ГЛАВА 6. Смерть Путаны

По дороге домой Махараджа Нанда размышлял над предупреждением
Васудевы о том, что в Гокуле может случиться беда. Совет был, бе-
зусловно, дружеским и не мог быть ложным. "Васудева недаром ска-
зал мне об этом", - подумал Нанда. Встревожившись, он стал ис-
кать защиты у Верховной Личности Бога.

Вполне естественно, что в минуту опасности преданный обращает-
ся к Кришне, ибо не имеет другого убежища. Когда в опасности
оказывается ребенок, его защищают отец или мать. Так и предан-
ный всегда находится под защитой Верховной Личности Бога, и,
когда ему угрожает опасность, он сразу вспоминает о Господе.

Обсудив все со своими советниками-демонами, Камса обратился к
ведьме Путане, которая владела искусством черной магии и умела
самыми жестокими способами умерщвлять маленьких детей. Он пору-
чил ей убить всех младенцев в городах, деревнях и на пастбищах.

Такие ведьмы могут пользоваться черной магией только в тех
местах, где не повторяют и не слушают святое имя Кришны. Гово-
рится, что даже там, где святое имя повторяют небрежно, исче-
зают все злые силы (ведьмы и злые духи), это место также ми-
нуют все опасности. И уж конечно, это относится к тем местам,
где святое имя Кришны повторяют искренне и сосредоточенно, в
особенности к Вриндавану, где находился Сам Верховный Господь.
Опасения Нанды объяснялись, конечно же, любовью к Кришне. На
самом деле угрозы со стороны Путаны, несмотря на все ее чары,
не было. Таких ведьм называют кхечари, что значит "умеющая ле-
тать". Этим видом черной магии все еще занимаются некоторые
женщины в глухих уголках северо-западной Индии. Они могут пе-
релетать из одного места в другое верхом на ветке от повален-
ного дерева. Путана владела искусством черной магии, и поэто-
му в "Бхагаватам" ее называют кхечари.

Путана явилась в Гокулу, где жил Махараджа Нанда, без всякого
предупреждения. Приняв облик красивой женщины, она вошла в дом
матушки Яшоды. Она казалась настоящей красавицей: нарядно одетая,
с высокими бедрами, пышной грудью, с серьгами в ушах и цветами в
волосах. Особенно привлекательной была ее тонкая талия. Ласковые
взгляды Путаны и ее пленительная улыбка очаровали всех жителей
Вриндавана. Простодушные пастуЯшки приняли ее за богиню процвета-
ния, появившуюся во Вриндаване с цветком лотоса в руке. Им каза-
лось, она пришла, чтобы увидеться с Кришной, своим супругом. Пу-
тана была так красива, что ее никто не остановил, и она беспре-
пятственно вошла в дом Махараджи Нанды. Путана, к тому времени
убившая уже очень много детей, увидела младенца Кришну, лежавше-
го в колыбели, и сразу поняла, что в этом ребенке таится невидан-
ная сила, подобно тому как огонь тлеет под слоем пепла. Путана
думала: "Этот ребенок так могуч, что может в одно мгновение раз-
рушить всю вселенную".

То, что Путана это поняла, весьма примечательно. Бог, Верхов-
ная Личность, пребывает в сердце каждого. Согласно "Бхагавад-
гите", Он наделяет каждого и необходимым разумом, и способнос-
тью забывать. Путана сразу поняла, что младенец, которого она
видит в доме Махараджи Нанды, - Сам Бог, Верховная Личность.
Он лежал там в облике младенца, но это не значит, что Он был
менее могуществен. Материалистические теории, уподобляющие че-
ловека Богу, неверны. Даже занимаясь медитацией или преда-
ваясь аскезе, ни одно живое существо не может стать Богом. Бог
всегда Бог. Кришна в облике младенца так же совершенен, как и
в облике цветущего юноши. Согласно философии майявады, живое
существо в прошлом было Богом, но затем оказалось во власти
майи. Поэтому приверженцы этой философии утверждают, что сей-
час живое существо не является Богом, но, сбросив с себя пок-
ров майи, оно снова станет Им. Однако подобные взгляды непри-
менимы к крошечным живым существам. Живые существа - мельчай-
шие частицы Верховной Личности Бога, мельчайшие частицы, или
искры, изначального огня. Эти искры могут оказаться во власти
майи, а изначальный огонь, Кришна, - нет. Он - Верховная Лич-
ность, Бог, с первой минуты Своего появления в доме Васудевы и
Деваки.

Совсем как маленький ребенок, Кришна закрыл глаза, будто бы для
того, чтобы не видеть лица Путаны.

Преданные изучают и поразному объясняют этот поступок Кришны.
Некоторые считают, что Кришна закрыл глаза потому, что не хо-
тел видеть лицо Путаны, которая убила стольких детей и теперь
явилась убить Его. Другие говорят, что Путана не решалась
взять младенца на руки, так как внутренний голос подсказывал
ей, что перед ней не обычный ребенок. Поэтому Кришна закрыл
глаза, желая придать ей уверенности и освободить ее от страха.
Некоторые объясняют это иначе: Кришна явился, чтобы уничто-
жить демонов и защитить преданных, как об этом говорится в
"Бхагавад-гите" (паритранайа садхунам винашайа ча душкритам).
Первым демоном, которого Ему предстояло убить, была женщина.
Веды категорически запрещают убивать женщин, брахманов, коров
и детей. Кришна должен был убить ведьму Путану, но, поскольку
ведические писания запрещают убивать женщин, Ему ничего не ос-
тавалось, как закрыть глаза. Есть и другое толкование: Кришна
закрыл глаза потому, что принял Путану за Свою кормилицу. Пу-
тана пришла, чтобы дать Кришне грудь и накормить Его своим мо-
локом. Кришна необыкновенно милостив: даже зная о том, что Пу-
тана явилась убить Его, Он повел Себя с ней как с кормилицей
или матерью.

Согласно Ведам, у человека есть семь матерей: родная мать, же-
на учителя или духовного наставника, жена царя, жена брахмана,
корова, кормилица и мать-земля. Поскольку Путана пришла, что-
бы взять Кришну на руки и накормить Его, Он принял ее как од-
ну из Своих матерей. Это считается еще одной причиной, по ко-
торой Он закрыл глаза: Ему предстояло убить мать или кормили-
цу. Но, убивает ли Кришна Свою кормилицу или проявляет любовь
к родной матери или приемной матери - Яшоде, Его действия оди-
наково благотворны. В Ведах также сказано, что Кришна отнесся
к Путане как к матери. Как и Яшоде, Он даровал ей освобождение.

Когда маленький Кришна закрыл глаза, Путана взяла Его на руки.
Она не знала, что держит на руках свою воплощенную смерть.
Если человек примет змею за веревку, он погибнет. До того как
Путана увидела Кришну, она убила множество детей и по ошибке
приняла Его за обычного ребенка. Однако на этот раз она держа-
ла в руках "змею", которая очень скоро убьет ее.

Когда Путана взяла Кришну на руки, рядом стояли Яшода и Рохини,
но, так как Путана была очень красиво одета и проявляла к ребен-
ку материнские чувства, женщины не остановили ее. Они не знали,
что Путана подобна мечу в ножнах с дорогой отделкой. Путана зара-
нее смазала грудь сильным ядом и, взяв ребенка на руки, тут же
сунула сосок Ему в рот. Она надеялась, что как только Кришна
возьмет у нее грудь, Он сразу умрет. Но младенец Кришна с ярос-
тью впился в сосок и вместе с отравленным молоком выпил саму
жизнь Путаны.

Иными словами, Кришна высосал молоко из груди Путаны и однов-
ременно убил ее, выпив ее жизнь. Кришна очень милостив: пос-
кольку ведьма Путана пришла, чтобы накормить Его своим моло-
ком, Он исполнил ее желание и принял ее как Свою мать. Но,
чтобы положить конец ее злодеяниям, Он мгновенно убил Путану.
И поскольку Путана была убита Кришной, она получила освобожде-
ние.

Когда Кришна с огромной силой сжал ее грудь и выпил из ведьмы
саму ее жизнь, Путана упала на землю, раскинув руки и ноги, и
вскричала: "О дитя, отпусти, отпусти же меня!" Она кричала очень
громко, вся обливаясь потом.
Умирая, она испустила страшный вопль, который сотряс небо и
землю, высшие и низшие планеты, и людям показалось, будто с неба
ударили громы и молнии. Так пришел конец злодеяниям Путаны, и она
приняла свой истинный облик - громадной ведьмы. Путана раскрыла
свой чудовищный рот, распростерла руки и ноги. Она упала точно
так же, как упал Вритрасура, когда Индра поразил его своей громо-
вой стрелой. Ее длинные волосы разметались, тело протянулось по
земле на две йоджаны. Падая, она повалила много деревьев. Громад-
ное тело Путаны привело людей в изумление и трепет. Ее зубы были
похожи на лемехи плуга, а ноздри - на горные пещеры. Груди напо-
минали небольшие холмы, волосы походили на кусты с красной лис-
твой. Глазницы ее казались бездонными колодцами, а бедра - бере-
гами реки. Руки были похожи на два крепких моста, живот - на вы-
сохшее озеро. Все пастухи и их жены со страхом и изумлением смот-
рели на Путану. Грохот от ее падения оглушил их и заставил уча-
щенно биться их сердца.
Когда гопи увидели, что маленький Кришна бесстрашно играет на
груди Путаны, они сразу подбежали и взяли Его на руки. Яшода, Ро-
хини и другие старшие гопи тут же приступили к совершению благот-
ворных обрядов. Они несколько раз обошли вокруг Кришны, обмахи-
вая Его кисточкой коровьего хвоста, затем омыли Его коровьей мо-
чой и обсыпали пылью, поднятой копытами коров. Все это делалось
для того, чтобы уберечь маленького Кришну от опасностей и несчас-
тий в будущем.

Этот обряд подтверждает, какую важную роль играют коровы в
жизни семьи, человеческого общества и всех живых существ.
Трансцентное тело Кришны не нуждалось в защите, но в знак то-
го, что корова имеет особое значение для жизни человека, Гос-
пода обмазали коровьим навозом, омыли коровьей мочой и обсыпа-
ли пылью, поднятой копытами коров.

Совершив необходимые обряды, гопи во главе с Яшодой и Рохини
стали повторять имена Вишну, чтобы защитить тело Кришны от влия-
ния злых сил. Женщины вымыли руки и ноги и трижды отпили воды,
как того требует ритуал перед чтением мантры. Затем они запели:
"Дорогой Кришна!
Да хранит Господь, известный под именем Аджа, Твои ноги.
Да хранит Господь Маниман Твои колени.
Пусть Господь Ягья хранит Твои бедра, а
Господь Ачьюта защитит Твое тело выше пояса.
Да хранит Господь Хаягрива Твой живот.
Да хранит Господь Кешава Твое сердце.
Да хранит Господь Иша Твою грудь.
Да хранит Господь Сурья Твою шею.
Да хранит Господь Вишну Твои руки.
Да хранит Господь Урукрама Твое лицо.
Да хранит Господь Ишвара Твою голову.
Пусть Господь Чакрадхара защитит Тебя спереди, а
Господь Гададхара сзади.
Пусть Господь Мадхусудана, несущий в руке лук, защитит Твой пра-
вый бок, а Господь Аджана - Твой левый бок.
Пусть Господь Уругая Своей раковиной защитит Тебя со всех сторон.
Пусть Господь Упра защитит Тебя сверху.
Пусть Господь Таркшья защитит Тебя на земле.
Пусть Господь Халадхара защитит Тебя со всех сторон.
Да хранит Господь Хришикеша Твои чувства.
Да хранит Господь Нараяна Твой жизненный воздух.
Да хранит Нараяна, Господь Шветадвипы, Твое сознание.
Да хранит Господь Йогешвара Твой ум.
Да хранит Господь Пришнигарбха Твой разум и
да хранит Бог, Верховная Личность, Твою душу.
Когда Ты играешь, пусть защитит Тебя со всех сторон Господь Го-
винда.
Когда Ты спишь, пусть оградит Тебя от всех опасностей Господь
Мадхава.
Когда Ты ходишь, пусть Господь Вайкунтхи охранит Тебя от падения.
Когда Ты сидишь, да хранит Тебя Господь Нараяна.
Когда Ты ешь, да хранит Тебя Господь - Владыка жертвоприношений!"

Так Яшода повторяла имена Вишну, чтобы защитить различные час-
ти тела маленького Кришны. Она была твердо убеждена, что должна
уберечь свое дитя от злых духов и призраков: дакини, ятудхани,
кушмандов, якшей, ракшасов, винаяк, котаров, ревати, джьештх, пу-
тан, матрик, унмад и подобных им злых духов, которые заставляют
человека забыть, кто он такой, и наносят вред жизненному воздуху
и чувствам.

Иногда эти духи являются во сне и причиняют людям много беспо-
койств, а иногда принимают обличье старух и сосут кровь мла-
денцев. Но никто из этих призраков и злых духов не может нахо-
диться там, где повторяют святое имя Бога. Яшода твердо вери-
ла ведическим наставлениям о важности коров и святого имени
Вишну и потому обратилась к коровам и к имени Вишну за покро-
вительством, чтобы защитить маленького Кришну. Она произнесла
все имена Вишну, желая, чтобы Он спас ее дитя. Ведическая ци-
вилизация еще на заре истории знала, как благотворны забота о
коровах и повторение святого имени Вишну. Поэтому те, кто про-
должает следовать предписаниям Вед, особенно семейные люди,
держат по меньшей мере десяток коров и поклоняются Божеству
Господа Вишну, которое находится у них в доме. Те, кто стре-
мится обрести сознание Кришны, должны извлечь урок из описан-
ных в этой главе событий и также заботиться о коровах и почи-
тать святое имя Вишну.

Старшие гопи Вриндавана были настолько поглощены любовью к
Кришне, что хотели оградить Его от беды, хотя необходимости в
этом не было: Он уже защитил Себя Сам. Они не сознавали, что
Кришна - это Верховный Господь, играющий роль ребенка. Завершив
обряды, предназначенные для защиты Кришны, Яшода взяла Его на ру-
ки и дала Ему грудь. Теперь, когда ребенок был защищен вишну-ман-
трой, Яшода считала, что Он в безопасности.
К тому времени все пастухи, отправившиеся в Матхуру, чтобы зап-
латить налоги, вернулись домой и были поражены при виде гиган-
тского трупа Путаны.
Махараджа Нанда вспомнил пророчество Васудевы и подумал, что
тот - великий мудрец и йог, обладающий мистической силой. Иначе
как он мог предсказать то, что случилось во Вриндаване в отсут-
ствие пастухов? Жители Враджа разрубили гигантское тело Путаны на
куски, сложили на костер и подожгли. Когда тело Путаны загоре-
лось, поднявшийся от костра дым наполнил воздух ароматом агуру.

Запах агуру появился потому, что Путану убил Кришна. Это озна-
чало, что ведьма Путана полностью очистилась от грехов и обре-
ла небесное тело. Всевышний благ: Путана пришла, чтобы убить
Кришну, но, поскольку Он пил ее молоко, она очистилась и ее
мертвое тело стало трансцентным. При жизни ее единственным за-
нятием было убивать маленьких детей, она всегда алкала крови.
И все же, несмотря на свою враждебность к Кришне, Путана обре-
ла спасение, потому что накормила Кришну своим молоком. Что же
тогда говорить о тех, кто по-матерински относится к Кришне,
кто с большой любовью и преданностью служит Ему - Верховной
Личности Бога и Сверхдуше, пребывающей в сердцах всех живущих?

Таким образом, использовав хотя бы немного своей энергии в
служении Господу, можно получить огромное духовное благо. Об
этом говорится в "Бхагавад-гите": св-алпам апи асйа дхармасйа
трайате махато бхайат. Преданное служение в сознании Кришны
настолько возвышенно, что даже незначительная услуга, оказан-
ная Кришне осознанно или неосознанно, приносит величайшее ду-
ховное благо. Когда мы поклоняемся Кришне и предлагаем Ему
сорванные с дерева цветы, живое существо, заключенное в теле
дерева, тоже получает благо. Когда цветы и фрукты преподносят
Кришне, это благотворно сказывается и на дереве, которое их
вырастило. Поэтому арчана, поклонение Божеству, благотворно
для всех. Кришне поклоняются такие великие полубоги, как Брах-
ма и Господь Шива, и Путане выпала огромная удача, когда Криш-
на в облике младенца играл у нее на груди. Ее тела касались
лотосоподобные стопы Кришны, которым поклоняются великие муд-
рецы и преданные. Поклоняясь Кришне, преданные с великим бла-
гоговением и любовью подносят Ему пищу, но Кришна без всяких
церемоний пил молоко из груди Путаны. Поэтому в своих молит-
вах Господу преданные говорят: Путана была врагом Кришны, но,
предложив Ему свое молоко, она получила великое благо. Как же
тогда измерить благо тех, кто поклоняется Кришне с любовью и
преданностью? Итак, поклоняться нужно только Кришне, ибо того,
кто поклоняется Ему, ждет великая награда.

Хотя Путана была злой ведьмой, она удостоилась положения столь
же возвышенного, как и положение матери Верховной Личности Бо-
га. Совершенно очевидно, что коровы и старшие гопи, кормившие
Кришну своим молоком, тоже находились на трансцентном уровне.
Кришна может предложить кому угодно что угодно, начиная от ос-
вобождения и кончая любыми материальными благами. Поэтому Пу-
тана, несомненно, обрела спасение, ведь Кришна так долго со-
сал молоко из ее груди. А можно ли сомневаться в спасении го-
пи, истинно любивших Кришну? Нет сомнения, что гопи, ма-
ленькие пастушки, коровы и все, кто с любовью и преданностью
служил Кришне во Вриндаване, получили избавление от полной
страданий материальной жизни.

Когда жители Вриндавана ощутили аромат, который исходил от го-
рящего тела Путаны, они стали спрашивать друг друга: "Откуда до-
носится этот чудесный запах?" Наконец они поняли, что это аромат
костра, на котором сжигают тело Путаны. Они очень любили Кришну
и, как только услышали, что Он убил ведьму Путану, с нежностью
благословили ребенка. После того как сожгли Путану, Махараджа
Нанда вернулся домой, сразу же взял малыша Кришну на руки и стал
вдыхать аромат Его волос, радуясь тому, что его дитя спаслось от
такой ужасной беды.

Шрила Шукадева Госвами дал благословение всем, кто услышит
рассказ о том, как Кришна убил Путану, и сказал, что они неп-
ременно обретут милость Говинды.

На этом заканчивается шестая глава книги Бхактиведанты
"Кришна", которая называется "Смерть Путаны".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий