ГЛАВА 7. Спасение Тринаварты

( Здесь даётся описание 3 лил Господа - Кришна сломал тележку,
спасение Тринаварты и Яшода видит во рту у Кришны вселенные ).

Верховный Господь Кришна всегда в полной мере обладает шес-
тью совершенствами: всем богатством, всей силой, всей славой,
всем знанием, всей красотой и всей отрешенностью. Господь при-
ходит в материальный мир в Своих вечных всемогущих воплощениях.
Благодаря этому обусловленные души могут беспрестанно слушать
рассказы о божественных деяниях воплощений Господа. В "Бхага-
вад-гите" говорится: джанма карма ча ме дивйам. Игры и деяния
Господа не материальны - они находятся за пределами мате-
риальных представлений, - и обусловленные души получают огром-
ное благо, когда слушают о необыкновенных деяниях Господа. Ведь
слушая повествования о Господе, они общаются с Ним. Обусловлен-
ные души любят слушать о других, читая рассказы, пьесы или ро-
маны. Используя эту склонность, они могут слушать повествова-
ния об играх Господа. Таким образом они быстро осознают свою
духовную природу. Игры Кришны не только прекрасны - они также
доставляют радость уму.

Когда мы слушаем повествования об играх Господа, наше сердце
быстро очищается от материальной скверны, которая, словно пыль,
скопилась в нем из-за нашего длительного пребывания в плену ма-
териальной природы. Господь Чайтанья также учит, что, слушая
трансцентное имя Господа Кришны, мы можем очистить сердце от
материальной скверны. Существуют разные методы самоосознания,
но метод преданного служения, важнейшей частью которого являет-
ся слушание, способен немедленно очистить сердце любой обуслов-
ленной души и помочь ей осознать свою истинную, вечную природу.
Материальное осквернение - единственная причина обусловленной
жизни, и, по мере того как живое существо очищается от скверны,
в нем естественным образом пробуждается желание служить Госпо-
ду. Тот, кто восстановил свою вечную связь со Всевышним, спосо-
бен завязать дружеские отношения с Его преданными. Опираясь на
собственный опыт, Махараджа Парикшит советовал каждому слушать
повествования о божественных играх Господа. Ради этого написа-
на и книга "Кришна". Читая ее, вы сможете достичь высшей цели
человеческой жизни.

По Своей неизъяснимой милости Господь нисходит в мате-
риальный мир и действует как обычный человек. К сожалению, им-
персоналисты и неверующие считают Кришну простым смертным, по-
добным им самим, и глумятся над Ним. Господь осуждает это в
"Бхагавад-гите", где говорит: аваджананти мам мудхах. Мудхи,
негодяи, принимают Кришну за обычного человека, может быть,
немного более могущественного, чем другие. К их великому нес-
частью, они не способны признать Его Верховной Личностью Бога.
Иногда эти несчастные выдают себя за воплощения Кришны, но не
могут подтвердить это ссылками на богооткровенные писания.

Когда Кришна немного подрос, Он стал переворачиваться на живот
и лежал уже не только на спине. Яшода и Махараджа Нанда отметили
еще одно событие - первую годовщину рождения Кришны.

Это стало обычаем, который до сих пор чтут все, кто следует
предписаниям Вед. В Индии день рождения Кришны празднуют все
индийцы, каким бы ни было их вероисповедание.

Все пастухи и их жены были приглашены на торжество. Играли са-
мые искусные музыканты, и гости наслаждались музыкой. Были приг-
лашены все ученые брахманы. Они пели ведические гимны, желая
Кришне всяческих благ. В это время матушка Яшода купала Кришну.
Обряд купания называется абхишека и его до сих пор совершают во
всех храмах Вриндавана в день Джанмаштами, то есть в день рожде-
ния Господа Кришны.

В этот праздничный день Яшода велела раздать большое количес-
тво зерна и собрала целое стадо самых лучших коров, украшенных
золотом, чтобы подарить их ученым, всеми почитаемым брахманам.
Яшода омылась, надела красивое платье и, взяв на руки выкупанно-
го и нарядно одетого Кришну, села, чтобы послушать ведические
гимны, которые пели брахманы. Пока матушка Яшода слушала пение
гимнов, ребенок как будто заснул, и она осторожно положила Его в
кроватку. Занятая приемом друзей, родственников и жителей Вринда-
вана, пришедших на этот священный праздник, она забыла накормить
ребенка молоком. Он плакал от голода, но Яшода не слышала Его в
шуме веселящихся гостей. Кришна рассердился: Он был голоден, а
мать не обращала на Него внимания. Совсем как обычный ребенок, Он
задрал ножки и стал перебирать ими. Маленький Кришна лежал под
ручной тележкой. Вскидывая Своими лотосоподобными ножками, Он
случайно задел колесо тележки, и она перевернулась. Тележка была
нагружена разной посудой из латуни и других металлов и все это с
шумом посыпалось. Колесо соскочило с оси, спицы сломались и рас-
катились по земле. Яшода, гопи, Махараджа Нанда и пастухи недоу-
мевали, как тележка могла перевернуться сама собой. Все пришед-
шие на праздник столпились вокруг и стали высказывать различные
предположения. Никто из них не мог назвать причину, но дети, ко-
торым поручили играть с маленьким Кришной, сказали, что тележка
перевернулась из-за того, что Кришна ударил ногой по колесу. Они
уверяли, что видели это собственными глазами и твердо стояли на
своем. Некоторые из взрослых прислушивались к их словам, но дру-
гие говорили: "Как можно верить рассказам детей?" Пастухи и их
жены не понимали, что перед ними в облике ребенка лежит всемогу-
щий Бог, способный совершить все, что угодно. В Его власти и воз-
можное, и невозможное.

Пока они спорили, маленький Кришна плакал. Не желая участво-
вать в споре, Яшода взяла Его на руки и, позвав ученых брахманов,
попросила их пропеть священные гимны, чтобы отогнать злых духов.
В это время она дала ребенку грудь. Если ребенок спокойно сосет
материнскую грудь, значит, за него можно не бояться. После этого
сильные, крепкие пастухи привели в порядок тележку, собрали все
разбросанные вещи и сложили их обратно. Брахманы стали совершать
огненное жертвоприношение, принося на алтарь разнообразные дары:
йогурт, масло, траву куша и воду. Они поклонялись Верховной Лич-
ности Бога, желая ребенку счастливой судьбы.

Присутствовавшие там брахманы обладали всеми истинно брахман-
скими качествами: они не знали зависти, никогда не лгали, не за-
носились, всегда были миролюбивы и не добивались незаслуженных
почестей. Все они были сведущими, добродетельными брахманами, и
не было причин думать, что их благословения окажутся напрасными.
Твердо веря в силу брахманов, Махараджа Нанда взял ребенка на ру-
ки и выкупал Его в воде, настоянной на различных травах, пока
брахманы пели гимны из "Риг-веды", "Яджур-веды" и "Сама-веды".

Говорится, что правильно произносить ведические мантры могут
только истинные брахманы. Перед нами доказательство того, что
брахманы, собравшиеся в доме Махараджи Нанды, обладали всеми
брахманскими качествами. Махараджа Нанда тоже полностью им до-
верял и потому позволил совершить все необходимые обряды, соп-
ровождая их пением ведических мантр. Существует много видов
жертвоприношений, предназначенных для различных целей, но все
мантры должны произносить только истинные брахманы. А пос-
кольку в век Кали таких брахманов нет, ведические жертвоприно-
шения запрещены. В эту эпоху Шри Чайтанья Махапрабху рекомовал
только одно жертвоприношение - санкиртанаягью, или повторение
маха-мантры: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Ха-
ре / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

Когда брахманы пропели ведические гимны и совершили ритуальные
обряды во второй раз, Нанда снова щедро одарил их зерном и раз-
дал им множество коров. Все коровы были покрыты красивыми тканя-
ми с золотой вышивкой, на их рога были надеты золотые кольца, ко-
пыта им посеребрили, а шеи украсили гирляндами из цветов. Нанда
раздал такое множество коров только ради благополучия своего чу-
десного ребенка, и брахманы, признательные за это, от всего сер-
дца благословляли дитя. А благословения истинных брахманов обяза-
тельно сбываются.

Однажды, вскоре после праздничной церемонии, Яшода играла с
Кришной, держа Его на руках. Вдруг Он показался ей очень тяжелым.
Не в силах удержать ребенка, Яшода невольно опустила Его на зем-
лю, а сама ушла и занялась домашними делами. В это время слуга
Камсы по имени Тринаварта, выполняя волю своего хозяина, приле-
тел во Вриндаван в облике смерча. Он посадил маленького Кришну на
плечо и поднял во Вриндаване пыльную бурю, запорошив песком гла-
за его жителей. Весь Вриндаван и его окрестности в одно мгнове-
ние окутала такая тьма, что люди не видели ни себя, ни других. Во
время этого ужасного бедствия Яшода не могла найти сына, унесен-
ного смерчем, и безутешно заплакала. Она упала на землю, подобно
тому как падает корова, потерявшая теленка. Услышав, что Яшода
горько плачет, все гопи собрались и стали искать маленького Криш-
ну, но им тоже не удалось Его найти.

Демон Тринаварта поднялся высоко в небо, держа ребенка на пле-
че, но Кришна вдруг сделался таким тяжелым, что демон не мог ле-
теть дальше и прекратил бурю. Маленький Кришна Своим огромным ве-
сом потянул демона вниз, крепко держа его за шею. Тринаварта по-
чувствовал, что ребенок стал тяжелым, как гора, и попытался выр-
ваться из Его рук, но тщетно. Глаза у демона вылезли из орбит, с
истошным воплем он рухнул на землю Вриндавана и испустил дух. Де-
мон упал в точности как Трипурасура, пронзенный стрелой Господа
Шивы. Тринаварта упал на каменную плиту и разбился. И тогда жите-
ли Вриндавана смогли увидеть его истинный облик.

Когда гопи увидели, что демон мертв, а маленький Кришна весело
играет у него на груди, они, охваченные любовью, тут же подхвати-
ли ребенка на руки. Пастухи и пастушки радовались, оттого что к
ним вернулся их любимый Кришна. Они с удивлением говорили о том,
как демон хотел забрать малыша и проглотить Его, но не сумел это-
го сделать и сам умер. "Так и должно быть, - рассуждали они, -
ибо великие грешники погибают под тяжестью собственных грехов, а
маленький Кришна благочестив. Поэтому Он защищен от любых опас-
ностей. И мы тоже, наверное, в нашей прошлой жизни совершали ве-
ликие жертвоприношения, поклонялись Верховному Господу, щедро
раздавали милостыню и трудились на благо людей. Своими благочес-
тивыми делами мы уберегли ребенка".

Собравшиеся гопи так говорили между собой: "Какие же аскетичес-
кие подвиги мы совершили в прошлой жизни! Мы, наверное, поклоня-
лись Верховной Личности Бога, устраивали жертвоприношения, разда-
вали милостыню и трудились на благо других: сажали баньяновые де-
ревья и копали колодцы. Благодаря этому нам удалось вырвать наше-
го ребенка из когтей смерти. И теперь Он снова с нами на радость
всем Своим родным!"

После этих чудесных событий Махараджа Нанда много размышлял над
словами Васудевы.

Когда Яшода однажды качала и ласкала сына, из ее груди поли-
лось молоко. Яшода пальцами открыла ребенку рот и вдруг увидела в
нем целую вселенную. Она увидела во рту у Кришны все небо: много-
численные светила и звезды, все стороны света, солнце, луну,
огонь, воздух, моря, острова, горы, реки, леса и все неподвижные
и движущиеся существа. Сердце Яшоды забилось, и она прошептала
про себя: "Как все это чудесно!" Она была не в силах что-либо
сказать и просто закрыла глаза, погрузившись в счастливые мысли.

Кришна, даже лежа на коленях у матери, явил вселенскую форму
Верховной Личности Бога. Это доказывает, что Бог всегда остает-
ся Богом: и когда Он в облике ребенка сидит на коленях у мате-
ри, и когда управляет колесницей Своего друга на поле битвы Ку-
рукшетра. Поэтому утверждения имперсоналистов о том, что Богом
можно стать в результате медитации или с помощью каких-либо
других искусственных, материальных методов, ложны. Бог всегда
Бог в любом состоянии и проявлении, а живые существа всегда
неотъемлемые частицы Верховного Господа. Они никогда не смогут
сравняться с Ним в Его непостижимом, сверхъестественном могу-
ществе.

На этом заканчивается седьмая глава книги Бхактиведанты "Криш-
на", которая называется "Спасение Тринаварты".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий