ГЛАВА 4. Камса начинает преследования

  После того как Васудева вернулся в темницу и все двери и ворота
снова были заперты, стражники проснулись и услышали плач но-
ворожденного ребенка. Камса с нетерпением ждал известия о рож-
дении младенца; зная об этом, стражники тут же бросились к нему
и сообщили эту новость. Камса вскочил с постели и воскликнул:
=Вот и родился тот, кто принесет мне смерть!= Весть о неминуе-
мой смерти ужаснула Камсу. Со вздыбленными волосами он бро-
сился туда, где находился новорожденный.

  Увидев брата, Деваки жалобно взмолилась: =Дорогой брат, про-
шу, не убивай эту девочку! Обещаю тебе, что она станет женой
твоего сына, поэтому не убивай ее. Ведь тебе не грозит смерть
от ребенка женского пола. Иным было пророчество. Тебя должен
убить мой сын. Так пощади эту девочку! Дорогой брат, ты уже
погубил так много моих детей, едва они появились на свет, сияю-
щие, как солнце. Но это не твоя вина. Убить их тебе посоветовали
твои друзья-демоны. Теперь же прошу, пощади хотя бы эту девоч-
ку. Смилуйся, не убивай мою дочь!=

  Камса был так жесток, что не стал слушать мольбы своей сес-
тры. С гневными криками он отобрал новорожденную у матери
и хотел было бросить ее на каменную плиту. Вот пример того, как
жестокий демон ради собственного благополучия готов пожертво-
вать даже узами родства. Но девочка тут же выскользнула из рук
Камсы, поднялась ввысь, и вот перед Камсой явилась младшая
сестра Вишну с восьмью руками. Она была облачена в великолеп-
ные одежды, украшена гирляндами из цветов и драгоценностями.
В своих восьми руках она держала лук, копье, стрелы, меч, рако-
вину, диск, булаву и щит.

  Увидев новорожденную (которая была богиней Дургой) в этом
облике, полубоги с различных планет - Сиддхалоки, Чараналоки,
Гандхарвалоки, Апсаралоки, Киннаралоки и Урагалоки - поднес-
ли ей всевозможные дары и обратились к ней с молитвами. С высо-
ты небес богиня сказала Камсе: =Негодяй, как ты посмел поднять
на меня руку! Ребенок, который убьет тебя, уже родился в этом
мире. Не будь так жесток к своей несчастной сестре!= После это-
го богиня Дурга стала известна под разными именами в различных
частях света.

  Когда Камса услышал слова богини Дурги, его охватил сильный
страх. Сжалившись над Васудевой и Деваки, он тут же снял с них
кандалы и учтиво заговорил с ними: =Дорогая сестра и зять, я пре-
небрег нашим близким родством и поступал как настоящий демон,
убивая собственных племянников - ваших детей. Не знаю, к чему
приведут эти мои злодеяния. Наверное, меня отправят в ад, куда
посылают тех, кто убивает брахманов. Меня, однако, удивляет, что
небесное пророчество не сбылось. Видно лживы не только люди.
Оказывается, что жители небес тоже лгут. Поверив словам небо-
жителей, я совершил так много грехов, убив детей своей сестры.
Дорогие Васудева и Деваки, вы оба великие души. Не мне учить
вас, но прошу, не огорчайтесь из-за гибели своих детей. Все мы во
власти высших сил, и эти силы не позволяют нам оставаться вмес-
те. Всем нам суждено когда-нибудь расстаться со своими друзьями
и близкими. Но мы должны твердо знать, что даже после гибели
материального тела, душа остается неизменной. Так, из глины, то
есть из земли, делают сосуды, но со временем они разбиваются.
Земля же всегда остается в ее первозданном виде. Подобно этому,
тела, в которые вселяется душа, могут создаваться и уничтожать-
ся, но сама душа существует вечно. Поэтому нам не о чем скор-
беть. Каждый должен понять, что материальное тело отлично от
вечной души, и, пока мы не осознаем этого, мы будем вынуждены
переселяться из одного тела в другое. Дорогая сестра Деваки, ты
так кротка и добра. Прошу, прости меня и не печалься более о сво-
их детях, погибших от моей руки. На самом деле, их убил не я - 
это было предопределено свыше. Всем нам приходится поступать
так, как предначертано судьбой, порой даже против нашей воли.
Люди ошибочно думают, что со смертью тела гибнет и душа, или
полагают, что одно живое существо может убить другое. Подоб-
ные заблуждения держат нас в плену материальной жизни. Иными
словами, тот, кто не осознал, что душа вечна, вынужден страдать,
становясь убийцей или жертвой. Дорогая сестра Деваки и зять Ва-
судева, прошу, простите меня за причиненное вам зло. Я черств
сердцем, а у вас такие добрые сердца, поэтому прошу, сжальтесь
надо мной и простите меня=.

  Говоря все это своему зятю и сестре, Камса упал к их ногам
и залился слезами. Поверив Дургадеви, которую он пытался убить,
Камса тут же освободил зятя и сестру, сам снял с них железные
кандалы и стал проявлять самые теплые родственные чувства.

  Увидев, что брат так раскаивается, Деваки успокоилась и пере-
стала думать о своих детях, жестоко убитых Камсой. Васудева,
тоже забыв прошлое, с улыбкой на устах заговорил со своим шу-
рином. Он сказал Камсе: =Дорогой шурин, все, что ты говоришь
о материальном теле и душе, верно. Каждое живое существо рожда-
ется невежественным и ошибочно отождествляет себя с материаль-
ным телом. Подобные представления о жизни вызваны невежест-
вом, которое делает нас врагами или друзьями. Печаль, радость,
страх, зависть, жадность, заблуждение и безумие - все это прояв-
ления материальных представлений о жизни. Находясь в их влас-
ти, человек враждует с другими только потому, что отождествляет
и их, и себя с материальным телом. Так он забывает о своей веч-
ной связи с Верховной Личностью Бога=.

  Васудева воспользовался благосклонностью Камсы, чтобы ска-
зать ему, что его злодеяния также вызваны неверными представ-
лениями о жизни: он грешит потому, что отождествляет себя с ма-
териальным телом. Камса был рад слышать ясные и убедительные
речи Васудевы, и чувство вины, которое он испытывал из-за убий-
ства племянников, уменьшилось. Попрощавшись с Васудевой и Де-
ваки, он покинул их и с легким сердцем вернулся в свои покои.

  Однако на следующий день Камса собрал своих советников и рас-
сказал обо всем, что случилось минувшей ночью. Советники Кам-
сы все до одного были демонами и заклятыми врагами полубогов,
поэтому они были подавлены, услышав рассказ своего господина.
И хотя никто из них не обладал достаточным опытом и знаниями,
они стали давать Камсе советы. =О господин, - сказали они, - 
мы должны немедленно убить всех детей, которые родились в по-
следние десять дней во всех городах, деревнях и на пастбищах.
Их нужно уничтожить всех до одного. Мы уверены, что полубоги
не смогут помешать нам исполнить этот жестокий замысел. Они
всегда боятся вступать с нами в бой и, даже если захотят воспре-
пятствовать нам, не осмелятся на это. Они знают, как ты силен,
и боятся твоего лука. Мы сами видели, как всякий раз, когда ты
сражался с ними и осыпал их градом стрел, они сразу же разбега-
лись в страхе за свою жизнь. Многие полубоги не могли противо-
стоять тебе и немедленно сдавались, снимая тюрбаны и распуская
волосы. Сложив ладони, они молили тебя о пощаде. О повели-
тель, - говорили они, - все мы трепещем перед твоей силой. Не
заставляй нас и дальше вести эту ужасную битву! Мы также не раз
видели, как ты щадил этих воинов, когда их луки, стрелы и колес-
ницы были сломаны, когда они, позабыв свое воинское искусство,
не могли больше воевать и, дрожа от страха, сдавались тебе. Нам
и впрямь нечего опасаться полубогов. Они гордятся своими боевы-
ми подвигами в мирное время, вдали от поля брани, но не могут
проявить воинское умение и силу в бою. Хотя Господь Вишну, Гос-
подь Шива и Господь Брахма всегда готовы помочь полубогам во
главе с Индрой, нам нечего бояться их. Господь Вишну уже спря-
тался в сердцах живых существ и не может выйти оттуда. Господь
Шива удалился от дел и ушел в леса. А Господь Брахма все вре-
мя проводит в аскезе и медитации. Что уж говорить об Индре! Он
просто соломинка в сравнении с тобой. Поэтому у нас нет причин
опасаться полубогов. Однако мы не должны и забывать о них, по-
скольку полубоги - наши заклятые враги. Нам нужно сделать все
возможное, чтобы защитить себя от них. А чтобы уничтожить их
совсем, мы должны верой и правдой служить тебе и быть всегда
готовы исполнить твои приказания=.

  =Если в теле скрывается недуг, - продолжали демоны, - и на
него не обращают внимания, он развивается и становится неизле-
чимым. И если человек по неосторожности дает своим чувствам
волю, ему становится очень трудно управлять ими. Мы должны не-
усыпно следить за полубогами, чтобы они не стали слишком силь-
ны и непобедимы. Основа силы полубогов - это Господь Вишну,
ибо все религиозные обряды совершаются для того, чтобы доста-
вить удовольствие Вишну.

  Выполнение предписаний Вед, защита брахманов и коров, по-
движничество и совершение жертвоприношений, раздача пожерт-
вований и распределение богатств - все это предназначено для
удовольствия Господа Вишну. Поэтому прежде всего мы должны
уничтожить всех брахманов, хранителей ведического знания, и ве-
ликих мудрецов, призванных совершать жертвоприношения. Мы
также должны убить всех коров, дающих необходимое для жертво-
приношений масло. Позволь же нам уничтожить всех этих врагов!

  Брахманы, коровы, ведическое знание, подвижничество, правди-
вость, обуздание чувств и ума, вера, благотворительность, терпи-
мость и жертвоприношения - все это части трансцентного те-
ла Вишну. Вишну пребывает в сердце каждого. Он - глава всех
полубогов, даже Господа Шивы и Господа Брахмы. Поэтому мы
считаем, что, преследуя великих мудрецов и брахманов, мы убьем
Самого Вишну=.

  Выслушав своих советников-демонов, Камса, который был вели-
чайшим злодеем и находился во власти всепоглощающего вечно-
го времени, решил начать преследования брахманов и вайшнавов.
Он приказал демонам уничтожить всех праведных людей и возвра-
тился в свои покои. Подручные Камсы были повержены в иллю-
зию гунами страсти и невежества. Они всегда враждовали со свя-
тыми людьми, чем только сокращали срок своей жизни. Жестоко
преследуя святых людей, демоны приближали собственную смерть.
Преследование праведников ведет не только к безвременной смер-
ти. Это великий грех, и тот, кто совершает его, постепенно теряет
и красоту, и доброе имя, и плоды своих благочестивых поступков,
тем самым закрывая себе доступ на высшие планеты. Творя про-
извол, демоны лишают себя всех благ. Оскорбление лотосоподоб-
ных стоп преданных или брахманов чревато еще более тяжелыми
последствиями, чем оскорбление лотосоподобных стоп Верховной
Личности Бога. В обществе, где совершаются такие грехи, люди,
как правило, теряют веру в Верховного Господа, и это общество
безбожников становится источником всех бед, которые пережива-
ет человечество.

  На этом заканчивается четвертая глава книги Бхактиведанты
=Кришна=, которая называется =Камса начинает преследования=

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий