нивртта-таршаир упагийаманад
бхаваушадхач чхротрамано 'бхирамат
ка уттама-шлока-гунанувадат
пуман вираджйета вина пашугхнат
(Шрпмад-Бхагаватам 10.1.4)
В западных странах, когда кто-нибудь увидит обложку такой книги, как эта, сразу же начинает спрашивать; „А кто это, Крита? А кто эта девушка с Кршной?" и прочее.
На это не задумываясь ответим, что Кршна есть Верховная личность Господа. Почему? Потому что Он в точности отвечает описаниям Верховного существа, Господа. Другими словами, Кршна есть Господь, потому что Он — всепривлекающий. Если не соблюдается принцип всепривлекательности, то нет смысла в слове Господь. Но как может быть кто-то всепривлекающим? Прежде всего, если кто-то богат, если у него много денег, он становится очень привлекателен для большинства людей. Также и если кто-то обладает всей силой, он тоже притягивает к себе, и тот, кто прославлен, также становится привлекательным, и если кто-то очень красив, или мудр, пли не привязан ни к какой собственности, он тоже привлает.
Итак, из практического опыта мы можем заклю чить., что привлекательными бывают благодаря 1) богатству, 2) силе. 3) славе, 4) красоте, 5) мудрости и 6) отрешенности.
Следует понимать, что тот, кто обладает всеми шестью этими совершенствами одновременно, и кто обладает ими в беско нечной степени, есть Верховная личность Господа. Эти совершенства Господа были описаны Парашарой Муни, вели ким ведическим авторитетом.
Мы видели множество богатых людей, множество сильных людей, множество знаменитых людей, множество красивых людей, множество ученых людей и людей, ведущих жизнь в отречении, не привязанных к материальной собственности. Но никто во всей истории человечества никогда не был так, как Кршна, одновременно бесконечно богат, могущественен, про славлен, красив, мудр и отрешен. Кршна, Верховная личность Господа — это историческая личность, появившаяся на этой земле пять тысяч лет назад, Он оставался на земле в течение ста двадцати пяти лет и вел Себя так, как будто был обычным человеком, но деяния Его — единственные в своем роде. Его деяния с самого момента Его явления и до момента Его ухода не могут сравниться ни с чем в мировой истории, и потому любой, кто знает, что мы подразумеваем под словом Господь, примет Крщну как Верховную личность Господа. Нет никого, равного Господу, и нет никого, более великого, чем Он. Таков смысл известного выражения „Бог велик*.
Разные категории людей по-разному говорят о Боге, но ведическая литература, и все великие ачарйи, истинные авто ритеты, сведущие в науке о Боге, такие, как йчарйи Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Вишнусвами, Господь Чаитанйа и те, жто следуют за ними в парампаре, единодушны в том, что Кршна есть Верховная личность Господа. Что касается нас, последо вателей ведической цивилизации, мы принимаем ведическую историю всей вселенной, состоящей из различных планетных систем, которые называются Сваргалоки, или высшие планет ные системы, Мартйалоки, или средние планетные системы, и Паталалоки, или низшие планетные системы. Современные историки этой земли не могут представить исторических свидетельств событий, происходивших раньше, чем пять тысяч лет назад, а антропологи говорят, что сорок тысяч лет назад Но то шргепз еще не появился на этой планете, потому что эволюция еще не достигла этой точки. Но ведические произве дения, Пурины и Махабхарата, представляют собой историю людей, уходящую в прошлое на миллионы и миллиарды лет.
Например, в этих произведениях пересказывается история явлений и уходов Кршны миллионы и миллиарды лет назад. В четвертой главе Бхагавадгиты Кршна говорит Арджуне, что и Он Сам* и Арджуна рождались много раз прежде, и что Он (Кршна) помнит обо всех Своих рождениях, Ардасуна же — нет. Это показывает разницу между знанием Кршшы и знанием Арджуны. Возможно, Арджуна был великим воином, хорошо образованным членом династии Куру, но, в конце концов, он был обычным человеком.— Кршна же, Верховная личность Господа, обладает безграничным знанием. Поскольку Кршна обладает безграничным знанием, память Его тоже безгранична.
Знание Кршны так совершенно, что Он помнит обо всем, что происходило во время Его явлений миллионы и миллиарды лет назад, но память и знание Арджуны ограничены временем и пространством, ибо он — обычный человек. В четвертой главе Кршна говорит, что помнит, как преподавал уроки Бхагавад-гиты богу солнца Вивасвану несколько миллионов лет назад.
В наше время стало модой среди атеистов пытаться стать Богом, следуя какому-либо мистическому процессу. Обычно атеисты заявляют, что могут стать Богом силой своего вообра жения или благодаря тому, что они хорошо владеют искус ством медитации. Но Кршна — не такой Бог. Он не становится Богом посредством какого-нибудь мистического медитатив ного процеса, как не становятся Он Богом и благодаря тому, что проходит через суровые испытания мистической йоги. Короче говоря, Он никогда не становится Богом, потому что Он — Господь при всех обстоятельствах.
В тюрьме Своего дяди по матери Камсы, куда были заточены Его отец и матьу Кршна, выйдя из чрева Своей матери, явился в образе четырехрукого Вишну-Нарайаны. Затем Он вновь при нял облик ребенка и попросил Своего отца отнести Его в дом Нанды Махараджи и его жены Йашоды. Когда Кршна был еще младенцем, огромная ведьма Путанй пыталась убить Его, но имеете с молоком из ее груди Он выпил и ее жизнь. Такова разница между истинным Господом и богом, сделанным на какой-нибудь „мистической фабрике".
У Кршны не было возможности заниматься мистической йогой, но все же Он проявлял Себя как Верховная личность Господа на каждом шагу — в раннем детстве, в отрочестве и в юности. В данной книге описываются все Его деяния в образе человека. Хотя Кршна играет роль человека, Он всегда сохраняет Свою сущность Верховной личности Господа. Поскольку Кршна — всепривлекающий, человеку следует знать, что все его желания нужно сосредоточивать на Кршне. В Бхагавад-гите говорится, что отдельный человек — хозяин тела, но Кршна, Высшая душа, пребывающая в сердце каждо го, есть высший хозяин каждого индивидуального тела. По этому, если мы сосредоточим наше естественное желание любить на одном лишь Кршне, сразу же установится всеобщая любовь, единство и мир. Поливая корни дерева, человек тем самым поливает ветки, листья и цветы его; когда человек обеспечивает желудок едой, он удовлетворяет все части тела.
Искусство сосредоточения своего внимания и своей любви на Всевышнем называется сознанием Кршны. Мы основали это Движение сознания Кршны, чтобы каждый мог удовлетворить свою склонность любить других, просто направляя свою любовь на Кршну. Все люди в мире горячо желают удовлетво рить дремлющую в них склонность к тому, чтобы любить других, но изобретение различных методов, таких, как альтруизм, филантропия, национализм и все прочее, предназначенное для мира и процветания человечества, бесполезно и несет лишь неудовлетворенность, потому что нам совершенно неизвестно искусство любить Кршну. Обычно люди думают, что могут обрести счастье, строго следуя моральным принципам и религиозным обрядам. Другие думают, что счастья можно достичь благодаря материальному процветанию, а третьи думают, что счастье — в чувственных наслаждениях. Но в действительности люди могут быть счастливы лишь любовью к Кршне.
Кршна может в совершенстве удовлетворять наклонность человека любить в различных расах (что значит „отношения, имеющие различный вкус, причем вкус этот сладок"). Есть двенадцать основных любовных отношений. Можно любить Кршну как высшее неизвестное, как высшего хозяина, высшего друга, высшее дитя и высшего возлюбленного. Это пять главных любовных рас. Можно также любить Кршну косвен ным образом, в семи других расах, которые по видимости отличаются от пяти главных рас. Но в конечном счете, если человек просто удовлетворяет дремлющее в нем стремление любить, любя Кршну, жизнь его будет успешной. Это не выдумка, но реальность, которую можно осознать, применив на практике. Человек может непосредственно ощутить, как любовь к Кршне влияет на его жизнь.
В девятой главе Бхагавад-гиты эта наука сознания Крщны называется царем всего знания, царем всего сокровенного и высшей наукой трансцендентного осознания. И все же мы можем непосредственно ощутить результаты этой науки со знания Кршны, ибо процесс этот очень легок и приносит большое удовольствие. Обретенное нами хотя бы до некото рой степени сознание Крщны навечно останется с нами, ибо не уничтожается ни при каких обстоятельствах. Доказано уже, что современная — запутавшаяся и неудовлетворенная — молодежь в западных странах непосредственно ощущает результаты сосредоточения своего стремления любить на Крщне и только Кршне.
Известно, что если человек живет в строгом воздержании и совершает множество жертвоприношений, но не пробуждает свою дремлющую любовь к Кршне, все его воздержание считается бесполезным. С другой стороны, для того, кто пробудил свою дремлющую любовь к Кршне, что пользы в воздержании и покаяниях?
Движение сознания Кршны — это бесценный дар Господа Чаитанйи падшим душам этой эпохи. Это очень простой метод, который применяется в последние четыре года в западных странах, и нет сомнения в том, что это Движение может удовлетворить дремлющее в человеке стремление любить. Эта книга написана для того, чтобы поддержать Движение созна ния Крщны в западном мире. Это трансцендентное произведе ние опубликовано в двух частях со множеством иллюстраций. Людям нравится читать разные истории, чтобы убить время и потратить свою энергию. Теперь они могут направлять эту склонность на Кршну. Результатом этого будет вечное удовле творение души, и это верно как для отдельных людей, так и для всего человечества.
В Бхагавад-гите говорится, что даже небольшое усилие на пути сознания Кршны может спасти человека от величайшей опасности. Можно привести сотни тысяч примеров людей, которые избежали величайших опасностей в жизни благодаря их небольшому продвижению по пути сознания Кршны. Поэтому мы просим каждого извлечь для себя урок из этого великого трансцендентного произведения. Вы найдете, что страницы его одна за другой будут открывать вам необозримое сокровище знания в искусстве, науке, литературе, философии и религии и, в конечном счете, в том, кто прочтет эту книгу, пробудится любовь к Господу.
Я благодарю Шримана Джорджа Харрисона, который теперь повторяет мантру Харе Кршна, за его щедрый вклад в размере девятнадцати тысяч долларов, покрывший все расходы по изданию этой книги. Да ниспошлет Кршна дальнейшее про движение в сознании Кршны этому славному юноше.
И, наконец, мои вечные благословения Шриману Шиамасундаре дасе адхикари, Шриману Брахмананде дасе брахма-чари, Шриману Хайагриве дасе адхикари у Шриману Сатсава рупе дасе адхикари, Шримати Девахуги-деви, Шримати Джа-дурани даси, Шриману Муралидхаре дасе брахмачари, Шриману Бхарадвадже дасе адхикари, Шриману Прадиумне дасе адхикари и другим за их усердный труд, благодаря которому эта книга с успехом вышла в свет.
Харе Кршна.
День появления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
26 февраля 1970г
А.Ч.Бхактиведанта Свами
бхаваушадхач чхротрамано 'бхирамат
ка уттама-шлока-гунанувадат
пуман вираджйета вина пашугхнат
(Шрпмад-Бхагаватам 10.1.4)
В западных странах, когда кто-нибудь увидит обложку такой книги, как эта, сразу же начинает спрашивать; „А кто это, Крита? А кто эта девушка с Кршной?" и прочее.
На это не задумываясь ответим, что Кршна есть Верховная личность Господа. Почему? Потому что Он в точности отвечает описаниям Верховного существа, Господа. Другими словами, Кршна есть Господь, потому что Он — всепривлекающий. Если не соблюдается принцип всепривлекательности, то нет смысла в слове Господь. Но как может быть кто-то всепривлекающим? Прежде всего, если кто-то богат, если у него много денег, он становится очень привлекателен для большинства людей. Также и если кто-то обладает всей силой, он тоже притягивает к себе, и тот, кто прославлен, также становится привлекательным, и если кто-то очень красив, или мудр, пли не привязан ни к какой собственности, он тоже привлает.
Итак, из практического опыта мы можем заклю чить., что привлекательными бывают благодаря 1) богатству, 2) силе. 3) славе, 4) красоте, 5) мудрости и 6) отрешенности.
Следует понимать, что тот, кто обладает всеми шестью этими совершенствами одновременно, и кто обладает ими в беско нечной степени, есть Верховная личность Господа. Эти совершенства Господа были описаны Парашарой Муни, вели ким ведическим авторитетом.
Мы видели множество богатых людей, множество сильных людей, множество знаменитых людей, множество красивых людей, множество ученых людей и людей, ведущих жизнь в отречении, не привязанных к материальной собственности. Но никто во всей истории человечества никогда не был так, как Кршна, одновременно бесконечно богат, могущественен, про славлен, красив, мудр и отрешен. Кршна, Верховная личность Господа — это историческая личность, появившаяся на этой земле пять тысяч лет назад, Он оставался на земле в течение ста двадцати пяти лет и вел Себя так, как будто был обычным человеком, но деяния Его — единственные в своем роде. Его деяния с самого момента Его явления и до момента Его ухода не могут сравниться ни с чем в мировой истории, и потому любой, кто знает, что мы подразумеваем под словом Господь, примет Крщну как Верховную личность Господа. Нет никого, равного Господу, и нет никого, более великого, чем Он. Таков смысл известного выражения „Бог велик*.
Разные категории людей по-разному говорят о Боге, но ведическая литература, и все великие ачарйи, истинные авто ритеты, сведущие в науке о Боге, такие, как йчарйи Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Вишнусвами, Господь Чаитанйа и те, жто следуют за ними в парампаре, единодушны в том, что Кршна есть Верховная личность Господа. Что касается нас, последо вателей ведической цивилизации, мы принимаем ведическую историю всей вселенной, состоящей из различных планетных систем, которые называются Сваргалоки, или высшие планет ные системы, Мартйалоки, или средние планетные системы, и Паталалоки, или низшие планетные системы. Современные историки этой земли не могут представить исторических свидетельств событий, происходивших раньше, чем пять тысяч лет назад, а антропологи говорят, что сорок тысяч лет назад Но то шргепз еще не появился на этой планете, потому что эволюция еще не достигла этой точки. Но ведические произве дения, Пурины и Махабхарата, представляют собой историю людей, уходящую в прошлое на миллионы и миллиарды лет.
Например, в этих произведениях пересказывается история явлений и уходов Кршны миллионы и миллиарды лет назад. В четвертой главе Бхагавадгиты Кршна говорит Арджуне, что и Он Сам* и Арджуна рождались много раз прежде, и что Он (Кршна) помнит обо всех Своих рождениях, Ардасуна же — нет. Это показывает разницу между знанием Кршшы и знанием Арджуны. Возможно, Арджуна был великим воином, хорошо образованным членом династии Куру, но, в конце концов, он был обычным человеком.— Кршна же, Верховная личность Господа, обладает безграничным знанием. Поскольку Кршна обладает безграничным знанием, память Его тоже безгранична.
Знание Кршны так совершенно, что Он помнит обо всем, что происходило во время Его явлений миллионы и миллиарды лет назад, но память и знание Арджуны ограничены временем и пространством, ибо он — обычный человек. В четвертой главе Кршна говорит, что помнит, как преподавал уроки Бхагавад-гиты богу солнца Вивасвану несколько миллионов лет назад.
В наше время стало модой среди атеистов пытаться стать Богом, следуя какому-либо мистическому процессу. Обычно атеисты заявляют, что могут стать Богом силой своего вообра жения или благодаря тому, что они хорошо владеют искус ством медитации. Но Кршна — не такой Бог. Он не становится Богом посредством какого-нибудь мистического медитатив ного процеса, как не становятся Он Богом и благодаря тому, что проходит через суровые испытания мистической йоги. Короче говоря, Он никогда не становится Богом, потому что Он — Господь при всех обстоятельствах.
В тюрьме Своего дяди по матери Камсы, куда были заточены Его отец и матьу Кршна, выйдя из чрева Своей матери, явился в образе четырехрукого Вишну-Нарайаны. Затем Он вновь при нял облик ребенка и попросил Своего отца отнести Его в дом Нанды Махараджи и его жены Йашоды. Когда Кршна был еще младенцем, огромная ведьма Путанй пыталась убить Его, но имеете с молоком из ее груди Он выпил и ее жизнь. Такова разница между истинным Господом и богом, сделанным на какой-нибудь „мистической фабрике".
У Кршны не было возможности заниматься мистической йогой, но все же Он проявлял Себя как Верховная личность Господа на каждом шагу — в раннем детстве, в отрочестве и в юности. В данной книге описываются все Его деяния в образе человека. Хотя Кршна играет роль человека, Он всегда сохраняет Свою сущность Верховной личности Господа. Поскольку Кршна — всепривлекающий, человеку следует знать, что все его желания нужно сосредоточивать на Кршне. В Бхагавад-гите говорится, что отдельный человек — хозяин тела, но Кршна, Высшая душа, пребывающая в сердце каждо го, есть высший хозяин каждого индивидуального тела. По этому, если мы сосредоточим наше естественное желание любить на одном лишь Кршне, сразу же установится всеобщая любовь, единство и мир. Поливая корни дерева, человек тем самым поливает ветки, листья и цветы его; когда человек обеспечивает желудок едой, он удовлетворяет все части тела.
Искусство сосредоточения своего внимания и своей любви на Всевышнем называется сознанием Кршны. Мы основали это Движение сознания Кршны, чтобы каждый мог удовлетворить свою склонность любить других, просто направляя свою любовь на Кршну. Все люди в мире горячо желают удовлетво рить дремлющую в них склонность к тому, чтобы любить других, но изобретение различных методов, таких, как альтруизм, филантропия, национализм и все прочее, предназначенное для мира и процветания человечества, бесполезно и несет лишь неудовлетворенность, потому что нам совершенно неизвестно искусство любить Кршну. Обычно люди думают, что могут обрести счастье, строго следуя моральным принципам и религиозным обрядам. Другие думают, что счастья можно достичь благодаря материальному процветанию, а третьи думают, что счастье — в чувственных наслаждениях. Но в действительности люди могут быть счастливы лишь любовью к Кршне.
Кршна может в совершенстве удовлетворять наклонность человека любить в различных расах (что значит „отношения, имеющие различный вкус, причем вкус этот сладок"). Есть двенадцать основных любовных отношений. Можно любить Кршну как высшее неизвестное, как высшего хозяина, высшего друга, высшее дитя и высшего возлюбленного. Это пять главных любовных рас. Можно также любить Кршну косвен ным образом, в семи других расах, которые по видимости отличаются от пяти главных рас. Но в конечном счете, если человек просто удовлетворяет дремлющее в нем стремление любить, любя Кршну, жизнь его будет успешной. Это не выдумка, но реальность, которую можно осознать, применив на практике. Человек может непосредственно ощутить, как любовь к Кршне влияет на его жизнь.
В девятой главе Бхагавад-гиты эта наука сознания Крщны называется царем всего знания, царем всего сокровенного и высшей наукой трансцендентного осознания. И все же мы можем непосредственно ощутить результаты этой науки со знания Кршны, ибо процесс этот очень легок и приносит большое удовольствие. Обретенное нами хотя бы до некото рой степени сознание Крщны навечно останется с нами, ибо не уничтожается ни при каких обстоятельствах. Доказано уже, что современная — запутавшаяся и неудовлетворенная — молодежь в западных странах непосредственно ощущает результаты сосредоточения своего стремления любить на Крщне и только Кршне.
Известно, что если человек живет в строгом воздержании и совершает множество жертвоприношений, но не пробуждает свою дремлющую любовь к Кршне, все его воздержание считается бесполезным. С другой стороны, для того, кто пробудил свою дремлющую любовь к Кршне, что пользы в воздержании и покаяниях?
Движение сознания Кршны — это бесценный дар Господа Чаитанйи падшим душам этой эпохи. Это очень простой метод, который применяется в последние четыре года в западных странах, и нет сомнения в том, что это Движение может удовлетворить дремлющее в человеке стремление любить. Эта книга написана для того, чтобы поддержать Движение созна ния Крщны в западном мире. Это трансцендентное произведе ние опубликовано в двух частях со множеством иллюстраций. Людям нравится читать разные истории, чтобы убить время и потратить свою энергию. Теперь они могут направлять эту склонность на Кршну. Результатом этого будет вечное удовле творение души, и это верно как для отдельных людей, так и для всего человечества.
В Бхагавад-гите говорится, что даже небольшое усилие на пути сознания Кршны может спасти человека от величайшей опасности. Можно привести сотни тысяч примеров людей, которые избежали величайших опасностей в жизни благодаря их небольшому продвижению по пути сознания Кршны. Поэтому мы просим каждого извлечь для себя урок из этого великого трансцендентного произведения. Вы найдете, что страницы его одна за другой будут открывать вам необозримое сокровище знания в искусстве, науке, литературе, философии и религии и, в конечном счете, в том, кто прочтет эту книгу, пробудится любовь к Господу.
Я благодарю Шримана Джорджа Харрисона, который теперь повторяет мантру Харе Кршна, за его щедрый вклад в размере девятнадцати тысяч долларов, покрывший все расходы по изданию этой книги. Да ниспошлет Кршна дальнейшее про движение в сознании Кршны этому славному юноше.
И, наконец, мои вечные благословения Шриману Шиамасундаре дасе адхикари, Шриману Брахмананде дасе брахма-чари, Шриману Хайагриве дасе адхикари у Шриману Сатсава рупе дасе адхикари, Шримати Девахуги-деви, Шримати Джа-дурани даси, Шриману Муралидхаре дасе брахмачари, Шриману Бхарадвадже дасе адхикари, Шриману Прадиумне дасе адхикари и другим за их усердный труд, благодаря которому эта книга с успехом вышла в свет.
Харе Кршна.
День появления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
26 февраля 1970г
А.Ч.Бхактиведанта Свами
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий