ГЛАВА 53 Кришна похищает Рукмини

Выслушав послание Рукмини, Господь Кришна очень обрадовал-
ся. Он тотчас пожал брахману руку и сказал:

- Досточтимый брахман, Я рад слышать, что Рукмини хочет
выйти за Меня замуж, ибо Я тоже хочу жениться на ней. Я непре-
станно думаю о дочери царя Бхишмаки, и по ночам мысли о ней
порой не дают Мне уснуть. Я знаю, что брак между Рукмини и Ши-
шупалой устраивает ее старший брат, который враждебно отно-
сится ко Мне. Поэтому Я твердо решил преподать хороший урок
всем этим демонам-царевичам. Разделавшись с ними, Я вырву из их
окружения Рукмини подобно тому, как из дерева высекают огонь.

Узнав, что день свадьбы уже назначен, Кришна решил незамедли-
тельно отправиться в путь. Он велел Своему колесничему Даруке
запрячь коней и приготовиться выехать в царство Видарбха. Полу-
чив это приказание, колесничий привел четырех редкостных коней,
которые возили колесницу Кришны. Имена и описание этих коней
приводятся в "Падма-пуране". Первый конь, Шайбья, был зелено-
ватой масти; второй, Сугрива, своим цветом напоминал тусклый
лед; третий, Мегхапушпа, походил цветом на только что народив-
шееся облако, а четвертый, Балахака, был пепельного цвета. По-
сле того как коней запрягли и все было готово к отъезду, Кришна
помог брахману взойти на колесницу и усадил его рядом с Собой.
В течение одной ночи они прибыли в Видарбху. Царство Дварака
располагалось в западной части Индии, а Видарбха - в северной.
Расстояние, разделяющее их, составляло не менее тысячи километ-
ров, но кони мчались с такой быстротой, что достигли места на-
значения, города Кундины, за одну ночь, самое большое - за две-
надцать часов.

Царь Бхишмака отнюдь не стремился выдать свою дочь за Ши-
шупалу, но, горячо любя старшего сына, вынужден был принять
устроенный им сговор. Повинуясь чувству долга, он стал готовить-
ся к свадебной церемонии: велел украсить город и сделал все не-
обходимое для того, чтобы свадьба прошла успешно. Улицы были
орошены водой и тщательно убраны. Индия находится в тропичес-
кой зоне, и воздух там всегда очень сухой. На улицах и дорогах
собирается много пыли, и их приходится хотя бы раз, а в таких
больших городах, как Калькутта, и дважды в день обрызгивать
водой. Улицы Кундины были украшены разноцветными флагами
и гирляндами, на перекрестках были воздвигнуты арки. Город вы-
глядел очень красиво. Еще большую красоту ему придавали жи-
тели - мужчины и женщины, наряженные в свежие, чисто вы-
стиранные одежды, умащенные сандаловой пастой и украшенные
жемчужными ожерельями и цветочными гирляндами. Повсюду ку-
рились благовония и воздух был напоен ароматом агуру. Для жре-
цов и брахманов устроили пышное пиршество; следуя обычаю, их
наделили богатыми дарами и множеством коров. Брахманы испол-
няли ведические гимны. Дочь царя, Рукмини была необыкновенно
красива. Ее тело и лицо, ее жемчужные зубы сияли чистотой. На
запястье у нее был повязан священный шнур, приносящий удачу. На
ней были шелковые одежды и множество драгоценностей. Ученые
жрецы защищали ее от всего дурного, исполняя мантры из Сама
Веды, Риг Веды и Яджур Веды. Затем они стали петь мантры из
Атхарва Веды и приносить жертвы огню, чтобы противодейство-
вать влиянию различных звезд.

Царь Бхишмака знал, как нужно обращаться со жрецами и брах-
манами во время подобных церемоний. Он почтил брахманов, раз-
дав им много золота и серебра, зерна, смешанного с патокой,
и множество коров, покрытых тканями и богато украшенных. Да-
магхоша, отец Шишупалы, совершил все обряды, которые должны
были принести его сыну благополучие и счастье. Отца Шишупалы
звали Дамагхоша, потому что он как никто другой умел обуздывать
непокорных подданных. "Дама" означает "обуздывать", а "гхо-
ша" - "знаменитый"; он славился умением заставлять своих под-
данных повиноваться. Дамагхоша решил, что, если Кришна попы-
тается помешать свадьбе, он расправится с Ним с помощью своего
войска. Поэтому, проведя все необходимые обряды, Дамагхоша со-
брал огромное войско, в котором было много слонов, украшенных
золотыми ожерельями, много богато украшенных колесниц и ко-
ней. Казалось, будто Дамагхоша вместе со своим сыном и друзья-
ми направляется в Кундину не праздновать свадьбу, а сражаться.

Узнав о приближении Дамагхоши и его свиты, царь Бхишмака
вышел из города им навстречу. За городскими воротами было мно-
го садов, где гостям предложили расположиться. По ведическим
обычаям, отец невесты встречает жениха и его свиту и устраива-
ет их в специально приготовленном для них месте на два-три дня,
пока не закончатся свадебные торжества. Дамагхошу сопровожда-
ли тысячи людей, среди них такие могущественные и прославлен-
ные цари, как Джарасандха, Дантавакра, Видуратха и Паундрака.
Ни для кого не было секретом, что Рукмини должна была выйти
замуж за Кришну, но ее старший брат договорился выдать ее за
Шишупалу. Поговаривали, что Рукмини посылала к Кришне гонца
с письмом, поэтому воины опасались, что Кришна может напасть
и попытаться похитить Рукмини. И хотя ими владел страх, все они
готовы были сразиться с Кришной и не дать ему увезти царевну.
Шри Балараме сообщили, что Кришна отправился в Кундину в со-
провождении одного лишь брахмана и что Шишупала привел ту-
да множество своих воинов. Баларама подозревал, что они напа-
дут на Кришну, и, движимый великой любовью к Своему брату,
отправился в Кундину во главе сильного войска, где были пешие
воины, а также воины на колесницах, лошадях и слонах.

Между тем, Рукмини у себя во дворце ожидала прибытия Криш-
ны, но ни Он Сам, ни брахман, ее посланец, не появлялись. Рукми-
ни очень встревожилась и стала думать о том, как она несчастлива:
"Осталась лишь одна ночь до дня моей свадьбы, но ни брахман, ни
Шьямасундара так и не прибыли. Не понимаю, что могло их задер-
жать". Почти потеряв надежду, она решила, что Кришна, вероят-
но, был недоволен ею и отверг ее прямое и честное предложение.
Естественно, что огорченный и испуганный брахман не стал тогда
возвращаться в Кундину. Причин для задержки могло быть много,
и все же Рукмини продолжала ждать, что они вот-вот прибудут.

Затем ее осенила другая мысль: возможно, что полубоги - Гос-
подь Брахма, Господь Шива или богиня Дурга - недовольны ею.
Говорят, что если полубогам не поклоняются с надлежащим почте-
нием, они гневаются. Так, когда Индра узнал о том, что обитатели
Вриндавана отказались совершить жертвоприношение в его честь
(это жертвоприношение остановил Кришна), он разгневался и ре-
шил их покарать. Возможно, подумала Рукмини, она недостаточно
усердно поклонялась Господу Шиве или Господу Брахме, и они, рас-
серженные, решили помешать осуществлению ее замысла. Навер-
ное и богиня Дурга, супруга Господа Шивы, разделяет гнев своего
мужа. Господь Шива известен как Рудра, а его жена - как Рудра-
ни. Рудрани и Рудрой называют тех, кто обрекает других на вечные
слезы. Рукмини вспомнила, что Дурга, дочь гималайских гор, зо-
вется также Гириджей. Гималайские горы очень холодны и непри-
ступны - так же, наверное, холодна и неприступна богиня Дурга.
Так, с великим беспокойством ожидая Кришну, Рукмини, которая,
в конце концов, была еще совсем ребенком, размышляла о раз-
ных полубогах. Гопи поклонялись богине Катьяяни для того, что-
бы получить в мужья Кришну. И Рукмини мысленно обращалась
к полубогам, прося их не о материальных благах, а о соединении
с Кришной. Молиться полубогам, чтобы снискать милость Криш-
ны, вполне допустимо, и Рукмини была всецело поглощена мысля-
ми о Кришне.

Хотя девушка и утешала себя тем, что время для прибытия Го-
винды еще не истекло, она чувствовала, что надежда покидает ее.
Никому не открывая своего сердца, она тайком от всех пролива-
ла слезы, и когда они хлынули потоком, в полной беспомощнос-
ти закрыла глаза. Вдруг Рукмини, погруженная в свои печальные
размышления, ощутила в разных частях тела благоприятный тре-
пет. Ее левое веко стало подергиваться, она почувствовала дрожь
в руке и бедре. Трепет в этих частях тела - благоприятный знак,
предвещающий что-то хорошее.

И вот тогда объятая тревогой Рукмини увидела своего посланца-
брахмана. Будучи Сверхдушой в сердце каждого, Кришна знал о ее
тревогах и послал во дворец брахмана, чтобы тот известил Рук-
мини о Его прибытии. Увидев брахмана, девушка поняла, почему
трепетало ее тело, и тут же воспрянула духом. Улыбнувшись, она
спросила, здесь ли Кришна. Брахман ответил, что потомок динас-
тии Яду, Шри Кришна, уже прибыл; затем, чтобы ободрить Рукми-
ни, он сказал, что Кришна обещал непременно похитить ее. Услы-
шав это, Рукмини так обрадовалась, что готова была отдать в дар
брахману все, что у нее есть. Однако под рукой у нее не было ни-
чего подходящего, и она просто низко склонилась перед ним. По-
чтительно склоняясь перед вышестоящим, человек показывает, что
чувствует себя в долгу перед ним. Иными словами, Рукмини дала
понять, что будет вечно признательна брахману. Без сомнения, каж-
дый, кто, как этот брахман, удостоится милости богини процвета-
ния, всегда будет счастлив и богат.

Услышав о приезде Кришны и Баларамы, царь Бхишмака тут же
распорядился, чтобы Им и сопровождающим Их воинам пригото-
вили богатые покои в одном из домов в садах Кундины. По веди-
ческому обычаю царь преподнес Кришне и Балараме мед и чистые
одежды. Он также пригласил их на свадебную церемонию своей
дочери. Царь Бхишмака вел себя гостеприимно не только по отно-
шению к Кришне, Балараме и таким царям, как Джарасандха, но
и по отношению ко многим другим царям и царевичам, оказывая
им почести соответственно их силе, возрасту и богатству. Охвачен-
ные любопытством, кундинцы собрались перед Кришной и Бала-
рамой, и, глядя на Них, пили нектар Их красоты. Со слезами на
глазах они молча свидетельствовали Кришне и Балараме свое по-
чтение. Все были очень рады приезду Господа Кришны, которого
считали самым достойным женихом для царевны Рукмини. Одер-
жимые желанием увидеть Их мужем и женой, они молились Вер-
ховной Личности Бога: "О Господь, если мы угодили Тебе Свои-
ми добрыми делами, яви нам милость и возьми в жены Рукмини!"
Царевна Рукмини, по-видимому, была любима всеми, и поэтому
все горожане молились о ее счастье. Между тем нарядно одетая
Рукмини в сопровождении стражи вышла из дворца, направляясь
в храм Амбики, или богини Дурги.

Поклонение божествам в храмах совершалось с самого зарожде-
ния ведической культуры. Есть категория людей, которые в "Бха-
гавад-гите" названы веда-вада-рата: они верят лишь в силу веди-
ческих ритуалов. Этим глупцам стоит обратить внимание на то, что
Кришна женился на Рукмини более пяти тысяч лет назад, и уже
в то время люди поклонялись божествам в храмах. В "Бхагавад-
гите" Господь говорит: йанти дева-врата деван: "те, кто покло-
няются полубогам, достигнут обителей полубогов". В те времена
было много людей, поклоняющихся полубогам, и много людей,
которые поклонялись непосредственно Верховной Личности Бога.
Среди полубогов больше всего почитали Господа Брахму, Господа
Шиву, Господа Ганеша, бога солнца и богиню Дургу. Господу Ши-
ве и богине Дурге поклонялись даже члены царских семей. Дру-
гих, менее важных полубогов чтили люди глупые, низкорожден-
ные. Однако брахманы и вайшнавы поклоняются только Господу
Вишну, Верховной Личности Бога. В "Бхагавад-гите" поклонение
полубогам осуждается, но не запрещается. Там ясно сказано, что
люди не столь разумные поклоняются полубогам ради материаль-
ных благ. С другой стороны, Рукмини, богиня процветания, тоже
посещала храм богини Дурги, которая была их семейным божест-
вом. В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что, направляясь в храм
богини Дурги, Рукмини в глубине души неотступно думала о лото-
соподобных стопах Господа Кришны. Она шла в храм не для то-
го, чтобы, как все обычные люди, просить для себя материальных
даров - ее единственной целью был Кришна.

Рукмини направлялась к храму молчаливая и серьезно-задумчи-
вая. Рядом с ней была ее мать и подруги, а в самом центре про-
цессии шла жена одного из брахманов; со всех сторон Рукмини
окружали царские телохранители. (В Индии до сих пор девушки,
выходя замуж, посещают храмы полубогов). Процессия двигалась
под звуки музыки. Играли панавы и другие барабаны, раковины
и трубы: турьи и бхери; их музыка была не только благотворна,
но и очень сладостна для слуха. На церемонии присутствовали
тысячи жен почтенных брахманов, все нарядно одетые и укра-
шенные. Они поднесли Рукмини цветочные гирлянды, сандаловую
пасту и много красочных одежд, чтобы она могла надлежащим об-
разом почтить Господа Шиву и богиню Дургу. Некоторые из этих
женщин уже достигли преклонного возраста и хорошо знали, как
следует возносить молитвы богине Дурге и Господу Шиве; Рукми-
ни и остальные вторили им.

- О богиня Дурга, - молилась Рукмини, - я приношу дань по-
читания тебе и твоим детям". У богини Дурги четверо знаменитых
детей: две дочери - богиня процветания Лакшми и богиня учения
Сарасвати, и два прославленных сына: Господь Ганеша и Господь
Карттикея. Все они соответственно считаются богами и богинями.
Богиню Дургу всегда почитают вместе с ее знаменитыми детьми;
этому обычаю последовала и Рукмини, хотя молитва ее была не-
обычна. Простые люди просят у богини Дурги материальных благ:
богатства, славы, прибыли, силы и т.д. Рукмини, однако, мечтала
выйти замуж за Кришну и старалась умилостивить богиню, что-
бы та помогла осуществиться ее заветной мечте. Поскольку она
молилась лишь о браке с Кришной, ее нельзя осуждать за то, что
она поклонялась полубогам. Вознося молитвы, Рукмини подноси-
ла божеству свои дары: воду, различные светильники, благовония,
одежды и гирлянды, пури, качори и другие кушанья, приготовлен-
ные на топленом масле. Среди ее даров были также фрукты, са-
харный тростник, бетель и специи. С великим почтением Рукмини
подносила все это божеству, как учили ее старые жены брахманов.
Завершив ритуал, жены брахманов предложили Рукмини остатки
трапезы божества - прасадам, который она приняла с величайшей
почтительностью. Затем Рукмини поклонилась старым женщинам
и богине Дурге. Почтив таким образом стоящее в храме божест-
во, Рукмини взяла своей рукой, украшенной дорогим кольцом, ру-
ку подруги, и вместе со всеми остальными, покинула храм.

Снаружи храма, для встречи Рукмини, собрались все приехавшие
в Кундину царевичи и другие гости. Особенно стремились увидеть
ее царевичи, потому что каждый из них надеялся, что Рукмини
станет его женой. Пораженные необычайной красотой Рукмини,
они подумали, что она нарочно создана Творцом, для того чтобы
покорять сердца благородных и отважных царевичей. Она была
прекрасно сложена: у нее был тонкий стан и высокие бедра, укра-
шенные поясом из драгоценных камней. Губы у нее были нежно-
розовые. Непослушные локоны лишь подчеркивали красоту ее ли-
ца; в ушах сверкали дорогие серьги. Сияющая красотой, Рукмини,
казалось, сошла с картины, на которой художник, следуя описани-
ям древних поэтов, изобразил само совершенство в облике прекрас-
ной женщины. Невысокая грудь Рукмини свидетельствовала о том,
что она была еще совсем юной: ей было не больше тринадцати-че-
тырнадцати лет. Весь ее прекрасный облик, казалось, был предна-
значен для того, чтобы привлечь внимание Кришны. Все царевичи
любовались ее дивными чертами, но она нисколько не гордилась
этим. Ее глаза смотрели беспокойно, и когда она улыбалась, от-
крыто и простодушно, было видно что зубы у нее белые, как буто-
ны жасмина. Рукмини медленно шла домой, ожидая, что Кришна
вот-вот похитит ее. Казалось, она не шла, а плыла, словно лебедь,
и на ее ногах нежно позванивали колокольчики.

Собравшиеся там воинственные царевичи были так поражены
красотой Рукмини, что многие даже попадали в беспамятстве со
своих коней и слонов. Пылая страстью, они безнадежно мечтали
о женитьбе на Рукмини, сравнивая свою красоту с ее несравненной.
Шримати Рукмини, однако, даже не взглянула ни на одного из них,
в глубине сердца она ждала, когда же появится Кришна и увезет
ее. Поправляя украшения на пальце левой руки, она случайно бро-
сила взгляд на царевичей и вдруг увидела среди них Кришну. Рук-
мини никогда прежде не видела Кришны, но всегда думала о Нем,
поэтому она без труда узнала Его среди собравшихся. Кришна вос-
пользовался случаем и, не обращая внимания на других царевичей,
тут же посадил Рукмини на Свою колесницу, украшенную флагом
с изображением Гаруды. Затем медленно, безо всякого страха Он
повез Рукмини прочь, подобно тому как лев уносит лань, отняв ее
у стаи шакалов. Тут на месте событий появился Баларама и вои-
ны династии Яду.

Джарасандха, который уже столько раз терпел от Кришны по-
ражение, взревел:

- Неужели Кришна так и увезет ее, не встретив сопротивле-
ния? Неужели мы, отважные бойцы, вооруженные луками и стре-
лами, стерпим подобное? Смотрите, о царевичи! Так мы навсегда
запятнаем свою честь. Этот похититель похож на шакала, который
крадет добычу у льва.

На этом заканчивается пятьдесят третья глава книги Бхак-
тиведанты "Кришна", которая называется "Кришна похищает
Рукмини".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий