ГЛАВА 33. Описание танца раса

Гопи с радостью слушали утешительные речи Верховного Гос-
пода Кришны. Слушая Кришну и касаясь Его божественного те-
ла, они избавились от мучений, вызванных разлукой. Затем Вер-
ховный Господь начал танец раса - танец в кругу многих девушек.
Кришна танцевал с самыми прекрасными и счастливыми девушка-
ми трех миров. Гопи Вриндавана, которые так беззаветно любили
Кришну, танцевали с Ним, взявшись за руки.

Танец раса, который явил Кришна, нельзя сравнить ни с одним
танцем в материальном мире, бальным или народным. Танец раса
совершенно духовен. Чтобы это стало очевидно, верховный мистик
Кришна явился во множестве форм и встал рядом с каждой гопи.
Положив руки на плечи девушек, стоявших по обе стороны от Не-
го, Кришна стал танцевать с ними. Девушки не знали, что танцу-
ют с мистическими воплощениями Кришны: каждая из них виде-
ла только одного Кришну. Каждой казалось, что Кришна танцует
именно с ней. Над местом, где проходил этот чудесный танец, па-
рили воздушные корабли небожителей, которым не терпелось уви-
деть, как Кришна танцует с гопи. Гандхарвы и киннары вместе со
своими женами запели и стали осыпать танцующих цветами.

Гопи и Кришна танцевали под аккомпанемент чудесных звуков,
которые издавали надетые на них браслеты, колокольчики и другие
украшения. Кришна казался зеленоватым сапфиром в ожерелье из
золота и драгоценных камней. Танцующие гопи и Кришна являли
удивительную картину. Движения их ног, сплетение рук, движение
бровей, улыбки, вздымающиеся груди и развевающиеся одежды
пастушек, их подрагивающие серьги и украшенные цветами при-
чески - все это в ритме танца и пения казалось похожим на об-
лака, гром, снег и молнию. Тело Кришны походило на череду об-
лаков, песни гопи звучали, словно гром, их красота сверкала, как
молния на небесах, а капли пота на их лицах напоминали тающие
снежинки. Так Кришна и гопи кружились в вихре танца.

От все возрастающего желания насладиться общением с Криш-
ной шеи у девушек порозовели. Чтобы доставить им удовольствие,
Кришна стал хлопать в ладоши в такт их пению. На самом деле весь
мир наполнен пением Кришны, но разные живые существа воспри-
нимают его по-разному. Это подтверждается в "Бхагавад-гите": йе
йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам. Кришна
танцует, и все живые существа тоже танцуют, но танцы в духовном
и материальном мире отличаются друг от друга. Автор "Чайтанья-
чаритамриты" в этой связи говорит, что в танце Кришна - госпо-
дин, а все остальные - Его слуги. Все стараются подражать тан-
цу Кришны. Те, кто действительно обладает сознанием Кришны,
правильно понимают смысл Его танца и не стремятся танцевать
по-своему. Но живущие в материальном мире пытаются подражать
Кришне как Верховной Личности Бога. Живые существа танцуют
по указке майи, энергии Кришны, и воображают, что равны Ему.
Но это совсем не так. Человек, обладающий сознанием Кришны,
свободен от подобных заблуждений, поскольку знает, что Криш-
на - верховный господин, а все остальные только Его слуги. Тан-
цевать надо, чтобы угодить Кришне, а не подражать Ему или пы-
таться сравняться с Богом. Гопи хотели доставить Кришне радость
и потому, когда Он пел, хвалили Его, восклицая: "Замечательно!
Прекрасно!" Иногда они сами выводили голосом чудесные мело-
дии, чтобы порадовать Его, и Он отзывался похвалами.

Некоторые гопи, устав от танца, положили руки на плечи Шри
Кришне. Их прически пришли в беспорядок, и украшавшие их
цветы попадали на землю. Когда девушки положили руки на пле-
чи Кришне, их опьянил аромат Его тела, украшенного лотосами,
другими душистыми цветами и сандалом. Гопи неудержимо влекло
к Кришне, и они стали целовать Его. Некоторые девушки прижи-
мались щекой к Его щеке, и Кришна в поцелуе перекладывал из
Своих уст в их уста бетель, который они с радостью принимали,
тем самым еще более возвышаясь духовно.

После долгих танцев и пения гопи устали. Шри Кришна танцевал
рядом с ними, и, чтобы прогнать усталость, девушки брали Его ру-
ку и клали на свою вздымающуюся грудь. Руки Кришны, так же
как и груди гопи, вечно благодатны, поэтому, когда они соприка-
саются, их духовная красота становится еще чудеснее. Гопи были
так счастливы в обществе Кришны, супруга богини процветания,
что забыли о своих мужьях в этом мире. Наслаждаясь объятиями
Кришны, танцуя с Ним и подпевая Ему, они позабыли обо всем на
свете. В "Шримад-Бхагаватам" описывается, как прекрасны были
гопи, кружившиеся с Кришной в танце раса: их волосы были убра-
ны цветами лотоса, лица украшены сандаловой пастой и тилаком,
а вокруг улыбающихся губ блестели капельки пота. Колокольчики
и браслеты на их ногах издавали мелодичный звон. Цветы, укра-
шавшие прически девушек, падали к ногам Кришны, и это Ему
очень нравилось.

Как сказано в "Брахма-самхите", все эти гопи исходят от энергии
наслаждения Кришны. Касаясь их руками и глядя в их милые гла-
за, Кришна испытывал точно такое же удовольствие, какое испы-
тывает ребенок, играя с собственным отражением в зеркале. Ког-
да Кришна касался их тел, гопи ощущали новый прилив духовной
энергии. Они были не в силах поправить пришедшую в беспоря-
док одежду, как ни старались. Их волосы рассыпались по плечам,
одежда и украшения сбились - так они забыли себя, находясь ря-
дом с Кришной.

Когда Кришна наслаждался с гопи в танце раса, полубоги и их
жены, пораженные, смотрели на них с небес. Луна, словно охва-
ченная страстью, стала наблюдать за танцем и застыла в изумле-
нии. Гопи молили богиню Катьяяни о том, чтобы получить в мужья
Кришну. Теперь Кришна исполнил их желание, явив столько Своих
форм, сколько с Ним было гопи, и наслаждаясь ими как супруг.

Шрила Шукадева Госвами далее отметил, что Кришна самодо-
статочен. Он - атмарама. Он не зависит от кого бы то ни было
в удовлетворении Своих желаний. Но поскольку гопи хотели, что-
бы Кришна стал их мужем, Он исполнил их желание. Заметив, что
девушки устали, танцуя с Ним, Кришна тут же провел ладонью по
лицу каждой, чтобы прогнать усталость. Тронутые Его заботой,
гопи с любовью смотрели на Него. От благодатного прикоснове-
ния Кришны их охватило безмерное счастье. Улыбающиеся лица
пастушек светились красотой, и с духовным упоением они начали
славить Кришну. Поскольку гопи были чистыми преданными Гос-
пода, то чем дольше они наслаждались Его обществом, тем больше
осознавали Его величие и таким образом отвечали Ему взаимнос-
тью. Желая угодить Кришне, они прославляли Его божественные
лилы. Кришна - Верховная Личность Бога, владыка всех владык,
и гопи хотели почтить Его в благодарность за явленную им вели-
чайшую милость.

Гопи и Кришна вошли в воды Ямуны, чтобы прогнать усталость
после танца раса. Гирлянды из лилий, украшавшие гопи, рассы-
пались, когда они обнимали Кришну, а сами лилии покраснели от
кункумы, которой гопи припудривали грудь. Вокруг лилий роились
пчелы, стараясь собрать с них мед. Кришна вместе с гопи вошел
в воды Ямуны подобно тому, как слон входит в воду в сопровож-
дении своих подруг. И гопи, и Кришна забылись, играя в воде, на-
слаждаясь обществом друг друга, и скоро от их усталости не оста-
лось и следа. Гопи со смехом плескали на Кришну водой, и это
доставляло Ему удовольствие. Кришна радовался шуткам и заба-
вам в воде, а в это время полубоги с райских планет осыпаЯли
Его цветами. Так они выражали свое восхищение чудесным тан-
цем Кришны, верховного наслаждающегося, и Его играми с гопи
в водах Ямуны.

Выйдя из воды, Господь Кришна и гопи пошли вдоль берега, об-
дуваемые легким ветерком, который нес над землей и водой аро-
мат цветов. Во время прогулки Кришна читал пастушкам стихи.
Так Он наслаждался обществом гопи в мягком свете осенней луны.

Осенью половое влечение становится сильнее, но одной из удиви-
тельных особенностей отношений Кришны с гопи является полное
отсутствие в них вожделения. В "Бхагаватам" Шукадева Госвами
говорит: аваруддха-саурата - их половое влечение было обуздано.
Танец Господа Кришны с гопи отличается от танцев живых существ
в материальном мире. Чтобы рассеять возможные недоразумения
относительно танца раса и отношений Кришны с гопи, Махараджа
Парикшит, слушавший "Шримад-Бхагаватам", сказал Шукадеве Го-
свами: "Кришна пришел на землю, чтобы возродить устои религии
и покончить с господством безверия. Но поведение Кришны и гопи
может стать оправданием для тех, кто нарушает религиозные запо-
веди в материальном мире. Меня поражает, что Кришна мог глу-
бокой ночью наслаждаться обществом чужих жен". Шукадева Го-
свами счел замечание царя уместным и важным, ибо, отвечая ему,
получил возможность осудить низкое поведение имперсоналистов-
майявади, которые объявляют себя равными Кришне и наслажда-
ются обществом девушек и молодых женщин.

Веды категорически запрещают мужчине вступать в интимные
отношения с женщиной, если она не является его женой. Отноше-
ния Кришны с гопи как будто бы нарушают эту заповедь. Из рас-
сказа Шукадевы Госвами Махараджа Парикшит вполне уяснил ис-
тинное положение вещей, и тем не менее, чтобы лучше показать
духовную природу отношений Кришны с гопи во время танца раса,
он выразил недоумение. Это очень важно для пресечения распут-
ства пракрита-сахаджий.

В своем замечании Махараджа Парикшит употребил несколь-
ко важных слов, которые нуждаются в пояснении. Первое из них
джугупситам, что значит "достойный осуждения". Одно из сомне-
ний Махараджи Парикшита заключалось в следующем: Господь
Кришна, Верховная Личность Бога, пришел в этот мир, чтобы
возродить устои религии. Почему же тогда Он под покровом но-
чи встречается с чужими женами, танцует с ними, наслаждается
их объятиями и поцелуями? С точки зрения Вед это недопустимо.
Кроме того, когда гопи пришли к Кришне, Он сначала велел им
возвращаться домой. По ведическим нормам созывать чужих жен
или юных девушек и танцевать с ними непозволительно. Почему
же Кришна сделал это?

Другое слово, употребленное Махараджей Парикшитом - апта-
кама. Некоторые могут подумать, что Кришна испытывал физи-
ческое влечение к молодым женщинам. Однако Махараджа Па-
рикшит сказал, что это невозможно. Кришна не мог испытывать
позывов похоти. Прежде всего, по материальным меркам Ему бы-
ло всего восемь лет. В таком возрасте мальчик еще не может ис-
пытывать вожделение. Упта-кама значит, что Верховный Господь
самодостаточен. Даже если бы Он испытывал вожделение, Ему не
нужно было бы прибегать к чьей-либо помощи, чтобы его удовле-
творить. Может возникнуть и другое сомнение: хотя Кришна Сам
не испытывал вожделения, Он мог поддаться страстному желанию
гопи. Но Махараджа Парикшит употребил еще одно слово - йаду-
пати, означающее, что Кришна - самый возвышенный из Ядавов.
Цари этой династии считались самыми благочестивыми, и таковы-
ми были все их потомки. Родившись в такой семье, мог ли Кришна
поддаться соблазну, даже если он исходил от гопи? По всему вид-
но, что Кришна не мог совершить греха. Но Махараджу Парикши-
та одолевали сомнения, он не понимал, почему Кришна поступил
таким образом, какова была Его истинная цель.

Еще одно слово, которое Махараджа Парикшит употребил, об-
ращаясь к Шукадеве Госвами, - суврата, что значит "давший обет
благочестия". Шукадева Госвами был ученым брахмачари, и ему не
пристало обсуждать вопросы связанные с половой жизнью. Это ка-
тегорически запрещено брахмачари, не говоря уже о брахмачари та-
кого уровня, как Шукадева Госвами. Но поскольку обстоятельства,
при которых проходил танец раса, вызывали сомнения, Махара-
джа Парикшит попросил его дать разъяснения. Шукадева Госвами
ответил царю, что нарушение религиозных установлений Всевыш-
ним - свидетельство Его величайшего могущества. Так, огонь мо-
жет поглотить все нечистое, и это свидетельствует о его силе. Точ-
но так же солнце, испаряя влагу из нечистот, само при этом не
загрязняется, более того, своими лучами оно очищает осквернен-
ное место.

Могут также возразить, что, поскольку Кришна - верховный
властелин, Его поступки должны служить для других примером.
На это Шукадева Госвами ответил однозначно: ишвара, верховный
властелин, может иногда нарушать Свои повеления, но это позво-
лительно только Ему, а не Его последователям. Необычным, из ря-
да вон выходящим, поступкам Всевышнего ни в коем случае нельзя
подражать. Шукадева Госвами предупредил, что обусловленные жи-
вые существа, не обладающие верховной властью, не должны даже
в мыслях подражать необычным деяниям верховного властелина.
Философ-майявади необоснованно утверждает, что он Бог, Криш-
на, но поступать как Кришна не может. Даже если ему удастся уго-
ворить своих последователей участвовать в так называемом танце
раса, поднять над головой холм Говардхана ему не под силу. В прош-
лом не раз встречались негодяи майявади, которые вводили в за-
блуждение своих последователей и представлялись Кришной, что-
бы насладиться раса-лилой. Во многих случаях власти задерживали
таких обманщиков и наказывали. В Ориссе Тхакур Бхактивинода
наказал одного шарлатана, который выдавал себя за воплощение
Вишну и устраивал раса-лилу с юными девушками. Многие жало-
вались на это "воплощение". Тогда правительство поручило Бхак-
тивиноде Тхакуру, который в то время занимал пост судьи, найти
управу на этого негодяя. И Бхактивинода Тхакур наказал его со
всей суровостью. Никто не смеет подражать танцу раса-лила. Шу-
кадева Госвами предупредил, что даже думать об этом недопусти-
мо. Он сказал, что, если кто-то по глупости вздумает подражать
танцу раса Кришны, он погибнет, так же как и тот, кто решит по-
следовать примеру Господа Шивы, выпившего океан яда. Господь
Шива выпил океан яда и держал его во рту. От яда его шея по-
синела и поэтому Господа Шиву стали называть нила-кантха. Но,
если обыкновенный человек, подражая Господу Шиве, будет пить
яд и курить ганджу, он лишь погубит себя.

Господь Кришна общался с гопи при особых обстоятельствах.
Большинство гопи в своих прошлых жизнях были великими мудре-
цами, знатоками Вед, и, когда Господь Кришна явился в образе Гос-
пода Рамачандры, они пожелали, чтобы их связывали с Ним супру-
жеские отношения. Господь Рамачандра благословил их, пообещав,
что их желание исполнится, когда Он явится на земле как Криш-
на. Отсюда видно, что гопи долго ждали явления Господа Кришны
и возможности общаться с Ним. Поэтому они обратились к богине
Катьяяни с мольбой о том, чтобы получить в мужья Кришну. Есть
и много других обстоятельств, свидетельствующих, что Кришна -
верховный властелин, не связанный условностями материального
мира. В особых случаях Он поступает, как пожелает, чтобы ока-
зать милость Своим преданным. Это позволено только Ему, ибо
Он - верховный властелин. Обычные же люди должны следовать
указаниям, которые Господь Кришна дал в "Бхагавад-гите", и да-
же не думать о том, чтобы подражать Ему в танце раса.

Когда Кришна держал холм Говардхана или убивал могучих де-
монов, таких, как Путана, Он, несомненно, совершал чудесные де-
яния. Точно так же танец раса - необычный танец, и его не может
повторить обычный человек. Обычный человек, выполняя пред-
писанные ему обязанности, должен трудиться для божественного
удовольствия Кришны. Это ему по силам. Так, например, Арджуна
был воином, и Кришна хотел, чтобы он сражался ради Него. Ар-
джуна согласился, хотя сначала не желал воевать. Обычные люди
должны выполнять свой долг. Им не следует браться за то, что им
не по силам, и подражать танцу раса Кришны, тем самым обрекая
себя на гибель. Нужно твердо знать, что Кришна не был заинте-
ресован ни в чем из того, что делал для гопи. В "Бхагавад-гите"
сказано: на мам кармани лимпанти - Кришна никогда не пожина-
ет плодов Своих деяний: они не приносят Ему страданий или ра-
достей. Его поступки не могут противоречить заповедям религии,
ибо Он выше всех религиозных предписаний и религиозного дол-
га. Его не затрагивают гуны материальной природы. Он - верхов-
ный властелин всех живых существ: людей, полубогов на райских
планетах и тех, кто принадлежит к низшим формам жизни. Криш-
на - властелин материальной природы, поэтому Он выше греха
и добродетели.

Шукадева Госвами далее заключает, что великие мудрецы и пре-
данные полностью свободны от материальной скверны, и они оста-
ются в безопасности, даже когда соприкасаются с ней, поскольку
хранят в своем сердце Верховного Господа, Кришну. Это значит, что
они также не подвержены закону, отмеряющему радости и страда-
ния тем, кто находится под влиянием материальных гун. Так мо-
жет ли Кришна, который нисходит в материальный мир, исполь-
зуя Свою внутреннюю энергию, подчиняться закону кармы?

В "Бхагавад-гите" Господь ясно говорит, что когда бы Он ни поя-
вился в материальном мире, Он делает это с помощью Своей внут-
ренней энергии. В отличие от обычного живого существа, Ему не
нужно получать тело в соответствии с законом кармы. Обычные
живые существа получают тела, предопределенные их поступками
в прошлом. Но Кришна нисходит в материальный мир в Своем
собственном теле. Его тело - орудие для трансцентных, испол-
ненных блаженства игр, являемых Его внутренней энергией. Он
не связан законами кармы. Майявади, исповедующий философию
монизма, вынужден принимать определенное тело, навязанное ему
законами материальной природы. Поэтому его заявления о равен-
стве с Кришной, Богом, не более чем слова.

Те, кто объявляют себя равными Кришне и устраивают свои
раса-лилы, создают угрозу для других людей. Верховный Господь
Кришна как Сверхдуша уже находился в телах гопи и их мужей.
Он направляет все живые существа, о чем говорится в "Катха-
упанишад": нитйо нитйанам четанаш четананам - Сверхдуша
руководит действиями каждой индивидуальной души, является ис-
полнителем и свидетелем всех ее дел.

В "Бхагавад-гите" также говорится, что Кришна присутствует
в сердце каждого и является источником знания, памяти и забве-
ния. Он - изначальная личность, и Его постигают, овладев муд-
ростью Вед. Он - создатель философии веданты, в совершенстве
знающий ее. Так называемые ведантисты и майявади неспособны
познать Кришну таким, какой Он есть. Они лишь вводят в заблуж-
дение своих последователей, когда, вопреки указаниям шастр, по-
дражают действиям Кришны. Кришна в форме Сверхдуши уже на-
ходится в теле каждого, поэтому, если Он смотрит на кого-нибудь
или кого-нибудь обнимает, в этом нет ничего предосудительного.

Иногда спрашивают: если Кришна самодостаточен, почему Он
вообще являет Свои игры с гопи, вызывающие недовольство в сре-
де мирских моралистов? Ответ таков: делая это, Кришна оказыва-
ет особую милость падшим обусловленным душам. Гопи исходят
от внутренней энергии Кришны, но, поскольку Господь желал ис-
полнить танец раса, они предстали в человеческом облике. В мате-
риальном мире высшее наслаждение заключено во взаимном вле-
чении мужчины и женщины. Мужчина живет для того, чтобы
нравиться женщине, а женщина - чтобы нравиться мужчине. Это
основа материальной жизни. Когда такое влечение приводит к сбли-
жению, люди все больше запутываются в сетях материального су-
ществования. Желая оказать им особую милость, Кришна явил
танец раса. Он сделал это только для того, чтобы привлечь обу-
словленные души. Поскольку их так привлекают любовные отно-
шения, они могут наслаждаться ими с Кришной, и таким обра-
зом они освободятся от материального рабства. Во Второй песни
"Шримад-Бхагаватам" Махараджа Парикшит также поясняет, что
игры и деяния Господа Кришны - своего рода лекарство для обу-
словленных душ. Слушая о Кришне, они смогут излечиться от
болезни материального бытия. Люди пристрастились к материаль-
ным удовольствиям, к чтению эротических книг, но, слушая о бо-
жественных играх Кришны с гопи, они очистятся от материальной
скверны.

Шукадева Госвами далее объяснил, как и от кого нужно слу-
шать об играх Кришны. Трудность в том, что мир полон майявади.
Когда они становятся профессиональными чтецами "Шримад-Бха-
гаватам" и люди, не зная о пагубном воздействии философии май-
явады, слушают их, в головах у людей возникает путаница. Обсуж-
дать раса-лилу с обычными людьми, как правило, не рекомуется,
поскольку они находятся под влиянием философии майявады, но,
если тот, кто достиг совершенства в сознании Кришны, разъяснит
им смысл божественных игр Верховного Господа, люди, слушая
его, постепенно тоже обретут сознание Кришны и освободятся от
материальной скверны.

Еще одно важное обстоятельство состоит в том, что ни одна из
гопи, танцевавших с Кришной, не была в материальном теле. Они
танцевали с Ним в духовных телах. Их мужья считали, что жены
спят рядом с ними. Так называемые мужья гопи уже находились
во власти внешней энергии Кришны, и эта энергия не позволяла
им понять, что их жены ушли танцевать с Кришной. А если так,
какие могут быть основания обвинять Кришну в том, что Он тан-
цевал с чужими женами? Тела гопи, принадлежавшие их мужьям,
лежали с ними в постели, но духовные частицы Кришны танцева-
ли с Ним. Кришна - Верховная Личность, духовное целое, и тан-
цевал Он с духовными телами гопи. Поэтому все обвинения в ад-
рес Кришны совершенно несостоятельны.

Когда танец раса закончился, ночь (то была ночь Брахмы, ко-
торая, согласно "Бхагавад-гите", длится невероятно долго) пере-
шла в брахма-мухурту. Брахма-мухурта наступает за полтора ча-
са до восхода солнца. Рекомуется в это время встать с постели
и, совершив ежедневное омовение, перейти к духовной деятельнос-
ти: провести церемонию мангала-арати, а затем повторять мантру
Харе Кришна. Это время особенно благоприятно для духовных за-
нятий.

Когда наступила эта благодатная пора, Кришна попросил гопи
уйти. Хотя Его возлюбленным не хотелось расставаться с Ним,
они не могли ослушаться. Как только Кришна попросил их уда-
литься, гопи немедленно покинули Его и вернулись домой. Заклю-
чая рассказ о раса-лиле, Шукадева Госвами сказал, что тот, кто
услышит о развлечениях Кришны (Самого Вишну) с гопи из до-
стоверного источника, излечится от самой опасной болезни - вож-
деления. Другими словами, тот, кто надлежащим образом слушает
о раса-лиле, сможет освободиться от стремления удовлетворять по-
хоть и поднимется на высший уровень духовного самопознания. По-
скольку люди, как правило, узнают о раса-лиле от майявади и сами
являются ими, они все больше жаждут плотских утех. Чтобы пра-
вильно понять танец раса, обусловленные души должны слушать
о нем от истинного духовного учителя и пройти у него подготов-
ку. Тогда они смогут достичь высшей ступени духовного развития;
в противном случае они будут введены в заблуждение. Материаль-
ное вожделение - своего рода болезнь сердца, и, чтобы излечить-
ся от этой материальной болезни, обусловленным душам рекомен-
дуется слушать, но слушать не мошенников-имперсоналистов. Если
они будут слушать знающего наставника и правильно поймут услы-
шанное, результат будет совершенно другим.

Рассказывая о человеке, который прошел духовное обучение, Шу-
кадева Госвами употребил слово шраддханвита. Шраддха, или ве-
ра, - это начало. Тот, кто обрел веру в Кришну как Верховную
Личность Бога, вечную Высшую Душу, может слушать о раса-лиле
и рассказывать о ней другим. Шукадева Госвами также употребил
слово анушринуйат: слушать нужно того, кто принадлежит к цепи
духовных учителей и учеников. Ану значит "следуя", а также "все-
гда". Необходимо всегда следовать за истинным духовным учите-
лем, а не слушать случайных профессиональных рассказчиков, будь
то майявади или обычные люди. Анушринуйат значит, что слушать
надо опытного наставника, принадлежащего к цепи духовных учи-
телей и всегда пребывающего в сознании Кришны. Если человек
слушает о раса-лиле таким образом, он обязательно достигнет ду-
ховного совершенства.

Шукадева Госвами употребил два особых слова - бхактим и па-
рам. Бхактим парам означает преданное служение тех, кто уже
перестал быть неофитом. Неофитом называют человека, которо-
го привлекает поклонение в храме, но который еще не овладел
философией бхакти. Эта ступень бхакти не является ступенью
совершенства. Достигший совершенства в бхакти, или преданном
служении, полностью свободен от материального осквернения. Са-
мым опасным видом осквернения является вожделение, или по-
хоть. Преданное служение, бхактим парам, столь могущественно,
что чем больше преданный совершенствуется в нем, тем меньше
привлекает его материальная жизнь. Тот, кто действительно полу-
чает пользу, слушая о танце раса, безусловно достигнет трансцен-
дентного уровня, из его сердца окончательно исчезнут следы вож-
деления.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур указывает, что, согласно
"Бхагавад-гите", день Брахмы составляет 4 300 000 ё 1 000 солнеч-
ных лет. Столько же длится и его ночь. Вишванатха Чакраварти
Тхакур говорит, что танец раса продолжался целую ночь Брахмы,
но гопи не знали об этом. Чтобы исполнить их желание, Кришна
продлил ночь на такой долгий срок. Могут спросить, возможно ли
это, и Вишванатха Чакраварти Тхакур напоминает нам, что Криш-
на, даже связанный веревкой, смог показать матери всю вселен-
ную у Себя во рту. Как это произошло? Ответ таков: ради счастья
Своих преданных Кришна может сделать все, что угодно. Посколь-
ку гопи мечтали насладиться общением с Кришной, они получили
возможность оставаться с Ним в течение очень долгого времени.
Так Кришна исполнил Свое обещание. Когда Кришна украл одеж-
ду девушек, купавшихся в Чирагхате на реке Ямуне, Он обещал
исполнить их желание в одну из будущих ночей. Поэтому в тече-
ние одной ночи они общались с Кришной как со своим любимым
супругом, но это была не обычная ночь. Это была ночь Брахмы,
и она длилась многие миллионы лет. Для Кришны нет ничего не-
возможного, ибо Он - Верховный Властелин.

На этом заканчивается тридцать третья глава книги Бхак-
тиведанты "Кришна", которая называется "Описание танца
раса".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий