ГЛАВА 50 Кришна воздвигает крепость Двараку

Со смертью Камсы обе его жены стали вдовами. Согласно Ве-
дам, женщина не должна быть самостоятельной. Ее жизнь состо-
ит из трех периодов: в детстве она живет под опекой своего отца,
в молодости - под покровительством мужа, а после смерти мужа
о ней заботятся ее взрослые сыновья. Если же взрослых сыновей
у нее нет, она должна вернуться к отцу и снова жить - уже как
вдова - под его опекой. Взрослых сыновей у Камсы не было. По-
этому, овдовев, его жены вернулись к своему отцу. У Камсы было
две царицы: Асти и Прапти, обе - дочери царя Джарасандхи, вла-
дыки Бихара (в те дни называвшегося Магадхой). По возвращении
домой обе царицы рассказали отцу, в каком бедственном положе-
нии они оказались после смерти Камсы. Царь Магадхи, Джарасан-
дха, был глубоко уязвлен, когда услышал о том, какая печальная
участь постигла его дочерей, и тут же поклялся очистить мир от
Ядавов. Узнав о том, что Камса погиб от руки Кришны, он решил
истребить весь Его род.

Джарасандха стал усиленно готовиться к тому, чтобы повести на
Матхуру свое бесчисленное войско, которое состояло из многих ты-
сяч воинов на колесницах, конях и слонах, а также пеших ратни-
ков. Чтобы отомстить за смерть Камсы, Джарасандха собрал три-
надцать больших акшаухини. Эти полчища двинулись на столицу
царей Яду, Матхуру, и окружили ее со всех сторон. Шри Кришна,
игравший роль обычного человека, увидел, что громадное войско
Джарасандхи в любую минуту может хлынуть на город, подобно
тому как океан накатывается на берег огромными валами. Заме-
тил Он и то, что жители Матхуры объяты страхом. Тогда Он стал
думать о миссии, с которой пришел на землю и о том, как най-
ти выход из создавшегося положения. Поскольку Он не собирал-
ся завоевывать царство Магадхи, убивать царя Магадхи - Джара-
сандху - было бессмысленно. Кришна явился, чтобы уменьшить
непомерно большое население земли, поэтому Он решил восполь-
зоваться возможностью уничтожить это огромное скопление лю-
дей, колесниц, слонов и лошадей. Увидев огромное войско Джара-
сандхи, Он решил разбить его, чтобы Джарасандха вернулся назад
и привел новую большую рать.

Пока Кришна размышлял об этом, с неба спустились две чу-
десные, украшенные флагами колесницы с возницами, с оружием
и всем необходимым для боя. Увидев перед Собой эти колесницы,
Кришна обратился к Своему старшему брату Балараме, известно-
му также под именем Санкаршаны: "Мой дорогой брат, о лучший
среди ариев. Ты - повелитель вселенной и защитник династии Яду.
Ядавы в смятении: им грозят гибелью воины Джарасандхи. Для
защиты Ядавов сюда прибыла и Твоя колесница с оружием. Взой-
ди же на нее и сокруши всех этих воинов, сотри с лица земли эти
несметные вражеские рати. Мы оба пришли в этот мир для того,
чтобы уничтожить воинственные полчища, которые стали бреме-
нем для земли, и защитить добродетельных преданных. Сейчас Нам
представляется возможность осуществить Свою миссию. Восполь-
зуемся же ею!" И вот Кришна и Баларама, потомки Дашархи, ре-
шили уничтожить тринадцать полков царя Джарасандхи.

Облачившись в воинские доспехи, Кришна и Баларама взошли
на Свои колесницы. Колесницей, в которую сел Кришна, правил
Дарука. С небольшим войском оба брата выехали из Матхуры,
трубя в Свои раковины. Примечательно, что, хотя враги Криш-
ны были куда более многочисленны, при звуках Его раковины их
сердца дрогнули. Когда Джарасандха увидел Балараму и Криш-
ну, он почувствовал к Ним некоторое сострадание, поскольку Они
приходились ему внуками. Обратившись к Кришне, он назвал Его
пурушадхамой, "нижайшим среди людей". Во всех ведических пи-
саниях Кришну называют Пурушоттамой, "величайшим среди лю-
дей". Джарасандха и не думал называть Кришну Пурушоттамой,
однако великие мудрецы определяют истинное значение употреб-
ленного им слова пурушадхама как "тот, перед кем меркнут все
остальные". В сущности, сравняться с Верховным Господом и тем
более превзойти Его не может никто.

Джарасандха сказал: "Для меня будет бесчестьем сражаться с та-
кими юнцами, как Кришна и Баларама".

Поскольку Кришна убил Камсу, Джарасандха называл Его не
иначе как "убийцей собственных родственников". Камса тоже убил
своих племянников, но Джарасандха почему-то забыл об этом
и возмущался тем, что Кришна убил Камсу, брата Своей матери.
Таковы демоны. Не замечая недостатков ни у себя, ни у своих дру-
зей, они видят их только у врагов. Джарасандха упрекнул Кришну
и в том, что Он даже не кшатрий. Кришна и в самом деле был
не кшатрием, а вайшьей, потому что Его вырастил Махараджа
Нанда. Вайшьев обычно называют гуптами, что также означает
"скрытый". Кришна был сокрыт и выращен Махараджей Нандой.
Итак, Джарасандха обвинял Кришну в том, что Кришна убил бра-
та Своей матери, в том, что Он даже не был кшатрием, и в том,
что взращен Он был скрытно. Поэтому Джарасандха считал для
себя позором сражаться с Кришной.

Затем он обратился к Балараме и сказал: "Эй, Баларама! Ты мо-
жешь тоже сражаться вместе с Ним. И если у Тебя хватит терпе-
ния, Ты дождешься, пока Тебя поразит одна из моих стрел. Тогда
Ты точно вознесешься на райские планеты".

В "Бхагавад-гите" говорится, что кшатрий, сражаясь, в любом
случае получает благо: если он победит, то будет наслаждаться пло-
дами победы, а если погибнет, вознесется в райскую обитель.

Джарасандхе ответил Кришна: "Почтеннейший царь, герои мно-
го не говорят. Они показывают себя в деле. Твоя же многоречи-
вость свидетельствует о том, что ты знаешь: тебе суждено погиб-
нуть в предстоящем сражении. Мы не желаем больше тебя слушать,
ибо известно, что слушать человека, который обречен на смерть
или терзаем чем-то, - пустое занятие".

Тогда Джарасандха велел своим воинам окружить Кришну со
всех сторон. Подобно тому как облака и клубы пыли порой за-
стилают солнце, Кришну, величайшее солнце, обступили бесчис-
ленные воины Джарасандхи. Над колесницей Кришны развевался
флаг с изображением Гаруды, а над колесницей Баларамы - флаг
с изображением пальм. Чтобы наблюдать за ходом этой чудесной
битвы, все женщины и девушки Матхуры поднялись на плоские
крыши домов и дворцов и на городские ворота. Когда колесни-
ца Кришны скрылась из вида, окруженная со всех сторон несмет-
ным воинством Джарасандхи, многие женщины от страха лиши-
лись чувств. Увидев, что Он окружен и Его воины едва сдерживают
натиск врага, Кришна тотчас же взял в руки лук, который назы-
вался Шарнгой.

Выхватывая из колчана стрелы, Он одну за другой клал их на
тетиву и посылал в сторону врагов. С необыкновенной меткос-
тью разили эти стрелы слонов, коней и пеших воинов Джарасан-
дхи. Нескончаемый поток стрел, словно огненный шквал, сметал
вражеские полчища. Под стрелами Кришны падали обезглавлен-
ные слоны, падали лошади с перебитыми шеями, и рушились, раз-
валиваясь, колесницы вместе с флагами, воинами и колесничими.
Оставшись без голов, без рук и ног, пали почти все пешие воины.
Так были убиты многие тысячи слонов, лошадей и людей, и кровь
их текла, пенясь, как бурная река. В этой реке плавали отсеченные
людские руки, похожие на змей, и головы, напоминавшие черепах.
Мертвые туши слонов высились, точно острова, а трупы лошадей
походили на акул. По воле свыше эта огромная река крови была
наполнена всевозможными останками. Руки и ноги пеших воинов
плавали, словно рыбы, их волосы были похожи на водоросли или
мох, а луки напоминали речные волны. В водах этой реки, как
многочисленные камешки, сверкали драгоценные украшения уби-
тых воинов и военачальников.

Господь Баларама, известный также под именем Санкаршаны,
с такой доблестью сражался Своей палицей, что река крови, создан-
ная Кришной, превратилась в настоящий потоп. Трусы с ужасом
смотрели на это страшное зрелище, а храбрецы громко восторга-
лись ратными подвигами двух братьев. Хотя воинство Джарасандхи
и было безбрежным, как океан, боевые подвиги Господа Кришны
и Баларамы изменили ход сражения, превратив его в невиданное
доселе кровавое побоище. Обычным людям трудно понять, как та-
кое могло произойти, но все становится ясным, если вспомнить,
что это - деяния Верховной Личности Бога, для которого нет ни-
чего невозможного. Верховный Господь одной Своей волей творит,
поддерживает и уничтожает материальный космос. И Ему совсем
нетрудно превратить сражение с врагом в невиданную кровавую
битву. Однако, поскольку Кришна и Баларама сражались с Джара-
сандхой в облике простых смертных, сражение не могло не вызы-
вать всеобщего изумления.

Когда все воины Джарасандхи были перебиты и в живых остался
только он один, горю его не было пределов. Шри Баларама тут же
схватил его, подобно тому как один могучий лев хватает другого.
Он начал было связывать Джарасандху веревкой Варуны и обыч-
ными веревками, но Господь Кришна, руководствуясь другим, бо-
лее великим замыслом, попросил Господа Балараму не брать Джа-
расандху в плен и затем отпустил его. Джарасандха, славившийся
своим геройством, чувствовал себя униженным, он решил сложить
с себя царский венец и поселиться в лесу, чтобы предаться меди-
тации и суровой аскезе.

Но когда Джарасандха вместе со своими друзьями возвращался
домой, те посоветовали ему не отказываться от царства, а собрать
новые силы и в ближайшем будущем снова сразиться с Кришной.
Царственные друзья убедили его, что при обычных обстоятель-
ствах он никогда не потерпел бы поражения от царей Яду - прос-
то на этот раз ему не повезло. Друзья старались ободрить и под-
держать царя Джарасандху. Безусловно, сказали они, Джарасандха
сражался как герой: поэтому ему не следует воспринимать пораже-
ние слишком серьезно, ибо это всего лишь результат его прошлых
грехов. Во всяком случае сам он сражался безупречно.

После того как царь Магадхи лишился своего войска, был под-
вергнут унизительному аресту и не менее унизительному осво-
бождению, ему оставалось одно: возвратиться в свое царство. Так
Господь Кришна разгромил воинство Джарасандхи. Хотя армия
Кришны была совсем крошечной по сравнению с огромными си-
лами Джарасандхи, она не понесла никаких потерь, тогда как все
воины Джарасандхи были уничтожены.

Небожители были восхищены этой победой и почтили Господа,
воздав Ему хвалу и осыпав Его цветами. Джарасандха возвратился
в свое царство, и Матхуре больше не угрожала опасность вражес-
кого вторжения. Жители города собрали вместе искусных сказите-
лей и певцов: сут и магадх, а также поэтов, слагавших замечатель-
ные песни, - и все они принялись прославлять великую победу
Господа Кришны. Когда победоносный Господь вошел в город, Его
встретили звуки труб, раковин, барабанов и других музыкальных
инструментов: бхери, турий, вин, флейт и мриданг - это была по-
истине триумфальная встреча. Готовясь к ней, ликующие жители
тщательно убрали город, оросили улицы и дороги водой, украси-
ли свои дома и лавки флагами и гирляндами. Во многих местах
брахманы распевали ведические мантры. На перекрестках были
возведены триумфальные арки. Когда Господь Кришна торжест-
венно входил в празднично украшенную Матхуру, женщины и де-
вушки, чтобы сделать церемонию еще более радостной, поднесли
Ему гирлянды из цветов. В соответствии с ведическим обычаем
они окропили Его йогуртом и украсили молодыми побегами. Ког-
да Кришна проходил по улицам, все горожанки смотрели на Него
горящими от восхищения глазами. Кришна и Баларама принесли
собранные на поле боя драгоценности и другую добычу и вручи-
ли все это царю Уграсене. Так Кришна почтил Своего деда Угра-
сену - коронованного царя династии Яду.

Джарасандха, царь Магадхи, осаждал Матхуру не единожды,
а семнадцать раз, все с тем же числом акшаухини, и каждый раз
терпел от Кришны поражение, терял всех своих воинов и возвра-
щался домой ни с чем. Каждый раз Ядавы брали Джарасандху
в плен и с позором отпускали на свободу, и каждый раз Джара-
сандха, опозоренный, но не вразумленный, возвращался домой.

Когда Джарасандха двинулся на Матхуру в восемнадцатый раз,
один царь яванов, живший к югу от Матхуры, тоже решил напасть
на город, привлеченный могуществом династии Яду. Говорят, что
этот царь, которого звали Калаяваной, действовал по совету Нара-
ды. История Калаяваны рассказывается в "Вишну-пуране". Однаж-
ды над Гарга Муни, жрецом династии Яду, насмеялся его собствен-
ный зять. Услышав его насмешки, цари из династии Яду начали
потешаться над Гарга Муни и привели его в гнев. Тогда он решил,
что произведет на свет грозного воителя, который будет наводить
на Ядавов ужас. Для этого Гарга Муни умилостивил Господа Шиву,
который благословил его сыном. Этого сына, Калаявану, он зачал
с женой царя яванов. Однажды Калаявана спросил у Нарады: "Кто
самые могущественные цари в мире?" - "Ядавы", - ответил тот.
Узнав об этом, Калаявана напал на Матхуру почти одновременно
с Джарасандхой. Калаявана мечтал встретиться в бою с царем, ко-
торый был бы для него достойным противником, но ему нигде не
удавалось найти такого царя. Когда же Нарада рассказал ему о Ма-
тхуре, явана решил напасть на этот город с тридцатью миллиона-
ми своих воинов.

В осажденной Матхуре Господь Шри Кришна, держа совет с Ба-
ларамой, раздумывал над тем, насколько велика нависшая над го-
родом опасность: Ядавам предстояло противостоять двум таким
грозным врагам, как Джарасандха и Калаявана. А времени было
мало. Калаявана уже окружил Матхуру, через день-другой должен
был подоспеть и Джарасандха с тем же количеством воинов, что
и прежде. Кришна не сомневался, что Джарасандха не упустит та-
кой благоприятной возможности и попытается захватить Матхуру,
также осажденную Калаяваной. Поэтому Он решил сделать все не-
обходимое для того, чтобы не позволить врагам напасть на Матху-
ру с двух стратегически важных направлений. Если Кришна и Ба-
ларама будут сражаться с Калаяваной в одном месте, Джарасандха
может попытаться ворваться в город с другой стороны и свес-
ти счеты с Ядавами. Джарасандха по-прежнему был очень силен
и, мстя за предыдущие семнадцать поражений, вполне мог пере-
бить всех Ядавов или взять их в плен и увести в свое царство. По-
этому Кришна решил построить неприступную крепость, куда не
могло бы проникнуть ни одно двуногое существо, будь то человек
или демон. Туда Он хотел поместить Своих родственников, чтобы
развязать Себе руки для сражения с врагом. (До этого Дварака,
по-видимому, также была частью царства Матхура. В "Шримад-
Бхагаватам" сказано, что Кришна возвел крепость посреди моря.
Остатки этой крепости можно и по сей день видеть в Дваракском
заливе).

Прежде всего Кришна возвел в море могучую стену, которая
ограждала пространство в три йоджаны длиной и шириной. Это
поистине удивительное сооружение было задумано и построено
Вишвакармой. Никакой другой архитектор не смог бы возвести
крепость посреди моря, но Вишвакарма, прославленный зодчий по-
лубогов, способен создать столь же чудесное сооружение где бы то
ни было во вселенной. Если вспомнить, что по велению Верховно-
го Господа в космосе невесомо плавают огромные планеты, то воз-
ведение такой большой крепости посреди моря перестает казаться
чем-то удивительным.

В "Шримад-Бхагаватам" рассказывается, что новый город посре-
ди моря был построен с большим искусством, в нем были прямые
дороги, широкие улицы и переулки, а также чудесные сады и пар-
ки, где росли калпа-врикши, или деревья желаний. Эти деревья не
похожи на обычные деревья - они растут только в духовном ми-
ре. Однако по высшей воле Кришны все становится возможным,
поэтому в построенной Им Двараке были посажены деревья жела-
ний. В городе было также множество дворцов и ворот. Ворота -
гопуры - до сих пор сохранились в некоторых храмах. Они очень
высоки и сделаны с большим искусством. У дворцов и ворот стоя-
ли золотые сосуды с водой - калаши. Считалось, что эти сосуды
приносят счастье и удачу.

Почти все дворцы были необыкновенной высоты. В каждом до-
ме имелись погреба, где стояли большие золотые и серебряные со-
суды для хранения зерна. В комнатах было много золотых сосудов
с водой. Стены спален были инкрустированы самоцветами, а полы
выложены мозаикой из драгоценного камня мараката. В каждом
доме стояли Божества Вишну, которому поклонялись потомки Яду.
Различные сословия - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры -
жили в отдельных больших кварталах. Судя по всему, система со-
словий, упоминаемая в "Бхагавад-гите", существовала уже в то вре-
мя. В центре города высился дворец, построенный специально для
царя Уграсены. Это было самое великолепное здание среди всех
дворцов и домов города.

Когда полубог Индра увидел, что Кришна строит для Себя столь
необычный город, он послал Ему знаменитые деревья париджата
с райских планет, а также перенес в Двараку свой прославленный
дворец собраний - Судхарму. Этот дворец обладал одним чудес-
ным свойством - тому, кто там заседал, не грозила старческая не-
мощь. Полубог Варуна подарил Господу Кришне белого, с черны-
ми ушами коня, способного мчаться с быстротой мысли. Кувера,
хранитель райских богатств, передал в дар городу восемь мисти-
ческих сокровищ. И все остальные полубоги поднесли дары, соот-
ветствующие их положению. Полубогов тридцать три миллиона,
и у каждого из них своя роль в управлении вселенной. По случаю
сооружения Верховным Господом собственного города, полубоги
не преминули поднести Ему свои дары, что сделало город Двараку
не имеющим себе равных во всей вселенной. Это доказывает, что
никто из бесчисленного множества полубогов не является незави-
симым от Кришны. Как сказано в "Чайтанья-чаритамрите", Криш-
на - верховный властелин, а все остальные - Его слуги. Все слу-
ги Господа Кришны спешили воспользоваться Его пребыванием во
вселенной и что-нибудь сделать для Него. Это пример, которому
должен следовать каждый, и особенно те, кто обладает сознанием
Кришны, - они должны использовать все свои способности в слу-
жении Кришне.

Когда новый город, в соответствии с планом, был построен пол-
ностью, Кришна перенес туда всех жителей Матхуры и поручил
Балараме защищать город. После этого Он посоветовался с Бала-
рамой и, украшенный гирляндой из лотосов, без всякого оружия
направился к Калаяване, войско которого окружило Матхуру.

На этом заканчивается пятидесятая глава книги Бхактиве-
данты "Кришна", которая называется "Кришна воздвигает кре-
пость Двараку".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий