобы
избавить землю от бремени многочисленного воинства, собранного
честолюбивыми царями- кшатриями. Таков материальный мир: не желая
довольствоваться насущным, честолюбивые люди всегда требуют большего.
Но законы природы и законы Бога, которые в виде войн, голода, мора
и других бедствий тяготеют над ними, мешают осуществиться их
греховным желаниям. Господь Баларама узнал, что хотя кшатриев осталось
совсем мало, Куру все еще продолжают сражаться. Он появился на поле
боя в тот день, когда Бхимасена вступил в поединок с Дурьодханой.
Желая добра им обоим, Господь Баларама хотел их остановить, но
безуспешно.
Увидев Господа Балараму, царь Юдхиштхира и его младшие братья,
Накула и Сахадева, а также Господь Кришна и Арджуна почтительно
поклонились Ему, но не сказали ни слова. Они знали, что Господь
Баларама благоволил Дурьодхане, который учился у Него искусству
боя на палицах. Поскольку поединок между Бхимасеной и Дурьодханой
был в самом разгаре, царь Юдхиштхира и другие подумали, что
Баларама пришел поддержать Дурьодхану, и потому молчали. В
присутствии многочисленных зрителей Дурьодхана и Бхимасена яростно
дрались на палицах, искусно нанося друг другу удары. Казалось,
будто они танцуют, но всем было ясно, что оба они кипят от гнева.
Желая прекратить поединок, Господь Баларама сказал: "Доблестные
Дурьодхана и Бхимасена! Я знаю, что вы оба отважные воины и всюду
известны как великие герои. Я думаю, что Бхимасена сильнее
Дурьодханы, но Дурьодхана, с другой стороны, лучше владеет палицей.
Поэтому вы не уступите друг другу в бою, и маловероятно, что
кто-нибудь из вас победит. Я призываю вас не тратить напрасно
время и прекратить бессмысленный поединок".
Господь Баларама дал Бхимасене и Дурьодхане добрый совет, потому
что желал блага каждому из них. Но оба противника были охвачены
такой ненавистью друг к другу, что думали только о своей многолетней
вражде. Каждый из них стремился убить другого, и они не придали
значения совету Господа Баларамы. Вспоминая взаимные обвинения
и обиды, они обезумели от гнева. Господь Баларама, предвидя их
участь, ничего более не сказал. Он решил уйти и вернуться в Двараку.
Когда Господь Баларама появился в Двараке, Его с ликованием
встретили родные и друзья во главе с царем Уграсеной и другими
старейшинами. После этого Он вернулся в место паломничества
Наимишаранью, где все мудрецы, святые и брахманы стоя приветствовали
Его. Они поняли, что Господь Баларама отказался участвовать в
войне, хотя был кшатрием. Это очень обрадовало брахманов и
мудрецов, которые всегда были приверженцами мирной, спокойной
жизни. Они тепло обняли Балараму и предложили Ему совершить в
святом месте Наимишаранья несколько жертвоприношений. В сущности,
Господу Балараме не нужно совершать жертвоприношения, которые
рекомендованы обычным людям. Он - Верховная Личность Бога и
Сам наслаждается плодами всех жертвоприношений. Поэтому Он
совершал жертвоприношения только для того, чтобы показать
другим, как следует выполнять предписания Вед.
Верховный Господь Баларама рассказал мудрецам и святым в
Наимишаранье об отношениях живых существ с материальным космо-
сом, о том, что представляет собой вселенная и как нужно жить в
этом мире, чтобы достичь высшей ступени совершенства. Достичь
высшего совершенства значит постигнуть, что все мироздание
покоится на Верховной Личности Бога, что Верховный Господь
вездесущ и, как Параматма, пребывает даже в мельчайшем атоме.
Как и принято после окончания жертвоприношения, Господь
Баларама совершил омовение авабхритха. Затем Он облачился
в новые шелковые одежды и украсил Себя драгоценностями.
Окруженный родными и друзьями, Он был подобен сияющей полной
луне в окружении звезд. Господь Баларама - Личность Бога,
Сам Ананта, поэтому Его нельзя постигнуть ни умом, ни разумом,
ни органами чувств. Он пришел на землю в облике человека и
вел себя как человек, чтобы исполнить Свою миссию. Мы же
можем объяснить поступки Господа только как Его божественные
игры. Никто не в состоянии понять как безграничны и разнообразны
игры Господа, ибо Он всемогущ. Господь Баларама - источник
Вишну, поэтому тот, кто утром и вечером вспоминает лилы
Господа Баларамы, непременно станет великим преданным Верховной
Личности Бога и его жизнь будет во всех отношениях совершенной.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят
девятая глава книги "Кришна - источник вечной радости" под
названием "Избавление Балвалы".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий