ГЛАВА 14. Молитвы Брахмы Господу Кришне

Брахма сказал: =О Господь! Ты единственный, кому следует по-
клоняться. Ты - Бог, Верховная Личность, и я смиренно склоня-
юсь перед Тобой и обращаюсь к Тебе с молитвами ради Твоего
божественного удовольствия. Цветом Твое тело подобно грозовой
туче, готовой разразиться дождем. Ты окружен серебристым сия-
нием, исходящим от Твоих желтых одежд.

Я снова и снова приношу дань глубокого уважения сыну Маха-
раджи Нанды, Кришне, который стоит сейчас передо мной. В ушах
у Него серьги из маленьких раковин, а на голове павлинье перо.
Лицо Его прекрасно. На Нем корона и гирлянды, сплетенные из
лесных цветов. В руке у Него кусочек лакомства. Он носит посох,
буйволовый рожок и флейту. А Его маленькие стопы подобны ло-
тосам.

О Господь! Люди могут называть меня величайшим знатоком Вед
или творцом вселенной. Но теперь ясно, что я не способен понять
Тебя, стоящего передо мной в облике маленького пастушка. Ты
играешь со Своими друзьями и телятами, и можно подумать, что
Ты не слишком учен. Как обычный деревенский мальчуган, Ты
ищешь телят, держа в руке кусочек лакомства. И все же разница
между Твоим телом и моим настолько велика, что я не в состоянии
постичь Твою силу и могущество. Как я уже говорил в Брахма-
самхите, Твое тело нематериально=.

В =Брахма-самхите= сказано, что тело Верховной Личности Бога
всецело духовно. Нет различия между телом Господа и Им Самим.
Каждая часть Его тела может выполнять действия всех остальных
частей. Господь может видеть руками, слышать глазами, принимать
наши подношения ногами и творить ртом.

Брахма продолжал: =О Господь, Ты явился в облике пастушка
ради блага Своих преданных. Хотя, украв у Тебя друзей и телят,
я нанес оскорбление Твоим лотосоподобным стопам, теперь мне
ясно, что я удостоился Твоей милости. Таково Твое божественное
свойство: Ты очень любишь Своих преданных. Но, несмотря на всю
Твою любовь ко мне, я не в состоянии постичь Твое могущество
и Твои деяния. И если уж я, Господь Брахма, повелитель вселен-
ной, не способен понять Верховную Личность Бога в облике ма-
ленького пастушка, что же тогда говорить о других? Я не в силах
постичь духовное могущество Твоего тела, даже когда оно подоб-
но телу ребенка, так могу ли я постичь Твои божественные игры?
Поэтому в Бхагавад-гите сказано, что тот, кому удалось хотя бы
частично понять божественные игры, явление и уход Господа, по-
лучает право войти в царство Бога сразу после того, как оставит
свое материальное тело. Это также подтверждается в Ведах: По-
стигнув Верховную Личность Бога, можно вырваться из кругово-
рота рождений и смертей. Поэтому я не советую людям следовать
примеру тех, кто пытается познать Тебя с помощью собственных
умозаключений.

Лучший способ понять Тебя - смиренно оставить путь философ-
ских рассуждений и слушать либо то, что Ты Сам говоришь о Себе
в Бхагавад-гите и во многих других ведических писаниях, либо
то, что говорит о Тебе Твой преданный, который уже осознал себя
и нашел убежище у Твоих лотосоподобных стоп. Мы должны слу-
шать такого преданного, не пускаясь в философские рассуждения.
Нам нет нужды даже менять свое положение в этом мире - необ-
ходимо только слушать Твое послание. Тебя нельзя понять с по-
мощью материальных чувств, но, слушая повествования о Тебе, мы
сможем постепенно преодолеть неведение и освободиться от власти
иллюзии. Ты открываешь Себя преданному только по Своей ми-
лости, и Тебя невозможно покорить никак иначе. Попытки найти
Тебя с помощью философских рассуждений, без преданного служе-
ния - лишь напрасная трата времени. Преданное служение очень
важно, и даже небольшое усилие на этом поприще поможет чело-
веку достичь высшей ступени совершенства. Поэтому не следует
пренебрегать благотворным методом преданного служения и пус-
каться в философские рассуждения. Философствуя, можно лишь
частично познать Твою вселенскую форму, но нельзя постичь Те-
бя как источник всего сущего.

Те, кто занимается только философскими изысканиями, напрасно
тратят силы. Они подобны людям, которые обмолачивают пустую
рисовую шелуху. Если обмолотить немного необрушенного риса,
можно получить чистые рисовые зерна. Но если рис уже обрушен,
то, обмолачивая даже большое количество шелухи, ничего полу-
чить нельзя. Все это только напрасный труд.

О Господь, история человечества знает много примеров, когда
люди, не сумевшие подняться до трансцентного уровня, стано-
вились преданными и начинали служить Тебе телом, умом и речью.
Таким образом они достигали высшей ступени совершенства и всту-
пали в Твою обитель.

Все попытки понять Тебя путем философских изысканий или
мистической медитации, без преданного служения, тщетны. Поэ-
тому, даже продолжая заниматься мирскими делами, человек дол-
жен служить Тебе и всегда быть рядом с Тобой, слушая о Твоих
божественных деяниях и прославляя Тебя. Тот, у кого появилась
склонность слушать повествования о Тебе, сможет достичь высше-
го совершенства и вступить в Твое царство. Поэтому, если человек
всегда сохраняет связь с Тобой, слушая о Твоих деяниях и прослав-
ляя Тебя, и трудится только ради Твоего божественного удовольст-
вия, он легко и радостно входит в Твою высшую обитель. Постичь
Тебя могут те, кто полностью очистил свое сердце от материаль-
ной скверны. А для того, чтобы очистить сердце, необходимо все-
гда слушать о Тебе и воспевать Тебя=.

Господь вездесущ. Шри Кришна Сам говорит в =Бхагавад-гите=:
=Все покоится на Мне, но Сам Я вне всего=. Поскольку Господь
вездесущ, Ему ведомо все. Живое существо, обладающее ограни-
ченным знанием, не способно постичь всепроникающую природу
Верховной Личности Бога. Поэтому только тот, кто обуздал ум, со-
средоточив мысли на лотосоподобных стопах Верховного Господа,
способен в какой-то степени познать Его. Занятие ума - размыш-
лять на разные темы ради удовлетворения чувств. Поэтому только
человек, постоянно направляющий свои чувства на служение Гос-
поду, может научиться управлять умом и сосредоточить его на ло-
тосоподобных стопах Господа.

Такое сосредоточение ума называется самадхи. Пока человек не
достигнет состояния самадхи, или транса, он не сможет понять при-
роду Верховной Личности Бога. Философы и ученые могут изучить
атомную структуру материальной вселенной и, преуспев в этом, со-
считать все атомы в космическом пространстве, все звезды и пла-
неты или даже пересчитать частицы света, исходящие от Солнца
и других звезд и светил. Но никому и никогда не удастся сосчитать
все качества Верховной Личности Бога.

Как сказано в начале =Веданта-сутры=, Верховный Господь есть
источник всех качеств. Господа обычно называют ниргуна. Ниргуна
значит =тот, чьи качества нельзя сосчитать=. Гуна означает =ка-
чество=, а нир - =не поддающийся подсчетам=. Но имперсоналис-
ты толкуют слово ниргуна как =не имеющий качеств=. Лишенные
трансцентного знания, имперсоналисты не способны сосчитать
качества Господа, поэтому они заключают, что у Верховного Гос-
пода вообще нет качеств. Но в действительности это не так. В дей-
ствительности Господь - источник всех качеств. От Него постоян-
но исходит все многообразие качеств. Как же тогда ограниченный
в своих возможностях человек может пересчитать Его качества?
Можно сосчитать качества Господа в какой-то определенный мо-
мент, но в следующее же мгновение их станет больше. Пересчи-
тать трансцентные качества Господа невозможно. Вот почему
Его называют ниргуна - =тот, чьи качества нельзя сосчитать=.

Не надо предаваться бесцельным философским рассуждениям,
пытаясь сосчитать качества Господа. Не надо мудрствовать или
выполнять сложные гимнастические упражнения, стремясь к со-
вершенствам мистической йоги. Нужно только понять, что стра-
дания и радости нашего тела уже предопределены. Мы не можем
уберечь свое тело от страданий или добиться счастья с помощью
йогических упражнений. Лучше всего предаться Верховному Гос-
поду и неустанно служить Ему телом, умом и речью. Такой транс-
центный труд плодотворен, а любые другие попытки постичь
Абсолютную Истину обречены на неудачу. Поэтому разумный че-
ловек не станет пускаться в философские рассуждения или зани-
маться мистической йогой, чтобы познать Абсолютную Истину. Он
предпочитает преданно служить Верховному Господу и отдает се-
бя в Его власть. Он знает, что все происходящее с его телом -
результат его прошлой кармической деятельности. Тот, кто живет
простой жизнью в преданном служении Господу, безусловно, уна-
следует царство Бога. Все живые существа - неотъемлемые части-
цы Верховного Господа, все они - Его дети. Каждое из них обла-
дает естественным правом наследовать свою долю в божественных
удовольствиях Господа. Но, соприкасаясь с материей, обусловлен-
ные живые существа, по сути, лишились своего наследства. Тот
же, кто воспользуется несложным методом преданного служения,
сможет очиститься от материальной скверны и станет достойным
подняться на трансцентный уровень и общаться с Верховным
Господом.

Господь Брахма показал себя перед Господом Кришной в выс-
шей степени самонадеянным существом, поскольку хотел прове-
рить, и вправду ли чудесна сила Кришны. Он украл Его друзей
и телят, чтобы посмотреть, как Господь вернет их. Теперь Брахма
признал, что поступил донельзя самонадеянно, пытаясь противо-
поставить свою энергию источнику всей энергии. Образумившись,
Господь Брахма увидел, что, хотя по сравнению с другими сущест-
вами в материальном мире он очень могуществен, его сила ничто
в сравнении с силой и энергией Верховной Личности Бога. Ученые
в материальном мире сделали много удивительных открытий. Они
создали, например, атомное оружие, и, когда это оружие испыта-
ли в одном небольшом городе на этой планете, оно явило огром-
ную разрушительную силу. Но, если атомное оружие испытать на
солнце, каким будет его воздействие? Совсем незначительным. По-
добно этому, кража Брахмой телят и пастушков у Шри Кришны
была чудесным проявлением мистических сил. Но, когда Кришна
продемонстрировал Свое могущество, явив Себя во множестве де-
тей и телят и без всякого усилия оставаясь ими, Брахма понял, как
ничтожна его собственная сила.

Брахма называл Господа Кришну Ачьютой, поскольку Господь
никогда не забывает даже о небольшой услуге, оказанной Ему пре-
данным. Он так добр и так любит Своих преданных, что высоко
ценит даже самую незначительную услугу. Брахма, конечно, сделал
очень много, служа Господу. Будучи верховным правителем все-
ленной, он, без сомнения, является верным слугой Кришны. Поэ-
тому ему удалось умилостивить Господа. Брахма попросил Госпо-
да Кришну считать его Своим смиренным слугой и простить его
небольшую оплошность и дерзость. Он признал, что возгордился,
занимая высокий пост Господа Брахмы. Так как он - воплощение
Кришны, которое в материальном мире повелевает гуной страсти,
это было для него естественно, поэтому он и совершил ошибку. Но
Господь Брахма надеялся, что, поскольку он, в конце концов, слу-
га Кришны, Господь смилостивится над ним и простит его вину.

Господь Брахма сознавал свое истинное положение. Конечно,
он - верховный наставник вселенной, который управляет созида-
тельной деятельностью материальной природы, состоящей из сово-
купной материальной энергии, ложного эго, эфира, воздуха, огня,
воды и земли. Вселенная огромна, но и она поддается измерению,
так же как поддается измерению наше тело, высота которого рав-
на семи нашим пядям. Обычно высота тела человека равна семи
его пядям. Наша вселенная может казаться гигантским космичес-
ким телом, но для Господа Брахмы она составляет всего лишь семь
его пядей. Помимо этой вселенной существует бесчисленное мно-
жество других, в которых властвуют другие Брахмы. Подобно тому
как бесчисленные частицы света проходят сквозь оконные решет-
ки, миллионы и миллиарды вселенных в виде пузырьков выходят
из пор Маха-Вишну, который является лишь частью от части все-
могущего воплощения Кришны. Поэтому, хотя Господь Брахма -
верховное существо во вселенной, много ли он значит рядом с Гос-
подом Кришной?

Господь Брахма сравнил себя с младенцем во чреве матери. Ес-
ли младенец в материнской утробе двигает ручками и ножками
и толкает мать, разве она обидится на него? Конечно, нет. Точно
так же, хотя Господь Брахма очень велик, не только он сам, но
и все сущее пребывает в лоне Верховной Личности Бога. Энергия
Господа всепроникающа, и в мироздании нет места, где бы она не
действовала. Поскольку все существует в энергии Господа, Брахма
нашей вселенной и другие Брахмы во многих миллионах и милли-
ардах вселенных также существуют в пределах Его энергии. Поэ-
тому Господа называют матерью, а все, что находится во чреве ма-
тери, считается ее ребенком. Хорошая мать никогда не обижается
на ребенка, даже если ребенок, которого она носит в своем чреве,
толкает ее ножками.

Господь Брахма далее сказал, что он родился на цветке лотоса,
который вырос из пупка Нараяны после разрушения трех миров,
или трех планетных систем: Бхурлоки, Бхуварлоки и Сварлоки.
Вселенная делится на три части - Сваргу, Мартью и Паталу. Во
время разрушения вселенной все три планетные системы скрыва-
ются в водах потопа. На этих водах возлежит Нараяна, всемогу-
щее воплощение Кришны, и постепенно из Его пупка вырастает
лотос, на котором рождается Брахма. Поэтому мать Брахмы - На-
раяна. Господа называют Нараяной потому, что после разрушения
вселенной Он становится местопребыванием всех живых существ.
Нара означает =совокупность всех живых существ=, а слово айана
значит =местопребывание=. Гарбходакашайи Вишну носит имя На-
раяны, так как покоится на водах потопа и дает прибежище всем
живым существам. Кроме того, Господь Нараяна пребывает в серд-
це каждого, что подтверждается в =Бхагавад-гите=. В этом смысле
Он тоже Нараяна, поскольку айана означает не только =местопре-
бывание=, но и =источник знания=. В =Бхагавад-гите= сказано, что
живое существо обладает памятью благодаря присутствию в его
сердце Сверхдуши. Сменив тело, живое существо забывает о сво-
ей прошлой жизни, но поскольку Нараяна - Сверхдуша находится
в его сердце, Он указывает ему, как нужно действовать в соответ-
ствии с желаниями, оставшимися у него из прошлой жизни. Гос-
подь Брахма хотел доказать, что Кришна - это источник Нарая-
ны и что Нараяна - это порождение не внешней энергии, майи,
а духовной энергии. Внешняя энергия, или майя, начала действо-
вать после сотворения материального мира, а изначальная духовная
энергия Нараяны действовала еще до того, как материальный мир
был сотворен. Таким образом, воплощения Нараяны - от Нарая-
ны к Каранодакашайи Вишну, от Каранодакашайи Вишну к Гар-
бходакашайи Вишну, от Гарбходакашайи Вишну к Кширодакашайи
Вишну и к Параматме в сердце каждого - являются воплощени-
ями Кришны, порождением Его духовной энергии. Они не рожде-
ны материальной энергией и потому не подвластны времени. Все
созданное материальной энергией временно, а все являемое духов-
ной энергией вечно.

Господь Брахма подтвердил еще раз, что Господь Кришна - это
источник Нараяны. Он сказал, что Господь в Его вселенской фор-
ме покоится на водах, называемых Гарбходака. Брахма продолжал:
=Эта гигантская вселенская форма - еще одно проявление Твоей
энергии=. Поскольку Господь в Его вселенской форме покоится на
воде, Он тоже Нараяна, и мы все находимся в Его чреве. =О Гос-
подь, - сказал Брахма, - Я повсюду вижу Тебя в воплощениях
Нараяны. Я вижу Тебя возлежащим на воде, я ощущаю Твое при-
сутствие в моем сердце, и я также вижу, что Ты стоишь сейчас пе-
редо мной. Ты - источник Нараяны.

О Господь, в этом Своем воплощении Ты доказал, что Ты -
верховный повелитель майи. Ты находишься в материальном ми-
ре, и тем не менее весь этот мир пребывает в Тебе. Ты уже дока-
зал это, когда дал возможность матушке Яшоде увидеть, что вся
вселенная находится у Тебя во рту. Своей непостижимой энергией,
йогамайей, Ты можешь совершать подобные чудеса без чьей-либо
помощи.

О Господь Кришна, все явленное нашему взору мироздание на-
ходится внутри Тебя. И все же я вижу Тебя вовне и Ты тоже ви-
дишь меня вовне. Может ли подобное происходить без участия Тво-
ей непостижимой энергии?=

Господь Брахма тем самым подчеркнул, что, не признав сущест-
вования непостижимой энергии Верховного Господа, нельзя объ-
яснить истинную природу вещей. =О Господь, - продолжал Брах-
ма, - оставляя в стороне все остальное, скажу лишь: то, что про-
изошло сегодня, то, что я видел своими глазами, разве все это не
результат действия Твоих непостижимых энергий? Сначала я ви-
дел Тебя одного, потом Ты явил Себя в облике Своих друзей, те-
лят и всего, что существует во Вриндаване. Затем я увидел Тебя
и всех пастушков и телят в облике четырехруких Вишну, которым
поклонялись все стихии, все полубоги и я сам. Потом все это ис-
чезло и Ты остался один, как прежде. Разве это не доказывает, что
Ты - Верховный Господь Нараяна, источник всего сущего, что все
исходит от Тебя и вновь возвращается в Тебя, но Ты всегда оста-
ешься таким, какой Ты есть?

Люди, не ведающие о Твоей непостижимой энергии, не могут
понять, что Ты один становишься творцом (Брахмой), хранителем
(Вишну) и разрушителем (Шивой). Люди, не знающие истинного
положения вещей, считают, что я, Брахма, - творец вселенной,
Вишну - ее хранитель, а Господь Шива - разрушитель. Но в дей-
ствительности Ты один и творишь, и сохраняешь, и разрушаешь.
Ты также приходишь в этот мир в различных воплощениях: сре-
ди полубогов Ты являешься как Ваманадева, среди великих мудре-
цов - как Парашурама, среди людей Ты появляешься таким, какой
Ты есть - как Господь Кришна или Господь Рама. Среди живот-
ных Ты являешься в облике вепря, а среди обитателей вод в во-
площении рыбы. И все же Ты никогда не рождаешься и не умира-
ешь: Ты вечен. Это Твоя непостижимая энергия делает возможным
Твое явление и Твой уход. Ты приходишь в материальный мир,
чтобы защитить тех, кто всецело предан Тебе и уничтожить без-
божных демонов. О Господь! О вездесущая Верховная Личность!
О Сверхдуша! О повелитель всех мистических сил! Никто не в си-
лах понять божественные игры, которые Ты являешь в этих трех
мирах. Никто не в состоянии постичь то, каким образом от Тебя
исходит йогамайя и все Твои воплощения, и то, как Ты действу-
ешь, используя Свою божественную энергию. О Господь, весь со-
творенный мир - лишь мимолетный сон, и его скоротечное бытие
приводит ум в смятение. Поэтому, находясь в материальном мире,
мы полны тревог. Жить в материальном мире - значит страдать
и испытывать одно несчастье за другим. И все же этот бренный
мир приятен и дорог нам, поскольку он вышел из Твоего тела, ко-
торое вечно, исполнено блаженства и знания.

Поэтому я заключаю, что Ты - Высшая Душа, Абсолютная Ис-
тина и верховная изначальная личность. Хотя с помощью Своих
непостижимых божественных энергий Ты явил Себя в многочис-
ленных Вишну, а также в живых существах и других энергиях,
Ты - единый Верховный Господь, высшая Сверхдуша. Бесчислен-
ные живые существа - лишь искры изначального огня, которым
являешься Ты, о Господь. Представления о том, что Сверхдуша
безлична, неверны, ибо я вижу, что Ты изначальная личность. Лю-
ди невежественные могут думать, что, поскольку Ты сын Махара-
джи Нанды, Ты не можешь быть изначальной личностью и рож-
даешься, как обычный человек. Они заблуждаются. Ты истинно
изначальная личность. Таково мое заключение. Хотя Ты родился
как сын Нанды, Ты - изначальная личность. Ты Абсолютная Ис-
тина, а не часть материальной тьмы. Ты - источник первоздан-
ного брахмаджьоти, а также материальных светил: солнца, луны
и звезд. Твое божественное сияние и есть брахмаджьоти. Согласно
Брахма-самхите, брахмаджьоти не что иное, как сияние Твоего
тела. Существует много воплощений Вишну и воплощений Твоих
разнообразных качеств, но их невозможно сравнить с Тобой. Ты
изначальный светоч. Другие воплощения могут обладать такой же
силой света, как изначальный светоч, но именно он - начало вся-
кого света. Ты не принадлежишь к материальному миру, и после
его разрушения Ты пребудешь таким, какой Ты есть.

Поскольку Ты - изначальная личность, в Гопала-тапани-упа-
нишад, а также в Брахма-самхите Ты назван говиндам ади-
пурушам. Говинда - изначальная личность, причина всех причин.
В Бхагавад-гите также сказано, что Ты - источник сияния Брах-
мана. Не следует думать, что Твое тело подобно материальным
телам. Твое тело - акшара, нетленно. Материальное тело всегда
подвержено тройственным страданиям, но Твое тело - сач-чид-
ананда-виграха - вечно, исполнено знания и блаженства. Ты также
ниранджана, ибо Твои игры как маленького сына матушки Яшоды
или возлюбленного гопи не осквернены гунами материальной при-
роды. И хотя Ты явил Себя в облике пастушков и телят, Твое бо-
жественное могущество ничуть не уменьшилось. От Тебя никогда
ничего не убывает. Как сказано в Ведах, даже если целое вычесть из
целого, Верховной Абсолютной Истины, Она останется целым -
Верховной Абсолютной Истиной. Хотя от целого исходит множест-
во эманаций, оно остается единым целым. Поскольку все Твои иг-
ры духовны, они не могут быть осквернены гунами материальной
природы. Когда Ты подчиняешься Своему отцу и матери, Нанде
и Яшоде, Твое могущество не уменьшается: все это лишь выраже-
ние Твоей любви к тем, кто предан Тебе. Никто не может сравнять-
ся или соперничать с Тобой. Невежественные люди заключают, что
Твое явление и игры материальны. Но Ты запределен и неведению,
и знанию, что подтверждается в Гопала-тапани-упанишад. Ты -
изначальная амрита, вечный нектар бессмертия. В Ведах об этом
сказано: амритам шашватам брахма. Брахман - вечный, высший
источник всего, не знающий ни рождения, ни смерти.

В Упанишадах говорится, что Верховный Брахман сияет, как
солнце, и дает начало всему сущему и что всякий, кто сумеет
постичь эту изначальную личность, освободится от материальной
жизни. Каждый, кто связан с Тобой преданным служением, спо-
собен понять Твое истинное положение, понять суть Твоего рож-
дения, Твоего явления, ухода и деяний. Как сказано в Бхагавад-
гите, тот, кто познал Твою вечную природу, Твое пришествие
и уход, оставив тело, сразу переносится в духовное царство. Чтобы
пересечь океан материального неведения, разумный человек нахо-
дит прибежище у Твоих лотосоподобных стоп, и тогда он без тру-
да попадает в духовную обитель.

Есть много так называемых йогов, которые занимаются медита-
цией, но не знают, что Ты - Высшая Душа. Как сказано в Бхага-
вад-гите, Ты - Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Поэ-
тому нет нужды медитировать на что-либо, помимо Тебя. Тот, кто
всегда медитирует на Тебя, изначального Кришну, легко пересечет
океан материального неведения. А тот, кто не знает, что Ты Сверх-
душа, останется в материальном мире, даже если занимается так
называемой медитацией. Но и он, общаясь с Твоими преданными,
может осознать, что Господь Кришна - изначальная Сверхдуша,
и тогда тоже сумеет пересечь океан материального неведения.

Так, когда мы по ошибке принимаем веревку за змею, нас охва-
тывает страх, но, как только мы понимаем, что это веревка, а не
змея, мы перестаем бояться. Поэтому, если человек познает Тебя,
следуя Твоим наставлениям в Бхагавад-гите или наставлениям
Твоих чистых преданных в Шримад-Бхагаватам и других веди-
ческих писаниях, если он поймет, что Ты - конечная цель позна-
ния, ему не нужно будет бояться материальной жизни.

Так называемое освобождение и рабство становятся несущест-
венными для того, кто с любовью и преданностью служит Тебе,
подобно тому как веревка больше не вызывает страха у человека,
который понял, что это веревка, а не змея. Преданный знает, что
материальный мир принадлежит Тебе, и использует все в трансцен-
дентном, полном любви служении Тебе. Поэтому для него не су-
ществует рабства, так же как для того, кто попал на планету Солн-
це, не существует восходов и закатов солнца и смены дня и ночи.
Сказано также, что Ты, о Кришна, подобен солнцу, а майя сравни-
ма с тьмой. Там, где светит солнце, нет места тьме. Те, кто, служа
Тебе, всегда находятся в Твоем присутствии, не думают об освобож-
дении или рабстве. Они уже свободны. С другой стороны, люди,
ошибочно считающие себя свободными, но не нашедшие приюта
у Твоих лотосоподобных стоп, снова падают в бездну материаль-
ной жизни, ибо их разум остается оскверненным.

Поистине достоин сожаления тот, кто думает, что Сверхдуша от-
личается от Твоей личности и потому ищет Сверхдушу или Верхов-
ный Брахман где-нибудь в лесу или в пещерах Гималаев. В Бха-
гавад-гите Ты призываешь отказаться от всех прочих методов
самоосознания и предаться Тебе, ибо в этом заключается совер-
шенство. Ты во всех отношениях Верховный Господь, поэтому те,
чьи взоры устремлены к сиянию Брахмана, также ищут Тебя, рав-
но как и те, кто стремится познать Сверхдушу. В Бхагавад-гите
Ты говоришь, что в одном из Своих воплощений, в образе Сверх-
души, Ты вошел в материальный мир. Ты пребываешь в сердце
каждого, и нет нужды искать Сверхдушу где-либо еще. Тот, кто
делает это, - невежда. Человек более разумный понимает, что Ты
безграничен: Ты находишься внутри и за пределами всего. Поэто-
му Ты вездесущ. Вместо того чтобы искать Сверхдушу в каком-то
другом месте, преданный сосредоточивает свой ум на Тебе, пребы-
вающем в сердце. Искать Тебя может лишь тот, кто свободен от
материальных представлений о жизни. Остальным это недоступно.
Пример с веревкой и змеей применим только к тем, кто все еще не
ведает Тебя. Когда человек принимает веревку за змею, змея су-
ществует только в его воображении. Точно так же майя существу-
ет только в нашем уме. Майя - это всего лишь неведение о Тво-
ей личности. Когда живое существо забывает о Тебе, оно попадает
в обусловленное состояние, называемое майей. Тот же, чей ум со-
средоточен на Тебе, пребывающем внутри и вне всего, неподвлас-
тен иллюзии.

Человек, достигший даже небольших успехов в преданном слу-
жении, способен осознать Твое величие. Даже тот, кто стремится
постичь Брахман или Параматму, не сможет понять этих сторон
Твоей личности до тех пор, пока Ты не дашь ему хотя бы малую
толику плодов преданного служения. Можно быть духовным на-
ставником множества имперсоналистов или уйти в леса и горные
пещеры и, став отшельником, медитировать там много лет, но так
и не постичь Твоего величия, если не иметь хотя бы небольшо-
го опыта преданного служения. Постичь Брахман или Параматму
также невозможно даже после многолетних исканий, если ищущий
не испытал на себе чудесного воздействия преданного служения.

Поэтому, о Господь, я молю о том, чтобы мне выпало счастье
в этой жизни или в другой, где бы я ни родился, быть одним из
Твоих преданных. Где бы я ни находился, прошу, дай мне возмож-
ность служить Тебе с любовью и преданностью. Меня не заботит,
кем я могу родиться в будущем, ибо я вижу, что даже коровам, те-
лятам и маленьким пастушкам - всем Твоим преданным - выпа-
ло счастье служить Тебе с трансцентной любовью и всегда об-
щаться с Тобой. Поэтому я хочу быть одним из них, вместо того
чтобы занимать такое высокое положение, какое занимаю ныне,
ибо я нахожусь во власти невежества. Но как же посчастливилось
гопи и коровам Вриндавана, которые кормили Тебя своим молоком!
Даже те, кто совершает великие жертвоприношения и приносит
в жертву множество ценных даров, не способны достичь совершен-
ства и познать Тебя, а эти простые деревенские женщины и коро-
вы, служившие Тебе с любовью и преданностью, могли кормить
Тебя своим молоком. Ты пил их молоко с удовольствием, которого
Ты никогда не испытываешь, принимая дары тех, кто совершает
жертвоприношения. Я поражен тем, какое счастье выпало Маха-
радже Нанде, Яшоде, пастухам и гопи, ибо Ты, Верховная Лич-
ность, Абсолютная Истина, живешь среди них как самое близкое
и дорогое им существо. О Господь, никто не в состоянии предста-
вить, как счастливы жители Вриндавана. Мы, полубоги, управля-
ем чувствами живых существ и гордимся своим высоким положе-
нием, но наше положение несравнимо с положением счастливых
жителей Вриндавана, ибо они всеми своими чувствами ощущают
радость Твоего присутствия и общения с Тобой. Мы можем гор-
диться тем, что управляем чувствами живых существ, но жители
Вриндавана столь возвышенны, что неподвластны даже нам. Сво-
ими чувствами они служат Тебе, и это служение приносит им ни
с чем не сравнимую радость. Поэтому я сочту за счастье в любой
из моих следующих жизней родиться на земле Вриндавана.

О Господь! Меня не привлекают ни материальные богатства, ни
освобождение. Смиренно молясь у Твоих лотосоподобных стоп,
я прошу дать мне возможность родиться кем угодно в лесу Врин-
давана и быть благословленным пылью со стоп преданных, жи-
вущих на этой земле. Если я стану здесь маленькой травинкой,
я сочту это чудесным рождением. Если же мне не посчастливит-
ся родиться в самом Вриндаване, позволь мне родиться где-нибудь
в его окрестностях, чтобы Твои преданные, выходя из Вриндава-
на, наступали на меня. Даже это будет для меня великой удачей.
Я мечтаю о рождении, которое позволило бы мне купаться в пы-
ли со стоп Твоих преданных, ибо я вижу, что во Вриндаване все
полны сознанием Кришны. Жители Вриндавана не знают ничего,
кроме лотосоподобных стоп Кришны, или Мукунды, к которым
устремляются сами Веды=.

В =Бхагавад-гите= подтверждается, что цель изучения Вед -
найти Кришну. А в =Брахма-самхите= говорится, что найти Криш-
ну, Верховную Личность Бога, изучая Веды, очень трудно. Но Его
легко достигает тот, кто удостоился милости чистого преданного.
Чистым преданным во Вриндаване очень посчастливилось, ибо они
все время видят Мукунду (Господа Кришну). Слово мукунда имеет
двоякое толкование. Мук значит =освобождение=. Господь Кришна
может даровать освобождение и вместе с ним неземное блаженст-
во. Это слово также относится к улыбающемуся лицу Господа, по-
хожему на цветок кунда. Мукха значит =лицо=. Цветок кунда очень
красив и кажется, будто он улыбается. Отсюда и возникло это срав-
нение.

Различие между чистыми преданными во Вриндаване и предан-
ными в других местах состоит в том, что у жителей Вриндавана
нет иных желаний, кроме желания общаться с Кришной. Кришна
очень добр к Своим преданным, и Он выполняет это их желание.
Преданные всегда жаждут общаться с Кришной, и Господь всегда
готов дать им такую возможность. Преданные во Вриндаване ис-
пытывают к Кришне естественную любовь. Им не нужно строго
придерживаться правил и предписаний, так как в них уже развито
чувство трансцентной любви к Кришне. Правила и предписа-
ния необходимы тем, в ком еще не проснулось чувство естествен-
ной любви к Богу. Брахма тоже преданный Господа, но он - обыч-
ный преданный, который должен следовать предписаниям шастр.
В своих молитвах он просит Кришну дать ему возможность родить-
ся во Вриндаване, чтобы он мог возвыситься и обрести естествен-
ную любовь к Кришне.

Господь Брахма продолжал: =О Господь, иногда я недоумеваю,
как Ты сумеешь отблагодарить жителей Вриндавана за их служе-
ние. Я не в состоянии понять это, хотя знаю, что Ты - высший
источник всех благословений. Я думаю о том, как Ты добр и ве-
ликодушен, ведь даже Путана, которая хотела обмануть Тебя, при-
творившись любящей матерью, в награду получила освобождение
и высокое звание настоящей матери. И другие демоны из того же
семейства - Агхасура и Бакасура - тоже удостоились освобожде-
ния и достигли Тебя. Думая об этом, я прихожу в замешательство.
Жители Вриндавана отдали Тебе все: свое тело, ум, любовь, свои
жилища и все, чем они владеют. Все это предназначено только для
Тебя. Так как же Ты сможешь выплатить им Свой долг? Ведь Ты
уже отдал Себя Путане! Мне думается, что Ты навсегда останешь-
ся должником жителей Вриндавана, так и не сумев отблагодарить
их за полное любви служение Тебе. О Господь, я понимаю, что вы-
сочайшее качество их служения объясняется естественной для них
потребностью служить Тебе, которая поглотила все их существо.
Известно, что привязанность к материальным благам и семейному
очагу - результат иллюзии, которая делает живое существо обу-
словленным в материальном мире. Но это касается только людей,
не обладающих сознанием Кришны. Для жителей Вриндавана не
существует таких препятствий, как привязанность к дому и семье.
Этих препятствий нет, потому что вся их любовь отдана Тебе, их
дома стали храмами благодаря Твоему постоянному присутствию
в них, и они забыли обо всем ради Тебя. Для человека, обладаю-
щего сознанием Кришны, не существует препятствий, вызванных
привязанностью к семейному очагу. Не существует для него и ил-
люзии.

Я также понимаю, что Твое явление в облике маленького пас-
тушка, сына пастуха, не материально. Любовь жителей Вриндава-
на так обязывает Тебя, что Ты приходишь сюда для того, чтобы
Своим божественным присутствием побудить их еще ревностнее
служить Тебе. Во Вриндаване нет различий между материальным
и духовным, ибо все здесь посвящено преданному служению. О Гос-
подь, Твои игры во Вриндаване предназначены единственно для то-
го, чтобы вдохновить Твоих преданных. И тот, кто сочтет эти иг-
ры материальными, совершит ошибку.

О Господь Кришна, люди, которые глумятся над Тобой, утверж-
дая, что у Тебя, как у обычного человека, материальное тело, на-
званы в Бхагавад-гите демоноподобными и скудоумными. Ты все-
гда запределен этому миру. Те, кто не предан Тебе, обманываются,
считая Тебя творением материальной природы. Ты принял этот об-
лик, в точности напоминающий облик маленького пастушка, лишь
для того, чтобы умножить преданность и неземное блаженство Тво-
их слуг.

О Господь, мне нечего сказать о тех, кто заявляет, что уже постиг
Бога и таким образом сам стал Богом. Я же откровенно признаю,
что не в силах постичь Тебя ни телом, ни умом, ни речью. Что мо-
гу я сказать о Тебе или как могу я постичь Тебя с помощью своих
чувств? Я не способен даже совершенным образом сосредоточить
на Тебе свой ум, который называют властелином чувств. Никто
в пределах материального мира не в состоянии постичь Твои ка-
чества, Твои деяния и Твое тело. Только по Твоей милости можно
в какой-то мере понять, что Ты собой представляешь. О Господь,
Ты - верховный властелин всего сущего, хотя я в заблуждении
своем иногда думаю, что сам властвую над вселенной. Я власт-
вую над одной вселенной, но существуют бесчисленные вселенные
и бесчисленные Брахмы, которые правят ими. В действительнос-
ти же властелином их всех являешься Ты один. Ты - Сверхдуша
в сердце каждого, и Тебе ведомо все. Поэтому прошу, считай ме-
ня Своим верным слугой. Надеюсь, Ты простишь меня за то, что
я потревожил Тебя в Твоих играх с друзьями и телятами. Теперь,
с Твоего милостивого позволения, я немедленно удалюсь, чтобы
не мешать Тебе наслаждаться обществом друзей и телят.

О возлюбленный Господь Кришна, само Твое имя предполагает,
что Ты притягиваешь к Себе всех. Солнце и луна притягательны
только благодаря Тебе. Притягательной силой солнца Ты украша-
ешь само существование династии Яду. А притягательностью лу-
ны умножаешь силу земли, полубогов, брахманов, коров и океанов.
Своей величайшей притягательной силой Ты несешь гибель демо-
нам, подобным Камсе. Поэтому я заключаю, что Ты - единствен-
ное Божество в мироздании, достойное поклонения. Я смиренно
припадаю к Твоим стопам и остаюсь простертым перед Тобой, по-
ка существует материальный мир. Пока в этом мире светит солн-
це, милостиво разреши мне смиренно склоняться перед Тобой=.

Брахма, властелин вселенной, смиренно поклонился Верховной
Личности Бога и, трижды обойдя вокруг Него, приготовился вер-
нуться в свою обитель, именуемую Брахмалокой. Верховный Гос-
подь движением руки позволил ему удалиться.

Как только Брахма скрылся, Господь Шри Кришна вернулся на
берег Ямуны к Своим друзьям-пастушкам и телятам, которые нахо-
дились точно там же, где были в день своего исчезновения. Криш-
на оставил Своих друзей обедавшими на берегу Ямуны, и, хотя Он
вернулся ровно через год, мальчики подумали, что Он возвратился
через мгновение. Так действуют многообразные энергии Кришны.
В =Бхагавад-гите= говорится, что Кришна Сам пребывает в на-
ших сердцах, наделяя нас и памятью, и способностью забывать.
Все живые существа находятся во власти верховной энергии Гос-
пода и поэтому иногда помнят, а иногда забывают о своей вечной
природе. Друзья Кришны под влиянием Его энергии не могли по-
нять, что целый год отсутствовали на берегу Ямуны и находились
во власти иллюзии, которую создал Брахма. Когда Кришна поя-
вился перед ними, они подумали: =Кришна вернулся через мгнове-
ние=. И стали смеяться, решив, что Кришна не захотел отказаться
от обеда в их компании. Обрадовавшись, мальчики воскликнули:
=Дорогой Кришна, Ты так быстро вернулся! Это хорошо, мы даже
не начинали обедать и не съели еще ни кусочка. Иди сюда и давай
обедать вместе=. Кришна улыбнулся, принял приглашение и начал
обедать вместе со Своими друзьями. При этом Он думал: =Мальчи-
ки решили, что Я вернулся через одно мгновение - они не знают,
что весь прошедший год Я противостоял мистической силе Госпо-
да Брахмы=.

Пообедав, Кришна и Его друзья вместе с телятами отправились
домой во Враджабхуми. По дороге они любовались мертвым те-
лом Агхасуры в облике гигантского змея. Когда Кришна вернулся
во Враджабхуми, Его увидели все жители Вриндавана. Его коро-
ну украшали павлиньи перья и лесные цветы. Цветочные гирлян-
ды и узоры на теле, сделанные цветной глиной из пещер Говард-
ханы, дополняли нарядное убранство. Холм Говардхана славится
своими красными глинами, и Кришна с друзьями раскрасили ими
свои тела. У каждого из пастушков был буйволовый рожок, посох
и флейта, и мальчики созывали своих телят, выкликая их по име-
нам. Пастушки так гордились замечательными подвигами Кришны,
что, входя в деревню, прославляли Его в своих песнях. Все гопи
наблюдали за тем, как прекрасный Кришна входит во Вриндаван.
Мальчики сложили чудесные песни о том, как Кришна спас их из
пасти огромного змея и убил его. Одни славили Кришну как сына
Яшоды, а другие - как сына Махараджи Нанды. =Кришна такой
необыкновенный! Он сумел вырвать нас из пасти огромного змея
и убил его!=, - рассказывали мальчики. Они даже не подозревали
о том, что после гибели Агхасуры прошел целый год.

Махараджа Парикшит спросил Шукадеву Госвами, как случи-
лось, что жители Вриндавана вдруг так сильно полюбили Криш-
ну, хотя Он не был членом их семей. Махараджа Парикшит ска-
зал: =Почему, когда настоящие пастушки отсутствовали, и Кришна
принял их облик, родители мальчиков полюбили Его больше, чем
собственных детей? И почему коровы больше полюбили телят,
которые были воплощениями Кришны, чем своих собственных
телят?=

Шукадева Госвами объяснил Махарадже Парикшиту, что каждое
живое существо прежде всего привязано к своему =Я=. Внешнее
окружение: дом, семья, друзья, родина, общество, богатство и ре-
путация - не столь важно для удовлетворения потребностей живо-
го существа. Все это привлекает его только потому, что радует его
=Я=. По этой причине человек эгоцентричен и привязан к своему
телу и к себе больше, чем к своим близким: жене, детям и друзь-
ям. Когда человеку угрожает опасность, он прежде всего заботится
о себе, а потом о других. Это естественно. Это значит, что больше
всего он любит самого себя. После своего =Я= следующий по важ-
ности объект любви для человека - его материальное тело. Тот,
кто ничего не знает о душе, очень привязан к своему телу, привязан
до такой степени, что даже в старости стремится сохранить его ис-
кусственными способами, думая, что старое и больное тело можно
спасти. Люди работают день и ночь, чтобы доставить удовольствие
своему =Я=, либо материальному, либо духовному. Мы привязаны
к материальным вещам потому, что они доставляют удовольствие
нашим чувствам и телу. Привязанность к телу объясняется толь-
ко тем, что в нем находится наше =Я=, или душа. Более развитый
в духовном отношении человек понимает, что душа приносит ра-
дость потому, что является неотъемлемой частицей Кришны. В ко-
нечном счете именно Кришна приносит всем радость и привлекает
всех. Он Сверхдуша всего сущего. Для того, чтобы дать нам это
знание, Кришна приходит к нам и объясняет, что Он - тот, кто
привлекает всех и все. То, что не исходит от Кришны, не может
быть привлекательным.

Все привлекательное в материальном мире является таковым
благодаря Кришне. Поэтому Кришну называют источником всей
радости. Кришна - основа жизни всего сущего, поэтому возвы-
шенные трансценталисты видят все в неразрывной связи с Ним.
В =Чайтанья-чаритамрите= говорится, что для маха-бхагаваты,
преданного, достигшего высшей ступени совершенства, Кришна -
основа жизни всех движущихся и неподвижных существ. Поэто-
му такой преданный видит, что все в материальном мире связано
с Кришной. Те, кому посчастливилось обрести такое виЯдение и для
кого Кришна стал единственным приютом, уже получили осво-
бождение. Они не находятся более в материальном мире. Это под-
тверждается в =Бхагавад-гите=: =Тот, кто посвятил себя преданному
служению Кришне, уже достиг брахма-бхуты, духовного уровня=.
Само имя =Кришна= несет в себе идею благочестия и освобожде-
ния. Человек, нашедший приют у лотосоподобных стоп Кришны,
восходит на корабль, который перевезет его через океан неведе-
ния. Для него безбрежный океан материального мира становится
так же мал, как лужица воды в углублении, оставленном копытцем
теленка. Кришна - приют всех великих душ и всех материальных
миров. Для обладающего сознанием Кришны Вайкунтха, духовный
мир, оказывается совсем близко. Он больше не живет в материаль-
ном мире, где нам на каждом шагу угрожает опасность.

Таким образом Шукадева Госвами подробно объяснил Махара-
дже Парикшиту, что такое сознание Кришны, и даже пересказал
царю слова и молитвы Господа Брахмы. Описания игр Господа
Кришны с маленькими пастушками, Его трапезы с ними на берегу
Ямуны и обращенных к Нему молитв Господа Брахмы являются
трансцентными. Всякий, кто слушает, читает или пересказыва-
ет другим эти повествования, безусловно добъется исполнения всех
своих духовных желаний. Так Кришна, вместе с Баларамой и ма-
ленькими пастушками, являл во Вриндаване Свои детские игры.

На этом заканчивается четырнадцатая глава книги Бхакти-
веданты =Кришна=, которая называется =Молитвы Брахмы Гос-
поду Кришне=.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий