Когда Кришна вышел из города, Калаявана, никогда прежде не
видевший Его, был поражен. Облаченный в желтые одежды Криш-
на был ослепительно прекрасен. Проходя через войско Калаяваны,
Он напоминал луну, которая проплывает через сгрудившиеся об-
лака. Калаяване посчастливилось: он даже смог разглядеть на гру-
ди Шри Кришны знак Шриватса, а на шее - драгоценный камень
Каустубха. Калаявана, однако, видел Господа в облике Вишну -
стройного, с четырьмя руками и глазами, что подобны лепесткам
распустившегося лотоса. У Господа был красивый лоб, прекрасное
улыбающееся лицо, подвижные брови; в ушах у Него раскачива-
лись серьги. Он был исполнен блаженства. Прежде чем увидеть
Кришну, Калаявана слышал о Нем от Нарады, и теперь убедился
в точности описания. Все совпадало: знаки и драгоценные камни
на Его груди, чудесная гирлянда из лотосов, лотосоподобные глаза
и столь же прекрасные телесные черты. Он заключил, что перед
ним не кто иной, как Сам Васудева, ибо все, что он слышал от На-
рады, полностью подтвердилось. Калаявана с изумлением наблю-
дал, как Кришна проходит через его войско без всякого оружия,
и проходит пешком, а не проезжает на колеснице. Калаявана при-
шел чтобы сразиться с Кришной, но даже ему честь не позволяла
пустить в ход оружие. Он решил, что будет драться врукопашную.
И приготовился к схватке, чтобы пленить Кришну.
Кришна, однако, прошел мимо, даже не взглянув на Калаявану.
Калаявана кинулся за Ним, чтобы схватить Его, но хотя бежал со
всех ног, не мог нагнать Кришну. И это не удивительно, ведь Криш-
ну не могут догнать даже великие йоги, передвигающиеся с быст-
ротой мысли. Его могут настичь только те, кто следует путем пре-
данного служения, а Калаявана не был преданным. Он хотел, но
не мог догнать Кришну и только бежал следом за Ним.
Калаявана побежал быстрее; он думал: "Кришна уже совсем
близко, сейчас я Его догоню". Но не тут-то было. Кришна увел
его далеко в лес и вошел в горную пещеру. Калаявана подумал,
что Кришна укрылся в пещере, чтобы избежать схватки. И стал
Его укорять:
- Кришна, я слышал, что Ты - великий герой, рожденный
в династии Яду, но теперь вижу, что Ты бежишь от сражения, как
трус. Это недостойно Твоего доброго имени и славных традиций
вашего рода.
Хотя, преследуя Кришну, Калаявана бежал очень быстро, он не
мог Его нагнать, поскольку не очистился от греховной скверны.
В ведическом обществе всякий, кто не следовал правилам, уста-
новленным для высших сословий: брахманов, кшатриев, вайшьев,
или даже для сословия работников - шудр - назывался млечхой
или яваной. Ведическое общество было устроено так, что те, кто
считался шудрами, постепенно могли подняться до положения брах-
манов с помощью очистительных обрядов, называемых самска-
рами. В ведических писаниях говорится, что никто не является
брахманом или млечхой от рождения; каждый рождается шудрой.
Совершая очистительные обряды, человек может возвыситься
и стать брахманом. Если он этого не делает и опускается все ниже
и ниже, его называют млечхой или яваной. Именно к этой, низшей
группе принадлежал Калаявана. Оскверненный прежними грехов-
ными делами, он не мог приблизиться к Кришне. Те пороки, кото-
рых избегают представители высших сословий, а именно: недопус-
тимые половые отношения, мясоедение, пристрастие к азартным
играм и употребление одурманивающих средств - составляют не-
отъемлемую часть жизни млечхов и яванов. Человек, отягощенный
такими грехами, неспособен развить в себе сознание Бога. "Бхага-
вад-гита" подтверждает, что только тот, кто полностью освободил-
ся от последствий своих грехов, может посвятить себя преданному
служению и обрести сознание Кришны.
Осыпая Кришну бранными словами, Калаявана вошел следом за
Ним в пещеру. Вдруг Кришна исчез. Оказавшись в пещере, Кала-
явана увидел перед собой спящего человека. Калаявана был все
еще одержим желанием сразиться с Кришной, поэтому, увидев спя-
щего, он решил, что это и есть Кришна. Калаявана, который так
гордился своей силой, подумал, что Кришна хочет уклониться от
поединка с ним. Поэтому он изо всех сил пнул спящего ногой. Че-
ловек этот спал в пещере очень давно. Пробужденный пинком, он
открыл глаза и стал оглядываться по сторонам. Наконец он уви-
дел стоящего рядом Калаявану. Несвоевременно разбуженный, он
был вне себя от гнева, и когда посмотрел на Калаявану, его глаза
запылали огнем, который мгновенно испепелил Калаявану.
Когда Махараджа Парикшит услышал о том, как сгорел Калая-
вана, он спросил у Шукадевы Госвами:
- Кто был этот спящий? Почему он там спал? Как он обрел
такую силу, что смог спалить Калаявану взглядом? И почему он
лежал в горной пещере?
В ответ на эти и многие другие вопросы царя Шукадева Госвами
рассказал следующее:
- Почтеннейший царь, этот человек принадлежал к прослав-
ленной династии царя Икшваку, где в свое время явился Господь
Рамачандра. Сын великого царя Мандхаты, Он и сам был великой
душой и звали его Мучукундой. Царь Мучукунда следовал всем ве-
дическим заповедям, почитал брахманов и был всегда верен своему
слову. Могущество его было столь велико, что даже Индра и дру-
гие полубоги обращались к нему за помощью, поэтому он часто
сражался против демонов на стороне полубогов.
Главный военачальник полубогов Карттикея был доволен воин-
ской доблестью Мучукунды, но однажды он предложил царю, утом-
ленному долгой борьбой с демонами, отдохнуть от сражений.
- Досточтимый царь, - сказал Карттикея Мучукунде, - ради
полубогов ты пожертвовал всем. У тебя было прекрасное царст-
во, которому никогда не грозили враги. Но ты оставил это царст-
во, вместе со всеми богатствами, и презрел собственные желания.
Ты много лет провел в сражениях и за время твоего столь долго-
го отсутствия твоя царица, дети, родственники и твои главные со-
ветники - все в урочное время покинули этот мир. Время никого
не ждет. Даже если ты вернешься домой, ты уже никого не заста-
нешь в живых. Власть времени неодолима. Оно обладает таким
могуществом потому, что представляет Саму Верховную Личность
Бога; поэтому время сильнее наисильнейших. Время способно без
труда производить перемены в вещах самых незаметных, и остано-
вить течение времени не может никто. Как дрессировщик заставля-
ет животных подчиняться своей воле, так и время подчиняет себе
ход событий. Никто не может изменить то, что установлено высо-
чайшим временем.
Полубог предложил Мучукунде просить любую, какую он толь-
ко пожелает, награду, кроме освобождения. Освобождение может
даровать лишь Верховная Личность Бога, Вишну. Поэтому Вишну
или Кришну также называют Мукундой - "дарующим освобожде-
ние".
Царь Мучукунда не спал много, много лет. Исполняя свой долг,
он днем и ночью сражался и очень устал. Поэтому, когда полубог
предложил ему выбрать награду, он подумал о сне. И ответил ему:
- О Карттикея, лучший из полубогов. Я очень хочу спать. По-
этому, прошу, даруй мне способность испепелить взглядом любого,
кто потревожит мой сон и разбудит меня прежде времени. Пусть
это будет моей наградой.
Полубог согласился выполнить просьбу Мучукунды, и, благосло-
вив его, сказал, что он сможет отдохнуть и выспаться вволю. Тог-
да царь Мучукунда и укрылся в горной пещере.
Воспользовавшись благословением Карттикеи, Мучукунда испе-
пелил Калаявану одним Своим взглядом. После этого перед ним
предстал Господь Кришна. В сущности Кришна вошел в пещеру для
того, чтобы освободить Мучукунду, который совершал столь дол-
гое подвижничество, но Он появился перед ним не сразу. Кришна
устроил так, что сначала перед ним предстал Калаявана. Верхов-
ный Господь, делая что-то одно, всегда достигает нескольких це-
лей. Кришна хотел даровать освобождение спящему в пещере царю
Мучукунде и в то же время покарать смертью Калаявану, который
посмел напасть на Матхуру. Своим поступком Он достиг и той,
и другой цели.
Господь Кришна явился перед Мучукундой облаченный в жел-
тые одежды. На Его груди царь увидел знак Шриватса, а на шее -
камень Каустубха. У Него было четыре руки, как у вишну-мурти;
надетая на шею гирлянда Вайджаянти достигала самых колен. От
Кришны исходило ослепительное сияние; Его лицо светилось пре-
красной улыбкой, в ушах сверкали чудесные драгоценные серьги.
Ни один смертный не может даже представить себе, насколько Он
был прекрасен. Кришна, поражавший взор Своей красотой, с боль-
шой любовью смотрел на Мучукунду, притягивая к Себе все мысли
царя. Верховный Господь, Кришна - старейший среди всех живу-
щих, однако Он выглядел цветущим юношей и движениями напо-
минал резвящегося лесного оленя. Тем не менее было видно, что
Он необыкновенно могуществен: Его власть и сила так безмерно
велики, что перед Ним трепещут все и все.
Увидев Кришну в столь великолепном облике, Мучукунда захо-
тел узнать о том, кто Он.
- Могу я спросить Тебя, - смиренно обратился к Нему царь, -
как Ты очутился здесь, в горной пещере? Кто Ты? Я вижу, что
Твои стопы нежны, как лепестки лотоса. Как же Ты мог пройти
через лес, усыпанный колючками и острыми камнями? Все это так
удивительно! Может быть Ты - Верховная Личность Бога, силь-
нейший среди сильных, изначальный источник всего света и огня?
А может Ты - полубог, столь же великий, как бог солнца, бог лу-
ны или Индра, царь небес? Или Ты правишь какой-то другой пла-
нетой?
Мучукунда знал, что каждой из высших планет управляет какое-
нибудь божество. Он не был невеждой, как нынешние люди, ко-
торые полагают, что только Земля населена живыми существами,
а все другие планеты необитаемы. Вопрос Мучукунды, не являет-
ся ли Кришна властелином какой-то неизвестной ему планеты, был
вполне уместен. Чистый преданный Господа, царь Мучукунда тут
же понял, что Господь Кришна, представший перед Ним во всем
Своем великолепии, не может быть божеством, правящим какой-
нибудь материальной планетой. Нет сомнения, что Он - Верхов-
ная Личность Бога, Кришна, являющий Себя в многочисленных
воплощениях Вишну. Поэтому Мучукунда решил, что перед ним -
Пурушоттама, Господь Вишну. Он видел также, что Своим при-
сутствием Господь рассеял кромешную тьму, царившую в пещере;
значит, Он не мог быть никем иным, кроме Верховной Личности
Бога. Мучукунда знал, что там где Господь присутствует в Своем
божественном имени, качествах, облике и т.д., исчезает тьма неве-
жества. Господь, подобно светильнику, способен рассеять любую
тьму.
Царю Мучукунде нетерпелось узнать, кто стоит перед ним, по-
этому он сказал:
- О лучший среди людей; если Ты считаешь меня достойным
того, прошу, открой, кто Ты? Кто Твои родители? Каково Ваше
потомственное занятие и Ваши семейные традиции?
Тут царь Мучукунда подумал, что сначала должен назваться сам,
иначе он не имеет права спрашивать Господа о том, кто Он такой.
Этикет требует, чтобы человек менее важный вначале представил-
ся сам, а затем уже задавал вопросы вышестоящему. Поэтому царь
Мучукунда сказал Господу Кришне:
- О Господь, разреши мне сначала представиться самому. Я при-
надлежу к многославной династии царя Икшваку, однако сам я не
столь велик, как мой знаменитый предок. Зовут меня Мучукунда.
Отцом моим был Мандхата, а дедом - великий царь Юванашва.
Я не спал много тысяч лет и ужасно устал, почти не мог шевелить-
ся - так ослабели все мои члены. Чтобы набраться сил, я отдыхал
в этой уединенной пещере, но какой-то незнакомец разбудил меня,
вопреки моему желанию. За такой дерзкий поступок я испепелил
его одним своим взглядом. К счастью, сейчас я могу, наконец, ви-
деть Тебя в столь величественном и прекрасном облике. Поэтому
я думаю, что убил своего врага по Твоей милости. Должен при-
знаться, о Господь, что ослепительное сияние, исходящее от Тво-
его тела, не позволяет мне отчетливо видеть Тебя. Однако я чув-
ствую, как Твое сияние лишает меня сил. И мне ясно, что Ты -
Тот, кого должны почитать все живущие.
Видя, что царь Мучукунда сгорает от желания узнать, кто Он
такой, Господь Кришна, улыбаясь, ответил:
- Почтенный царь, боюсь, что рассказать о Моем рождении,
явлении и уходе, а также о Моих деяниях, невозможно. Как ты,
наверное, знаешь, у Моего воплощения Анантадевы бесчисленное
множество ртов и с незапамятных времен Он старается рассказать
все, что Ему известно о Моем имени, славе, качествах и деяниях,
о Моих явлениях и уходах и о Моих воплощениях, но до сих пор
Он так и не смог закончить свой рассказ. Поэтому нельзя точно
узнать, сколько у меня имен и обликов. Может быть, ученым в ма-
териальном мире когда-нибудь удастся сосчитать количество ато-
мов, составляющих эту планету, но ни один ученый не в состоянии
сосчитать Мои бесчисленные имена, воплощения и деяния. Много
великих мудрецов и святых пытались запечатлеть Мои разнообраз-
ные воплощения и деяния, но так и не смогли перечислить их все.
Однако, поскольку ты так жаждешь узнать, кто Я, могу тебе со-
общить, что Я пришел на эту планету, чтобы уничтожить демони-
ческое начало, которому подвержены большинство людей, и возро-
дить устои религии, начертанные в Ведах. Для этого Меня призвал
сюда Брахма, божество, управляющее вселенной. И вот Я появил-
ся в династии Яду, став одним из ее членов. Мой отец - Васудева,
и люди называют Меня Васудевой, сыном Васудевы. Знай также,
что Я убил Камсу, который в предыдущем рождении был извес-
тен как Каланеми, а также Праламбасуру и много других демонов.
Они выступили против Меня как враги, и Я уничтожил их. Де-
мон, который потревожил твой сон, тоже был враждебен ко Мне,
и ты сделал благое дело, испепелив его взглядом. Почтеннейший
Мучукунда, ты - Мой великий преданный, и Я появился в этой
пещере для того, чтобы одарить тебя Своей божественной милос-
тью. Я с большой любовью отношусь ко всем Моим преданным.
В своей прошлой жизни ты на деле доказал, что ты - Мой вели-
кий преданный, и молил Меня о милости. И вот Я пришел, чтобы
исполнить твое желание. Можешь смотреть на Меня, сколько тебе
угодно. И можешь просить у Меня благословение - Я готов ис-
полнить любую твою просьбу. Есть у Меня одно незыблемое пра-
вило: по Моей милости исполняются все желания того, кто нашел
у Меня прибежище.
Услышав слова Господа Кришны, царь Мучукунда очень обра-
довался, и тут же вспомнил пророчество Гарги Муни о том, что
в двадцать восьмом тысячелетии в эпоху Вайвасваты Ману на зем-
лю низойдет Господь Кришна. Вспомнив это предсказание, он по-
нял, что перед ним - Верховная Личность, Нараяна или Господь
Кришна. Он тотчас же пал к Его лотосоподобным стопам и начал
возносить молитвы:
- О возлюбленный Господь, О Верховная Личность Бога,
я знаю, что все живые существа на этой планете повержены в ил-
люзию Твоей внешней энергией и одержимы желанием иллюзор-
ных наслаждений. Поглощенные иллюзорной деятельностью, они
не хотят поклоняться Твоим лотосоподобным стопам. И посколь-
ку живые существа не знают, какие блага они получат, предавшись
Твоим стопам, они подвергаются многочисленным страданиям, ко-
торые сопутствуют материальной жизни. Эти глупцы привязаны
к так называемому обществу, дружбе и любви, которые не приносят
им ничего, кроме всевозможных несчастий. Поверженные в иллю-
зию Твоей внешней энергией, и мужчины, и женщины очень до-
рожат материальным существованием и, живя в великом общест-
ве обманщиков и обманутых, только то и делают, что обманывают
друг друга. Глупцы, они не отдают себе отчета в том, какой великий
дар - человеческая форма жизни, и потому не хотят поклоняться
Твоим лотосоподобным стопам. Находясь во власти Твоей внеш-
ней энергии, люди заворожены блеском материальной деятельнос-
ти, так называемым обществом, дружбой и любовью и подобны
безгласным животным, свалившимся в темный колодец.
В полях есть много заброшенных и заросших травой колодцев.
Часто бедные животные, ничего не подозревая, падают в них, и,
если их не спасут, они обречены на гибель. Соблазненные несколь-
кими пучками травы, животные попадают в заброшенные колод-
цы, где их подстерегает смерть. Точно так же глупцы, не знающие
о ценности человеческой жизни, растрачивают ее на удовлетворе-
ние потребностей чувств и бессмысленно умирают.
- О возлюбленный Господь, я, как и все, подвержен этому за-
кону материальной природы. Я такой же глупец, бесполезно рас-
тративший свою жизнь. Но мое положение еще хуже, ибо, при-
надлежа к царскому роду, я заносился куда больше, чем обычные
люди. Обычный человек считает себя хозяином своего тела и сво-
ей семьи, я же возомнил о большем. Я мечтал стать властителем
всего мира, и по мере того как росло мое горделивое стремление
наслаждаться жизнью, во мне все больше укреплялись телесные
представления о жизни. Моя привязанность к дому, жене и детям,
стремление к деньгам и господству над миром усиливались, перехо-
дя через все границы. Я был все время поглощен мыслями о том,
как преуспеть в материальном мире.
- Поэтому, о Господь, я без всякой пользы прожил так много
из отпущенных мне драгоценных лет. Когда во мне прочно укоре-
нились ложные представления о жизни, я стал придавать непомер-
ное значение своему материальному телу, которое, в сущности, не
что иное, как мешок с костями, и в тщеславии своем возомнил се-
бя царем всего рода человеческого. В этом заблуждении, я стран-
ствовал по всему миру вместе со своим войском: пешими воинами
и воинами на колесницах, слонами и конями. Окруженный мно-
гочисленными военачальниками, я в горделивом осознании своего
могущества не замечал Тебя, о Господь, хотя Ты всегда, как са-
мый близкий друг, находишься в моем сердце. Я пренебрег Тобой,
и в этом порок моего "высокого" положения в материальном ми-
ре. Полагаю, что все живые существа, подобно мне, не заботятся
о духовном самоосознании и, пребывая в постоянном беспокойст-
ве, думают только: "Что делать дальше? Как жить дальше?" По-
рабощенные материальными желаниями, мы продолжаем упорст-
вовать в своем безумии.
Но как бы сильно мы ни были поглощены мыслями о матери-
альном, неумолимое время, которое является всего лишь одной из
Твоих ипостасей, безукоризненно исполняет свой долг, и как только
истечет отпущенный нам срок, Ты, о Господь, тотчас же кладешь
конец всем делам в нашей материальной жизни, которая подобна
сну. В облике времени Ты обрываешь наши дела так же неумо-
лимо, как голодная черная змея заглатывает мышь. Даже царское
тело, которое при жизни всегда было украшено драгоценностями,
разъезжало на колеснице, запряженной великолепными лошадьми,
или на спине богато украшенного слона, и провозглашало себя ца-
рем среди людей - даже царское тело разлагается под действием
неумолимого времени и становится добычей червей и насекомых,
обращается в прах или в испражнения. При жизни это прекрас-
ное тело может считаться царским, но после смерти даже тело ца-
ря становится добычей какого-нибудь животного и превращается
в испражнения или сгорает дотла на костре, или же его опускают
в могильную яму на поживу червям и насекомым.
О Господь, все мы находимся в полной власти неумолимого вре-
мени не только после смерти, но и при жизни, хотя уже по-друго-
му. Я могу быть могущественным царем, но когда, завоевав весь
мир, я возвращаюсь домой, то сталкиваюсь со множеством труд-
ностей. Все вассальные цари окажут мне почести, когда я победо-
носно вернусь домой, но как только я войду во внутренние покои
своего дворца, я стану игрушкой в руках цариц и буду вынужден,
ради крох удовольствий, припадать к ногам женщин. Материаль-
ная жизнь очень запутанна, и прежде чем насладиться ею, человек
должен так усердно трудиться, что у него уже не остается време-
ни и сил для мирных наслаждений. А чтобы в полной мере вку-
сить материальных удовольствий, нужно подвергнуть себя сурово-
му подвижничеству и вознестись на райские планеты. Даже тот,
кто родился в очень богатой или в царской семье, вынужден все
время заботиться о том, чтобы сохранить свое положение и гото-
виться к следующей жизни, совершая многочисленные жертвопри-
ношения и раздавая пожертвования. Даже жизнь царя полна бес-
покойств, не только потому, что управление государством - дело
хлопотливое, но и потому, что царь должен заблаговременно под-
готовиться к вознесению на райские планеты.
Поэтому вырваться из пут материального существования очень
трудно, но если человеку так или иначе удастся заслужить Твою
благосклонность, Ты один можешь милостиво даровать ему воз-
можность общаться с чистым преданным. Это - начало пути, ве-
дущего к избавлению от пут материальной жизни. О Господь, толь-
ко общаясь с Твоими чистыми преданными, можно приблизиться
к Тебе - властелину материального и духовного миров. Ты - выс-
шая цель устремлений всех чистых преданных; и общаясь с такими
преданными, мы можем пробудить дремлющую в нас любовь к Те-
бе, о Всевышний. Если в результате общения с преданными чело-
век разовьет в себе сознание Кришны, он навсегда освободится от
материального рабства.
О возлюбленный Господь, хотя я избегал общения с Твоими чис-
тыми преданными, Ты столь милосерден, что, благодаря моей ко-
роткой встрече с таким чистым преданным, как Гарга Муни, Ты
явил мне величайшую милость. Только по Твоей неизъяснимой ми-
лости я потерял все свои богатства, свое царство и семью. Не ду-
маю, что без Твоей милости, я смог бы освободиться от этих пут.
Цари и императоры иногда избирают удел отшельников, чтобы за-
быть о благах царской жизни, но я, по Твоей неизъяснимой милос-
ти, уже лишился царского сана. Мне не нужно собирать подаяние
и уходить от мирской жизни.
О Господь, я молю лишь о том, чтобы отныне мне было до-
зволено приобщиться к трансцентному, полному любви служе-
нию Твоим лотосоподобным стопам. К этому всегда стремятся чис-
тые преданные, которые полностью освободились от материальной
скверны. Ты - Верховная Личность Бога и потому можешь даро-
вать мне все, что я пожелаю, даже освобождение. Но какой глупец,
угодив Тебе, станет просить у Тебя то, что снова сделает его рабом
в материальном мире? Думаю, ни один человек в здравом уме не
станет просить у Тебя такого благословения. Поэтому я всецело
предаюсь Тебе, ибо Ты - Верховная Личность Бога и Сверхдуша
в сердца всех живущих, Ты - сияние безличного Брахмана. Ты
являешь Собой и этот материальный мир, поскольку он создает-
ся Твоей внешней энергией. Итак, с любой точки зрения, Ты есть
высшее прибежище для всех живых существ. И в материальном,
и в духовном мире все должны искать прибежища у Твоих лото-
соподобных стоп. Поэтому я полностью вверяюсь Тебе, мой Гос-
подь.
В течение многих рождений я переносил тройственные страда-
ния, сопутствующие материальной жизни, и у меня нет больше сил
терпеть их. Я шел на поводу у своих чувств и никогда не испыты-
вал удовлетворения. Вот почему я хочу укрыться под сенью Твоих
лотосоподобных стоп, которые даруют мир и покой и устраняют
все горести, вызванные материальной скверной. О возлюбленный
Господь, Ты - Сверхдуша всех живущих, и Тебе ведомо все. Сей-
час я, наконец, освободился от скверны материальных желаний.
Я не хочу более наслаждаться жизнью в материальном мире, не
хочу слиться с Твоим духовным сиянием и не хочу предаваться ме-
дитации на Твою ипостась в сердце - Параматму, ибо знаю, что,
только найдя у Тебя прибежище, я смогу обрести мир и покой.
Выслушав царя Мучукунду, Кришна ответил:
- Почтеннейший царь, твои речи наполнили радостью Мое
сердце. Ты был властителем всех земель на этой планете, но
я с удивлением вижу, что ныне твой ум свободен от материальной
скверны. Ты вполне достоин того, чтобы посвятить себя предан-
ному служению. Я очень доволен тем, что хотя ты мог попросить
у Меня любой дар, ты не воспользовался этой возможностью и не
стал просить материальных благ. Я вижу, что твой ум сосредото-
чен на Мне и его не тревожат более гуны материальной природы.
Материальных гун три: благость, страсть и невежество. Когда че-
ловек находится под влиянием гун страсти и невежества, он охвачен
вожделением и жадностью, которые заставляют его искать удо-
вольствий в материальном мире. Тот, кто находится под влияни-
ем материальной гуны благости, пытается очистить себя от сквер-
ны с помощью разных видов подвижничества и, став истинным
брахманом, стремится к слиянию с бытием Господа. Но человек,
который желает только одного - служить лотосоподобным стопам
Господа, возвышается над всеми тремя гунами материальной при-
роды. Отсюда следует, что чистый преданный, обладающий созна-
нием Кришны, всегда свободен от материальных гун.
- Досточтимый царь, - продолжал Господь Кришна, - Я пред-
ложил тебе выбрать любой дар, чтобы испытать, насколько дале-
ко ты продвинулся в преданном служении. Но теперь Я вижу, что
ты уже стал чистым преданным, ибо твой ум более не тревожат
вожделение и алчность, которыми осквернен материальный мир.
Даже йоги, которые пытаются возвыситься, обуздывая свои чув-
ства, и медитируют на Меня, выполняя дыхательные упражнения
пранаямы, не могут до конца освободиться от материальных же-
ланий. Уже не раз случалось, что, не в силах одолеть искушения,
такие йоги вновь возвращались к материальной жизни.
Примером, подтверждающим эти слова Кришны, может служить
Вишвамитра Муни. Вишвамитра Муни был великим йогом и зани-
мался пранаямой, но когда к нему приблизилась Менака, прекрас-
ная дева с райских планет, он утратил над собой власть и зачал
с ней дочь по имени Шакунтала. Однако чистый преданный Ха-
ридаса Тхакура остался непоколебим, даже когда его пыталась со-
блазнить продажная женщина.
Досточтимый царь, - вновь заговорил Кришна, - Я наделю те-
бя особым даром - способностью постоянно думать обо Мне. Где
бы ты ни оказался, странствуя по материальному миру, ты не бу-
дешь осквернен гунами материальной природы.
Этими словами Господь подтвердил, что человек, который дейст-
вительно обладает сознанием Кришны и под руководством духов-
ного наставника служит Господу с трансцентной любовью, ни-
когда не будет осквернен материальными гунами.
- Досточтимый царь, - сказал Господь, - будучи кшатрием,
ты убил много животных - и на охоте, и в сражениях. Чтобы
очиститься от греха, посвяти себя бхакти-йоге и всегда думай обо
Мне. Так ты очень скоро изживешь последствия своих дурных дел.
Из этих слов явствует, что хотя кшатриям разрешено убивать
животных на охоте, делая это, они оскверняют себя грехом. По-
этому каждый человек, будь он кшатрий, вайшья или брахмана,
должен в конце жизни принять саньясу, и всецело посвятить се-
бя служению Господу. Так он сможет освободиться от последствий
всех прошлых грехов.
Господь заверил царя Мучукунду:
- В следующем своем рождении ты станешь великим вайшна-
вом, лучшим среди брахманов, и тогда единственным твоим заняти-
ем будет трансцентное служение Моим лотосоподобным стопам.
Вайшнав - наилучший брахман, поскольку, не обладая качествами
истинного брахмана, нельзя стать вайшнавом. Тот, кто стал вай-
шнавом, целиком отдается заботам о благе всех живых существ,
и высшим проявлением такой заботы является проповедь сознания
Кришны. Из вышесказанного следует, что те, кто кто удостоился
особой милости Господа, могут в полной мере развить в себе со-
знание Кришны и проповедовать философию вайшнавизма.
На этом заканчивается пятьдесят первая глава книги Бхак-
тиведанты "Кришна", которая называется "Освобождение Му-
чукунды".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий