В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что танец раса проходил
в ночь полнолуния в осеннюю пору - шарат. Из предыдущих глав
явствует, что Говардхана-пуджа была устроена сразу после ново-
луния в месяц картика, а затем состоялась церемония бхратри-
двития. После этого Индра излил свой гнев в виде дождя и града,
и Кришна в течение семи дней держал над головой холм Говар-
дхана до девятого дня прибывающей луны. Затем весь десятый
день жители Вриндавана говорили о чудесных деяниях Кришны,
а на следующий день Махараджа Нанда соблюдал экадаши. В день
двадаши он отправился к Ганге, чтобы совершить омовение, и там
его схватил один из слуг Варуны. Господь Кришна освободил Ма-
хараджу Нанду и после этого показал ему и другим пастухам ду-
ховное царство.
Так минула ночь полнолуния сезона шарат. Ночь полнолуния
ашвина называется шарат-пурнима. Из =Шримад-Бхагаватам= мы
узнаем, что, прежде чем насладиться танцем раса с гопи, Кришна
ждал такого полнолуния еще год. В семилетнем возрасте Он под-
нял холм Говардхана, значит, танец раса проходил, когда Ему бы-
ло восемь лет.
В ведических писаниях говорится, что танец, в котором профес-
сиональный танцор танцует сразу со многими танцовщицами, назы-
вается раса. Когда наступила ночь полнолуния и Господь Кришна
увидел обычное для осени убранство - множество цветов, в осо-
бенности душистой малики, - Он вспомнил молитвы гопи к боги-
не Катьяяни, в которых они просили о том, чтобы Он стал их му-
жем. Кришна подумал, что ночь полнолуния поры шарат - самое
подходящее время для чудесного танца. Так должно было испол-
ниться желание гопи, мечтавших выйти за Него замуж.
Приступая к описанию танца раса, Шукадева Госвами, рассказ-
чик =Шримад-Бхагаватам=, говорит: бхагаван апи. Будучи Верхов-
ной Личностью Бога, Кришна в полной мере обладает шестью со-
вершенствами и потому ни от кого не зависит в исполнении Своих
желаний. И все же Он хотел насладиться танцем раса в общест-
ве гопи. Бхагаван апи означает, что этот танец отличается от тан-
цев обычных юношей и девушек. В =Шримад-Бхагаватам= сказано:
йогамайам упашритах. Это значит, что Кришна танцевал с гопи
под покровом йогамайи, а не махамайи. Юноши и девушки в ма-
териальном мире танцуют, находясь во власти махамайи, внешней
энергии Господа. Но танец раса Кришны с гопи проходил под по-
кровом йогамайи. Как сказано в =Чайтанья-чаритамрите=, разли-
чие между йогамайей и махамайей такое же, как между золотом
и железом. С точки зрения металлургии и золото, и железо - ме-
таллы, но они отличаются друг от друга по качеству. Точно так же,
хотя танец раса и свидание Господа Кришны с гопи может казаться
обыкновенной встречей юношей и девушек, качество их совершен-
но разное. Эту разницу сознают все великие вайшнавы, поскольку
им известно различие между любовью к Кришне и вожделением.
В царстве махамайи танцующие стремятся удовлетворить соб-
ственную чувственность. Но когда Кришна, играя на флейте, со-
звал к Себе гопи, они устремились к месту танца раса, движимые
духовным желанием угодить Кришне. Автор =Чайтанья-чаритамри-
ты= Кришнадас Кавираджа Госвами разъяснил, что вожделение -
это стремление удовлетворить чувственность. Любовь также озна-
чает желание удовлетворить потребности чувств, но чувств Криш-
ны. Другими словами, деятельность ради удовлетворения потреб-
ностей своих чувств является материальной, а деятельность ради
удовольствия Кришны - духовной. Цель и той, и другой деятель-
ности - удовлетворить потребности чувств. Но на духовном уров-
не живое существо стремится доставить удовольствие Верховно-
му Господу Кришне, а на материальном - удовлетворить самого
себя. К примеру, на материальном уровне, когда слуга работает
на хозяина, он трудится не ради хозяина, а ради себя. Он не бу-
дет служить хозяину, если тот перестанет ему платить. Это значит,
что слуга служит хозяину, только чтобы удовлетворить потребнос-
ти собственных чувств. Однако на духовном уровне тот, кто слу-
жит Верховному Господу, делает это без всякой платы и продол-
жает служить при любых обстоятельствах. В этом разница между
сознанием Кришны и материальным сознанием.
Как мы говорили, Кришна наслаждался танцем раса с гопи, когда
Ему было восемь лет. К тому времени многие гопи были уже за-
мужем, так как в Индии, особенно в те времена, девушки выходи-
ли замуж очень рано. Было много примеров, когда девушки в две-
надцать лет уже рожали детей. Поэтому все гопи, которые хотели
получить в мужья Кришну, были уже замужем. Тем не менее они
продолжали надеяться, что Кришна станет их мужем. Они мечта-
ли о том, чтобы Кришна стал их возлюбленным, поэтому любов-
ные отношения Кришны с гопи получили название паракия-расы.
Так называют чувства женатого мужчины, стремящегося к близос-
ти с другой женщиной, или чувства замужней женщины, полюбив-
шей другого мужчину.
В сущности, Кришна - супруг всех женщин, ибо Он - верхов-
ный наслаждающийся. Гопи хотели, чтобы Кришна стал их мужем,
но Он не мог жениться на всех гопи. Однако, поскольку они стре-
мились к общению с Кришной как с верховным супругом, отно-
шения между ними и Кришной называются паракия-раса. Эта раса
вечно существует на Голоке Вриндаване в духовном небе, где она
не может быть осквернена, как паракия-раса в материальном ми-
ре. В материальном мире подобные отношения достойны осужде-
ния, тогда как в духовном мире паракия-раса - это в высшей сте-
пени совершенные взаимоотношения Кришны и гопи. Существует
несколько видов отношений с Кришной: отношения хозяина и слу-
ги, дружеские отношения, отношения родителей с сыном и отно-
шения влюбленных. Из всех этих рас самой возвышенной считает-
ся паракия-раса.
Материальный мир - искаженное отражение духовного. Оно по-
добно отражению дерева в воде, когда верхушка дерева кажется
его нижней частью. Искаженное отражение паракия-расы в ма-
териальном мире считается чем-то низким и постыдным. Поэто-
му те, кто подражает танцу раса Кришны и гопи, довольствуются
лишь искаженным, отталкивающим подобием духовной паракия-
расы. В материальном мире невозможно наслаждаться духовной
паракия-расой. В =Шримад-Бхагаватам= сказано, что паракия-расе
нельзя подражать даже в мечтах или во сне. Тот, кто делает это,
отравляет себя смертельным ядом.
Когда Кришна, верховный наслаждающийся, захотел встретить-
ся с гопи в ночь полнолуния поры шарат, на небе в тот же миг во
всей своей красе появилась царица звезд - Луна. Ночь полнолуния
в пору шарат - самая прекрасная ночь года. В индийском городе
Агра в провинции Уттар-Прадеш есть великий памятник архитек-
туры - Тадж-Махал, усыпальница, построенная из великолепного
мрамора. В ночь полнолуния в сезон шарат много иностранных
туристов приезжает туда, чтобы полюбоваться чудесными отблес-
ками лунного света на стенах гробницы. Ночь полнолуния в сезон
шарат славится своей красотой и поныне.
Луна, взошедшая на востоке, окрасила все вокруг в красноватый
цвет, и все небо казалось посыпанным красной кункумой. Когда по-
сле долгого отсутствия муж возвращается домой, он припудривает
лицо жены красной кункумой. Подобно этому, долгожданный вос-
ход луны в пору шарат раскрасил небо на востоке в алый цвет.
С появлением луны желание Кришны танцевать с гопи стало
еще сильнее. В лесу, напоенном ароматом цветов, царила прохлада
и праздничное настроение. Когда Господь Кришна заиграл на флей-
те, ее звуки очаровали всех вриндаванских гопи. Эти звуки стали
в тысячу раз сладостнее благодаря восходу полной луны, алеюще-
му небу и покою, который царил в лесу, благодаря прохладному
воздуху и распустившимся цветам. Все гопи по самой своей при-
роде испытывали влечение к Кришне, покоренные Его красотой,
и, когда они услышали звуки флейты, их охватило чувство, похо-
жее на вожделение - желание доставить Кришне радость.
Услышав звуки флейты, гопи сразу бросили все дела и устреми-
лись туда, где их ждал Кришна. Они бежали очень быстро, и серьги
у них в ушах раскачивались из стороны в сторону. Все они спеши-
ли к месту, называемому Вамшивата. Некоторые гопи доили коров,
но оставили это занятие и бросились к Кришне. Одна из гопи толь-
ко что подоила корову и поставила молоко на огонь, но, не беспо-
коясь о том, что оно убежит, тоже покинула дом, чтобы увидеть-
ся с Кришной. Другие гопи кормили грудью детей или подавали
еду родным, но и они бросили свои занятия и кинулись туда, где
Кришна играл на флейте. Некоторые гопи подавали еду мужьям,
другие сами ужинали, но, не заботясь о том, чтобы накормить му-
жей или поесть самим, они ушли из дому. Некоторые гопи, прежде
чем отправиться к Кришне, хотели нарядиться и подкрасить лицо,
но не смогли как следует сделать это из-за желания скорее уви-
деться с Кришной. Они подкрашивались наспех и кое-как, а неко-
торые второпях перепутали нижнюю часть одежды с верхней, да
так и надели ее.
Когда гопи начали поспешно покидать свои дома, их мужья,
братья и отцы были ошеломлены, не зная, куда они направляются.
Женщины были молоды, и их мужья, старшие братья и отцы, под
опекой которых они находились, запретили им идти к Кришне. Но
гопи не обратили на это внимания. Когда человека влечет к Криш-
не и он в полной мере обладает сознанием Кришны, его не забо-
тят мирские обязанности, даже очень важные. Сознание Кришны
столь могущественно, что избавляет человека от бремени матери-
альных дел. Шрила Рупа Госвами написал прекрасные стихи, в ко-
торых одна гопи советует другой:
"Дорогая подруга, если хочешь наслаждаться дружбой и любовью
в материальном мире, не ходи на свидание с улыбающимся
юношей Говиндой. Он стоит на берегу Ямуны, играя на флейте,
и уста Его сияют, озаренные светом полной луны".
Шрила Рупа Госвами тем самым говорит, что тот,
кого пленило прекрасное улыбающееся лицо Кришны, теряет ин-
терес к мирским удовольствиям. Это признак, по которому можно
судить о совершенствовании человека в сознании Кришны: совер-
шенствуясь все больше и больше, он постепенно становится рав-
нодушным к материальной деятельности и наслаждениям.
Некоторым гопи мужья все же помешали пойти к Кришне и на-
сильно заперли их в доме. Тогда эти гопи, закрыв глаза, стали ме-
дитировать на божественный облик Кришны, и Он был с ними в их
мыслях. Так они доказали, что были величайшими из всех йогов.
Как сказано в =Бхагавад-гите=, лучший йог тот, кто хранит Криш-
ну в своем сердце, непрестанно с верой и любовью думая о Нем.
По сути, йог должен сосредоточить ум на образе Господа Вишну,
ибо такова истинная йога. Кришна - изначальный источник всех
вишну-таттв. Поскольку гопи не могли пойти к Кришне, они на-
чали медитировать на Него, как великие йоги.
Занимаясь кармической деятельностью, обусловленные существа
получают два вида плодов: грешники обретают страдания, а пра-
ведники - возможность вкусить материальных удовольствий. Но
в любом случае, страдая или наслаждаясь, живое существо оста-
ется во власти материальной природы.
Гопи, подруги Кришны, пришедшие на свидание с Ним, занима-
ли разное положение. Большинство из них были вечными спутни-
цами Кришны. В =Брахма-самхите= сказано: ананда-чин-майа-раса-
пратибхавитабхих. В духовном мире те, кто общается с Кришной,
в особенности гопи, исходят от Шримати Радхарани, Его энергии
наслаждения. Но когда Кришна являет Свои божественные игры
в материальных вселенных, туда приходят не только вечные при-
ближенные Кришны, но и те, кто заслужил это звание, находясь
в материальном мире. Гопи, пришедшие в лилы Кришны из мате-
риального мира, прежде относились к числу обычных людей. Да-
же если они и были связаны последствиями кармической деятель-
ности, постоянно медитируя на Кришну, они полностью изжили
свою карму. Жестокие муки тех гопи, которые не смогли увидеться
с Кришной, освободили их от всех последствий греховных поступ-
ков, а экстатическая трансцентная любовь к Кришне в разлуке
с Ним положила конец всем последствиям их благочестивых дел
в материальном мире. Обусловленные души вынуждены рождать-
ся и умирать из-за своих благочестивых или греховных поступков,
но гопи, которые стали медитировать на Кришну, возвысились над
обоими видами материальной деятельности, очистились и достигли
такого же положения, какое занимают гопи, исходящие от внутрен-
ней энергии Кришны. Все гопи, которые медитировали на Кришну
как на своего возлюбленного, полностью очистились от последст-
вий материальной, кармической деятельности, и некоторые из них
тут же оставили свои тела, порожденные тремя гунами материаль-
ной природы.
Так Шукадева Госвами рассказывал Махарадже Парикшиту о раз-
ных гопи, участвовавших с Кришной в танце раса. Когда царь услы-
шал, что некоторые из гопи, думая о Кришне как о своем возлюб-
ленном, очистились от материальной скверны и освободились из
круговорота рождений и смертей, он сказал: =Гопи не знали, что
Кришна - Бог, Верховная Личность. Они считали Его красивым
юношей и своим возлюбленным. Как же случилось, что, думая
о своем возлюбленном, они смогли вырваться из материального
плена?= Напомним однако, что Кришна и обычные живые сущест-
ва качественно неотличны друг от друга. Будучи неотъемлемыми
частицами Кришны, живые существа тоже Брахман, но Кришна -
это Всевышний, или Парабрахман. Возникает вопрос: если пре-
данный, думая о Кришне, может освободиться от материального
осквернения, то почему это невозможно для тех, кто думает о ком-
то другом? Если женщина думает о своем муже или сыне, иными
словами, если одно живое существо думает о другом, то почему,
раз все живые существа суть Брахман, они не очищаются таким
образом от материальной скверны? Это разумный вопрос, ибо все-
гда существуют безбожники, которые подражают Кришне. В наше
время, в Кали-югу, есть много нечестивцев, которые считают себя
Кришной и обманывают людей, убеждая их, что думать о них -
все равно что думать о Кришне. Махараджа Парикшит предвидел,
какая опасность может угрожать тем, кто слепо следует демонам,
подражающим Кришне, и потому задал Шукадеве Госвами этот во-
прос. К счастью, он был записан в =Шримад-Бхагаватам=, чтобы
предупредить неискушенных людей о том, что думать об обычном
человеке и о Кришне - вовсе не одно и то же.
По сути, даже медитацию на полубогов нельзя сравнить с меди-
тацией на Кришну. В вайшнава-тантре также говорится, что тот,
кто ставит Вишну, Нараяну или Кришну на один уровень с полубо-
гами, есть пашанди, нечестивец. Услышав вопрос Махараджи Па-
рикшита, Шукадева Госвами сказал: =Дорогой царь, на твой вопрос
уже был дан ответ=. Махараджа Парикшит хотел получить разъ-
яснения, и его духовный учитель ответил ему вполне разумно. Он
сказал: =Почему ты снова спрашиваешь о том, что уже было объ-
яснено? Почему ты столь забывчив?= Духовный наставник всегда
занимает более высокое положение и потому имеет право отчиты-
вать ученика. Шукадева Госвами знал, что Махараджа Парикшит
задал этот вопрос не ради себя самого, а для того, чтобы предосте-
речь неискушенных людей, которые в будущем могут счесть дру-
гих равными Кришне.
Шукадева Госвами напомнил Махарадже Парикшиту о том, как
был спасен Шишупала. Шишупала всегда относился к Кришне
враждебно, и потому Кришна убил его. Но, поскольку Кришна -
Верховная Личность Бога, Шишупале достаточно было увидеть
Его, чтобы обрести спасение. Если даже недоброжелатель Криш-
ны может получить освобождение, сосредоточив на Нем свои мыс-
ли, что тогда говорить о гопи, которые так дороги Кришне и все-
гда думают о Нем с любовью? Должна же существовать разница
между врагами и друзьями! Если враги Кришны смогли очиститься
от материальной скверны и слиться со Всевышним, то Его сердеч-
ные друзья, гопи, безусловно, обрели освобождение и даже больше
того.
В =Бхагавад-гите= Кришну называют Хришикешей. Шукадева
Госвами также сказал, что Кришна - это Хришикеша, Сверхду-
ша. В то время как обычный человек - это обусловленная душа,
заключенная в материальном теле, Кришна и Его тело суть одно,
ибо Он - Хришикеша. Тот, кто думает, что Кришна отличен от
Своего тела, - совершенный невежда. Кришну называют Хриши-
кеша и Адхокшаджа. Шукадева Госвами также употребил эти два
слова. Хришикеша - это Сверхдуша, а Адхокшаджа - Верховная
Личность Бога, неподвластная материальной природе. По Своей
беспричинной милости Кришна предстает перед живыми сущест-
вами таким, какой Он есть. К сожалению, глупцы, заблуждаясь,
принимают Его за обычного человека и тем самым прокладывают
себе дорогу в ад.
Шукадева Госвами сказал далее, что Кришна не обычный чело-
век, а Верховный Господь, вечный, не поддающийся измерению,
не имеющий материальных качеств, но в полной мере обладаю-
щий всеми духовными качествами. Он приходит в материальный
мир по Своей беспричинной милости и всегда является таким, ка-
кой Он есть, не изменяясь. Это подтверждается в =Бхагавад-гите=,
где Господь говорит, что Он нисходит, пользуясь Своей духовной
энергией. Его не понуждает к этому материальная энергия, которая
сама находится в Его власти. В =Бхагавад-гите= говорится, что ма-
териальная энергия действует под надзором Кришны. В =Брахма-
самхите= также подтверждается, что материальная энергия, Дур-
га, действует подобно тени, которая движется вместе с предметом.
Поэтому тот, кто так или иначе привязался к Кришне, кого при-
влекли к Нему Его совершенства: красота, богатство, слава, си-
ла, отрешенность и знание, - кто обратился к Нему из любви или
дружбы, в вожделении, гневе или страхе, непременно обретет спа-
сение и очистится от материальной скверны.
В восемнадцатой главе =Бхагавад-гиты= Господь говорит, что
Ему очень дорог каждый, кто проповедует сознание Кришны.
В борьбе за распространение чистого сознания Кришны проповед-
ник вынужден преодолевать много трудностей. Иногда ему прихо-
дится терпеть побои, а иногда даже встречаться со смертью. Все
это - великие испытания, которым проповедник подвергает себя
ради Кришны. Поэтому Кришна говорит, что такой человек без-
мерно дорог Ему. Если даже враги Кришны могут надеяться на спа-
сение, когда сосредоточивают на Нем свои мысли, что тогда гово-
рить о тех, кто очень дорог Господу? Отсюда следует, что те, кто
проповедует в этом мире сознание Кришны, непременно получат
освобождение. Но такие проповедники и не думают об освобожде-
нии, ибо тот, кто действует в сознании Кришны, в преданном слу-
жении Господу, уже свободен. Шукадева Госвами поэтому заверил
царя Парикшита, что человек, развивший привязанность к Криш-
не, обязательно освободится из материального плена, поскольку
Кришна - божественный повелитель всех мистических сил.
Когда гопи собрались перед Кришной, Он приветствовал их. В то
же время, разговаривая с гопи, Кришна старался обескуражить их
игрой слов. Кришна непревзойденный мастер слова. Это Он по-
ведал =Бхагавад-гиту=. Кришна может говорить о самых высоких
предметах: философии, политике, экономике - словом, обо всем.
Теперь Он говорил с очень дорогими Ему гопи. Он хотел смутить
их игрой слов и сказал так: =О женщины Вриндавана, велико ва-
ше счастье, ибо все вы очень дороги Мне. Я рад, что вы пришли,
и надеюсь, что во Вриндаване все благополучно. Теперь скажите,
что Я могу для вас сделать? Зачем вы явились сюда среди ночи?
Прошу вас, садитесь и скажите, чем Я могу вам служить=.
Гопи пришли, чтобы общаться с Кришной: танцевать с Ним, об-
нимать и целовать Его, - и, когда Кришна обратился к ним так
холодно, соблюдая приличия, они были удивлены. Он обращался
с ними, как с обычными мирскими женщинами. Улыбаясь, гопи пе-
реглядывались и, хотя внимательно слушали речи Кришны, были
озадачены. Тогда Кришна стал поучать их: =Дорогие подруги, вы
же знаете, что сейчас глубокая ночь и в лесу очень опасно. В такую
пору здесь во множестве бродят хищные звери - тигры, медведи,
шакалы и волки. Здесь нет места, где бы вам ничто не угрожало.
Куда бы вы ни пошли, повсюду рыщут дикие звери в поисках добы-
чи. Думаю, вы подвергаете себя большому риску, оставаясь здесь
так поздно ночью. Поэтому прошу вас, немедленно возвращайтесь
домой=.
Заметив, что гопи продолжают улыбаться, Кришна сказал:
=Я восхищен вашей красотой. У каждой из вас такой прекрасный
тонкий стан=. Все пришедшие гопи были необычайно красивы. Их
описывают словом сумадхьяма, поскольку признаком женской кра-
соты считается сумадхьяма, тонкий стан.
Кришна хотел, чтобы гопи поняли, что они еще недостаточно
взрослые и не могут отвечать за себя. Им все еще нужна защита.
Они поступили не очень разумно, когда пришли среди ночи к Криш-
не. Кришна также сказал им, что они молоды и Он тоже молод.
=Неприлично, когда юноши и девушки остаются ночью наедине=.
Услышав эти слова, гопи опечалились, и тогда Кришна стал при-
водить другие доводы: =Дорогие подруги, судя по всему, вы ушли
из дому без разрешения старших. Думаю, что ваши матери, отцы,
старшие братья и сыновья, не говоря уже о ваших мужьях, очень
беспокоятся о вас. Пока вы здесь, они, должно быть, ищут вас по-
всюду, охваченные тревогой. Поэтому не мешкайте. Возвращайтесь
домой и успокойте своих близких=.
Гопи, казалось, были немного обескуражены и рассержены не-
ожиданным советом Кришны. Отведя от Него взгляд, они стали
любоваться красотой леса. Весь лес был залит ярким лунным све-
том, ветерок неслышно овевал распустившиеся цветы и шевелил
зеленую листву на деревьях. Увидев, что гопи любуются лесом,
Кришна сказал: =Видно, вы пришли сюда, чтобы посмотреть на
прекрасный лес Вриндавана в ночную пору, но теперь вы достаточ-
но на него нагляделись. Поэтому скорее идите по домам. Я знаю,
все вы очень целомудренны. Теперь, когда вы налюбовались кра-
сотой вриндаванского леса, прошу, возвращайтесь домой и верно
служите своим мужьям. Хотя вы очень молоды, у некоторых из
вас, должно быть, уже есть дети. Вы, наверное, оставили своих
малышей дома, и они плачут. Прошу вас, немедленно идите домой
и накормите детей своим молоком. Я также вижу, что вы очень
привязаны ко Мне и, повинуясь этому трансцентному чувству,
пришли сюда, услышав звуки Моей флейты. Ваши чувства любви
и привязанности ко Мне вполне естественны, ибо Я - Верховная
Личность Бога. Все живые существа - Мои неотъемлемые части-
цы, и они естественно привязаны ко Мне. Поэтому Я высоко це-
ню ваши чувства и считаю их достойными похвалы. Но теперь
идите по домам. Для целомудренной женщины честное служение
мужу - главная религиозная заповедь. Женщина должна быть не
только верна и предана своему мужу, но также приветливо отно-
ситься к его друзьям, слушаться родителей мужа, любить его млад-
ших братьев, и, что самое важное, она должна заботиться о своих
детях=.
Так Кришна объяснил гопи, каков долг женщины. Он также под-
черкнул, что жена обязана служить мужу: =Даже если у него сквер-
ный характер, даже если он не очень богат и удачлив, даже если
он стар или из-за тяжелой болезни превратился в калеку, - како-
во бы ни было состояние мужа, женщина не должна разводиться
с ним, если хочет после смерти вознестись на высшие планеты.
Общество тоже осуждает женщину, которая неверна мужу. Такое
поведение закрывает ей доступ на райские планеты, и последствия
его весьма плачевны. Замужняя женщина не должна заводить лю-
бовника, ибо это запрещено предписаниями Вед. Если вы считаете,
что очень привязаны ко Мне, и жаждете общения со Мной, сове-
тую вам - не стремитесь общаться со Мной лично. Лучше идите
домой и говорите или думайте обо Мне. Все время помня обо Мне
и повторяя Мои имена, вы, безусловно, достигнете духовного со-
вершенства. Вам нет необходимости стоять со Мной рядом. Про-
шу вас, идите домой=.
В наставлениях, которые Верховный Господь дал гопи, не бы-
ло ни тени насмешки. Такие советы должны быть серьезно вос-
приняты всеми добродетельными женщинами. Верховный Господь
особенно подчеркивал необходимость целомудрия. Все женщины,
которые действительно хотят возвыситься, должны следовать ука-
заниям Господа Кришны. Все живые существа должны отдать свою
любовь Кришне. Когда человек обретает любовь к Кришне, он бо-
лее неподвластен предписаниям Вед. Такого результата достигли
гопи, ибо они встретились с Кришной лицом к лицу. Но для обыч-
ной женщины это невозможно. К сожалению, иногда шарлатан,
исповедующий философию монизма, или единства, беззастенчиво
подражает раса-лиле, танцу Кришны с гопи. Он соблазняет прос-
тодушных женщин и сбивает их с пути под предлогом духовного
самопознания. Чтобы предостеречь нас, Господь Кришна говорит:
то, что было возможным для гопи, невозможно для обычных жен-
щин. Хотя женщина способна возвыситься, совершенствуясь в со-
знании Кришны, она не должна становиться жертвой обманщика,
утверждающего, что он - Кришна. Она должна с любовью и пре-
данностью служить Господу, повторяя Его святые имена и медити-
руя на Него, как советует здесь Сам Кришна. Не нужно следовать
за сахаджиями, которые выдают себя за преданных, но относятся
ко всему очень легковесно.
Обескураживающие речи Кришны опечалили гопи - они реши-
ли, что их желанию танцевать с Кришной не суждено исполниться.
Гопи очень встревожились и тяжко вздыхали от горя. Вместо того
чтобы смотреть Кришне в лицо, они потупили взоры и стали чер-
тить на земле большим пальцем ноги извилистые линии. Они пла-
кали, и потоки слез смывали сурьму и румяна с их лиц. Их слезы
смешивались с порошком кункумы, которым они припудрили грудь,
и лились на землю. Не в силах вымолвить ни слова, гопи стояли
перед Кришной, показывая, что они поражены в самое сердце.
Гопи не были обычными женщинами. По сути, они находились
на одном уровне с Кришной. Они - Его вечные спутницы. Как
подтверждается в =Брахма-самхите=, гопи - это эманации энергии
наслаждения и, будучи энергией Кришны, неотличны от Него Са-
мого. Хотя их сильно огорчили холодные речи Кришны, они не
были склонны отвечать Ему тем же. Однако им хотелось укорить
Кришну за суровые слова, и они заговорили прерывающимися го-
лосами. Гопи не хотели говорить с Кришной резко, поскольку Он
был для них дороже самой жизни. У гопи в сердце только Криш-
на. Они безраздельно преданы и верны Господу. Услышав Его су-
ровые речи, гопи пытались ответить Ему, но слезы ручьем лились
из их глаз. Наконец они смогли заговорить: =Кришна, - сказали
гопи, - Ты очень жесток. Ты не должен так говорить с нами. Ведь
мы всецело преданы Тебе. Не прогоняй нас и не будь с нами так
суров. Конечно, Ты - Верховная Личность Бога и можешь делать
все, что пожелаешь, но Тебе не пристало так обращаться с нами.
Мы пришли к Тебе, бросив все, чтобы найти убежище у Твоих
лотосоподобных стоп. Мы знаем, Ты совершенно независим и мо-
жешь делать все, что пожелаешь, но мы просим не отвергать нас.
Мы - Твои преданные. Прими же нас так, как Господь Нараяна
принимает тех, кто предан Ему. У Господа Нараяны много предан-
ных, которые почитают Его, чтобы обрести спасение, и Он всегда
помогает им. Как же Ты можешь нас отвергнуть, если у нас нет
иного убежища, кроме Твоих лотосоподобных стоп?=
=О возлюбленный Кришна, - продолжали гопи, - Ты верхов-
ный наставник. В этом нет сомнения. Твои поучения, обращенные
к женщинам, Твои призывы к ним быть верными мужьям, добрыми
к своим детям, заниматься домашними делами и слушаться стар-
ших, в точности соответствуют предписаниям шастр. Но мы зна-
ем, что можно безукоризненно следовать всем этим заповедям, да-
же находясь под сенью Твоих лотосоподобных стоп. Наши мужья,
дети, другие родственники и друзья дороги и приятны нам только
благодаря Твоему присутствию, ибо Ты - Сверхдуша всех живых
существ. Без Тебя они ничего не стоят. Когда Ты покидаешь тело,
оно тут же лишается жизни и, согласно шастрам, должно быть не-
медленно брошено в реку или сожжено. Поэтому в конечном сче-
те Ты - самое дорогое из всего, что есть у нас в этом мире. Мы
уверены, что, отдав Тебе нашу веру и любовь, мы никогда не ли-
шимся мужей, друзей, сыновей или дочерей. Если женщина станет
Твоей женой, о верховный супруг, она никогда не лишится мужа,
как это случается с женщинами, отождествляющими себя с мате-
риальным телом. Приняв Тебя как нашего верховного супруга, мы
никогда не будем разлучены или разведены с Тобой и не овдовеем.
Ты - вечный муж, вечный сын, вечный друг и вечный господин,
и тот, кто восстановил отношения с Тобой, обретает счастье на-
веки. Поскольку Ты учишь всем религиозным заповедям, прежде
всего следует поклоняться Твоим лотосоподобным стопам. Поэто-
му в шастрах говорится: ачарйа-упасана. Поклонение Твоим сто-
пам - первая из религиозных заповедей. Кроме того, как сказано
в =Бхагавад-гите=, Ты - единственный наслаждающийся, единст-
венный властелин и друг. Поэтому мы пришли к Тебе, оставив так
называемых друзей, общество и любовь, и хотим дарить Тебе на-
слаждение. Наслаждайся нами вечно. Владей нами, ибо это Твое
исконное право. Будь нашим высочайшим другом, ибо Ты изна-
чально являешься им. Позволь нам обнять Тебя, нашего высочай-
шего возлюбленного=.
Гопи также сказали лотосоокому Кришне: =Не губи нашу завет-
ную мечту иметь Тебя нашим супругом. Разумный человек, заботя-
щийся о своем истинном благе, отдает всю любовь Тебе одному. Но
люди, которые введены в заблуждение иллюзорной энергией, об-
ретают прибежище в ложных представлениях о жизни и ищут удо-
вольствий независимо от Тебя. Те, кого мы считаем своим мужем,
другом, сыном, дочерью, отцом или матерью, становятся лишь ис-
точником наших страданий в материальном мире. Здесь никто еще
не стал счастливым, имея так называемого отца, мать, мужа, сы-
на, дочь или друга. Хотя родители стараются оградить ребенка от
бед, многие дети страдают, лишенные еды и крова. Есть много
прекрасных врачей, но, когда больной умирает, ни один врач не
в силах вернуть его к жизни. Человек может стараться всеми сред-
ствами спасти себя, но, если он обречен, ему ничто не поможет,
и, если Ты не возьмешь его под Свое покровительство, все эти
средства станут для него лишь источником новых мучений. Поэто-
му мы молим Тебя, о Бог богов, не разрушай нашу заветную меч-
ту и не отказывайся стать нашим верховным супругом.
Дорогой Кришна, как женщины, мы, конечно, испытывали ра-
дость, отдавая свои сердца заботам о семье. Но теперь наши серд-
ца похищены Тобой, и мы не можем посвящать их домашним забо-
там. Хотя Ты много раз просил нас вернуться домой и это очень
уместный совет, мы, к сожалению, прикованы к этому месту. Но-
ги наши не в состоянии сделать ни шагу от Твоих лотосоподобных
стоп. И даже если, исполнив Твою просьбу, мы вернемся домой,
что мы станем там делать? Без Тебя мы ни на что не способны.
Вместо того чтобы, как должно женщинам, посвятить сердце за-
ботам о семье, мы теперь одержимы новой страстью, которая не
угасая пылает в наших сердцах. О Кришна, потуши это пламя Сво-
ей прекрасной улыбкой и божественными звуками, исходящими из
Твоих уст. Если Ты откажешь нам в этой милости, мы, конечно
же, сгорим в огне разлуки. Мы станем думать о Тебе, о Твоих
прекрасных чертах и немедленно покинем тело. Тогда в следую-
щей жизни мы сможем всегда оставаться у Твоих лотосоподобных
стоп. Дорогой Кришна, если Ты возразишь, что, когда мы вернем-
ся к мужьям, они сумеют утолить нашу страсть, мы скажем толь-
ко, что это более невозможно. Ты позволил нам встретиться с То-
бой в лесу и в прошлом уже касался груди каждой из нас. Мы
приняли это как благословение, следуя примеру богинь процвета-
ния, обществом которых Ты наслаждаешься на Вайкунтхалоках.
Однажды испытав это духовное блаженство, мы больше не хотим
обращаться к кому-либо, кроме Тебя, чтобы утолить свою страсть.
Милый Кришна, лотосоподобным стопам богини процветания по-
клоняются сонмы полубогов. На планетах Вайкунтхи богиня про-
цветания вечно покоится на Твоей груди, но и она подвергла себя
суровой аскезе, чтобы найти прибежище у Твоих лотосоподобных
стоп, всегда покрытых листьями туласи. Твои стопы - единствен-
ное убежище для Твоих слуг, и богиня процветания, вместо того
чтобы оставаться на Твоей груди, спускается к Твоим лотосопо-
добным стопам и возносит им поклонение. Мы хотим покрыть се-
бя пылью с Твоих стоп. Будь милостив, не отвергай нас, ибо все
мы безраздельно преданы Тебе=.
Дорогой Кришна, Тебя называют Хари. Ты избавляешь от стра-
даний всех живущих, особенно тех, кто покинул дом и, разорвав
семейные узы, всецело предался Тебе. Мы оставили свои дома в на-
дежде, что сможем целиком посвятить жизнь служению Тебе и те-
перь молим Тебя принять нас как Твоих слуг. Мы не станем просить
Тебя взять нас в жены. Считай нас Своими служанками. Посколь-
ку Ты - Верховный Господь, который наслаждается паракия-расой
и славится всюду как трансцентный похититель женских сердец,
мы пришли, чтобы удовлетворить Твои трансцентные желания.
Мы тоже жаждем удовлетворения, ибо стоило нам увидеть Твое
улыбающееся лицо, как нас охватила неудержимая страсть. Соби-
раясь сюда, мы надели самые лучшие одежды и украшения, но, по-
ка Ты не обнимешь нас, все наши наряды будут несовершенными,
а лица - недостаточно красивыми. Ты - Верховная Личность Бо-
га, и, если Ты добавишь к нашим нарядам пуруша-бхушану, то есть
Сам станешь нашим украшением, все наши желания исполнятся,
а наши наряды обретут завершенность.
Дорогой Кришна, нас совершенно пленил Твой облик - Твое
прекрасное лицо, украшенное тилаком и обрамленное локонами,
Твои серьги и Твоя чудесная улыбка. Нас очаровали Твои руки,
вселяющие уверенность в тех, кто предан Тебе. И хотя нас так-
же привлекает Твоя грудь, которую всегда обнимает богиня про-
цветания, мы не хотим занять ее место. Мы будем вполне доволь-
ны, если станем Твоими служанками. Если же Ты обвинишь нас
в поощрении порока, в ответ мы спросим только: где в этих трех
мирах та женщина, которую не очаровала бы Твоя красота и вол-
шебные звуки Твоей божественной флейты? В этих трех мирах нет
различия между мужчинами и женщинами по отношению к Тебе,
так как и те, и другие принадлежат к Твоей пограничной энергии,
пракрити. По сути, никто здесь не является наслаждающимся, то
есть мужчиной, - все предназначены для того, чтобы доставлять
наслаждение Тебе. В этих трех мирах нет женщины, которая не со-
шла бы с пути целомудрия, полюбив Тебя, ибо Твоя красота так со-
вершенна, что не только мужчины и женщины, но и коровы, пти-
цы, лесные звери и даже деревья, плоды и цветы - все и вся -
очарованы Тобой. Что уж тогда говорить о нас? Однако всем из-
вестно, что, как Господь Вишну всегда защищает полубогов от на-
падения демонов, так и Ты явился во Вриндаване, чтобы оградить
его жителей от бед. О друг страждущих, просим Тебя, возложи ру-
ку на нашу пылающую грудь и наши головы, ибо мы все преда-
лись Тебе как Твои вечные служанки. Если же Ты думаешь, что
Твои лотосоподобные ладони превратятся в пепел, коснувшись на-
шей пылающей груди, уверяем Тебя, что они почувствуют не боль,
а удовольствие, подобно тому как цветок лотоса, нежный и хруп-
кий, наслаждается палящим жаром солнца=.
Услышав страстную мольбу гопи, Верховный Господь улыбнулся.
Поскольку Кришна относился к девушкам с большой теплотой, Он
стал обнимать и целовать их, как они того желали, хотя, будучи са-
модостаточным, не испытывал вожделения. Когда Кришна, улыба-
ясь, смотрел на гопи, их лица становились во сто крат прекраснее.
Находясь среди них и наслаждаясь их обществом, Он был похож
на полную луну, окруженную миллионами сияющих звезд. Верхов-
ный Господь проходил по лесу Вриндавана, окруженный сотнями
гопи и украшенный многоцветной гирляндой из лесных цветов. Он
пел иногда один, а иногда вместе с гопи. Так Господь и гопи до-
шли до песчаного берега Ямуны, где росли лилии и лотосы и ца-
рила прохлада. Все вокруг было объято божественной негой. Гопи
и Кришна шли вдоль берега, и Кришна порой обнимал гопи за та-
лию, гладил по голове или касался рукой ее груди. Они старались
ущипнуть друг друга, шутили и переглядывались, испытывая ни
с чем не сравнимую радость. Когда Кришна касался тел гопи, их
желание обнять Его становились еще сильнее. Они были счастли-
вы, участвуя в этих лилах. Так гопи в полной мере получили ми-
лость Верховной Личности Бога: они наслаждались Его обществом,
и в их отношениях не было ни капли земной, плотской страсти.
Гопи между тем очень возгордились: удостоенные общества
Кришны, они сочли себя самыми счастливыми женщинами во все-
ленной. Господь Кришна, которого также называют Кешавой, тут
же заметил, что гопи гордятся своим необычайным счастьем -
близким общением с Ним, и, чтобы оказать им Свою беспричин-
ную милость и обуздать их гордыню, внезапно исчез, явив прису-
щую Ему отрешенность. Верховная Личность, Бог, всегда в пол-
ной мере обладает шестью совершенствами, и в этом случае Он
явил одно из них - Свою отрешенность. Эта отрешенность гово-
рит о том, что у Кришны нет привязанностей. Он всегда самодо-
статочен и независим. Так Он являет Свои божественные игры.
На этом заканчивается двадцать девятая глава книги Бхак-
тиведанты =Кришна=, которая называется =Танец раса. Пролог=.
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий