Введение

Прежде чем попытаться написать эту книгу, я хочу выразить почтение моему духовному учителю Ом Вишнупаде Парама-хамее Паривраджахачарйи Аштоттара-Шате 1Йрй Шрймад Бхакгисшщхаяте Сарасватй Госвамй Махарадже ПрабхупЭде. Затем я хочу выразить почтение океану милости, Господу Шрй Кршне Чаитанйе Махапрабху. Он — Верховная личность Господа, Сам Кршна, явившийся в образе бхакты идя того, чтобы распространить высочайшие принципы преданного служения. Господь Чаитанйа начал проповедовать в области, которая называется Гаудадехпа (Западная Бенгалия). И поскольку я принадлежу к Мадхва-Гаудийа-сампрадайе, я должен поэтому выразить свое почтение нашей парампаре. Мадхва-Гаудийа-сампрадайу также называют Брахма-сампрадайа, потому что эта парампара началась от Брахмы. Брахма преподал это знание мудрецу Нараде, Нарада — Виасадеве, Виасадева — Мадхве Муни, или Мадхвачарие. Мадхавендра Пури, положивший начало Мадхва-Гаудийа-сампрадайе, принадлежал к парампаре Мадхвачарйи; у него было множество прославленных учеников — и ведущих жизнь саннйаси (т.е. жизнь в отречении), и семейных людей, таких, как Нитйананда Прабху, Адваита Прабху, Йшвара Пурй. Йшвара Пурй был духовным учителем Господа Чаитанйи Махапрабху. Так давайте^ же выразим почтение Йшваре Пурй, Нитйананде Прабху, Шрй Адваите Ачарйе Прабху, Шрйвасе Паидиту л Шрй Гададхаре Пандиту. Затем давайте выразим почтение Саару пе-Дамода-ре, который был личным секретарем Господа Чаитанйи Маха-прабху; а также выразим почтение Шрй Васудеве Датте и вечному спутнику Господа Чаитанйи Шрй Говинде, и личному другу Господа Чаитанйи Мукунде, а также Мурари Гупте. А также давайте выразим почтение шести Госвамй Врндаваны — Шрй Руле Госвамй; Шрй Санатане Госвамй, Шрй Рагхунатхе Бхаттс Госвамй, Шрй Гоп&ле Бхатте Госзамй, Шрй Джйве Госвамй и Шрй Рагхунатхе Дасе Госвамй.

Сам Кршна объяснял в Бхагавад-Гпте, что Он — Верховная личность Господа. Как только начинают возникать нарушения в- регулирующих принципах религиозной жизни людей и начинает преобладать неправедная деятельность, Он является на эту землю. Другими словами, когда Господь Шрй Кдшна явился, была нужда л том, чтобы уменьшить бремя греховной деятельности, лежавшее на этой планете или на этой вселенной. Господь Маха-Вишну, полная часть Кршны, отвечает за все, что происходит в материальном Творении.


Когда Господь нисходит, воплощение исходит из Вишну. Махй-Вишну есть изначальная причина материального творения, и из Него распространяется Гарбходакашайи Вишну, а затем Кшйродакашайи Вишну. Обычно все воплощения, являющиеся в этой материальной вселенной, есть полные экспансии, исходящие из Кщиродлкашайи Вишну. Поэтому это не дело Самого Кр.пшы, Верховной личности Господа, уменьшать бремя греховной деятельности, лежащее на этой земле. Но когда Кршна является, все экспансии Вишну также присоединяются к Нему. Различные экспансии Кршны, а именно: Нарайана, четверная экспансия Васудева, Санкаршана, Пра-дйумна и Анируддха, а также частичная полная экспансия Матсйа, или воплощение рыба, и другие пуса-татары (воплощения, являющиеся в определенную эпоху), и маивантара-аватйры, воплощения Ману — все они собираются вместе и являются вместе с Крцшой, Верховной личностью Господа.

Кршна есть полное целое, и все полные экспансии и воплощения всегда пребывают с Ним.

Когда Кршна явился, Господь Вишну также был с Ним. Кршна на самом деле приходит для того, чтобы явить Свои развлечения во Врндаване, привлечь к Себе счастливые обусловленные души и пригласить их вернуться домой, назад к Господу. Его сражения с демонами происходили одновременно с Его развлечениями во Врндаване, и участвовала в них только Вишну-экспансия Кршиы.

В Бхагавад-гйте, в главе восьмой, стихе двадцатом, говорится, что существует другая, вечная природа, духовное небо, трансцендентное к этой проявленной и непроявленной материи. Проявленный мир можно увидеть в форме множества звезд и планетных систем, таких, как солнце, луна и прочее, но, кроме этого, существует непроявленная часть, к которой никто не может приблизиться, пребывая в этом теле. А над этой непроявленной материей находится духовное царство. Это царство описывается в Бхагавад-гпте как верховное и вечное. Оно никогда не уничтожается. Эта материальная природа то создается, то разрушается. Но другая часть, духовная природа, остается так, как она есть, вечно.

Верховная обитель Личности Господа Кр.щны также описывается в Брахма-самхите как обитель чинтамауи. В этой обители Господа Кршны, называемой Голока Врндавана, множество дворцов, сделанных из философского камня. Там есть деревья, называемые деревьями желаний, и коровы, которых называют сурабхи. Господу служат там сотни и тысячи богинь процветания. Имя Его — Говинда, Изначальный Господь, и Он — причина всех причин. Там Господь играет на Своей свирели, глаза Его подобны лепесткам лотоса, а цветом тела Он напоминает грозовое облако. Волосы Его украшены павлиньим пером. Он так привлекателен, что превосходит тысячи Купидонов. Господь Кршна в Гите лишь слегка касается Своей личной обители, которая есть высшая планета в духовном царстве. Но в Шрймад-Бхйгаватам Кршна непосредственно появляется со всеми Своими атрибутами и являет Свои развлечения во Врндаване, затем в Матхуре, а затем в Двйраке. Все Его деяния одно за другим описываются в этой книге.


Семья, в которой явился Кршна, относится к династии Иаду. Эта династия Йаду принадлежит к роду, нисходящему от Сомы, бога с планеты луны. Есть два царских рода кшатрий, один ведется от царя луны, а другой — от царя солнца. Когда Верховная личность Господа нисходит, Он обычно появляется в семье кшатрий, поскольку Ему нужно восстановить религиозные принципы, или праведную жизнь. В ведическом обществе кшатрийи были защитниками человечества. Когда Верховная личность Господа пришел как Господь Рамачандра, Он появился в роду, происходящем от бога солнца, и называемом Рагху-вамша; а когда Он появился как Господь Кршна, это было в роду Йаду-вамша. В главе двадцать четвертой Песни девятой Шрпмад-Бхагаватам приводится длинный перечень царей Йаду-вайши. Все они были великими и могущественными царями. Имя отца Кр.щны было Васудева, сын Шурасены, потомок династии Йаду. В действительности, Верховная личность Господа не принадлежит к какой-либо династии этого материального мира, но род, в котором Верховная личность Господа является, Его милостью прославляется. Например, сандаловое дерево привозят из Малайи. У сандалового дерева есть свои собственные качества, но поскольку случайно дерево это в основном произрастает в Малайе, его называют малайским сандаловым деревом. Кршна, Верховная личность Господа, также принадлежит каждому, но как солнце восходит на востоке, хотя есть другие стороны света, где оно могло бы взойти, так и по собственному выбору Господь является в определенном роду и тем прославляет этот род.

Когда Кршна является, все Его полные экспансии также являются вместе с Ним. Кршна явился вместе с Баларамой (Баладевой), который известен как Его старший брат. Балара-ма есть источник Санкаршаны, четверной экспансии. Балара-ма также — полная экспансия Кршны. В этой книге будет сделана попытка показать, как Кршна пришел на землю, родившись в династии Йаду, и как Он явил Свои трансцендентные качества. Это очень живо описано в Шрпмад-Бхагаватам, в Песни десятой, и Шрпмад-Ьхпгаватам — основа данной книги.

Освобожденные души обычно слушают о развлечениях Господа и наслаждаются этим. Обусловленным же душам нравится читать придуманные истории о материальных занятиях какого-нибудь обычного человека. Повествования, в которых описываются трансцендентные деяния Господа, мы находим в Шрймад-Бхагаватам и других Пурацах. Но обусловленные души все же предпочитают читать обычные истории. Им не так интересно изучать описания развлечений Господа Кршны. И все же описания развлечений Господа Кр.щны так привлекательны, что читать их доставляет наслаждение любой категории людей. Существует тра категории людей в этом мире. К первой категории относятся освобожденные души, ко второй — те, кто пытается освободиться, а х третьей — материалисты. Все равно, освобожденная ли душа человек, или же он пытается освободиться, или он просто грубый материалист, ему стоит изучить развлечения Господа Кршны.

Освобожденные души не интересуются материалистической деятельностью. Имперсоналистская теория, что после освобождения живое существо становится бездеятельным, и ему нет нужды слушать что-нибудь, не доказывает, что освобожденная личность действительно бездеятельна. Живая душа не может быть бездеятельной. Она либо деятельна в обусловленном состоянии, либо в освобожденном состоянии. Например, больной человек также деятелен, но всякая деятельность для него болезненна. Тот же самый человек, выздоровев, тоже деятелен, но в здоровом состоянии деятельность его приносит ему удовольствие. Так и имперсоналистам удается освободиться от деятельности в нездоровом, обусловленном состоянии, но у них нет знания о деятельности в здоровом состоянии. Те, кто действительно освобождены и обладают полным знанием, слушают о деяниях Кршны; такое занятие чисто духовно.

Для тех, кто действительно освобождены, необходимо слушать о развлечениях Кршны. Для того, кто в освобожденном состоянии, это сюжет, приносящий наивысшее наслаждение. Также и для тех, кто пытается достичь освобождения, если они слушают такие повествования, как Бхагавад-гпта и Шрпмад-Бхйгаватам, это расчищает путь к освобождению. Бхагавад-гйту следует изучать перед Шрпмад-Бхагаватам. Изучая Гиту, человек полностью осознает положение Господа Кршны; а когда он находятся у лотосных стоп Кршны, он понимает рассказы о Кршне, как они даются в Шрймад-Бхагаватам. Поэтому Господь Чаитанна говорил Своим последователям, что их дело — распространять Кршуа-катху.


Кршна-катха означает — рассказы о Кршне. Существует два вида Кр.щна-катхи: истории, рассказанные Кршной, и истории о Кршне. Бхагавад-гита — это повествование, или философия, или наука о Боге, и исходит она из уст Самого Кршны. Шримад-Бхагаватам повествует о деяниях и трансцендентных развлечениях Кршны. И то и другое есть Кршна-катха. Господь Чаитанйа наказал распространять Кршна-катху по всему миру, потому что, если обусловленные души, испытывающие страдания материального существования, обращаются к Кршна-катхе, перед ними открывается прямая дорога к освобождению. Цель написания этой книги, главным образом, в том, чтобы побудить людей попять Кршну или Кдщна-катху, ибо благодаря этому они могут освободиться из материального рабства.

Кршна-катха очень привлекательна даже для самых материалистических людей, потому что развлечения Кнцшы с гопп (пастушками) в точности напоминают любовные истории девушек и юношей в этом материальном мире. В действительности, половое желание, которое мы находим в человеческом обществе, не есть что-то неестественное, потому что это же самое половое желание наличествует в изначальной Личности Господа. Энергию наслаждения зовут Шрйматй Радхаранй. Любовное влечение на основе полового желания есть изначальная черта Верховной личности Господа, и мы, обусловленные души, будучи неотъемлемыми частичками Всевышнего, также испытываем такие чувства, но в извращенном, неполном виде. Поэтому, когда люди, которых привлекают половые удовольствия в этом материальном мире, услышат о развлечениях Кршны с гопи, они испытают трансцендентное наслаждение, хотя это и кажется материальным. Преимущество здесь в том, что они постепенно поднимутся до духовного уровня. В Бхагаватам говорится, что если человек со смирением и от авторитетного рассказчика слушает о развлечениях Господа Кршны с гопи, то он поднимется до уровня трансцендентного любовного служения Господу, и материальный недуг вожделения в его сердце будет совершенно побежден. Другими словами, это перевесит материальное половое влечение.

Кршна притягиеаст освобожденные души и тех, кто пытается освободиться, а также грубых обусловленных материалистов. По словам Махараджи Парикшита, который услышал о Кр.тпне от Шукадевы Госвами,Кршпа-катха одинаково подходит каждому человеку, в каком бы состоянии жизни он ни был. Каждый в высшей степени оценит ее. Но Махараджа Парик-шит также предупреждал, что люди, занятые лишь тем, что убивают животных и самих себя, возможно, не будут слишком привлечены Кршна-катхой. Другими словами, она, безусловно, привлечет обычных людей, следующих регулирующим принципам морали, указанным в писаниях, на какой бы стадии жизни они ни находились, но не тех, кто убивает себя. Шрпмад-Бхагаватам в этой связи употребляет слово пашу-гхна, что значит „убивать животных или убивать себя". Люди, которые не осознают своей истинной сущности и не интересуются духовным осознанием, убивают себя; они совершают самоубийство. Эта человеческая форма жизни специально предназначена для самоосознания и потому, пренебрегая этой важной частью своей деятельности, человек лишь напрасно тратит свое время, подобно животным. Поэтому он — пашу-гхна. Другое значение этого слова подразумевает тех, кто действительно убивает животных, то есть тех, кто употребляет в пищу мясо (даже мясо собак), и все они заняты тем, что убивают животных самыми разными способами, например, на охоте, или открывая бойни и прочее. Таких людей не может интересовать Кршна-катха.

Царю Парикшиту было особенно интересно слушатьКр_шна-катху, потому что он знал, что его предки, в частности его дед, Арджуна, вышли победителями из великой битвы при Курукшетре только благодаря Кршне. Мы также можем рассматривать этот материальный мир как поле битвы при Курукшетре. Все ведут суровую борьбу за существование на этом поле битвы, и на каждом шагу нас подстерегает опасность. По словам Махараджи Парикшита, поле битвы при Курукшетре было подобно огромному океану, полному опасных зверей. Его дед, Арджуна, должен был сражаться с такими великими героями, как Бхйшма, Дрона, Карна, и многими другими, которые не были обычными воинами. Таких воинов сравнивали с океанской рыбей тимингилоп. Рыба тимингила может легко проглотить огромного кита. Великие воины на поле битвы при Курукшетре могли легко проглотить множество Арджун, но, милостью Кр.шны, Арджуна смог победить их всех. Подобно тому, как человек без усилия перешагивает через лужицу воды, заполняющую отпечаток копытца теленка, так и Арджуна, милостью Кршны, смог легко перепрыгнуть через океан битвы при Курукшетре.

Махараджа Парйкшит высоко ценил деяния Кр.шны и по многим другим причинам. Кр.цгаа спас не только его деда, но и его самого. Все члены династии Куру — их сыновья и внуки на стороне Дхрдараштры, а также и те, что были на стороне Пандав, погибли в сражении при Курукшетре — все, кроме пяти братьев Пандав.  Махараджа Парйкшит был тогда в утробе своей матери. Отец его, Абхиманйу. сын Арджуны, также погиб в битве при Курукщетре, так что Махарадже Парйкщиту суждено было родиться после смерти своего отца. Когда он был в утробе матери, Ашваттхама выпустил брахмй-стру, чтобы убить ребенка. Когда матьПарйкщита Махараджи, Уттара, подошла к Кршне, Кршна, видя, что ребенку грозила опасность, вошел веелонокакВысшая душа, и спас Махараджу Парйкшита. Другое имя Махараджи Парйкшита — Вищнура-та, потому что его спас Сам Господь Вишну, когда он еще был в утробе матери.

Итак, каждый, какую бы жизнь он ни вел, должен стремиться к тому, чтобы слушать о Кршне и Его деяниях, потому что Кршна есть Верховная Абсолютная истина, Личность Господа. Он — всепривлекающ; Он пребывает в сердце каждого, а также Он существует в Своей вселенской форме. И все же, как это описывается в Бхагаеад-гпте, Он является таким, какой Он есть, в человеческом обществе лишь для того, чтобы пригласить всех в Свою трансцендентную обитель, пригласить их вернуться домой, назад к Господу. Каждый должен стремиться узнать о Крпгне, и книга эта предназначена для того, чтобы люди узнали о Кршне и извлекли наивысшее благо из этой человеческой формы жизни.

В Песни девятой 1Врпмад-1>хйгаватам Шрй Баладева описывается как сын Рохинй, жены Васудевы. У Васудевы, отца Кдшны, было шестнадцать жен, и одной из них была Рохинй, мать Баларамы. Но Балараму также описывают как сына Девакй, так как же мог Он быть и сыном Девакй и сыном Рохинй? Это был один из вопросов, которые задал Махараджа Парйкшит Шукадеве Госвамй, и на него будет дан ответ в должный срок. Махараджа Парйкшит также спросил Шукадеву Госвамй, почему Шрй Кршна сразу после Своего явления в образе сына Васудевы был тут же перенесен в дом Нанды Махараджи во Вр.ндаване, в Гокуле. Он также хотел знать, чем занимался Господь Кршна, пока Он был во Врндаване и пока Он был в Маткуре. Кроме того, его особенно интересовало, почему Кршна убил Своего дядю по матери Камсу. Камса, будучи братом матери Кршны, по положению своему стоял выше Его, так как же Кршна убил его? Также он спросил, сколько лет оставался Господь Кршна в человеческом обществе, сколько лет Он правил царством Дваракой, и сколько у Него было там жен. Цяри-кцштрипи обычно берут больше, чем одну жену,-поэтому Махараджа Парйкшит также спросил о числе Его жен. Предметом этой книги являются ответы Шукадевы Госвамй на эти и другие вопросы Махараджи Парйкшита.

Положение Махараджи Парйкшита и Шукадевы Госвамй — единственное в своем роде. Махараджа Парйкшит— как раз тот человек, который может слушать о трансцендентных развлечениях Кршкы, а Шукадева Госвамй — именно тот человек, который может описывать их. Когда возникает такое удачное сочетание, тогда Кдщна-катха тут же открывается, и люди могут извлечь из такого разговора наивысшее возможное благо.

Шукадева Госвамй вел этот рассказ, когда Махараджа Парйкшит готовился оставить свое тело, постясь на берегу Гайги. Для того, чтобы заверить Шукадеву Госвамй, что он не будет чувствовать усталости, слушая Кршна-катху, Махараджа Парйкшит прямо сказал ему: „Голод и жажда могут причинять беспокойство обычным людям, или мне, но рассказы о Кр.щне так чудесны, что человек может слушать их, не чувствуя утомления, ибо слушая их, он поднимается на трансцендентный уровень". Следует понимать, что не каждому выпадает счастье серьезно выслушиватьКршна-катху, как это было с Махараджей Парйкщитом. Он особенно внимательно выслушивал эти рассказы, ибо ожидал смерти в любое мгновение. Каждый из нас должен сознавать, что смерть может прийти в любую минуту. Эта жизнь нам вовсе не гарантирована; в любой момент мы можем умереть. Не имеет значения, молод человек или стар. Так что, прежде чем смерть придет, мы должны обрести полное сознание Кршны.

Ожидая смерти, царь Парйкшит выслушивал Шрпмад-Бхагаватам от Шукадевы Госвамй. Когда царь Парйкшит выразил свое неослабное желание слушать о Кршне, Шукадева Госвамй был очень доволен. Шукадева был самым великим из всех рассказчиков Бхагаваты, и он стал говорить о развлечениях Кршны, разрушающих все, что есть неблагоприятного в эту эпоху Кали. Шукадева Госвамй поблагодарил царя за его горячее желание слушать о Кршне и поддержал его, сказав:

„Мой дорогой царь, у тебя острый ум, поскольку ты так стремишься слушать о развлечениях Кршны". Он сказал Махарадже Парйкшиту, что выслушивание и повторение рассказов о развлечениях Кршны так благоприятно, что этот процесс очищает всех трех человек, вовлеченных в него: того, кто пересказывает трансцендентные рассказы о Кршне, того, кто выслушивает их, и того, кто вопрошает о Нем. Эти развлечения подобны водам Ранги, текущим от пальца ноги Господа Вишну: они очищают все три мира — высшие, средние и низшие планетные системы.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий