Царь Камса не только захватил владения Ядавов, Бходжей, Андха-
ков и царство Шурасены, он также заключил союз с другими демона-
ми: Праламбой, Бакой, Чанурой, Тринавартой, Агхасурой, Муштикой,
Ариштой, Двивидой, Путаной, Кеши и Дхенукой. Царем провинции Ма-
гадха (ныне штат Бихар) был тогда Джарасандха. Камса прибег к его
покровительству и путем дипломатических маневров создал самое
сильное в те времена государство. Он заключил союз с царями Бана-
сурой и Бхаумасурой и стал самым могущественным правителем на
земле. С той поры он повел себя очень враждебно по отношению к
династии Яду, в которой должен был родиться Кришна.
Спасаясь от преследований Камсы, цари династий Яду, Бходжи и
Андхаки стали искать убежища в различных государствах: в цар-
ствах Куру и Панчалов, в Кекайе, Шалве, Видарбхе, Нишадхе, Виде-
хе и Кошале. Разрушив союз Ядавов, Бходжей и Андхаков, Камса за-
нял самое прочное положение на огромных просторах земли, которая
в то время называлась Бхарата-варшей.
Когда Камса одного за другим стал убивать младенцев, рождавших-
ся у Деваки и Васудевы, многие друзья и родственники просили его
прекратить эти злодеяния. Но вскоре все они превратились в почи-
тателей Камсы.
Когда Деваки забеременела в седьмой раз, в ее чреве появился
Ананта, всемогущее воплощение Кришны. Деваки одновременно и обра-
довалась, и опечалилась. Она радовалась, ибо понимала, что в ее
лоне находится Господь Вишну. Но в то же время она горевала,
зная, что, как только ребенок родится, Камса убьет Его.
В это время Верховный Господь Кришна, сочувствуя Ядавам, кото-
рые жили в страхе перед жестокостью Камсы, приказал явиться Своей
внутренней энергии - Йогамайе. Кришна - повелитель вселенной, но
прежде всего Он повелитель династии Яду.
Йогамайя - главная из всех энергий Верховной Личности Бога. В
Ведах говорится, что Бог обладает множеством энергий: парасйа
шактир вивидхаива шруйате. Эти энергии действуют внутри и вне
всего сущего, и главная из них - Йогамайя. Господь приказал Йога-
майе явиться на прекрасной земле Враджабхуми, во Вриндаване, сла-
вящемся своими многочисленными стадами тучных коров. Во Вриндава-
не в доме царя Нанды и царицы Яшоды жила одна из жен Васудевы -
Рохини. От преследований Камсы тогда многие Ядавы скрывались по
всей стране. Некоторые из них жили даже в горных пещерах.
Господь так сказал Йогамайе: "В тюрьме у Камсы томятся Деваки и
Васудева, и сейчас во чреве Деваки находится Мое всемогущее воп-
лощение - Шеша. Ты должна перенести Шешу из чрева Деваки в чрево
Рохини. После этого Я Сам осеню лоно Деваки. И вместе со Мной
придут все Мои энергии. Я появлюсь на земле как сын Васудевы и
Деваки. А ты родишься как дочь Нанды и Яшоды во Вриндаване.
Поскольку ты явишься одновременно со Мной как Моя сестра и бу-
дешь быстро исполнять желания людей, жаждущих удовольствий, они
станут поклоняться тебе и приносить всевозможные дары: благово-
ния, цветы, свечи, а также различные жертвы. Люди, стремящиеся к
материальному благополучию, будут почитать тебя в твоих многочис-
ленных воплощениях под именами Дурги, Бхадракали, Виджайи, Вай-
шнави, Кумуды, Чандики, Кришны, Мадхави, Каньяки, Майи, Нараяни,
Ишани, Шарады и Амбики".
Кришна и Йогамайя явились как брат и сестра: верховный источ-
ник энергии и верховная энергия. Хотя между самой энергией и ее
источником нет никакого различия, энергия всегда подчинена источ-
нику. Материалисты поклоняются энергии, а трансценталисты - ее
источнику. Кришна - верховный источник энергии, а Дурга - верхов-
ная энергия в материальном мире. Люди, следующие традициям веди-
ческой культуры, почитают как энергию, так и ее источник. Сущес-
твуют сотни тысяч храмов Вишну и Деви, и нередко этим Божествам
поклоняются одновременно. Почитатели Дурги, внешней энергии Криш-
ны, могут легко добиться всевозможных материальных благ, но тот,
кто хочет возвыситься духовно, должен развить в себе сознание
Кришны и поклоняться верховному источнику энергии.
Господь также сказал Йогамайе: "Мое всемогущее воплощение,
Ананта Шеша, находится сейчас в лоне Деваки. Поскольку Он будет
перенесен в чрево Рохини, Его будут называть Санкаршаной. Он ста-
нет источником всей духовной энергии, балы, с помощью которой
можно познать высшее блаженство, именуемое рамана. Поэтому Мое
всемогущее воплощение Ананта после Своего появления будет извес-
тен либо как Санкаршана, либо как Баларама".
В Упанишадах говорится: найам атма бала-хинена лабхйах. Это
значит, что высшей ступени самоосознания нельзя достичь без ми-
лости Баларамы. Слово бала не означает физическую силу. С по-
мощью физической силы нельзя обрести духовное совершенство. Для
этого нужно обладать духовной силой, которую дает Баларама,
Санкаршана. Ананта, или Шеша, - это сила, которая удерживает
планеты на их орбитах. В материальном мире ее называют гравита-
цией, но в действительности это - проявление энергии Санкарша-
ны. Баларама, Санкаршана, - это духовная сила, или изначальный
духовный учитель. Поэтому Господа Нитьянанду Прабху, который
является воплощением Баларамы, называют изначальным духовным
учителем или наставником. Духовный наставник - это представи-
тель Верховного Господа Баларамы, наделяющего нас духовной си-
лой. В "Чайтанья-чаритамрите" подтверждается, что духовный учи-
тель есть воплощение милости Кришны.
Получив приказание Верховного Господа, Йогамайя почтительно
обошла вокруг Него, а затем, выполняя Его волю, явилась в мате-
риальном мире. Когда Йогамайя, верховная энергия всемогущего Бо-
га, перенесла Господа Шешу из чрева Деваки в чрево Рохини, обе
женщины находились под властью ее чар, называемых йоганидра. Ког-
да это произошло, люди подумали, что седьмая беременность Деваки
неожиданно оборвалась. Хотя Баларама явился как сын Деваки, Он
был перенесен в чрево Рохини и родился как ее сын. После этого
Верховный Господь Кришна, всегда готовый защитить Своих чистых
преданных, вошел в ум Васудевы как властелин всего сущего. И Его
чудесные энергии вошли вместе с Ним. Это значит, что Господь
Кришна сначала появился в чистом сердце Васудевы, а затем пере-
местился в сердце Деваки. Он не был внесен во чрево Деваки обыч-
ным путем, вместе с семенем. Верховный Господь, обладающий непос-
тижимой энергией, может явиться любым способом. Ему нет необходи-
мости рождаться, как рождаются обычные люди, в результате опло-
дотворения лона женщины.
Когда Васудева носил в сердце Верховную Личность Бога, он был
подобен яркому солнцу, чьи палящие лучи нестерпимы для обычного
человека.
Господь, находившийся в чистом сердце Васудевы, не отличался
от изначального Господа - Кришны. Появление Кришны где бы то ни
было, и особенно в сердце человека, называется дхамой. Это сло-
во относится не только к образу Кришны, но и к Его имени, ка-
чествам и всему, что Его окружает. Все это появляется одновре-
менно.
И вот Верховный Господь в Его вечном образе со всеми Его энер-
гиями переместился из ума Васудевы в ум Деваки. Тогда Деваки ста-
ла необыкновенно прекрасной, подобно тому как небо становится
прекрасным, когда на востоке, вбирая в себя последние лучи захо-
дящего солнца, встает луна. Кришна, Верховная Личность Бога, пе-
решел в тело Деваки из тела Васудевы, не подчиняясь законам, ко-
торые властвуют над обычными живыми существами. Поскольку Кришна
находился в лоне Деваки, с Ним были и Его всемогущие воплощения,
такие, как Нараяна, и все Его аватары: Господь Нрисимха, Вараха и
другие, - и Они тоже не подчинялись законам материального мира.
Так лоно Деваки стало обителью Верховного Господа, которому нет
равных и который является источником всего сущего. Хотя Деваки
стала обителью Абсолютной Истины, она находилась в тюрьме у Кам-
сы и потому была похожа на скрытый огонь или на знание, ис-
пользуемое не по назначению.
Когда огонь скрыт стенками глиняного сосуда, никто не видит
его яркого пламени. И когда знание используется не по назначе-
нию и не приносит людям пользы, никто не ценит его.
Так как Деваки томилась в тюрьме во дворце Камсы, никто не ви-
дел ту неземную красоту, которую она обрела потому, что носила во
чреве Верховную Личность Бога.
Камса, однако, заметил необычайную красоту сестры и сразу по-
нял, что в ее лоне явился Верховный Господь. Никогда прежде Дева-
ки не была так прекрасна. Для Камсы было очевидно, что во чреве
его сестры находится нечто чудесное. Все это встревожило Камсу:
он был уверен, что Верховный Господь, который должен его убить,
уже явился. Камса стал размышлять: "Что же делать с Деваки? Она
несомненно носит в своем чреве Вишну или Кришну. Кришна, конечно
же, явился для того, чтобы защитить полубогов. И даже если я сей-
час же убью Деваки, это не помешает Ему исполнить Свой замысел".
Камса прекрасно знал, что никто не может помешать Вишну осу-
ществить задуманное. Любой разумный человек способен понять,
что законы Бога нерушимы. Господь достигнет Своей цели, несмот-
ря на все препятствия, чинимые демонами.
Камса подумал: "Если сейчас я убью Деваки, Вишну с еще большей
решимостью осуществит Свою волю. Убить Деваки сейчас было бы ве-
личайшим злодейством. Никто не хочет жертвовать честью, даже ес-
ли находится в очень трудном положении. Я же, убив Деваки, конеч-
но, потеряю свое доброе имя. Деваки - женщина, и она сейчас под
моим кровом, она беременна, и, если я убью ее, моей доброй славе,
плодам моих благочестивых деяний и самой моей жизни придет конец".
Камса размышлял далее: "Очень жестокий человек даже при жизни
все равно что мертвец. Никто не любит жестоких людей, пока они
живут, и все проклинают их после смерти. Поскольку жестокие люди
отождествляют себя с телом, они падают все ниже и ниже и в конце
концов оказываются в кромешной тьме ада". Так Камса размышлял о
том, стоит ли ему убивать Деваки.
Наконец он решил пока не убивать свою сестру и дождаться неот-
вратимого будущего. Однако мысли его были пропитаны враждой к
Верховному Господу. Он терпеливо ждал рождения младенца, соби-
раясь убить его, как убивал прежде других детей Деваки. Погружен-
ный в океан ненависти к Богу, Камса, что бы он ни делал: спал ли,
сидел, шел, ел или работал, - все время думал о Кришне (Вишну).
Он был настолько поглощен мыслями о Верховной Личности Бога, что
всюду видел только Кришну (Вишну).
К сожалению, хотя Камса так много думал о Вишну, его нельзя
назвать преданным, потому что он думал о Вишну как о враге.
Мысли истинного преданного тоже всегда поглощены Кришной, но
преданный думает о Нем с любовью, а не со злобой. Думать о
Кришне с любовью - значит обладать сознанием Кришны, а думать о
Нем с ненавистью - значит быть лишенным такого сознания.
В это время в доме Камсы незримо появились Господь Брахма, Гос-
подь Шива и много других полубогов, а также великих мудрецов, та-
ких, как Нарада. Они обратились к Верховному Господу с молитвами,
которые всегда радуют слух преданных и приносят им исполнение
всех желаний. Первые произнесенные ими слова были признанием то-
го, что Господь неизменно верен Своему обету.
Как сказано в "Бхагавад-гите", Кришна нисходит в мате-
риальный мир, чтобы защитить праведников и уничтожить злодеев.
Таков Его обет. Полубоги понимали, что Господь появился в лоне
Деваки, чтобы исполнить Свой обет, и ликовали.
Затем полубоги обратились к Господу, называя Его сатйам парам -
Высшей Абсолютной Истиной.
С философской точки зрения, все стремятся найти истину. Полу-
боги объяснили, что Высшая Абсолютная Истина - это Кришна. Поэ-
тому тот, кто в полной мере разовьет в себе сознание Кришны,
сможет познать Абсолютную Истину. Кришна - Абсолютная Истина,
потому что, в отличие от истины относительной, Он - Истина
всегда, во всех трех проявлениях вечного времени: в прошлом,
настоящем и будущем. В материальном мире над всем властвует
неодолимое время в своих проявлениях прошлого, настоящего и бу-
дущего. Но Кришна существовал прежде сотворения материального
мира, Он - его опора, и Он останется после того, как этот мир
подвергнется разрушению. Поэтому Кришна всегда есть Абсолютная
Истина. Если в материальном мире и существует какая-то истина,
она исходит от Высшей Истины - Кришны. Точно так же и богат-
ство, и слава, и сила, и мудрость, и знание, существующие в ма-
териальном мире, берут начало от Кришны. Кришна - источник всех
относительных истин.
Материальный мир состоит из пяти стихий, или первоэлементов:
земли, воды, огня, воздуха и эфира, и все они исходят от Криш-
ны. Ученые-материалисты считают их причиной существования мате-
риального мира, однако эти стихии, как в грубой, так и в тон-
кой форме, сотворены Кришной. Живые существа, действующие в ма-
териальном мире, являются порождением пограничной энергии Криш-
ны. В седьмой главе "Бхагавад-гиты" ясно сказано, что весь ма-
териальный мир представляет собой сочетание двух энергий Криш-
ны: высшей и низшей. Живые существа - это высшая энергия Криш-
ны, а неживые материальные объекты - Его низшая энергия. До
сотворения материального мира все сущее пребывает в Кришне.
В молитвах, обращенных к высшей форме Верховного Господа -
Кришне, полубоги рассказали также о природе материального мира.
Что такое этот материальный мир? Он подобен дереву. Так же
как обычное дерево стоит на земле, древо материального мира
стоит на почве материальной природы. Материальный мир сравни-
вают с деревом потому, что дерево в конце концов срубают. Дере-
во называют врикшей. Врикша значит то, что в конце концов бу-
дет срублено. Таким образом, древо материального мира нельзя
считать Высшей Истиной, поскольку оно подвластно времени. Но
тело Кришны вечно: Он был до сотворения материального мира, су-
ществует вместе с ним и пребудет, когда материальный мир под-
вергнется разрушению. Поэтому только Кришну можно признать
Абсолютной Истиной.
В Упанишадах материальное тело тоже сравнивается с деревом. У
этого дерева, стоящего на почве материальной природы, два вида
плодов: счастье и страдания. Два обитателя дерева-тела подобны
двум птицам. Одна из них - Параматма, Верховный Господь в сер-
дце, а другая - живое существо, которое поедает плоды с дере-
ва-тела. Иногда это плоды счастья, а иногда страданий. Однако
другая птица не хочет есть ни сладких, ни горьких плодов, пото-
му что черпает удовлетворение в самой себе. В Упанишадах гово-
рится, что одна из птиц, сидящих на дереве материального тела,
ест плоды, а другая лишь наблюдает за ней. Корни этого дерева
протянулись в трех направлениях. Это значит, что они представ-
ляют собой три гуны материальной природы: благость, страсть и
невежество. Подобно тому как удлиняются корни дерева, живое су-
щество, соприкасаясь с материальными гунами (благостью, страс-
тью и невежеством), продлевает срок своего пребывания в мате-
риальном мире. Плоды дерева имеют четыре различных вкуса. Это
благочестие, обогащение, удовлетворение чувств и в конечном
счете освобождение. Соприкасаясь с различными гунами мате-
риальной природы, живые существа познают вкус разных видов ре-
лигиозной деятельности и материального процветания, разного ро-
да материальных удовольствий и разных форм освобождения. По су-
ти, вся материальная деятельность протекает в гуне невежества,
но, поскольку материальных гун три, иногда гуна невежества сме-
шивается с гуной благости или страсти. Вкус материальных пло-
дов воспринимается пятью органами чувств. Пять познающих орга-
нов подвержены ударам шести плетей: скорби, иллюзии, немощи,
смерти, голода и жажды. Материальное тело покрыто семью оболоч-
ками. Это кожа, плоть, кровь, костный мозг, кости, жир и семя.
У дерева-тела восемь ветвей: земля, вода, огонь, воздух, эфир,
ум, разум и эго. Тело имеет девять врат: два глаза, две ноздри,
два уха, рот, детородный орган и анус. Внутри тела циркулирует
десять воздушных потоков: прана, апана, удана, вьяна, самана и
т.д. Две птицы, сидящие на дереве, как уже говорилось, - это
живое существо и Параматма, Верховный Господь в сердце.
Источником и материального тела, и материального мира являет-
ся Верховная Личность Бога. Чтобы управлять гунами мате-
риальной природы, Верховный Господь предстает в виде божествен-
ной триады: Вишну повелевает гуной благости, Брахма - гуной
страсти, а Шива - гуной невежества. Брахма с помощью гуны
страсти создает материальный мир, Господь Вишну сохраняет его с
помощью гуны благости, а Господь Шива разрушает его гуной неве-
жества. В конечном счете весь сотворенный мир находит опору во
Всевышнем. Верховный Господь - причина его созидания, сохране-
ния и разрушения. И когда материальный мир уничтожается полнос-
тью, в своей тонкой форме он остается в теле Верховного Госпо-
да как Его энергия.
"Сейчас, - продолжали полубоги, - Верховный Господь Кришна
явился, чтобы сохранить материальный мир. В действительности Выс-
шая Причина одна. И все же неразумные люди, введенные в заблужде-
ние тремя гунами природы, думают, что материальный мир возник в
результате действия разных причин. В отличие от них, те, кто об-
ладает разумом, видят, что у материального мира только один ис-
точник - Кришна".
В "Брахма-самхите" сказано: ишварах парамах кришнах... сар-
ва-карана-каранам - "Кришна, Верховная Личность Бога, - причи-
на всех причин". Брахме Он поручает творить мироздание, Вишну -
сохранять, а Господу Шиве - разрушать сотворенный мир.
"О возлюбленный Господь, - молились полубоги, - постичь Твой
вечный образ и Твою личность очень трудно. Обыкновенные люди нес-
пособны познать Тебя таким, какой Ты есть. Поэтому Ты Сам прихо-
дишь в материальный мир, чтобы предстать перед ними в Своем изна-
чальном вечном облике. Люди могут понять Твои различные воплоще-
ния, но им трудно постичь Твою вечную двурукую форму, о Кришна,
ибо, приходя в материальный мир, Ты живешь среди них, как им по-
добный. Преданным, о Господь, Твой вечный образ приносит все воз-
растающее духовное блаженство, но для тех, кто не предан Тебе, он
таит великую угрозу".
Как сказано в "Бхагавад-гите", Кришна приносит радость садху,
или святым (паритранайа садхунам). Но Он очень опасен для демо-
нов, поскольку нисходит и для того, чтобы уничтожить их. Итак,
Кришна радует преданных и устрашает демонов.
"Дорогой лотосоокий Господь, Ты - источник чистой благости.
Есть много великих мудрецов, погрузившихся в самадхи - трансцен-
тную медитацию на Твои лотосоподобные стопы - и поглощенных мыс-
лями о Тебе. Для них огромный океан неведения, созданный мате-
риальной природой, стал подобен лужице воды в углублении, сделан-
ном копытцем теленка".
Цель медитации - сосредоточить ум на Верховном Господе, и на-
чинать ее следует от лотосоподобных стоп Господа. Медитируя на
стопы Господа, великие мудрецы легко пересекают безбрежный
океан материального бытия.
"О лучезарный, великие святые, которые сумели переплыть океан
неведения в трансцентной ладье Твоих лотосоподобных стоп, не взя-
ли ее с собой. Она по-прежнему стоит на этом берегу".
Если человек переправляется в лодке через реку, лодка вместе
с ним оказывается на другой стороне. Каким же образом ею может
воспользоваться тот, кто остался на противоположном берегу? Это
трудный вопрос, и, отвечая на него, полубоги в своей молитве
говорят, что ладья лотосоподобных стоп Господа продолжает
стоять на прежнем месте. Чистые преданные, переправляясь через
океан материальной природы, не берут с собой эту ладью, поэто-
му те, кто остался на противоположном берегу, тоже могут вос-
пользоваться ею. Стоит преданному подойти к ладье, как мате-
риальный океан неведения становится не больше лужицы воды в уг-
лублении от копытца теленка. Поэтому преданным нет нужды плыть
на другую сторону в ладье - они сразу оказываются на противопо-
ложном берегу. Испытывая сострадание ко всем обусловленным ду-
шам, великие святые оставляют ладью на прежнем месте. Иными
словами, медитируя на лотосоподобные стопы Господа, можно в лю-
бое время переплыть громадный океан материального бытия.
Медитация - это сосредоточение ума на лотосоподобных стопах
Господа. Слова "лотосоподобные стопы" указывают на то, что Бог
- это верховная личность. Но имперсоналисты не признают лотосо-
подобных стоп Господа и потому избирают объектом своей медита-
ции нечто безличное. Полубоги высказывают зрелое суждение о
том, что люди, желающие медитировать на пустоту или нечто без-
личное, не способны переплыть океан неведения. Они только вооб-
ражают, что обрели освобождение.
"О лотосоокий Господь! Их разум осквернен, ибо они не медити-
руют на Твои лотосоподобные стопы. Пренебрегая этим, имперсона-
листы снова падают в пучину материальной жизни, даже если им уда-
лось временно возвыситься, осознав безличную ипостась Бога".
Чтобы погрузиться в сияние Брахмана, в безличное бытие, им-
персоналисты подвергают себя суровой аскезе и лишениям. Но их
умы не свободны от материальной скверны: они лишь пытаются от-
вергнуть материальные формы мышления. Это вовсе не означает,
что они стали свободными. Поэтому им не удается избежать паде-
ния.
В "Бхагавад-гите" говорится, что, прежде чем достичь конеч-
ной цели своих поисков, имперсоналист должен пройти через тяже-
лые испытания. В начале "Шримад-Бхагаватам" также сказано, что
без преданного служения Верховной Личности Бога невозможно ос-
вободиться от бремени кармической деятельности. В "Бхагавад-ги-
те" об этом говорит Господь Кришна, а в "Шримад-Бхагаватам" -
великий мудрец Нарада. То же самое утверждают в своих молитвах
полубоги: "Те, кто не обратился к преданному служению, не спо-
собны достичь конечной цели познания и снискать Твою благос-
клонность". Имперсоналисты только думают, что они свободны, но
в действительности не испытывают никаких чувств к Верховной
Личности Бога. Они думают, что, когда Кришна нисходит в мате-
риальный мир, Он получает материальное тело, и потому не согла-
шаются с тем, что тело Кришны духовно. Это подтверждается в
"Бхагавад-гите": аваджананти мам мудхах. Несмотря на то что им-
персоналистам удается на время преодолеть свои материальные же-
лания и обрести освобождение, они снова падают в пучину мате-
риальной жизни. Если они ищут знания ради знания и не приходят
к преданному служению Господу, они не в состоянии достичь же-
лаемого результата. Их достижением являются лишь потраченные
ими усилия, и ничего больше.
В "Бхагавад-гите" ясно сказано, что осознать свое единство с
Брахманом - это далеко не все. Осознание Брахмана поможет чело-
веку освободиться от привязанности и неприязни к материальному,
достичь равновесия ума и обрести радость. Но затем он должен
перейти к преданному служению. Если познавший Брахман обратит-
ся к преданному служению, он будет навечно принят в духовное
царство, где сможет общаться с Верховной Личностью Бога. Таков
результат преданного служения. Преданные Верховной Личности Бо-
га, в отличие от имперсоналистов, никогда не возвращаются к ма-
териальной жизни и, даже если терпят неудачу, сохраняют любов-
ную привязанность к своему Господу. Идущие по пути преданного
служения могут столкнуться со множеством препятствий, но они
легко и бесстрашно преодолевают их. Поскольку они вручили себя
Господу, они уверены, что Кришна всегда защитит их. В "Бхага-
вад-гите" Кришна заверяет: "Мой преданный никогда не погибнет".
"О возлюбленный Господь, - снова повели речь полубоги, - Ты
явился в Своем изначальном образе, неоскверненном, вечном и бла-
гостном, ради благополучия всех живых существ в материальном ми-
ре. С Твоим приходом все они могут легко понять Твою природу и
облик, о Верховная Личность Бога. Люди, принадлежащие к четырем
ашрамам (брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси), тоже по-
лучат благо от Твоего пришествия.
О возлюбленный Господь, супруг богини процветания, в отличие от
имперсоналистов, преданные посвящают свою жизнь служению Тебе и
не теряют достигнутого ими высокого положения. Под Твоей защитой
им удается одолеть многочисленных военачальников майи, которые
готовы в любое время воздвигнуть препятствия на пути к освобожде-
нию. О Господь, Ты являешься в Своем вечном трансцентном теле ра-
ди блага всех людей. Тогда они могут видеть Тебя воочию и покло-
няться Тебе, совершая ведические жертвоприношения, занимаясь мис-
тической медитацией и преданно служа Тебе, как учат писания. О
Господь, если бы Ты не являлся в Своем вечном трансцентном теле,
исполненном блаженства и знания, было бы невозможно искоренить
невежественные домыслы о Твоей природе, и люди, находящиеся под
влиянием материальных гун, стали бы строить различные предположе-
ния о том, каков Твой облик".
Явление Кришны - это ответ на все умозрительные попытки пред-
ставить себе Верховную Личность Бога. Люди представляют себе
облик Верховного Господа в соответствии с теми гунами природы,
под влиянием которых они находятся. В "Брахма-самхите" Господь
назван древнейшим. Поэтому некоторые верующие считают, что Бог
должен быть очень старым и представляют Его в образе глубокого
старца. Но это опровергается в той же "Брахма-самхите": хотя
Бог самый старый из всех живущих, в Своем изначальном облике Он
юноша. Точные слова, приведенные в этой связи в "Шримад-Бхага-
ватам", - виджна(гйа)нам аджна(гйа)на-бхидапамарджанам. Вид-
жна(гйа)нам - это трансцентное знание о Верховной Личности Бо-
га. Виджна(гйа)нам также означает знание, подкрепленное опытом.
Трансцентное знание должно быть получено нисходящим путем, по
цепи духовных учителей, так, как Брахма представляет знание о
Кришне в "Брахма-самхите". "Брахма-самхита" - это вид-
жна(гйа)нам, знание, опирающееся на трансцентный опыт Брахмы.
Обладая этим знанием, Брахма описывает облик и игры Кришны в
Его духовной обители. Знание это способно разбить в прах все
невежественные домыслы (аджна(гйа)на-бхидапамарджанам). Люди
создают образ Бога в своем воображении. Одни думают, что у Бо-
га вовсе нет тела, а другие наделяют Его вымышленным обликом.
Но описание Кришны в "Брахма-самхите" научно и основано на зна-
нии, проверенном опытом (виджна(гйа)нам). В этом не может быть
никаких сомнений. Это знание дано Брахмой и принято Господом
Чайтаньей. Облик Кришны, Его флейта, цвет Его тела - все это
реально. Полубоги говорят, что виджна(гйа)нам неизменно опро-
вергает все виды знания, полученного путем логических умозаклю-
чений. "Поэтому, если бы Ты не явился в Своем изначальном обли-
ке, в облике Кришны, - заключают они, - нельзя было бы отли-
чить виджна(гйа)нам от аджна(гйа)на-бхида (невежественных фило-
софских измышлений). Аджна(гйа)на-бхидапамарджанам: с Твоим
появлением домыслы невежд будут разбиты и восторжествует истин-
ное знание, опирающееся на опыт великих преданных, подобных
Господу Брахме. Обыкновенные люди воображают каждый своего Бо-
га, в зависимости от того, под влиянием каких гун они находят-
ся. Поэтому Бога представляют по-разному, но Твое появление, о
Господь, покажет, каков Твой истинный облик".
Самая большая ошибка имперсоналистов заключается в том, что
они думают, будто, воплощаясь в материальном мире, Бог полу-
чает материальное тело в гуне благости. В действительности же
облик Кришны или Нараяны выходит за рамки любых материальных
представлений. Даже величайший имперсоналист Шанкарачарья приз-
нал: нарайанах паро 'вйактат - источником материального космо-
са является безличная (авйакта) совокупность материальных эле-
ментов, но Кришна запределен всему материальному. В "Шри-
мад-Бхагаватам" Его положение названо шуддхасаттвой, чистой
благостью. Кришна не принадлежит к материальной гуне благости -
Он превыше ее. Он духовен, вечен, исполнен блаженства и знания.
"О Господь, когда Ты являешься в Своих различных воплощениях,
Ты получаешь разные имена и принимаешь разные облики. Тебя назы-
вают Кришной, потому что Ты всепривлекателен, и Шьямасундарой,
потому что Ты обладаешь неземной красотой. Шьяма значит черный, и
все же говорится, что Ты прекраснее, чем тысячи богов любви (кан-
дарпа-коти-каманийа). Цветом Твое тело напоминает грозовую тучу,
но, поскольку Ты являешь Собой Абсолютную Истину, Твое тело во
много, много раз красивее и привлекательнее, чем нежное тело Ка-
мы, бога любви. Иногда Тебя называют Гиридхари, потому что Ты
поднял холм Говардхана. Иногда тебя зовут Нанданандана или Васу-
дева, или Девакинандана, поскольку Ты приходишь в этот мир как
сын Махараджи Нанды, Васудевы и Деваки. Воспринимая Тебя как жи-
тели материального мира, имперсоналисты считают, что Твои много-
численные имена и формы связаны с материальными деяниями и качес-
твами.
О возлюбленный Господь, Тебя нельзя понять, изучая Твою абсо-
лютную природу, Твой облик и деяния умозрительным путем. Человек
должен посвятить себя преданному служению: только тогда он смо-
жет познать Твою абсолютную природу, Твое трансцентное тело, Твое
имя и качества. В сущности, постичь их может только человек, у
которого есть хотя бы небольшая склонность к служению Твоим лото-
соподобным стопам. Иные могут миллионы лет предаваться философ-
ским размышлениям, но не сумеют познать даже малую частицу Твое-
го бытия".
Другими словами, непреданные не способны понять Верховного
Господа, Кришну, потому что завеса Йогамайи скрывает от них Его
истинные черты. В "Бхагавад-гите" Господь говорит: нахам прака-
шах сарвасйа - "Я не открываю Себя всем и каждому". Когда Криш-
на был на земле, Он лично находился на поле битвы Курукшетра и
Его видели все. Но не каждый мог понять, что перед ним Бог,
Верховная Личность. Однако все, кто погиб в Его присутствии,
навечно освободились из материального плена и перенеслись в ду-
ховный мир.
"О Господь, имперсоналисты и непреданные не в состоянии понять,
что Твое имя неотлично от Тебя Самого". Поскольку Бог абсолютен,
между Его именем и Им Самим нет разницы. В материальном мире
предмет и его название отличаются друг от друга. Плод манго не то
же самое, что слово "манго". Нельзя ощутить вкус манго, повторяя:
"Манго, манго, манго". Но, когда преданный, который знает, что
имя Господа и Сам Господь неотличны друг от друга, повторяет: Ха-
ре Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Ха-
ре Рама, Рама Рама, Харе Харе, - он ощущает, что Кришна постоян-
но находится рядом с ним.
Для тех, кто не обладает абсолютным знанием о Всевышнем, Гос-
подь Кришна являет Свои божественные игры (лилы). Думая об иг-
рах Господа, такие люди обретают величайшее благо. Господь
неотличен от Своего трансцентного имени. И Он также неотличен
от Своих трансцентных игр. Для людей не столь разумных (женщин,
рабочих и торговцев) великий мудрец Вьясадева написал "Махабха-
рату", в которой рассказал о разнообразных деяниях Кришны. "Ма-
хабхарата" - это историческое произведение. Изучая и слушая его
или храня в памяти божественные деяния Кришны, неразумные люди
смогут постепенно возвыситься и стать чистыми преданными.
Чистых преданных, тех, кто всегда поглощен мыслями о лотосо-
подобных стопах Кришны и кто преданно служит Ему, в полной ме-
ре обладая сознанием Кришны, нельзя считать принадлежащими к
материальному миру. Шрила Рупа Госвами говорил, что те, кто те-
лом, умом и делами всегда пребывает в сознании Кришны, являют-
ся освобожденными, даже если находятся в материальном теле. Это
подтверждается и в "Бхагавад-гите": те, кто преданно служит
Господу, уже освободились из материального плена.
Кришна приходит для того, чтобы дать возможность и преданным,
и непреданным достичь высшей цели жизни. Преданные могут непос-
редственно видеть Господа и поклоняться Ему. А те, кто еще не
достиг этого уровня, получают возможность узнать о деяниях Гос-
пода и тоже стать Его преданными.
"О возлюбленный Господь! О Вседержитель! - говорили полубоги. -
Когда Ты появишься на земле, демоны, подобные Камсе и Джарасан-
дхе, будут уничтожены и в мире воцарится благоденствие. Ступая по
земле, Ты оставишь на ней отпечатки Своих лотосоподобных стоп,
украшенных изображениями флага, трезубца и молнии. Так Ты осе-
нишь Своей милостью и землю, и нас, жителей райских планет, ибо
мы тоже сможем увидеть эти знаки".
"О Господь, - молились полубоги, - Ты - нерожденный, поэтому мы
не видим иной причины для Твоего появления, кроме Твоих исполнен-
ных блаженства игр".
Хотя причина явления Бога названа в "Бхагавад-гите" (Он нис-
ходит, чтобы защитить преданных и уничтожить демонов), в дей-
ствительности Господь является в этот мир не столько для того,
чтобы убить демонов, сколько для того, чтобы испытать удо-
вольствие от встречи с преданными. Непреданных же может одним
ударом уничтожить материальная природа. "Материальная природа
созидает, хранит и разрушает материальный мир, и все это идет
своим чередом. Но преданные надежно защищены уже потому, что
нашли прибежище в Твоем святом имени, ибо Твое имя неотлично от
Тебя Самого". По сути, защита преданных и уничтожение демонов
не может быть обязанностью Верховного Господа. Он нисходит в
этот мир только ради Своего божественного удовольствия. Иной
причины для Его явления нет и не может быть.
"О возлюбленный Господь, Ты явишься Сам как лучший среди Яда-
вов, поэтому мы в глубоком смирении склоняемся к Твоим лотосопо-
добным стопам. Прежде Ты являлся в воплощениях рыбы, коня и чере-
пахи, как человеколев, как вепрь и как лебедь, как царь Рамачан-
дра и как Парашурама. В Своих многочисленных воплощениях Ты при-
ходил для того, чтобы защитить преданных, и теперь, когда Ты
явился как Верховная Личность Бога, мы просим Тебя так же защи-
тить нас, Твоих преданных, во всех трех мирах и избавить нас от
всего, что мешает нам жить в мире и покое.
О Деваки! В своем чреве ты носишь Верховного Господа, который
явился, заключая в Себе Свои всемогущие воплощения. Он - изна-
чальный Бог, Верховная Личность, нисходящий в этот мир ради наше-
го блага. Ты не должна бояться своего брата, царя Бходжи. Твой
сын Кришна, изначальный Верховный Господь, пришел, чтобы защи-
тить добродетельных Ядавов. Он пришел не один, с Ним явилось Его
первое всемогущее воплощение - Шри Баладева".
Деваки очень боялась своего брата Камсу, который убил всех ее
детей. Поэтому она очень беспокоилась о Кришне.
Как сказано в "Вишну-пуране", чтобы успокоить Деваки, полубо-
ги вместе со своими женами часто приходили к ней и просили не
бояться, что Камса убьет ее сына. Кришна, которого она носила в
своем чреве, должен был явиться не только для того, чтобы об-
легчить бремя земли, но и для того, чтобы защитить интересы ди-
настии Яду и, конечно же, защитить Деваки и Васудеву. Как уже
говорилось, Кришна был перенесен из ума Васудевы в ум Деваки.
Оттуда Он переместился в ее чрево. Поэтому полубоги выразили
свое почтение Деваки, матери Кришны.
Воздав поклонение трансцентному Господу, все полубоги во главе
с Господом Брахмой и Господом Шивой удалились в свои небесные
пределы.
На этом заканчивается вторая глава книги Бхактиведанты
"Кришна", которая называется "Молитвы полубогов Господу Кришне,
пребывающему в лоне Своей матери".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий