В молитвах
Господу Нарада
Муни
не упомянул о том,
что Кришна
убьет Вьомасуру.
Это означает,
что Вьомасура
был убит
в тот же
день,
что и демон
Кеши.
Кришна
убил Кеши ранним утром, затем юные пастухи отправились пасти
коров на холм Говардхана.
Там-то Кришна и сразил Вьомасуру. Оба демона были убиты утром.
Камса попросил Акруру приехать во Вриндаван к вечеру. Выпол-
няя его просьбу, Акрура на следующее утро выехал на колеснице
во Вриндаван. Акрура был великим преданным Господа и по пу-
ти стал возносить Господу молитвы. Преданные всегда погружены
в мысли о Господе, и Акрура все время думал о том, как прекрас-
ны глаза Кришны, подобные лепесткам лотоса.
Он не мог понять, за какие благие дела ему была дарована
возможность увидеть во Вриндаване в этот день Господа Кришну
и Господа Балараму. Чистый преданный всегда считает себя не-
достойным служить Кришне. Акрура тоже думал, что недостоин
представившейся ему чудесной возможности лицезреть Верховного
Господа, подобно тому как материалист недостоин того, чтобы по-
стичь науку о Боге, а представитель четвертого сословия (шудра)
недостоин изучать Веды. Но затем мысли Акруры переменились:
"Все возможно, если есть на то милость Господа, - подумал он. -
Если Кришна того пожелает, я сегодня же увижу Его. Волей слу-
чая речные волны порой прибивают травинку к берегу. Так и ми-
лость Господа порой спасает обусловленную душу, тонущую в вол-
нах материального бытия". Акрура был уверен, что сможет увидеть
Кришну, если Кришна этого захочет, и был безмерно счастлив от
того, что ему доведется встретиться с Кришной, увидеть которого
стремятся все великие йоги-мистики. Акрура не сомневался, что
сегодня он изживет все последствия своей прежней греховной жиз-
ни и что его нынешняя жизнь, в которой ему посчастливилось ро-
диться человеком, увенчается успехом. Он решил, что Камса ока-
зал ему большую милость, послав его за Кришной и Баларамой
и дав возможность увидеть Господа. Акрура знал, что в былые
времена великие мудрецы и святые освобождались от уз матери-
ального мира, стоило им увидеть сияние, исходящее от ногтей на
лотосоподобных стопах Кришны.
"На этот раз Верховный Господь явился на землю в облике че-
ловека, и мне представляется счастливая возможность воочию уви-
деть Его", - размышлял Акрура. Ему не терпелось увидеть те са-
мые лотосоподобные стопы, которые почитают великие полубоги:
Брахма, Нарада и Господь Шива. Эти стопы своим прикоснове-
нием освящали сейчас землю Вриндавана и касались груди гопи,
припудренной красной кункумой. "Какое великое счастье, - думал
Акрура, - что я сегодня же смогу увидеть лотосоподобные стопы
Кришны, Его прекрасное лицо, Его лоб и нос, украшенные зна-
ком тилака. Я увижу Его улыбку и Его вьющиеся черные во-
лосы. Справа от меня пробежали олени - это хороший знак. Се-
годня мне и в самом деле доведется лицезреть красоту духовного
царства Вишнулоки, поскольку Кришна - это Верховный Вишну,
милостиво пришедший на землю. Он - средоточие всей красоты,
поэтому сегодня мои глаза в совершенстве исполнят свое предна-
значение".
Акрура твердо знал, что Господь Кришна - это верховный из-
начальный Вишну, который, окинув взглядом материальную при-
роду, творит мироздание. Но, хотя Господь Вишну - творец ма-
териального мира, Он силой Своей внутренней энергии огражден
от влияния энергии материальной. Своей внутренней энергией Он
рассеивает тьму, царящую в материальном мире. Своей внутренней
энергией Он создал и обитателей Вриндавана. В "Брахма-самхите"
сказано, что обитель Кришны и все, что в ней есть, - это тво-
рение Его внутренней энергии. Та же самая внутренняя энергия,
которую Кришна являет на Голоке Вриндаване, действует и в зем-
ном Вриндаване, где Кришна наслаждается обществом Своих ро-
дителей, Своих друзей-пастушков и гопи. Из слов Акруры ясно,
что, поскольку Кришна неподвластен гунам материальной приро-
ды, обитатели Вриндавана, которые всегда с любовью и предан-
ностью служат Господу, тоже неподвластны им.
Акрура думал и о том, зачем Господь являет Свои непостижимые
игры. Божественные деяния, наставления, качества и игры Криш-
ны предназначены для того, чтобы сделать людей счастливыми.
Говоря между собой о божественном облике и качествах Господа,
Его лилах и окружении, люди смогут всегда оставаться в созна-
нии Кришны. Тогда во вселенной воцарятся мир и истинное бла-
годенствие. Однако без сознания Кришны человеческое общество
подобно нарядно одетому мертвецу. Мертвое тело можно нарядить
и украсить, но, поскольку оно лишено сознания, от всех этих укра-
шений не будет никакой пользы. Так и человеческое общество,
лишенное сознания Кришны, становится бесполезным и безжиз-
ненным.
"Верховная Личность Бога, Кришна, - продолжал размышлять
Акрура, - явился сейчас в одной из семей династии Яду. Религиоз-
ные заповеди - это установленные Им законы. Тех, кто соблюда-
ет эти заповеди, называют полубогами, а тех, кто их нарушает -
демонами. Господь Кришна пришел на землю для того, чтобы за-
щитить полубогов, которые всегда послушны законам Всевышнего.
И полубоги, и преданные Господа с радостью следуют Его зако-
нам, и Кришна с радостью защищает их от всех бед. В Бхагавад-
гите сказано, что слушать и пересказывать повествования о том,
как Кришна защищает преданных и убивает демонов, всегда бла-
готворно. Поэтому и преданные, и полубоги неустанно воспевают
чудесные подвиги Господа Кришны.
Верховная Личность Бога, Кришна - духовный наставник всех
духовных учителей. Он - спаситель всех падших душ и властелин
всех трех миров. Каждый, кто, умастив глаза бальзамом любви
к Богу, обрел способность видеть Его, наполняется ликованием.
Сегодня и я смогу лицезреть Верховного Господа, которого никог-
да не покидает богиня процветания, плененная Его неземной кра-
сотой. Когда я прибуду во Вриндаван и сойду с колесницы, я паду
ниц перед Верховным Господом, властелином материальной приро-
ды и всех живых существ. Лотосоподобные стопы Кришны почи-
тают все великие йоги-мистики. Я тоже отдам дань почитания Его
стопам и, как вриндаванские пастухи, стану другом Господа. Когда
я низко склонюсь перед Господом Кришной, Он, конечно же, воз-
ложит мне на голову Свою лотосоподобную руку, дарующую бес-
страшие. Он протягивает Свою руку всем обусловленным душам,
которые нашли у Него прибежище. Кришна - высшая цель жиз-
ни для тех, кто страшится материального бытия, и, когда я уви-
жу Его, Он, конечно же, дарует мне Свое покровительство. Как
я мечтаю о том, чтобы Его лотосоподобная рука коснулась моей
головы! Когда рука Кришны коснулась даров царя Индры и царя
Бали, они удостоились стать властителями вселенной. Когда Его
рука коснулась гопи, которые танцевали с Ним в танце раса, от их
усталости не осталось и следа".
Акрура мечтал о том, чтобы Кришна благословил Его прикос-
новением Своей божественной руки. Он знал, что Господь даровал
Свою милость Индре, царю небес и властителю трех миров - выс-
ших, средних и низших планет, - только за то, что Индра поднес
Ему немного воды. Махараджа Бали отдал Ваманадеве лишь столь-
ко земли, сколько тот мог покрыть тремя шагами, и тоже поднес
Ему немного воды. Ваманадева принял его дар, и благодаря этому
Махараджа Бали занял пост Индры. Когда гопи, которые танцева-
ли с Кришной в танце раса, устали, Кришна Своей рукой, благо-
ухающей, как лотос с озера Манаса-саровара, вытер жемчужные
капельки пота с их лиц - и их усталость тут же прошла. Акрура
тоже ожидал, что Кришна благословит его Своей божественной ру-
кой. Рука Кришны щедро одаривает всех, кто обратился к созна-
нию Кришны. Хочет ли человек благоденствовать в материальном
мире, как царь небес, желает ли освободиться от мук материально-
го существования, или, испытывая чистую, трансцентную лю-
бовь к Кришне, хочет лично общаться с Ним и касаться Его бо-
жественного тела - он может получить то, о чем мечтает, из рук
Кришны.
Однако Акруру смущало, что во Вриндаван его послал Камса,
враг Кришны. "Ведь я посланник Его врага", - думал он. "Вмес-
те с тем, - размышлял Акрура, - Кришна - Сверхдуша, пребы-
вающая в сердце каждого. Он должен знать и мое сердце". Хо-
тя Акрура пользовался доверием врага Кришны, сердце его было
чисто. Он был чистым преданным Господа и решился стать по-
сланником Камсы только для того, чтобы увидеть Кришну. Акру-
ра убеждал себя, что Кришна не примет его как врага, хоть он
и выступает в роли посланника Камсы. "Камса направил меня во
Вриндаван с греховным умыслом, - думал он, - но, когда я увижу
Верховного Господа, я почтительно сложу ладони и подойду к Не-
му со всем смирением. Он, конечно, будет доволен таким изъяв-
лением преданности, и, может быть, Я даже удостоюсь Его ласко-
вой улыбки и благосклонного взгляда, которые освободят меня от
всех грехов. Тогда я обрету духовное знание и испытаю ни с чем
не сравнимое духовное блаженство. Кришна знает мое сердце, и,
когда я подойду к Нему, Он, конечно же, обнимет меня. Ведь я не
только принадлежу к династии Яду - я Его близкий родственник
и Его чистый преданный. Его милостивое объятие, без сомнения,
очистит мое тело, сердце и душу от всего содеянного мной в прош-
лом и от всех последствий моих прошлых поступков. Ощутив при-
косновение Господа, я тотчас же встану перед Ним, почтительно
сложив ладони и изъявляя полную покорность. Кришна и Бала-
рама наверняка воскликнут: Акрура! Дядюшка!, - и в этот миг
я пойму, что не напрасно прожил свою жизнь. Пока человек не
будет признан Верховной Личностью Бога, он не сможет достичь
цели жизни".
Из слов Акруры ясно, что каждый должен стараться получить
от Верховной Личности Бога признание за свое служение и пре-
данность, иначе он впустую проживет жизнь в облике человека.
Как сказано в "Бхагавад-гите", Верховный Господь, Личность Бо-
га, одинаково относится ко всем. Для Него нет друзей и нет врагов.
Но Он особенно благосклонен к тем, кто служит Ему с любовью
и преданностью. В "Бхагавад-гите" также сказано, что Верховный
Господь отвечает преданному в той мере, в какой тот старается
служить Ему. Акрура думал, что Кришна, подобно древу жела-
ний на райских планетах, исполняет все желания тех, кто почита-
ет Его. Верховная Личность Бога - начало всего. Преданный дол-
жен знать, как служить Ему, и тогда он получит Его признание.
В "Чайтанья-чаритамрите" сказано, что нужно служить одновре-
менно и духовному учителю, и Кришне и таким образом совер-
шенствоваться в сознании Кришны. Служение Кришне под руко-
водством духовного учителя есть служение истинное, ибо духовный
наставник - это представитель Кришны. Шри Вишванатха Чакра-
варти Тхакур говорит, что тот, кто своим служением сумел угодить
духовному учителю, угодил и Верховному Господу. Так в государст-
венном учреждении служащий работает под руководством началь-
ника отдела. Если начальник отдела доволен его работой, служа-
щий может рассчитывать на повышение в должности и прибавку
к жалованью.
Затем Акрура подумал: "Если Кришна и Баларама будут доволь-
ны мной, Они возьмут меня за руки, отведут к Себе в дом и окажут
подобающие гостю почести. А затем непременно спросят о том,
что замышляет Камса и его друзья".
Так Акрура, сын Швапхалки, размышлял о Шри Кришне по до-
роге из Матхуры во Вриндаван. Он достиг Вриндавана к концу
дня. Время в пути пролетело незаметно. Когда Акрура подъезжал
к Вриндавану, солнце уже садилось. Ступив на вриндаванскую зем-
лю, он увидел многочисленные следы коров, а также отпечатки
стоп Господа Кришны с Его символами: флагом, трезубцем, мол-
нией и лотосом. Эти символы на подошвах божественных лотосо-
подобных стоп Господа почитают все полубоги и другие столь же
великие обитатели трех миров. Увидев отпечатки стоп Кришны,
Акрура испытал благоговейный трепет и тотчас сошел с колес-
ницы. Он проявлял все признаки экстаза: слезы лились у него из
глаз, тело трепетало. Охваченный ликованием при виде пыли, ко-
торой касались лотосоподобные стопы Кришны, Акрура упал нич-
ком и стал кататься по земле.
Поездка Акруры во Вриндаван может считаться образцом для
подражания. Каждый, кто собирается поехать во Вриндаван, дол-
жен по примеру Акруры непрерывно думать об играх и деяниях
Господа. Достигнув пределов Вриндавана, нужно тотчас осыпать
себя вриндаванской пылью, забыв о своем положении в матери-
альном мире и не заботясь о том, что подумают окружающие.
В знаменитой песне Шрилы Нароттамы даса Тхакура есть такие
слова: вишайа чхадийа кабе шуддха хабе мана - "Лишь когда мой
ум очистится от скверны, порожденной жаждой удовольствий, -
лишь тогда смогу я посетить Вриндаван". Чтобы попасть во Врин-
даван, недостаточно купить билет. Акрура на собственном приме-
ре показал нам, как достичь Вриндавана.
Приехав во Вриндаван, Акрура увидел Кришну и Балараму, ко-
торые собирались доить коров. На Кришне были желтые одежды,
а на Балараме - голубые. Глаза у Них в точности напоминали пре-
красные лотосы, распускающиеся в осеннюю пору. Оба были в са-
мом расцвете юности. Хотя чертами Они походили друг на друга,
лицо у Кришны было темное, а у Баларамы - светлое. Оба Они
служили прибежищем для богини процветания. У Них были не-
обыкновенно стройные тела, красивые руки и прекрасные черты
лица, и каждый из Них обладал силой слона. Когда Акрура подъ-
езжал к Вриндавану, он заметил на земле отпечатки подошв с фла-
гом, трезубцем, молнией и лотосом, а теперь увидел Самих Криш-
ну и Балараму. Хотя на свете не было никого могущественнее Их,
Они смотрели на него и улыбались. Видно было, что Они совсем
недавно вернулись из леса, где пасли коров, но уже успели совер-
шить омовение, надеть чистую одежду, украсить Себя гирляндами
из цветов, ожерельями из драгоценных камней и умастить санда-
лом. Акрура ощутил восторг от аромата цветов и сандаловой пас-
ты, и прежде всего от самого присутствия двух братьев. Он считал,
что ему необычайно посчастливилось, ибо он смог увидеть Криш-
ну, Верховную Личность Бога, и Балараму, Его всемогущее вопло-
щение; он знал, что Они - источник всего мироздания.
Как сказано в "Брахма-самхите", Кришна есть изначальная Лич-
ность Бога, причина всех причин. Акрура понимал, что Верховный
Господь Сам явился на землю, чтобы позаботиться о благополу-
чии сотворенного Им мира, возродить устои религии и уничтожить
демонов. Сиянием Своих тел братья рассеивали мрак, царящий
в материальном мире, и были похожи на две горы - из сапфи-
ра и серебра. Без малейшего колебания Акрура соскочил с ко-
лесницы и простерся ниц перед Кришной и Баларамой. Прикос-
нувшись к лотосоподобным стопам Верховной Личности Бога, он
ощутил неземное блаженство - дыхание его перехватило, и он не
мог говорить. Из его глаз хлынули слезы трансцентной радос-
ти. Он замер в экстазе, не способный что-либо видеть, не способ-
ный говорить. Господь Кришна, который неизменно добр к Своим
преданным, собственной рукой поднял Акруру и обнял его. Было
видно, что Он очень доволен им. Баларама тоже обнял Акруру.
Взяв гостя за руки, Кришна и Баларама отвели его в Свои покои
и, удобно усадив, принесли воды, чтобы омыть ему ноги. Затем
Они напоили его молоком с медом. Кришна и Баларама подари-
ли Акруре корову, после чего принесли вкусные кушанья, которые
Акрура с удовольствием отведал. Когда Акрура закончил трапезу,
Баларама предложил гостю бетель со специями и сандаловую пасту,
чем доставил ему еще большее удовольствие. Господь Кришна при-
нял гостя в строгом соответствии с ведическими обычаями, чтобы
показать пример, которому должны следовать все остальные. Со-
гласно предписаниям Вед, даже если в дом пришел враг, его нуж-
но принять с таким радушием, чтобы он чувствовал себя в полной
безопасности. Даже если хозяин - бедняк, он должен хотя бы уса-
дить гостя на циновку и поднести воды. Кришна и Баларама при-
няли Акруру так, как подобает принимать высокого гостя.
После того как гостю воздали все полагающиеся почести, Маха-
раджа Нанда, приемный отец Кришны, сказал: "Дорогой Акрура,
о чем же мне спросить тебя? Я знаю, что ты пользуешься покро-
вительством самого жестокого из демонов - Камсы. Но он защи-
щает своих подданных так же, как мясник на бойне защищает жи-
вотных, которых собирается убить. Камса столь безжалостен, что
не колеблясь убил сыновей собственной сестры. Так могу ли я иск-
ренне верить в то, что он защищает жителей Матхуры?"
Эти слова Махараджи Нанды очень важны. Если те, кто стоит
во главе государства, пекутся только о своих интересах, они ни-
когда не станут заботиться о благополучии подданных.
Слушая доброжелательные речи Махараджи Нанды, Акрура со-
всем забыл об усталости, вызванной поездкой из Матхуры во Врин-
даван.
На этом заканчивается тридцать восьмая глава книги Бхак-
тиведанты "Кришна", которая называется "Прибытие Акруры
во Вриндаван".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий