Джарасандха и другие царевичи были в ярости, когда Кришна по-
хитил Рукмини. Прежде, сраженные ее красотой, они попадали со
своих коней и слонов, но теперь поднялись и стали надевать воин-
ские доспехи. Взяв луки и стрелы, они пустились в погоню за Криш-
ной на колесницах, конях и слонах. Чтобы воспрепятствовать им,
Ядавы остановились и развернулись. Завязалась жестокая схватка.
Все царевичи во главе с Джарасандхой были опытными воинами,
поток их стрел обрушился на воинов Яду подобно тому, как струи
ливня, извергаемого тучей, обрушиваются на горный склон. Сгус-
тившись над вершиной горы, туча не движется дальше, и ливень
неистово хлещет по горному склону.
Царевичи были полны решимости одолеть Кришну и отобрать
у Него Рукмини, поэтому они сражались с необыкновенной ярос-
тью. Рукмини сидела рядом с Кришной и видела потоки стрел, ко-
торые обрушивались на Ядавов. Ее охватил страх, и она взглядом
выразила Кришне свою благодарность за то, что ради нее Он по-
шел на такой большой риск. Заметив печаль в ее блуждающем взо-
ре, Кришна понял ее мысли и поспешил ободрить ее:
- Не волнуйся, дорогая Рукмини, - сказал Он - Можешь не
сомневаться, Ядавы быстро расправятся с врагами.
В это время военачальники Ядавов во главе с Господом Балара-
мой, известным также под именем Санкаршаны, и Гадой, не же-
лая уступать врагу, стали разить стрелами вражеских коней, слонов
и колесницы. Бой становился все ожесточеннее, враждебные Яда-
вам царевичи и их воины один за другим падали со своих коней,
слонов, колесниц. В скором времени земля была усыпана миллио-
нами отсеченных голов со шлемами и серьгами. Тут же валялись
и руки, сжимающие луки, стрелы и палицы; горы отсеченных рук
и ног, убитых лошадей громоздились на поле боя. Обезглавленные,
падали верблюды, слоны, ослы и пешие воины.
Когда враги во главе с Джарасандхой поняли, что будут неми-
нуемо разгромлены воинами Кришны, они рассудили, что им не
стоит рисковать и терять своих воинов ради Шишупалы. Шишупа-
ла сам должен был сражаться и вырвать Рукмини из рук Кришны,
но когда воины увидели, что он не достаточно силен, чтобы про-
тивостоять Кришне, они решили, что нести такие потери неразум-
но, прекратили сражение и рассеялись.
Несколько царевичей, соблюдая принятый этикет, подъехали
к Шишупале. Они увидели, что он глубоко опечален, подобно чело-
веку, который потерял жену. Его лицо словно высохло, кожа утра-
тила блеск, а тело - силы.
- Наш дорогой Шишупала, - сказали они, - не падай духом.
В твоих жилах течет царская кровь, и ты - первейший среди всех
воинов. Для такого человека, как ты, не должно существовать го-
ря или счастья, ибо ни то, ни другое не вечно. Возьми себя в ру-
ки. Не отчаивайся из-за временной неудачи. В конце концов сами
мы не ничего не свершаем; мы все, как марионетки, танцуем по
воле Всевышнего, и только по Его воле испытываем счастье или
страдания. Поэтому, что бы ни случилось, мы должны оставаться
невозмутимыми.
Хотя сначала царевичи надеялись на успех в своих героических
деяниях, после поражения им оставалось только ободрять Шишу-
палу льстивыми словами. Вместо того чтобы жениться на Рукми-
ни, Шишупала вынужден был довольствоваться лестью друзей и,
удрученный, вернулся домой. Цари, пришедшие ему на помощь,
также возвратились в свои царства с несбывшимися надеждами.
Виновником разгрома, постигшего царевичей, был завистливый
и злобный Рукми, старший брат Рукмини. После того как его за-
мысел провалился, и Кришна похитил его сестру, Рукми был в смя-
тении. И когда его друг и будущий, как он надеялся, зять вернул-
ся домой, разгневанный Рукми решил сам отомстить Кришне. Он
собрал целое войско, в котором было несколько тысяч слонов, ко-
ней, колесниц и пеших воинов, и последовал за Кришной в Двара-
ку. Рукми гордо сказал вернувшимся царевичам:
- Вам не удалось добиться, чтобы Шишупала женился на моей
сестре, но я не могу допустить, чтобы Рукмини была похищена
Кришной. Я отомщу Ему. Я сейчас же собираюсь за Ним в по-
гоню.
С видом великого военачальника он поклялся перед всеми царе-
вичами:
- Если я не убью Кришну в бою и не вырву сестру из Его рук,
я не вернусь в свою столицу - Кундину. Призываю вас всех быть
свидетелями того, как я выполню свою клятву.
Произнеся эти хвастливые слова, Рукми вскочил на колесницу
и велел возничему преследовать Кришну.
- Я хочу сейчас же сразиться с Ним, - сказал он. - Этот пас-
тух возгордился тем, что хитростью одолел кшатриев, но сегодня
я преподам Ему хороший урок. Он осмелился похитить мою сест-
ру, и я как следует проучу Его с помощью своих острых стрел. -
Так с дерзостью невежды Рукми, не ведавший о необыкновенном
могуществе и чудесных деяниях Верховной Личности Бога, сотря-
сал воздух пустыми угрозами.
Этот великий глупец догнал Кришну и несколько раз прокричал
Ему вслед:
- Остановись и сразись со мной!
Он с силой натянул свой лук и, одну за другой, пустил три стре-
лы, целясь в Кришну. Затем он обозвал Кришну самым недостой-
ным из всех потомков династии Яду и потребовал, чтобы Кришна
остановился, дабы он, Рукми, мог как следует Его проучить.
- Ты украл мою сестру, - кричал он, - как ворона крадет мас-
ло, предназначенное для жертвоприношений. Ты гордишься Сво-
ей боевой силой, но не умеешь сражаться по правилам. Ты украл
мою сестру, и сейчас я развею Твою гордыню. Моя сестра оста-
нется в Твоих руках только до тех пор, пока я не свалю Тебя на-
земь своими стрелами.
Услышав безумные вопли Рукми, Господь Кришна тотчас же рас-
сек стрелой тетиву его лука. Рукми схватил другой лук и пустил
в Кришну еще пять стрел. Кришна во второй раз рассек тетиву его
лука. Рукми взялся за третий лук, но и с ним Кришна сделал то же
самое. На этот раз, чтобы вразумить Рукми, Кришна пустил в него
шесть стрел, а затем еще восемь: четырьмя стрелами Он убил его
четырех коней, пятой стрелой сразил колесничего, а остальными
снес верх колесницы Рукми вместе с флагом.
Оставшись без стрел, Рукми вооружился мечом, щитом, трезуб-
цем, копьями и другими видами оружия для для ближнего боя, но
Кришна точно так же переломал их все. Вновь и вновь получая от-
пор, Рукми схватил меч и кинулся на Кришну, подобно тому как му-
ха бросается на костер. Но как только Рукми приблизился, Криш-
на рассек его меч на куски. Тут Кришна взял в руки Свой острый
меч, чтобы убить Рукми, но его сестра, Рукмини, понимая, что на
этот раз Кришна не простит ее брата, кинулась Ему в ноги и дро-
жащим от страха голосом стала горестно молить мужа пощадить
Рукми.
Прежде всего она обратилась к Кришне как к Йогешваре. Йогеш-
вара значит "обладающий непостижимой силой и энергией". Криш-
на и в самом деле обладает неизмеримой силой и энергией, тогда
как силы Рукми, как воина, были весьма ограничены. Кришна не
поддается измерению, тогда как каждый шаг в жизни ее брата был
измерен до точности. Поэтому перед безграничным могуществом
Кришны Рукми был ничтожнее самого ничтожного из насекомых.
Рукмини также называла Кришну "Богом богов". Есть много мо-
гущественных полубогов: Господь Брахма, Господь Шива, Индра,
Чандра, Варуна и другие, но Кришна - властелин всех этих богов,
тогда как брат Рукмини был обычным человеком и к тому же стоял
ниже всех, поскольку не понимал, кто такой Кришна. Иными сло-
вами, человек, не имеющий представления об истинном положении
Кришны, занимает в человеческом обществе самое низкое место.
Затем Рукмини воззвала к Кришне как Махабхудже, что означа-
ет: "наделенный безмерной силой". И еще она называла Кришну
Джагатпати - властелином всего мироздания. Какое уж тут мог-
ло быть сравнение с ее братом, заурядным царевичем?
Вновь и вновь сравнивая положение Рукми с положением Криш-
ны, Рукмини умоляла мужа не убивать ее брата, тем более в такое
благоприятное время, как время их бракосочетания, умоляла прос-
тить его. Иными словами, Рукмини проявила истинно женский ха-
рактер. Она была счастлива, что стала женой Кришны, как раз пе-
ред тем, как должен быть скреплен ее брак с другим, но не хотела
обретать счастье ценой гибели старшего брата, который, в конце
концов, любил свою молодую сестру и только желал для нее более
достойного, по его мнению, мужа. Когда Рукмини умоляла Криш-
ну пощадить брата, все тело ее трепетало, тревога была так силь-
на, что лицо ее как будто иссохло, комок сдавил горло. От бивше-
го ее трепета все ее украшения упали и раскатились. В горестном
смятении, Рукмини повалилась на землю, и Господь Кришна из со-
страдания к ней согласился пощадить неразумного Рукми. Однако
Господь решил все же слегка наказать его, поэтому Он связал Рук-
ми и выстриг ему местами усы, бороду и волосы.
В это время воины-Ядавы во главе с Самим Баларамой разгро-
мили войско Рукми с такой же легкостью, с какой слон, купаю-
щийся в пруду, растаптывает хрупкий стебелек лотоса.
Когда предводители Ядавов вернулись к Кришне, они увидели,
как Тот обошелся с Рукми и были очень удивлены. Господу Бала-
раме стало очень жаль Свою новую невестку. Чтобы порадовать
Рукмини, Баларама Сам развязал Рукми, а затем, чтобы доставить
ей еще большую радость, Он, как старший брат Кришны, сказал
Ему с укоризной:
- Кришна, такой поступок не делает Тебе чести. Ведь это попра-
ние наших семейных традиций. Состричь человеку волосы, сбрить
ему усы и бороду - все равно что убить его. Что бы там ни на-
творил Рукми, отныне он Наш шурин, и стало быть член Нашей
семьи. Ты не должен был так унижать его.
После этого Баларама попытался успокоить Рукмини:
- Не огорчайся, что у твоего брата такой странный вид. В этом
мире каждый пожинает плоды собственных дел, хороших или дур-
ных. - Этими словами Господь Баларама хотел внушить Рукмини,
что ей не стоит горевать, ибо брат ее пострадал по собственной ви-
не. К такому брату вряд ли стоит проявлять чрезмерную любовь.
Затем Господь Баларама вновь обратился к Кришне.
- Мой дорогой Кришна, даже если родственник виноват и заслу-
живает смерти, его следует простить. Когда он осознает свою ви-
ну, раскаяние будет для него хуже смерти. Поэтому не надо его
убивать.
Затем Баларама повернулся к Рукмини и объяснил ей, что уста-
новленный в человеческом обществе закон таков, что когда кша-
трий исполняет свой воинский долг, даже собственный брат мо-
жет стать его врагом. И тогда кшатрий не колеблясь убьет своего
брата. Иными словами, Господь Баларама дал понять Рукмини, что
Рукми и Кришна поступили правильно, когда, невзирая на свое род-
ство, вступили в жестокий поединок. Шри Баларама добавил к это-
му, что кшатрии олицетворяют материалистический образ жизни:
они проявляют особую непримиримость, когда дело касается ма-
териальных приобретений. Поэтому, когда два кшатрия начинают
враждовать из-за царства, земель, богатства, женщин, славы или
власти, каждый старается взять над противником верх и всячески
унизить его. Баларама не преминул сказать Рукмини, что ее при-
вязанность к брату Рукми, который враждовал со столькими людь-
ми, неоправданна и подобает лишь людям материалистичным. Ес-
ли учесть, как Рукми обошелся со своими друзьями, его характер
отнюдь не заслуживает восхищения, но Рукмини, как всякая жен-
щина, очень привязана к своему брату. Он не достоин быть ее бра-
том, и все же Рукмини относится к нему снисходительно.
- К тому же, - продолжал Баларама, - люди, разделяющие дру-
гих на друзей, врагов или третьих лиц, как правило придержи-
ваются телесных представлений о жизни. Это глупцы, обманутые
иллюзорной энергией Верховного Господа. Вечная душа одинаково
чиста в любом материальном теле, но люди недостаточно разумные
видят только различия между телами животных и людей, ученых
и невежд, богатых и бедняков - различия, застилающие чистую
душу. Такие различия касаются только материальных тел, и про-
водить их все равно что противопоставлять разные виды огня в за-
висимости от дров, которые они поглощают. Каковы бы ни были
размеры и форма поленьев, у огня, съедающего их, нет такого раз-
нообразия размеров и форм, как нет его, например, у воздуха.
Своими назидательными словами, обращенными к Рукмини
и Кришне, Баларама сумел уладить дело. Рукмини Он также сказал:
- Тело - часть мироздания, складывающегося из материаль-
ных первоэлементов, жизненных условий и взаимодействия гун ма-
териальной природы. Связанное с ними живое существо, или веч-
ная душа, из-за жажды иллюзорных наслаждений переселяется из
одного тела в другое - такое переселение именуется материаль-
ным существованием. Но сама душа никогда не соединяется и не
разъединяется с чем-либо материальным. Моя дорогая целомуд-
ренная невестка, именно душа - причина возникновения матери-
ального тела, подобно тому как солнце - причина возникновения
солнечного света, зрения и форм материальных предметов.
Сравнение с солнечным светом и материальными предметами
помогает понять связь живого существа с материальным миром.
Утром солнце встает, и в течение дня его жар и свет распростра-
няются все шире и шире. Солнце порождает все разнообразие ма-
териальных форм, ибо благодаря солнцу происходят соединение
и распад материальных элементов. Но как только солнце садится,
материальные предметы теряют с ним связь, поскольку солнце пе-
ремещается из одного места в другое. Когда солнце переходит из
восточного полушария в западное, все, что возникло под воздей-
ствием солнечного света в восточном полушарии, остается, но сам
солнечный свет видим лишь в западном полушарии. Подобно этому,
живое существо обретает или производит различные тела и в опре-
деленных условиях вступает в различные отношения с другими те-
лами, но как только оно отрешается от прежнего тела и вселяется
в новое, у него не остается ничего общего с его прежним телом.
С другой стороны, у живого существа нет ничего общего и с те-
лом, в которое ему предстоит вселиться. Оно никогда не соприка-
сается с телесной скверной.
Поэтому, - продолжал Баларама, - возникновение и исчезно-
вение тела не имеет никакого отношения к живому существу, так
же как прибывание и убывание луны не имеет отношения к самой
луне.
Когда луна прибывает, мы ошибочно думаем, что она увеличи-
вается в размерах, а когда убывает, считаем, что она уменьшает-
ся. В действительности же луна остается такой, какой была; она не
имеет ничего общего с такими явлениями, как прибывание и убы-
вание, которые наблюдаем мы.
- Состояние, в котором сознание поглощено материальным бы-
тием, - сказал Господь Баларама, - можно сравнить со сном
и сновидениями. Когда человек спит, он видит во сне много нере-
альных событий, но эти события отзываются в нем болью или ра-
достью. Так и во сне материального сознания человек испытывает
последствия вселения в тело и утраты его в ходе материального
существования. Материальному сознанию противостоит сознание
Кришны. Иными словами, когда человек обретает сознание Криш-
ны, он освобождается от ложных представлений о жизни.
Так Шри Баларама учил Рукмини духовному знанию. Затем Он
вновь обратился к своей невестке, сказав:
- Милая, ласково улыбающаяся Рукмини, отбрось все ложные
понятия, внушенные невежеством, и не огорчайся из-за случивше-
гося. Только ложные представления о жизни делают человека не-
счастным, но такое состояние можно быстро преодолеть, обсуждая
философию реальной жизни. Только так ты сможешь стать счаст-
ливой.
Выслушав поучительные речи Шри Баларамы, Рукмини тотчас
успокоилась, повеселела и привела в порядок свои мысли, сме-
шавшиеся из-за позора, который пережил ее брат Рукми. Что до
Рукми, то ему так и не удалось осуществить свою клятву и испол-
нить свои намерения. Он явился вместе с большим войском, что-
бы одержать победу над Кришной и освободить сестру, но вместо
этого потерял всех своих воинов. Он был унижен и очень удручен,
однако по милости Господа остался жив и не умер до срока. Буду-
чи кшатрием, он помнил свою клятву не возвращаться в столицу,
если он не убьет Кришну и не освободит сестру, но ни того, ни
другого ему не удалось сделать. В гневе он решил, что никогда не
вернется в Кундину, построил себе небольшой дом в деревне Бход-
жаката и прожил там остаток своей жизни.
Разгромив всех врагов и похитив Рукмини, Кришна отвез ее
в Свою столицу Двараку и там женился на ней с соблюдением
всех ведических предписаний. После этой женитьбы Кришна стал
царем Ядавов. Жители Двараки ликовали, радуясь Его бракосоче-
танию с Рукмини, во всех домах устраивались пышные празднест-
ва. Радостные горожане надели свои лучшие одежды и украшения
и поднесли новобрачным, Кришне и Рукмини, свои дары. Все дома
в Ядупури (Двараке) были украшены флагами, гирляндами и цве-
тами. По случаю такого праздника в каждом доме были сооруже-
ны особые ворота, по обеим сторонам которых стояли большие
сосуды с водой. Над городом витал чудесный аромат курящихся
благовоний, а ночью зажглись тысячи светильников, украшавших
каждый дом.
Весь город ликовал, празднуя бракосочетание Господа Кришны
и Рукмини. Город украшали банановые деревья и арековые пальмы.
Эти два дерева, как считается, создают благоприятную обстановку
для торжеств и праздников. В город прибыло много дружествен-
ных царей верхом на слонах. Слоны имеют обыкновение, увидев
какой-нибудь куст или дерево, из озорства вырывать их с корнем
и разбрасывать в разные стороны. Точно так же вели себя слоны,
собравшиеся в Двараке; в каком-то неистовстве они усеяли бана-
новыми и арековыми пальмами весь город, что, однако, ничуть не
умаляло его красоты.
Среди дружественных царей из семейств Кауравов и Пандавов
на празднестве были Бхишма, Дхритараштра, пять братьев Пан-
давов, царь Друпада, царь Сантардана и отец Рукмини - Бхиш-
мака. Похищение Рукмини Кришной сначала вызвало некоторый
разлад между двумя семействами, но Шри Балараме и святым муд-
рецам удалось умиротворить Бхишмаку, царя Видарбхи, и угово-
рить его принять участие в торжествах по случаю бракосочетания
Кришны и Рукмини. Хотя похищение и вызывало некоторое воз-
мущение в царстве Видарбха, подобные похищения невест были
у кшатриев довольно обычным делом. Без этого не обходился по-
чти ни один брак. К тому же царь Бхишмака с самого начала хотел
выдать свою прекрасную дочь за Кришну. Так или иначе это про-
изошло, и он с радостью принял участие в свадебной церемонии,
несмотря на то что его старший сын был опозорен во время сра-
жения. В "Падма-пуране" упоминается, что в свадебных торжест-
вах участвовали Махараджа Нанда и юные пастухи из Вриндава-
на. На празднество съехались властители царств Куру, Сринджая,
Кекая, Видарбха и Кунти - они с большой радостью встретились
друг с другом в Двараке. История похищения Рукмини Кришной
была воспета в стихах, которые повсюду декламировали искусные
чтецы. Все собравшиеся цари и в особенности их дочери с восхи-
щением и радостью слушали о доблестных подвигах Кришны. Все
приезжие и все обитатели Двараки были счастливы видеть Кришну
и Рукмини вместе. Богиня процветания сочеталась браком с Вер-
ховным Господом, оплотом всех живущих, и все ликовали по это-
му поводу.
На этом заканчивается пятьдесят четвертая глава книги
Бхактиведанты "Кришна", которая называется "Кришна побеж-
дает царевичей и увозит Рукмини в Двараку".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий