ГЛАВА 48. Кришна радует Своих преданных

Несколько дней подряд Кришна слушал рассказы Уддхавы о его
поездке во Вриндаван. Ему хотелось узнать обо всем, в особеннос-
ти о том, как живут Его отец и мать, гопи и Его друзья-пастушки.
Господь Кришна был очень рад, что Уддхава сумел утешить их сво-
ими наставлениями и привезенным от Него письмом.

Вскоре после этого Господь Кришна решил посетить дом Куб-
джи, горбуньи, которая угодила Ему, предложив сандаловую пасту
в тот день, когда Он вошел в Матхуру. Как сказано в "Бхагавад-
гите", Кришна всегда старается угодить Своим преданным в той
мере, в какой они стараются угодить Ему. Преданные в глубине
сердца всегда думают о Кришне, и Кришна тоже думает о них.
После того, как Кубджа превратилась в красивую девушку и ста-
ла зарабатывать на жизнь, угождая мужчинам. Ей хотелось, что-
бы Кришна пришел к ней в дом и она могла принять и почтить
Его так, как считала нужным. Продажные женщины обычно ста-
раются угодить клиентам, предлагая им свое тело. Кубджа, одна-
ко, пылала к Кришне настоящей страстью, и хотела, чтобы Он
утолил ее. Разумеется, Кришна решил пойти к Кубдже не из же-
лания вкусить удовольствий. Она уже угодила Ему, когда поднесла
сандаловую пасту. Но в ответ на просьбу Кубджи Кришна решил
посетить ее дом. Не для того, чтобы насладиться ее обществом,
а чтобы превратить ее в чистую преданную. Кришне неустанно слу-
жат тысячи богинь процветания, поэтому Ему незачем обращать-
ся к продажным женщинам для того, чтобы испытать удовольст-
вий. Однако будучи неизменно добр и милостив ко всем, Кришна
согласился прийти к Кубдже. Говорят, что луна льет свет даже на
дворы горбунов. Так и Кришна не отказывает в божественной ми-
лости никому, кто оказал Ему какую-нибудь услугу, неважно, вы-
звана ли она вожделением, гневом, страхом или чистой любовью.
В "Чайтанья-чаритамрите" говорится, что когда преданный хочет
служить Кришне и одновременно жаждет удовольствий, Кришна
устраивает так, что преданный забывает о своих материальных же-
ланиях, и, полностью очистившись, неустанно служит Господу.

Исполняя Свое обещание, Кришна вместе с Уддхавой отправил-
ся в дом к Кубдже, которая мечтала о том, чтобы Кришна при-
шел к ней и утолил ее страсть. Подойдя к ее дому, Кришна уви-
дел, что он украшен и обставлен так, чтобы распалить в мужчине
вожделение. По стенам были развешаны картины с изображением
нагих женщин и мужчин, флажки и балдахины над роскошными
кроватями были расшиты жемчугом, кругом стояли удобные ложа
и мягкие кушетки. Комнаты были освещены красивыми светиль-
никами, увешаны гирляндами из цветов и приятно пахли благово-
ниями и душистой водой.

Когда Кубджа увидела, что в ее дом, как и обещал, пожало-
вал Господь Кришна, она тотчас поднялась с кушетки, чтобы ока-
зать Ему радушный прием. Вместе с ней навстречу Господу вышло
много ее подруг. С величайшим почтением Кубджа приветствова-
ла Кришну. Усадив Его на почетное место, она приняла Господа
Кришну так, как подобало в ее положении. С таким же почтением
Кубджей и ее подругами был принят Уддхава, но, не желая быть
на одном уровне со своим господином, он просто сел на пол.

Как принято в таких случаях, Кришна, не теряя времени, вошел
в опочивальню Кубджи. Тем временем Кубджа совершила омове-
ние и умастилась сандаловой пастой. Она надела на себя красивые
одежды, дорогие украшения и гирлянды из цветов. Пожевав бетель
и другие возбуждающие смеси, надушившись, она предстала перед
Кришной. Бросая на Него радостные взгляды и играя бровями,
Кубджа, как свойственно женщинам, смущенно улыбалась. Граци-
озно изогнувшись, она стояла перед Господом Кришной, который
известен также как Мадхава, супруг богини процветания. Увидев,
что Кубджа колеблется, не решаясь подойти к Нему, Кришна тут же
схватил ее за украшенную браслетами руку, с большой нежностью
привлек к Себе и усадил рядом. Только благодаря тому, что Куб-
джа поднесла Верховному Господу Кришне сандаловую пасту, она
освободилась от всех последствий своих грехов и стала достойной
вкусить с Ним наслаждений. Она возложила лотосоподобные сто-
пы Кришны на свою грудь, пылавшую жгучим огнем желания. Но
едва Кубджа вдохнула аромат лотосоподобных стоп Господа, как
тут же освободилась от всех плотских желаний. Кришна позволил
ей обнять Себя, и таким образом осуществилась ее заветная мечта
о том, чтобы Он посетил ее дом.

В "Бхагавад-гите" говорится, что, прежде чем посвятить себя
полному любви трансцентному служению Господу, человек дол-
жен освободиться от бремени грехов, совершенных им в материаль-
ном мире. Кубджа была вознаграждена только за то, что поднесла
Кришне сандаловую пасту. Никто не обучал ее тому, как надо по-
читать Кришну, поэтому она хотела удовлетворить Его с помощью
своего ремесла. В "Бхагавад-гите" также сказано, что человек мо-
жет поклоняться Господу даже своим трудом, если он искренне
стремится угодить Ему.

Кубджа сказала Кришне: "Мой дорогой друг, проведи со мной
хотя бы несколько дней, насладись мною. Я не могу так быстро
расстаться с Тобой! Мой лотосоокий друг, прошу, не откажи в мо-
ей просьбе".

Как сказано в Ведах, Верховная Личность Бога обладает бесчис-
ленными энергиями. По мнению людей сведущих, Кубджа олице-
творяет энергию Кришны бху-шакти, так же как Шримати Радха-
рани олицетворяет Его энергию чит-шакти. Хотя Кубджа просила
Кришну побыть у нее несколько дней, Он учтиво объяснил ей, что
не может остаться. Кришна лишь изредка приходит в материаль-
ный мир, тогда как в духовном мире Он остается вечно. Кришна
всегда пребывает на планетах Вайкунтхи или на Голоке Вриндава-
не, и Его пребывание в духовном мире именуется апраката-лилой.

Утешив Кубджу добрыми словами, Кришна вернулся домой вмес-
те с Уддхавой. В "Шримад-Бхагаватам", в предостережение нам,
говорится, что поклоняться Кришне отнюдь нелегко, ибо Он -
Верховная Личность Бога, главный среди всех вишну-таттв. По-
лучить возможность поклоняться Кришне или общаться с Ним
очень трудно. Особо предостерегаются преданные, которых при-
влекают супружеские отношения с Кришной: им ни в коем слу-
чае не следует искать удовольствий в личном общении с Господом.
Удовлетворять потребности чувств - значит заниматься матери-
альной деятельностью. В духовном мире любовь тоже проявляется
в поцелуях и объятиях, но там никто не стремится удовлетворить
свою чувственность, как это свойственно живущим в материаль-
ном мире. Это предупреждение особенно касается людей, называ-
емых сахаджиями, которые считают Кришну обычным человеком
и стремятся к извращенным, плотским отношениям с Ним. В ду-
ховных взаимоотношениях нет стремления удовлетворять потреб-
ности собственных чувств. Человека, который ищет удовольствия
в общении с Кришной, называют неразумным. Он должен изме-
нить свое умонастроение.

Затем Кришна исполнил Свое обещание и навестил Акруру в его
доме. Акрура был одним из доверенных слуг Кришны, и Кришна
хотел, чтобы он выполнил Его очередное поручение. Он отправил-
ся к нему в сопровождении Господа Баларамы и Уддхавы. Когда
гости приблизились к дому, Акрура вышел им навстречу, обнял Уд-
дхаву и почтительно склонился перед Господом Кришной и Бала-
рамой. Кришна, Баларама и Уддхава в свою очередь почтительно
приветствовали его. Когда, по приглашению хозяина, все удобно
уселись, Акрура омыл гостям стопы и окропил этой водой свою
голову. Затем, как дань поклонения, он преподнес им красивые
одежды, цветы и сандаловую пасту. Все трое были очень доволь-
ны приемом, оказанным Акрурой. Затем Акрура низко, до земли,
склонился перед Кришной. Положив Его лотосоподобные стопы
себе на колени, он стал бережно растирать их.

Когда Акрура достаточно насладился присутствием Кришны
и Баларамы, он со слезами любви на глазах стал возносить Криш-
не молитвы: "Мои возлюбленные Господь Кришна и Господь Ба-
ларама! Вы сделали доброе дело, убив Камсу и его приспешников
и тем самым избавив династию Яду от величайшей напасти. Ядавы
всегда будут помнить, как Вы спасли их великий род. О Господь
Кришна и Господь Баларама, Каждый из Вас есть изначальная лич-
ность, источник всего, первопричина всех причин. Вы - облада-
тели непостижимой энергии, и Вы пребываете всюду. Нет причин
и следствий, грубых или тонких, которые существовали бы вне Вас.
Каждый из Вас есть Верховный Брахман, постичь который можно,
изучая Веды. Мы видим Вас только благодаря Вашей непостижи-
мой энергии. Создав Своими энергиями материальный космос, Вы
Сами входите в него. Как пять материальных стихий: земля, вода,
огонь, воздух и небо - присутствуют во всем многообразии мате-
риальных тел, так и Ты, о Господь, один входишь в разнообразные
тела, созданные Твоей энергией. Ты входишь в каждое тело и как
индивидуальная душа, и как Сверхдуша".

В "Бхагавад-гите" подтверждается, что материальные тела созда-
ются низшей энергией Кришны, что живые существа - индивиду-
альные души - являются Его неотъемлемыми частицами, а Сверх-
душа - Его воплощением, пребывающем в сердце каждого. Таким
образом, хотя материальное тело, душа и Сверхдуша в совокуп-
ности составляют индивидуальное живое существо, изначально все
они представляют собой различные энергии Верховного Господа.

"В материальном мире, - продолжал Акрура, - Ты, о Господь,
создаешь, поддерживаешь и уничтожаешь все сотворенное через
взаимодействие трех материальных гун: благости, страсти и неве-
жества. Но Сам Ты не испытываешь их влияния, поскольку обла-
даешь высшим знанием, которое, в отличие от знания индивиду-
ального живого существа, неодолимо".

Верховный Господь входит в материальную вселенную и в уроч-
ное время создает, поддерживает и разрушает ее, тогда как неотъ-
емлемая частица Господа, живое существо, помещается в матери-
альное тело, созданное для него из материальных первоэлементов.
Различие между живым существом и Господом заключается в том,
что живое существо - это неотъемлемая частица Господа, склон-
ная попадать под влияние материальных гун. Но Кришна, Пара-
брахман, или Верховный Брахман, всегда обладающий всей полно-
той знания, никогда не подвергается воздействию этих гун. Поэтому
Кришну называют Ачьюта, что значит "тот, кто не может быть по-
вержен в бездну материального бытия". Материальная энергия не
может помешать Кришне сознавать себя духовной сущностью, тог-
да как живые существа, крохотные частицы Господа, под влиянием
материальной энергии склонны забывать о своей духовной приро-
де. Индивидуальные живые существа - это вечные неотъемлемые
частицы Бога, крошечные искры изначального огня - Кришны.
Искры, в отличие от пылающего огня, легко тухнут. Точно так же
материальная энергия может легко одолеть живые существа, но ей
никогда не одолеть Кришну.

"Люди не слишком разумные заблуждаются, считая Твое божест-
венное тело творением материальной энергии, - продолжал Акру-
ра. - Это мнение ошибочно, и к Тебе неприложимо. Ты всецело
духовен, и между Тобой и Твоим телом нет разницы. Поэтому не
может быть и речи о Том, чтобы Ты оказался во власти материаль-
ной энергии или стремился к освобождению из ее плена. Ты все-
гда пребываешь освобожденным. Как сказано в Бхагавад-гите,
только глупцы и невежды могут считать Тебя обычным человеком.
Тот, кто думает, что Господь, как и мы, подвластен материальной
природе, ошибается, поскольку обладает несовершенным знанием.
О Господь, люди, которые отвергли ведическое знание в его пер-
возданном виде, пытаются отождествить обычные живые существа
с Тобой. И Ты явился в Своем изначальном облике, чтобы вновь
утвердить истинное знание о том, что живые существа не равны
Богу и никогда Богом не станут. О Господь, Ты всегда пребыва-
ешь в неоскверненной благости (шуддха-саттве). Ты пришел на
землю для того, чтобы утвердить истинное знание Вед и противо-
поставить его философии безбожников, которые пытаются отож-
дествить Бога и живые существа. О возлюбленный Господь Криш-
на, на этот раз Ты явился в доме Васудевы, как Его сын, вместе
со Шри Баларамой - Твоим всемогущим воплощением. Ты при-
шел для того, чтобы уничтожить все безбожные царские семьи,
а также собранное ими громадное воинство, и тем самым облег-
чить бремя, лежащее на земле. Чтобы исполнить эту миссию, Ты
явился как один из Ядавов и тем самым прославил эту династию.

О возлюбленный Господь, Своим присутствием Ты очистил се-
годня мой дом. Во всем мире нет человека счастливее меня. Вер-
ховный Господь, почитаемый полубогами, питами, царями, импе-
раторами и всеми прочими, Сверхдуша всего сущего, соизволил
пожаловать в мой дом. Вода, омывающая Его лотосоподобные сто-
пы, очищает все три мира, и вот Он Сам милостиво посетил мое
жилище. Какой истинно знающий человек в этих трех мирах не ста-
нет искать прибежище у Твоих лотосоподобных стоп и не предастся
Тебе безраздельно? Какой глупец, зная, как безмерно дороги Тебе
Твои преданные, не пожелает стать одним из них? Все ведические
писания провозглашают, что Ты - лучший друг всех живущих. Это
подтверждается в Бхагавад-гите: сухридам сарва-бхутанам. Ты -
Верховный Господь, способный исполнить любые желания Твоих
преданных. Ты - истинный друг каждого. Но хотя Ты всего Себя
отдаешь Своим преданным, Твоя изначальная энергия не истоща-
ется. Она никогда не прибывает и не убывает.

О возлюбленный Господь, даже великим йогам-мистикам и полу-
богам очень трудно постичь Твои деяния или приблизиться к Тебе.
И все же Ты по Своей неизъяснимой милости соблаговолил сегодня
посетить мой дом. Это самая благословенная минута моих стран-
ствий в материальном мире. Только по Твоей милости я сумел по-
нять, что мой дом, моя жена, дети и мои богатства - все это пу-
ты материального существования. Прошу Тебя, разорви эти путы
и спаси меня от плена иллюзорного общества, дружбы и любви".

Господь Шри Кришна был очень доволен молитвой Акруры. Все
больше пленяя Акруру Своей улыбкой, Он ответил на его смирен-
ные изъявления преданности: "Дорогой Акрура, невзирая на твое
смирение, Я признаю тебя вышестоящим, как признаю вышестоя-
щими Моего отца, наставника и самого верного и любящего дру-
га. Отныне Я буду всячески почитать тебя, и поскольку ты - Мой
дядя, Я надеюсь, ты всегда будешь Моим надежным защитником.
Я хочу, чтобы ты заботился обо Мне и считал Меня одним из твоих
сыновей. Я преклоняюсь перед тобой не только как перед старшим
членом семьи, но и как перед возвышенным преданным, почитае-
мым всегда и всеми. Каждый, кто стремится к успеху и благопо-
лучию, должен приносить дань почитания таким великим душам,
как ты, ибо они превосходят даже полубогов. Люди поклоняются
полубогам ради материальных благ, и полубоги в награду за это да-
ют им свои благословения. Но такой преданный, как ты, о Акру-
ра, всегда готов дать людям высочайшее благословение. Святой
или преданный щедро дарит каждому свои благословения, тогда
как полубоги дают их только тем, кто поклоняется им. Получить
благо от посещения места паломничества можно, только проделав
длинный путь. И те, кто поклоняется полубогам, получают желае-
мое лишь после долгого ожидания. Но такие святые, как ты, досто-
чтимый Акрура, могут тотчас исполнить все желания преданного.
О Акрура, ты всегда пребудешь Нашим другом и доброжелателем.
Ради Нашего блага Ты готов сделать все. Поэтому, прошу тебя,
поезжай в Хастинапур и узнай, все ли благополучно у Пандавов".

Кришна беспокоился о сыновьях Панду потому, что они в ран-
нем возрасте лишились отца. С большим дружелюбием относясь
к Пандавам, которые были Его преданными, Кришна тревожился
за них и потому отправил Акруру в Хастинапур, чтобы тот узнал,
как там обстоят дела.

"Я слышал, - продолжал Кришна, - что после кончины царя
Панду его юные сыновья - Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Наку-
ла и Сахадева - вместе с их овдовевшей матерью, были поручены
заботам Дхритараштры, который стал их опекуном. Но Я также
слышал, что Дхритараштра не только слеп от рождения - он слеп
и в любви к своему жестокому сыну Дурьодхане. Пятеро Панда-
вов - сыновья царя Панду, но Дхритараштра, по наущению ковар-
ного Дурьодханы, относится к ним отнюдь не благосклонно. По-
бывай там и посмотри, как Дхритараштра обходится с Пандавами.
Когда Я получу от тебя весть, Я подумаю, как помочь им". При-
казав Акруре отправиться в Хастинапур, Кришна, Верховная Лич-
ность Бога, возвратился домой, сопровождаемый Баларамой и Уд-
дхавой.

На этом заканчивается сорок восьмая глава книги Бхакти-
веданты "Кришна", которая называется "Кришна радует Своих
преданных".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий