От издателей

Удивительно, что средний житель Запада никогда не слышал о Кршне. У каждой культуры есть свои хранимые в памяти мифы, свои герои, свои мессии и свои боги, но Крщна выходит за пределы нашего маленького мирка относительных культур­ных ценностей. Знание о Крщне — явление транскультурное (или, лучше сказать, „трансцендентное"), касающееся всех, и для всех притягательное. Крщна не является плодом чьего-либо богатого религиозного или поэтического воображения, поя­вляющимся среди духовной мешанины исторического индуиз­ма. Совсем нет. Крщна есть Верховная истина (парам сатйам), причина всех причин (сарва-карауа-каранам) и, что самое важное, первичная, или Верховная личность (пурущоттама).

Первичный принцип — личность? Это может привести в замешательство западного человека, ищущего, где бы укрыть­ся от гневного бородатого старика иудейско-христианского монотеизма. Но Шрй Крщна, Верховная личность Господа, совсем другой. Он — счастливый, вечный, трансцендентный юноша, чья ошеломляющая красота, возвышенные личные ка­чества и удивительные деяния вызывают экстаз преданной люб­ви и божественное опьянение в тех, кому Он открывает Себя.

Традиционным источником знания о Крщне и, в конечном счете, всего материального и метафизического знания являют­ся писания древней и средневековой Индии Веды и Веданта. По общепринятому мнению историографов Вед исключитель­ное авторство оригинальных ведических текстов принадлежит божественному мудрецу Вйасадеве. Ведическая история рас-сказывавает, что когда этот обладавший обширными знаниями мудрец завершил огромный труд записи ведической мудрости, он все же чувствовал какую-то неопределенную неудовлетво­ренность.

К подавленному Вйасе пришел Его духовный на-ставник, прославленный святой Нарада Муни, и объяснил ему, что было причиной его неудовлетворенности: Вйаса, опреде-ляя, объясняя и поддерживая различные пути материального и духовного возвышения, забыл ясно указать конечную цель духовных поисков — осознание чистой бхакти (беспричин­ной преданности) Верховной личности Господа, Шрй Крщне. Поскольку крщна-бхакти пробуждается, когда человек слу­шает о возвышенных трансцендентных атрибутах и деяниях Крщны, Нарада посоветовал Вйасе написать произведение, посвященное Самому Крщне:

„Ученые круги пришли к положительному заключению, что высшая безусловная цель развития знания... это трансцен­дентное описание Господа... Поэтому, прошу тебя, опиши деяния всемогущего Господа, которые известны тебе, благо­даря твоему обширному знанию Вед, ибо это утолит жажду высокоученых людей и одновременно облегчит страдания обычных людей, которые они всегда испытывают в матери­альном мире. В действительности, нет другого способа избавиться от этих страданий". (Шрпмад-Бхагаватам 1.5.22.40)

Выполняя наказ Нарады, Вйаса, после глубоких размышле­ний, написал прославленную Бхагавату (Шрпмад-Бхагава­, или Бхагавату Пурану), литературное воплощение Бога.

Шримад-Бхагаватам есть литературное воплощение Бога, и составил его Шрйла Вйасадева, воплощение Бога. Эта книга предназначена для конечного блага всех людей, и она — средоточие всего успеха, всего блаженства и всего совершенства".

Бхагаватам — обширный всеобъемлющий труд — дает об­зор широкого спектра знания в метафизике, онтологии, космо­логии, теории познания, социальной динамике, политике и психологии. В конечном счете он представляет сливки ведиче­ской истины.

Американский трансценденталист девятнадцато­го века Ральф Уолдо Эмерсон превозносил Бхагаватам как книгу, которую нужно читать, „стоя на коленях".

На вершине этого монолитного труда покоится сияющая драгоценность — Песнь десятая, описаниям божественных атрибутов и деяний Шрй Кршны, которые Он явил, когда низошел на землю в предыдущую эпоху. Данное произведение есть краткое изложение этой прославленной Песни десятой, написанное в очень плавной манере.

Здесь возникает вопрос: Почему Кршна нисходит и откуда?" Кршна нисходит из трансцендентного мира (Ваикунтхи), где Он вечно обитает на Своей планете, Голоке. В этой находя-вне материального мира обители Кршна вечно прово->емя в полных блаженства „развлечениях" (лилах) в обществе Своих бесчисленных чистых бхакт, наслаждающих­ся разнообразием вечных отношений с Ним. Но когда в человеческом обществе наблюдается вырождение религии и принципов цивилизованной жизни, Кршна нисходит, чтобы исправить положение, как Он говорит об этом Арджуне в Бхагавад-Гпте (4.7-8): „Когда на земле религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам прихожу на землю в каждую эпоху".

Пять тысяч лет назад как раз возникла такая ситуация, и, разрешить ее, Шрй Кршна явился на земле Бхарата-варши (Индии). Такое положение дел, которое влекло за собой все увеличивающуюся воинственность неправедных и нечест­ных царей, достигло высшей точки в знаменитой битве при Курукшетре, в которой Кршна играл решающую роль. Исто­рия этого сражения занимает большую часть великого эпичес­кого произведения Махабхараты.

Есть и другая, даже более важная причина явления Кршны. Кршна низошел и явил Свои трансцендентные развлечения в земном царстве, чтобы привлечь души, заключенные в этом материальном мире, и пригласить их вернуться в свой вечный дом в духовном мире. Когда Он низошел, Он в полной мере явил духовное царство — во всем его трансцендентном велико-лепии — в материальном мире. Сопровождаемый Своими веч-ными спутниками, Он проводил время в непостижимых, вительных развлечениях, которые настолько трансцендентно возвышенны, что привлекают умы всех чувствующих существ. Эти развлечения и записал Вйаса в Песни десятой Бхагава-там. Говорится, что тот, кто слушает об этих ных развлечениях, приходит в прямое духовное соприкоснове-ние с Крщной. Такая связь с Кршной через слух очищает сердце, пробуждает кршна-бхакти и поднимает человека до совершенства:

„Шрй Кршна, Личность Господа, Параматма (Высшая душа) и сердце каждого и благодетель верного бхакты смывает стремление к материальным наслаждениям с сердца бхакты, желающего слушать Его послания, которые сами по себе обладают магической силой, когда их должным образом слу­шают и повторяют.

От одного того, что человек выслушивает это ведическое произведение (Бхагаватам)> в нем сразу же пускает ростки желание преданно и любовно служить Господу Кршне, Верховной личности Господа, и желание это заливает огонь скорби, иллюзии и страха*. {Шрпмад-Бхагаватам 1.2.17 1.7.7)

До сравнительно недавнего времени, характеризующегося все увеличивающимся влиянием западной культуры, практиче-ски главное место в духовной культуре Индии занимала крщна-лила. Даже и сейчас эпизоды из развлечений Кршны беспрестанно пересказываются, ставятся на сцене, о них поют в песнях и их изображают в танцах, т.е. они описываются всеми доступными средствами выражения. Священные годов-щины рождения Господа Кршны и Его деяний с большой пыш-ностью празднуются в течение всего года молодыми и старыми, образованными и неграмотными, богатыми и бедными во всех городах и деревнях Индии. Кроме того, величайшие литератур-ные шедевры нескольких последних веков в Индии — Гита-Говинда Джайадевы на санскрите, стихи Билвамангалы (Сура-дасы) и Мирабхай на хинди, стихи Видйапати и Чандидасы на бенгали, пьесы Рупы Госвамй на санскрите — прославляют Кршну как проказливого и пленительного ребенка и как возлюбленного гопи (юных пастушек).

Данная книга — это самое исчерпывающее описание раз-влечений Кршны, доступное сейчас западному миру. В каждой из восьмидесяти девяти историй в легкодоступной форме короткого рассказа излагается один эпизод из жизни Шри Кршны. Эта книга — плод учености и преданной любви к Господу Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупа-ды, самого выдающегося в современном мире учителя ведичес-ской религии и философии. Шрила Прабхупада принадлежит к парампаре Шри Чаитанйи Махапрабху, чье движение санкпртаны в шестнадцатом веке вызвало общее возрождение кршна-бхакти, что, в свою очередь, сыграло большую роль в формировании религиозного сознания современной Индии. Шрйла Прабхупада снабдил данную книгу плавными коммен­тариями, которые помогут западному читателю разобраться в понятиях, чуждых его культурному и интеллектуальному окру­жению. Проникающие в самую суть комментарии автора, изящно вплетенные в основную ткань рассказов, способствуют течению повествования, снабжая там, где это необходимо, важной дополнительной информацией.

Каждый найдет в этой важной книге что-то свое. Она будет прекрасным учебником для студентов, изучающих религию, философию и культуру Востока, ибо она предлагает такой глубокий многоплановый обзор индийской культуры и фило­софии, какого мы обычно не находим во второстепенных исторических и антропологических трудах. В этой книге сту­денты, изучающие искусство, литературу, музыку и танцы Индии, откроют источник сюжетов, которые веками питали и обогащали классические ведические искусства. Эта книга даст студентам, изучающим всемирную литературу, редкую воз­можность исследовать одно из классических произведений индийской религиозной литературы в легкочитаемом и до­ступном русском издании. Философы и теологи найдут в ней неистощимый источник идей, касающихся первичной приро­ды реальности и науки Абсолютной истины. Для тех же, кто любит читать всяческие истории, она будет освежающим отдыхом от обычной литературы. Самые ценные результаты внимательное чтение этой книги принесет тем, кто ищет истинной научной основы духовной жизни. Содержание книги отвлечет читателя от банальных общеизвестных предметов и побудит его принять участие в волшебном путешествии. То, что он увидит в начале, может показаться ему чужим и непонятным. Но по мере того, как наш путешественник постепенно пересечет все этнические и эгоцентрические гра­ницы, он обнаружит, что вступил в трансцендентное царство вне пространства и времени, царство, где все видится в свете Верховного Абсолюта, который есть вечный трансцендентный юноша, конечная цель знания и высшая цель жизни.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий