После того, как Мучукунда, прославленный потомок династии
Икшваку, удостоился милости Господа Кришны, он почтительно
обошел вокруг Господа и вышел из пещеры. Каково же было его
удивление, когда он увидел, что представители человеческого рода
уменьшились до размеров пигмеев. Деревья тоже стали значитель-
но ниже, и Мучукунда понял, что наступила Кали-юга. Не огляды-
ваясь по сторонам, он направил свой путь на север. Через некото-
рое время Мучукунда достиг горы Гандхамадана, где растет много
сандаловых и других цветущих деревьев, которые своим ароматом
наполняют радостью сердце путника. Здесь, на склонах горы Ган-
дхамадана, он решил остаться, чтобы до конца жизни заниматься
подвижничеством. Место это, по-видимому, расположено на самом
севере Гималаев, где находится обитель Нара-Нараяны. Оно сохра-
нилось до сих пор и называется Бадарикашрама. В Бадарикашраме
Мучукунда стал поклоняться Господу Кришне, терпеливо перено-
ся невзгоды и радости, а также другие проявления двойственнос-
ти в материальном мире. Господь Кришна между тем возвратился
в Матхуру. У стен города Он сразился с воинами Калаяваны и пе-
ребил их всех до одного. После этого Он велел собрать с мертвых
тел всю добычу, положить на запряженные волами повозки и от-
везти в Двараку.
Между тем Джарасандха вновь напал на Матхуру, на этот раз
с еще более сильным войском, которое насчитывало двадцать три
акшаухини.
Господь Шри Кришна хотел спасти Матхуру от восемнадцатого
нападения огромной армии царя Джарасандхи. Чтобы предотвра-
тить дальнейшее кровопролитие, а также заняться другими важ-
ными делами, Господь Кришна оставил поле битвы без боя. Разу-
меется, Господь не испытывал страха, но сделал вид, будто Он -
простой смертный, напуганный громадным и хорошо оснащенным
войском Джарасандхи. Совершенно безоружный, Кришна покинул
поле битвы. Хотя Его стопы были нежны, как лепестки лотоса,
Он прошел пешком очень большое расстояние.
На этот раз Джарасандха подумал, что Кришна и Баларама
устрашились его могучего войска и бегут, и начал преследовать Их
со всеми своими колесницами, лошадьми и пешими воинами. Он
полагал, что Кришна и Баларама - простые смертные, и силился
понять смысл поступков Господа. После этого случая Кришну ста-
ли называть Раначорой, что означает "бегущий с поля боя". В Ин-
дии, особенно в Гуджарате, есть много храмов Кришны, известных
как храмы Раначораджи. Обычно царя, бегущего от сражения, име-
нуют трусом, но Кришну, который в одной из Своих лил оставил
поле боя, Его преданные почитают за это. Демон всегда старается
измерить мощь и богатство Кришны, тогда как преданный даже
не пытается сделать это и поклоняется Господу, целиком вверив-
шись Ему. Если мы будем следовать за чистыми преданными, то
сможем понять, что Кришна-Раначораджи оставил поле боя не из
страха - у Него была на то особая причина. Как мы узнаем далее,
Он сделал это, откликнувшись на тайное письмо Рукмини, Его бу-
дущей, первой жены. Покинув поле битвы, Кришна явил одно из
шести Своих достояний. Никто не может сравниться с Кришной
в могуществе, богатстве, славе, мудрости, красоте и отрешеннос-
ти. В "Шримад-Бхагаватам" ясно сказано, что Господь оставил по-
ле битвы, хотя располагал достаточно большим войском. Но и без
Своих воинов Он один вполне мог разгромить армию Джарасанд-
хи, как делал это уже семнадцать раз. Поэтому уход Господа Криш-
ны с поля сражения есть свидетельство Его высочайшего достоя-
ния - отрешенности.
Пройдя очень большое расстояние, братья сделали вид, будто
устали. Чтобы отдохнуть, Они забрались на гору, возвышавшуюся
на много йоджан над уровнем моря. Гора называлась Праварша-
на, поскольку там непрестанно шли дожди, а вершина горы всегда
была окружена тучами, насылаемыми Индрой. Джарасандха тут
же решил, что братья укрылись на вершине горы из страха перед
его могучим войском. Долгое время он пытался Их отыскать, но
безуспешно. Тогда он решил устроить Им западню и сжечь Их на
самой вершине горы. Он приказал развести костры, окружив ими
гору со всех сторон. Когда огонь распространился вверх, Кришна
и Баларама спрыгнули с вершины горы - с высоты одиннадцать
йоджан! - вниз на землю. Так, невзирая на пожар, они ускольз-
нули от Джарасандхи и его воинов. Джарасандха же подумал, что
оба брата сгорели и продолжать войну нет необходимости. Чувст-
вуя себя победителем, он оставил Матхуру и вернулся в свое цар-
ство - Магадху. А Кришна и Баларама между тем достигли Два-
раки, раскинувшейся посреди моря.
По возвращении в Двараку Шри Баларама женился на Ревати, до-
чери царя Райваты, властителя провинции Анарта. О Его женить-
бе рассказывается в девятой песни "Шримад-Бхагаватам". Затем
Кришна женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки, который был
властителем провинции, известной под названием Видарбха. Криш-
на - это Верховная Личность Бога, Васудева, а Рукмини - вер-
ховная богиня процветания, Маха-Лакшми. По свидетельству свя-
щенного писания "Чайтанья-чаритамриты", эманации от Кришны
и Шримати Радхарани исходят одновременно: Кришна принимает
различные формы вишну-таттва, а Шримати Радхарани посред-
ством Своей внутренней энергии предстает в различных формах
шакти-таттва - многочисленных формах богини процветания.
Согласно Ведам, есть восемь видов брака. Самый лучший из них
тот, при котором родители жениха и невесты договариваются о дне
свадьбы. Затем, с пышной процессией жених отправляется в дом
невесты, и в присутствии брахманов, жрецов и родственников, не-
весту отдают жениху без выкупа. Есть и другие виды брака, такие,
как браки по обычаю гандхарвов или ракшасов. Кришна женился
на Рукмини по обычаю ракшасов: Он похитил ее в присутствии
многочисленных соперников - Шишупалы, Джарасандхи, Шалвы
и других. Рукмини хотели отдать в жены Шишупале, но Кришна
похитил ее прямо со свадебной церемонии, подобно тому как Га-
руда похитил у полубогов сосуд с нектаром бессмертия. Рукмини,
единственная дочь царя Бхишмаки, обладала необыкновенной кра-
сотой. Ее даже называли Ручиранана, что означает "с прекрасным,
как цветущий лотос, лицом".
Преданные Кришны всегда стремятся услышать о непостижи-
мых деяниях Господа. Его деяния: сражения, похищение невесты
или бегство с поля боя, абсолютны и духовны по природе, поэто-
му преданные слушают о них с духовным интересом. Чистый пре-
данный никогда не разделяет деяния Господа на те, о которых сле-
дует слушать, и на те, о которых слушать не стоит. Есть, однако,
категория так называемых преданных, известных как пракрита-
сахаджийи, которые очень любят слушать о том, как Кришна тан-
цевал с гопи, но не проявляют интереса к рассказам о Его сраже-
ниях с врагами. Они не знают, что ратные подвиги Господа и Его
встречи с гопи одинаково трансцентны, ибо происходят на аб-
солютном уровне. Чистые преданные с наслаждением узнают обо
всех божественных лилах Кришны, описанных "Шримад-Бхагава-
там" - они смиренно слушают рассказы о них и не отвергают ни-
чего из услышанного.
Историю женитьбы Кришны на Рукмини передают так. Царь Ви-
дарбхи, Махараджа Бхишмака, был очень могущественным и доб-
родетельным правителем. У него было пятеро сыновей и одна-един-
ственная дочь. Первого сына звали Рукми, второго - Рукмаратха,
третьего - Рукмабаху, четвертого - Рукмакеша и пятого - Рук-
мамали. У братьев была одна сестра - Рукмини, самая младшая
в семье. Она была прекрасна и целомудренна и была предназначена
в жены Господу Кришне. Многие святые мудрецы, в том числе На-
рада Муни, часто бывали во дворце царя Бхишмаки. Естественно,
Рукмини имела возможность беседовать с ними и таким образом
узнала о Кришне. Она узнала о Его шести достояниях, и расска-
зы о Нем вызвали у нее желание предаться Его лотосоподобным
стопам и стать Его супругой. Кришна также слышал о Рукмини.
Она была средоточием всех неземных добродетелей: ее тело было
отмечено благодатными знаками, она была очень умна, необычай-
но красива, великодушна и праведна в своих делах и поступках.
Поэтому Кришна решил, что она достойна стать Его женой. Все
родственники царя Бхишмаки хотели, чтобы Рукмини вышла за-
муж за Кришну. Но ее старший брат Рукми, пренебрегая мнением
остальных, договорился о ее браке с Шишупалой, заклятым вра-
гом Кришны. Когда прекрасная черноокая Рукмини узнала о том,
что задумал ее брат, она была убита горем. Однако, будучи цар-
ской дочерью, она неплохо разбиралась в придворной дипломатии,
и поняла, что горевать не имеет смысла. Надо немедленно пред-
принять какие-то шаги. Подумав, она решила известить обо всем
Кришну и, чтобы уберечь себя от предательства, выбрала послан-
цем достойного брахмана. Такие брахманы всегда правдолюбивы
и преданы Вишну. Не теряя времени, она отправила брахмана в
Двараку.
Достигнув ворот Двараки, брахман уведомил стоявшего там
стражника о своем прибытии, и стражник провел его в зал, где
на золотом троне восседал Кришна. Поскольку брахман стал по-
сланником Рукмини, ему выпала счастливая возможность воочию
увидеть Верховную Личность Бога, Кришну, изначальную причину
всех причин. Брахманы - духовные наставники всех сословий. Же-
лая научить всех, как почитать брахманов, Господь Кришна, в соот-
ветствии с ведическим этикетом, тотчас же встал и предложил ему
Свой трон. Усадив брахмана на золотой трон, Господь Шри Криш-
на оказал ему те же почести, какие полубоги оказывают Кришне.
Он показал всем, что почитать Его преданного важнее, чем покло-
няться Ему Самому.
В урочное время брахман совершил омовение, вкусил разных
яств и возлег на ложе, застланное мягчайшим шелком. Пока брах-
ман отдыхал, Шри Кришна молча приблизился к нему, с большим
почтением положил ноги брахмана себе на колени и стал их рас-
тирать.
- Досточтимый брахман, - сказал Кришна, - надеюсь, что ты
не испытываешь затруднений, исполняя свои религиозные обязан-
ности, и что в твоем уме всегда царит мир.
Различные сословия людей в обществе выполняют разную рабо-
ту, и, спрашивая человека о его благосостоянии, необходимо учиты-
вать его занятие. Поэтому, интересуясь состоянием дел брахмана,
вопросы следует задавать так, чтобы они не могли его смутить.
Спокойный ум - основа таких качеств, как правдивость, чистота,
уравновешенность, самообладание и терпение. Получив таким об-
разом знание и научившись применять его в жизни, человек об-
ретает веру в Абсолютную Истину. Брахман знал, что Кришна -
Верховная Личность Бога, и все же принял услуги Господа, как то-
го требуют ведические общественные установления. Господь Шри
Кришна вел себя как обычный человек. Поскольку Он принадле-
жал к сословию кшатриев, и был молод, Его долгом было выка-
зать уважение столь почтенному брахману.
- О лучший из брахманов, - продолжал Господь Кришна, -
будь всегда всем доволен, ибо, если брахман черпает удовлетворе-
ние в себе, он никогда не отклонится от предписанных ему обя-
занностей, а, строго выполняя предписанные обязанности, любой
человек, и особенно брахман, может достичь всего, чего желает.
Даже если человек богат и могуществен, как царь небес Индра, но
не испытывает удовлетворения, он так и будет переселяться с од-
ной планеты на другую и никогда не узнает счастья. Но если ум
удовлетворен, то даже лишившись всего, что имеет, человек будет
счастлив, где бы он ни оказался.
Наставление, которое Кришна дал брахману, имеет очень боль-
шое значение. Его смысл в том, что истинный брахман никогда
не должен испытывать беспокойств. В нынешнюю эпоху, Кали-
югу, люди, именующие себя брахманами, опускаются до положения
шудр и даже ниже, и тем не менее хотят, чтобы их почитали насто-
ящими брахманами. Но настоящий брахман строго придерживает-
ся своих обязанностей и никогда не станет исполнять обязанности
шудр или людей более низких, чем шудры. В священных писани-
ях сказано, что оказавшись в стесненных обстоятельствах, брахман
может заниматься делом кшатрия или даже вайшьи, но ни в коем
случае не делом шудры. Господь Кришна заявил, что брахман, ко-
торый неукоснительно следует религиозным предписаниям, не бу-
дет испытывать беспокойств, даже оказавшись в затруднительном
положении. В заключение Господь Шри Кришна сказал: "Я при-
ношу дань Своего почитания брахманам и вайшнавам, поскольку
брахманы всегда черпают удовлетворение в себе, а вайшнавы все-
гда заняты деятельностью, несущей человечеству истинное благо.
Они - лучшие друзья всех людей; они свободны от ложного эго
и в их умах всегда царит покой".
Затем Господь Кришна спросил, как ведут себя правители (кша-
трии) в царстве, где живет брахман, и счастливы ли их подданные.
О достоинствах царя судят по настроению жителей в его государ-
стве. Если они счастливы и довольны, значит царь честен и над-
лежащим образом исполняет свои обязанности. Кришна добавил,
что царь, чьи подданные счастливы, очень дорог Ему. Разумеется,
Кришна знал, что брахман пришел к Нему с тайным посланием,
поэтому Он сказал:
- Если не возражаешь, Я предоставлю тебе возможность рас-
сказать о цели твоего прихода.
Радуясь тому, что может участвовать в божественных лилах Гос-
пода Кришны, брахман поведал Ему обо всем. Он достал адресо-
ванное Кришне письмо Рукмини и сказал:
- Царевна Рукмини велела Тебе передать: "О Кришна, непогре-
шимый и прекраснейший, тот, кто слушает о Твоем божественном
облике и лилах, вбирает слухом Твое имя, славу и добродетели.
Тогда все его материальные муки прекращаются и он запечатлева-
ет в своем сердце Твой облик. Исполненный непостижимой люб-
ви к Тебе, он всегда видит Тебя в своем сердце, и благодаря этому
осуществляются все его желания. Я тоже много слышала о Твоих
божественных качествах. Не боясь показаться нескромной, скажу
прямо: Ты очаровал меня и пленил мое сердце. Ты можешь усом-
ниться в моей добропорядочности, ведь незамужней девушке не
пристало так смело обращаться к Тебе. Но мой дорогой Мукунда,
Ты - настоящий лев среди людей, величайший из всех. Любая де-
вушка, еще не покинувшая отчий дом, и даже самая целомудренная
из женщин пожелала бы выйти за Тебя замуж, привлеченная Твои-
ми несравненными достоинствами, знанием, могуществом и Твоим
высочайшим положением. Я знаю, что Ты - супруг богини про-
цветания и очень добр к Своим преданным, вот я и решила стать
Твоей вечной служанкой. Мой возлюбленный Господь, я приношу
к Твоим лотосоподобным стопам свою душу и жизнь. Я избрала
Тебя, о Господь, моим супругом и прошу Тебя считать меня Сво-
ей женой. О лотосоокий, на свете нет никого могущественнее Те-
бя. Отныне я Твоя. Но было бы смехотворно, если бы лакомую
еду, предназначенную для льва, утащил шакал. Поэтому прошу Те-
бя: тотчас же явись за мной, прежде чем меня увезет Шишупала
или какой-нибудь другой царевич. О Господь, в своем предыдущем
рождении я, наверное, трудилась на благо людей, копая колодцы
и сажая деревья, либо занимаясь другими благочестивыми делами:
совершала ритуальные обряды и жертвоприношения или служила
вышестоящим - духовным наставникам, брахманам и вайшнавам.
Этими делами я, возможно, угодила Верховной Личности Бога, На-
раяне. Если это и в самом деле так, прошу Тебя, о Господь Кришна,
брат Господа Баларамы, явись сюда и завладей моей рукой, чтобы
ко мне не посмели прикоснуться Шишупала и ему подобные.
Рукмини уже была сговорена с Шишупалой, поэтому она пред-
лагала, чтобы Кришна похитил ее и расстроил эту свадьбу. Брак,
при котором невесту похищают, называется браком по обычаю
ракшасов; так обычно женятся кшатрии, правители и воины по
духу. Поскольку свадьба должна была состояться на следующий
день, Рукмини предложила, чтобы Кришна, явившись тайно, похи-
тил ее, а затем сразился с Шишупалой и такими его союзниками,
как царь Магадхи. Зная, что никто не может одолеть Кришну и что
Он наверняка победит в этом сражении, она обращалась к Нему,
называя Его Аджитой, "непобедимым Господом".
Рукмини писала, чтобы Кришна не тревожился из-за того, что
схватка будет происходить во дворце, где многие члены ее семьи,
включая женщин, могут быть ранены или даже убиты. Подобно то-
му, как правитель страны старается достичь своей цели дипломати-
ческими путями, Рукмини, будучи царской дочерью, дипломатично
подсказала, как избежать ненужного и нежелательного кровопро-
лития. Она объяснила, что по обычаю, заведенному в их семье, не-
веста перед свадьбой отправляется в храм богини Дурги, семейно-
го божества. (Цари-кшатрии большей частью были убежденными
вайшнавами и поклонялись Господу Вишну в формах Радха-Криш-
ны или Лакшми-Нараяны; однако в своем стремлении к матери-
альному благополучию они почитали и богиню Дургу. Но в отли-
чие от некоторых не слишком разумных людей, они никогда не
заблуждались и не считали, что полубоги, как и Верховный Гос-
подь, принадлежат к вишну-таттве. Желая сберечь жизнь своих
родственников, Рукмини предлагала, чтобы Кришна похитил ее по
дороге из дворца в храм или на обратном пути.
Она также объяснила Кришне, почему хочет выйти замуж имен-
но за Него, хотя ее намерены выдать за Шишупалу, который так-
же является достойным женихом, сыном великого царя. Рукмини
написала, что по ее мнению Кришна Своим величием превосходит
всех, даже Господа Шиву, известного также под именем Махаде-
вы, величайшего из полубогов. Господь Шива тоже ищет милости
Кришны, чтобы избавиться от пут гуны невежества в материаль-
ном мире. Хотя Господь Шива - величайший из всех великих душ,
махатм, он держит на голове очистительные воды Ганги, которые
струятся из отверстия в оболочке материальной вселенной, проде-
ланного пальцем ноги Господа Вишну. В материальном мире Гос-
подь Шива повелевает гуной невежества и, чтобы не поддаться ее
влиянию, он постоянно медитирует на Господа Вишну или Кришну,
и всегда старается очистить себя водами Ганги. Поэтому Рукмини
знала, как трудно добиться милости Кришны. Если даже Господь
Шива должен для этого очищаться, то ей, Рукмини, которая была
всего лишь дочерью царя-кшатрия, еще труднее снискать милость
Кришны. Она писала, что хочет посвятить свою жизнь суровому
подвижничеству с соблюдением поста и другими лишениями. Если
в этой жизни ей не суждено подобными делами снискать милость
Кришны, она готова умереть, совершая их, и переносить подобные
тяготы жизнь за жизнью. В "Бхагавад-гите" сказано, что чистые
преданные Господа служат Ему с величайшей решимостью. Только
ценой такой решимости, какую проявила Рукмини-деви, можно за-
воевать милость Кришны. Необходимо быть твердым и решитель-
ным в сознании Кришны, ибо это ключ к конечному успеху.
Прочитав Кришне послание Рукмини-деви, брахман сказал:
- О возлюбленный Кришна, глава династии Яду. Я принес Те-
бе тайное письмо от Рукмини; теперь Ты можешь обдумать его
и, тщательно все взвесив, поступать, как пожелаешь. Однако, ес-
ли Ты решишь действовать, то должен действовать без малейшего
промедления. Времени осталось совсем мало.
На этом заканчивается пятьдесят вторая глава книги Бхакти-
веданты "Кришна", которая называется "Кришна - Раначора".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий