ГЛАВА 44. Гибель Камсы

После того как борцы бросили братьям вызов, Верховный Гос-
подь Кришна, сразивший демона Мадху, сошелся с Чанурой, а Гос-
подь Баларама, сын Рохини, - с Муштикой. Кришна и Чанура,
а за ними Баларама и Муштика, обхватили друг друга руками, сце-
пились ногами, и каждый изо всех сил начал теснить противника,
стремясь к победе. Они схватились ладонь к ладони, нога к ноге,
голова к голове, грудь к груди, и стали наносить друг другу уда-
ры. Бой разгорался: борцы толкали друг друга, переходя с места на
место. То один, то другой бросал противника наземь, но тот лов-
ким движением освобождался и старался сам прижать соперника
к земле. Схватка становилась все более ожесточенной. Противники
приподнимали друг друга, волокли по помосту и старались сбить
с ног, их руки и ноги сплетались в захватах. Участники схватки
в совершенстве продемонстрировали все приемы борцовского ис-
кусства. И каждый старался во что бы то ни стало одолеть про-
тивника.

Зрители, однако, были недовольны поединком: они считали его
неравным. Перед Чанурой и Муштикой, могучими борцами с литы-
ми мускулами, Кришна и Баларама казались совсем детьми. Сим-
патии и сочувствие многих женщин были на стороне Кришны и Ба-
ларамы.

"Дорогие подруги, здесь творится явная несправедливость!" -
воскликнула одна из них. "Как мог царь допустить поединок меж-
ду соперниками, неравными по силе?" - подхватила другая.

Борьба уже не доставляла им удовольствия. Они не желали по-
ощрять схватку между сильным и слабым и громко выражали свое
возмущение: "Муштика и Чанура несокрушимы, как молнии, и мо-
гучи, как горы, а Кришна и Баларама такие юные и хрупкие.
Справедливость попрана в этом собрании. Те, у кого есть совесть
и честь, не станут наблюдать за неравной борьбой. Зрители, сле-
дящие за ходом этого поединка, очевидно, не слишком просвещен-
ные люди - возмущаются ли они или хранят молчание, они все
равно повинны в грехе".

"Дорогие подруги, - вмешалась в разговор еще одна женщи-
на, - взгляните на Кришну! От упорной борьбы Его лицо покры-
лось капельками пота и стало похоже на цветок лотоса, покрытый
каплями росы".

Ее поддержала другая: "А как прекрасен Баларама! От жесто-
кой схватки с Муштикой на Его белоснежном лице выступил яр-
кий румянец".

"Дорогая подруга, - послышался еще чей-то голос, - подумай
только, как благословенна земля Вриндавана, по которой ступает
Сам Господь, Верховная Личность Бога. Украшенный гирляндами
из цветов, Он пасет коров вместе со Своим старшим братом -
Баларамой. Окруженный друзьями-пастушками, Кришна играет на
Своей божественной флейте. Как же посчастливилось обитателям
Вриндавана: они постоянно видят лотосоподобные стопы Криш-
ны и Баларамы, стопы, которые почитают Господь Шива и другие
великие полубоги, и даже сама богиня процветания. Кто сочтет,
сколько благих дел совершили женщины и девушки Враджабхуми,
которые наслаждались обществом Верховного Господа и любова-
лись несравненной красотой Его божественного тела. Господь не-
повторимо прекрасен, и никто на может превзойти Его или даже
сравниться с Ним - так лучезарна Его красота. Кришна и Бала-
рама - средоточие всех совершенств: всего богатства, силы, кра-
соты, славы, знания и отрешенности. Как, должно быть, счастли-
вы гопи - они так часто видят Кришну и могут думать о Нем весь
день: и когда доят коров, и когда сбивают масло, и когда обмола-
чивают рис, и все остальное время. Заняты ли они уборкой или
другой работой по дому - они непрестанно думают о Кришне".

Гопи показали великолепный пример того, как можно пребывать
в сознании Кришны, даже занимаясь, казалось бы, мирскими дела-
ми. Того, кто все время поглощен мыслями о Кришне, не может
коснуться скверна материальной деятельности. Поэтому гопи все-
гда погружены в транс, или самадхи, являющий собой в высшей
степени совершенную мистическую медитацию. В "Бхагавад-гите"
подтверждается, что тот, кто постоянно думает о Кришне, - са-
мый лучший среди всех йогов.

"Дорогая подруга, - обратилась одна горожанка к другой, - де-
ла и поступки гопи - вершина благочестия, иначе как они удосто-
ились видеть Кришну и утром, и вечером: утром, когда Он вместе
со Своими коровами и друзьями отправляется на пастбище, и ве-
чером, когда, играя на флейте, Он возвращается домой с ослепи-
тельной улыбкой на устах".

Когда Господь Кришна, Сверхдуша в сердце каждого, понял, что
женщины на трибунах тревожатся за Него, Он решил не продол-
жать борьбу и убить борцов. Родители Кришны и Баларамы -
Махараджа Нанда, Яшода, Васудева и Деваки - тоже были очень
встревожены, ибо не знали, как безгранично могущественны их сы-
новья. Господь Баларама боролся с Муштикой так же яростно, как
Кришна, Верховная Личность Бога, - с Чанурой. Господь Кришна
перестал щадить Чануру и трижды ударил его кулаком. К удивле-
нию собравшихся, великий борец зашатался. Решив использовать
свою последнюю возможность, Чанура бросился на Кришну, как
один ястреб набрасывается на другого. Сцепив руки, он стал бить
Кришну наотмашь в грудь, но Господь будто не замечал его уда-
ров, подобно тому как слон не замечает, когда его бьют гирляндой
из цветов. Кришна схватил Чануру за руки и, оторвав от земли,
стал быстро раскручивать его в воздухе, а затем, уже бездыханно-
го, швырнул на помост. Чанура упал, как флаг Индры, и все его
украшения разлетелись в разные стороны.

На очередной удар Муштики Баларама ответил сокрушительным
ударом. Муштика весь задрожал и, корчась от боли, начал харкать
кровью. Жизненные силы покинули его, и он упал, точно пова-
ленное ураганом дерево. После того как оба борца были убиты,
на помосте появился борец по имени Кута. Господь Баларама тут
же схватил его левой рукой и без всякого усилия лишил жизни.
Затем вышел борец по имени Шала - и Кришна ударом ноги раз-
мозжил ему голову. Такая же участь постигла борца по имени То-
шала. Так все великие борцы были перебиты Кришной и Балара-
мой, а оставшиеся в живых в страхе разбежались. Юные пастухи,
окружив Кришну и Балараму, радостно поздравляли Их. Раздались
звуки труб и бой барабанов, и, вторя им, на ногах Кришны и Ба-
ларамы звенели колокольчики.

Восторженные зрители разразились громкими рукоплесканиями,
радость их была поистине беспредельна. Брахманы, ликуя, приня-
лись восхвалять Кришну и Балараму. Один Камса был мрачен, не
хлопал в ладоши и не прославлял Кришну. Камса негодовал из-
за того, что трубы и барабаны громко славят победу Кришны; он
был удручен тем, что его лучшие борцы погибли, а остальные раз-
бежались. Камса велел, чтобы музыканты немедленно прекратили
играть, а затем отдал такое приказание: "Повелеваю сейчас же из-
гнать обоих сыновей Васудевы из Матхуры. У пастухов, что при-
шли с Ними, отнять все сколько-нибудь ценное. Махараджу Нанду
тотчас же схватить и убить за коварство. Следует немедленно по-
карать и злодея Васудеву. Что до моего отца, Уграсены, который
всегда поступал вопреки моей воле и поддерживал моих врагов,
его тоже следует предать смерти"

Разгневанный такой дерзостью, Господь Кришна вспрыгнул на
высокий помост, где восседал царь Камса. Камса, который с само-
го начала знал, что погибнет от руки Кришны, был готов к нападе-
нию. Он мгновенно обнажил свой меч и прикрылся щитом. Пока
Камса размахивал мечом, Господь Кришна с необычайной яростью
набросился на него. Всемогущий Господь, прибежище всего сотво-
ренного мира, Верховная Личность Бога, из лотосоподобного пупка
которого появился весь материальный космос, одним ударом сбил
с головы Камсы корону и схватил его за волосы. Стащив Камсу
с трона, Кришна швырнул его на борцовский помост. Он тут же
вскочил ему на грудь и стал осыпать его ударами. Под градом этих
ударов Камса расстался с жизнью.

Чтобы показать Своим родителям, что Камса мертв, Господь
Кришна протащил его перед ними, подобно тому как лев тащит
убитого им слона. Среди собравшихся началось великое смятение:
одни зрители ликовали, другие стенали от горя. С того дня, как
Камса узнал, что примет смерть от восьмого сына Деваки, он
все время думал о Кришне, держащем в руке диск. Страх смерти
в нем был так велик, что он думал о Кришне днем и ночью -
даже когда ел, ходил и дышал - и потому, естественно, был воз-
награжден освобождением. В "Бхагавад-гите" сказано: сада тад-
бхава-бхавитах - человек обретает следующее тело в соответст-
вии с теми мыслями, в которые обычно погружен. Камса думал
о Кришне с диском в руках, то есть о Нараяне, держащем диск,
раковину, лотос и булаву.

По мнению людей сведущих, после смерти Камса обрел сарупья-
мукти, то есть уподобился обликом Нараяне (Вишну). На планетах
Вайкунтхи все обитатели внешне похожи на Нараяну. Оставив те-
ло, Камса обрел освобождение и вознесся на Вайкунтхалоку. Этот
случай свидетельствует, что даже тот, кто думает о Верховной Лич-
ности Бога как о враге, может получить освобождение или достичь
планет Вайкунтхи. Что же тогда говорить о чистых преданных,
которые непрестанно лелеют Кришну в своих мыслях? Даже враг,
сраженный Кришной, обретает освобождение и попадает в безлич-
ное сияние брахмаджьоти. Поскольку Верховный Господь всебла-
гой, каждый, кто думает о Нем - как о друге или как о враге, -
освобождается из материального плена. Но освобождение, обре-
таемое преданным Господа, и освобождение, обретаемое Его вра-
гом, разного рода. Враги Господа обычно получают освобождение
саюджья или иногда освобождение, называемое сарупья.

У Камсы было восемь братьев во главе с Канкой, все моложе
его. Узнав о гибели старшего брата, они сплотились и вне себя от
ярости бросились на Кришну, полные решимости убить Его. Камса
и его братья были дядьями Кришны по материнской линии. Убив
Камсу, Кришна убил брата Своей матери, нарушив тем самым пред-
писания Вед. Хотя Кришна выше установлений Вед, Он нарушает
их лишь в самых исключительных случаях. Камса мог пасть только
от руки Кришны, поэтому Кришна вынужден был убить его Сам.
Что же до братьев Камсы, то их сразил Господь Баларама. Хотя
мать Баларамы, Рохини, была женой Васудевы, она не была сес-
трой Камсы, поэтому восьмерых братьев Камсы убил Баларама.
Он схватил первое попавшееся под руку оружие (вероятнее всего,
это был слоновий бивень, который Он с Собой принес) и одного
за другим сразил всех восьмерых братьев, подобно тому как лев
задирает стадо оленей. Так Кришна и Баларама еще раз подтвер-
дили, что Верховный Господь является для того, чтобы защитить
праведников и убить нечестивых демонов, которые всегда вражду-
ют с полубогами.

Полубоги с высших планет поздравляли Кришну и Балараму,
осыпая Их цветами. Среди полубогов были такие могущественные
властители, как Господь Брахма и Господь Шива, и все они тор-
жествовали, радуясь гибели Камсы. С райских планет доносился
бой барабанов, сыпались потоки цветов, и жены полубогов танце-
вали в радостном самозабвении.

Между тем жены Камсы и его восьми братьев оплакивали без-
временную смерть своих мужей. В неизбывном горе они били се-
бя по голове и проливали потоки слез. Обнимая тела своих мужей,
которые лежали на борцовской арене, жены Камсы и его брать-
ев громко плакали и причитали: "Дорогие наши мужья, вы всегда
были так добры и всегда защищали своих подопечных. Теперь, по-
сле вашей смерти, мы тоже мертвы, как мертвы ваши дети и ваши
дома. Наши лица больше не светятся счастьем и радостью. Из-за
вашей смерти задуманное вами жертвоприношение лука и другие
благотворные обряды теперь осквернены. Дорогие мужья, вы при-
чиняли зло ни в чем неповинным людям, и вот вы все лежите без-
дыханные. Тот, кто причиняет страдания невинному, не избежит
кары - таковы законы природы. Мы знаем, что Кришна - Вер-
ховная Личность Бога. Он - верховный повелитель и верховный
наслаждающийся, поэтому тот, кто нарушает Его волю, никогда
не узнает счастья и в конце концов, как и вы, поплатится за это
жизнью".

Кришна очень любил Своих тетушек и всегда был добр к ним.
Поэтому Он утешал их, как только мог. Он Сам позаботился о том,
чтобы были проведены посмертные обряды, поскольку приходился
племянником всем погибшим царям. Сразу же после этого Криш-
на и Баларама освободили Своего отца и мать, Васудеву и Дева-
ки, заточенных в темницу Камсой. Кришна и Баларама пали к но-
гам родителей и обратились к ним с мольбой. Васудева и Деваки
так много претерпели от Камсы только потому, что Кришна был
их сыном. Они полностью сознавали величие Кришны как Верхов-
ной Личности Бога, поэтому, когда Кришна пал к их ногам и стал
возносить молитвы, они не обняли Его, а только стояли и слуша-
ли, что скажет Верховный Господь. Хотя Кришна явился на зем-
лю как сын Васудевы и Деваки, они всегда помнили о Его высо-
чайшем положении.

На этом заканчивается сорок четвертая глава книги Бхакти-
веданты "Кришна", которая называется "Гибель Камсы".

1 коммент.: (+add yours?)

Ayami_Desu комментирует...

Как интересно

Отправить комментарий