ГЛАВА 10 . Избавление Налакувары и Манигривы

В этой главе рассказывается о том, как были прокляты Налаку-
вара и Манигрива и как Кришна спас их по всеблагому желанию
великого мудреца Нарады.

Двое великих полубогов - Налакувара и Манигрива - были
сыновьями Куверы, хранителя райских сокровищ и великого пре-
данного Господа Шивы. По милости Господа Шивы Кувера стал об-
ладателем несметных богатств. Сыновья богачей часто предаются
пьянству и разврату. Так и два сына Куверы пьянствовали и раз-
вратничали. Однажды, желая развлечься, эти два полубога отпра-
вились в сад Господа Шивы у подножия горы Кайласа на берегу
Мандакини-Ганги. Там они пили вино и слушали чарующее пение
юных красавиц, которые вместе с ними пришли в этот цветущий,
благоухающий сад. Опьянев, они вошли в воды Ганги, покрытые
лотосами, и стали играть с девушками, подобно тому как слоны
играют в воде со своими подругами.

Когда они таким образом развлекались, мимо случайно прохо-
дил великий мудрец Нарада. Он понял, что Налакувара и Мани-
грива совсем пьяны и поэтому не замечают его. Девушки, однако,
не были такими пьяными, как полубоги, и, устыдившись своей на-
готы перед великим мудрецом Нарадой, поспешно прикрыли тела
одеждой. Полубоги же не сознавали, что находятся в присутствии
мудреца Нарады, поэтому они не стали одеваться. Когда Нарада
увидел, что вино лишило братьев разума, он, желая им добра, ре-
шил оказать им особую милость и проклял их.

Из сострадания к двум полубогам великий мудрец решил по-
ложить конец их призрачному веселью: пьянству и развлечениям
с юными красавицами, - а также дать им возможность лицом к ли-
цу встретиться с Господом Кришной. Он задумал проклясть их та-
ким образом. Нарада сказал, что стремление к материальным удо-
вольствиям возникает под влиянием гуны страсти. В материальном
мире человек, обладающий богатством, обычно подвержен трем
порокам: пьянству, разврату и азартным играм. Кичась своим бо-
гатством, люди становятся настолько жестокими, что безжалостно
убивают животных, открывая для этого бойни. Они думают, что
сами никогда не умрут. Эти глупцы, забывшие о законах приро-
ды, поглощены лишь удовлетворением потребностей своего тела.
Они не понимают, что даже тела великих полубогов в конце кон-
цов обратятся в прах. И какой бы внешностью ни обладал чело-
век при жизни, внутри у него только испражнения и черви. Злоб-
ные и завистливые, материалисты совершают насилие над телами
других и не могут постичь истинную цель жизни. Поэтому в сле-
дующей жизни они, как правило, оказываются в аду. Ради своего
бренного тела эти глупцы совершают множество грехов, но они не
знают даже, им ли принадлежит их тело. Обычно считается, что
тело принадлежит тому, кто его кормит. Поэтому стоит задумать-
ся: принадлежит ли тело самому человеку или хозяину, которому
он служит? Хозяин рабов считает их тела своей собственностью,
поскольку он кормит рабов. Можно также задаться вопросом, при-
надлежит ли тело отцу, чье семя его породило, или матери, кото-
рая выносила его в своем чреве.

Глупцы совершают множество грехов из-за того, что ошибочно
отождествляют себя с материальным телом. Но мы, используя свой
разум, должны понять, кому принадлежит наше тело. Неразумный
человек убивает животных, чтобы поддержать тело, но не задумы-
вается о том, принадлежит ли тело ему, его отцу, матери или деду
со стороны матери. Иногда отец отдает дочь кому-нибудь в жены,
чтобы потом взять у нее ребенка и воспитать его как своего сы-
на. Тело может также принадлежать более сильному человеку, ко-
торый заставляет его работать на себя. Иногда тело раба прода-
ется рабовладельцу и с этого дня становится его собственностью.
А в конце жизни наше тело принадлежит огню, потому что его
кладут на костер и сжигают. Или же тело выбрасывают на улицу
на съедение собакам и коршунам.

Прежде чем грешить ради того, чтобы поддержать тело, человек
должен узнать, кому оно принадлежит. В конечном счете он пой-
мет: если тело создано материальной природой и в конце концов
возвращается к ней, значит, тело принадлежит материальной при-
роде. Мы не должны заблуждаться, думая, что наше тело принад-
лежит нам. Зачем же ради чужой собственности прибегать к убий-
ству? Зачем ради тела убивать невинных животных?

Когда человек ослеплен богатством и гордыней, он не слушает
нравоучений, но предается пьянству, распутничает и убивает жи-
вотных. В этом смысле положение бедняка лучше, поскольку он
относится к другим так же, как к самому себе. Бедняк не хочет
причинять другим боль: он по собственному опыту знает, что та-
кое боль и страдание. Великий мудрец Нарада решил, что, посколь-
ку Налакувара и Манигрива ослеплены гордыней и богатством, их
нужно поместить в такие условия жизни, где у них не будет бо-
гатства.

Человек, исколотый колючками, не желает другим испытать боль
от таких уколов. Добросердечный человек, живущий в бедности,
никому не желает оказаться в таком же положении. Обычно чело-
век, поднявшийся из бедности к богатству, в конце жизни откры-
вает какое-нибудь благотворительное учреждение, чтобы помогать
беднякам. Иначе говоря, отзывчивый бедняк в состоянии понять
горести и радости других людей. Бедный человек редко бывает за-
носчив или подвержен порокам. Он довольствуется тем, что полу-
чает на жизнь по милости Господа.

Бедность - это своего рода аскеза. В ведическом обществе брах-
маны обычно живут в бедности, чтобы не стать жертвами гордыни,
порождаемой богатством. Такая гордыня - большое препятствие
для духовного развития. Бедняк не может стать очень толстым, так
как у него нет возможности переедать, и, поскольку он ест лишь
столько, сколько необходимо, его чувства не слишком возбуждены.
А когда чувства спокойны, человек не склонен к насилию.

Другое преимущество бедности в том, что святой человек может
без труда зайти в дом бедняка, и тот получит возможность общать-
ся с ним. Богач никого не пускает в свой дом, значит, туда не мо-
жет войти и святой. По ведической традиции, святой человек стано-
вится нищим странником и, собирая подаяние, может постучаться
в любую дверь. Семейные люди, которые под грузом домашних
забот обычно забывают о духовной жизни, получают благо, об-
щаясь со святыми людьми. Благодаря такому общению бедняк мо-
жет освободиться из материального плена. А какую пользу прино-
сят люди, которые кичатся своим богатством и положением, но не
общаются со святыми людьми и преданными Верховной Личности
Бога?

Великий мудрец Нарада подумал, что его долг - поставить двух
полубогов в такие условия, когда они не смогут гордиться своим
богатством и высоким положением. Из сострадания к сыновьям
Куверы Нарада хотел помочь им покончить с их жалким сущест-
вованием. Находясь во власти гуны тьмы, они не могли управлять
своими чувствами и предавались разврату. Долг святого, Нарады,
заключался в том, чтобы спасти их от порочной жизни. Живот-
ное не сознает своей наготы. Кувера же был хранителем райских
сокровищ и занимал очень высокий пост, а Налакувара и Мани-
грива были его сыновьями. Тем не менее они уподобились живот-
ным и настолько потеряли стыд и достоинство, что во хмелю не
сознавали своей наготы. Прикрывать нижнюю часть тела - одна
из норм цивилизованной жизни, и, когда люди забывают об этом,
они ничем не отличаются от животных. Нарада решил, что самым
подходящим наказанием для этих полубогов будет превратить их
в неподвижно стоящие деревья. По законам природы деревья непо-
движны. Хотя деревья находятся в гуне невежества, они никому не
причиняют вреда. Великий мудрец Нарада считал, что будет хоро-
шо, если братья, даже понеся наказание и превратившись в деревья,
его милостью сохранят память и будут знать, за что они наказаны.
Сменив тело, живые существа обычно забывают свою прежнюю
жизнь, но в особых случаях, как в случае с Налакуварой и Мани-
гривой, у них по милости Господа остается память о прошлом.

Мудрец Нарада решил, что два полубога должны будут находить-
ся в телах деревьев сто лет по исчислению богов, но после этого
им посчастливится воочию увидеть Верховного Господа по Его не-
изъяснимой милости. Тогда они снова обретут высокий сан полу-
богов и станут великими преданными Господа.

После этого мудрец Нарада вернулся в свою обитель, известную
как Нараянашрам, а два полубога превратились в два дерева-близ-
неца арджуна. По беспричинной милости Нарады они выросли во
дворе Нанды и там увидели Господа Кришну.

Хотя маленький Кришна был привязан к деревянной ступе, Он
пополз к двум деревьям, чтобы исполнить пророчество Нарады.
Господь Кришна знал, что Нарада - Его великий преданный и что
два дерева, стоящие перед Ним, на самом деле сыновья Куверы.
=Я должен позаботиться о том, чтобы исполнилось предсказание
Моего великого преданного=, - подумал Кришна и пополз даль-
ше в проход между двумя деревьями. Сам Он сумел проползти,
но большая деревянная ступа перевернулась и застряла между де-
ревьями. Тогда Господь Кришна с силой потянул за веревку, при-
вязанную к ступе, и оба дерева с грохотом рухнули на землю. Из
упавших, сломанных деревьев вышли два удивительных существа,
которые сияли, как пылающий огонь. От их присутствия все во-
круг осветилось и преобразилось. Оба очистившихся полубога тут
же подошли к маленькому Кришне и склонились перед Ним, что-
бы выразить Ему свое почтение и вознести молитвы.

<pic >

=О Господь Кришна! - сказали они. - Ты - изначальная Вер-
ховная Личность, властелин всех мистических сил. Ученым брах-
манам хорошо известно, что материальный космос есть порождение
Твоих энергий, которые иногда зримы, а иногда нет. Ты изначаль-
но даруешь жизнь, тело и чувства всем живым существам. Ты -
вечный Бог, Господь Вишну, всепроникающий, нетленный влады-
ка всего сущего. Ты - вечное время. Ты - источник мироздания,
находящегося во власти трех гун материальной природы: благос-
ти, страсти и невежества. Как Сверхдуша Ты пребываешь в серд-
цах всех живущих и знаешь обо всем, что происходит в их телах
и умах. Поэтому Ты, о Всевышний, направляешь все их действия.
Но, хотя Ты пребываешь в царстве материальных гун, эти гуны не
оскверняют Тебя. Никто из находящихся во власти материальных
гун не способен постичь Твои божественные качества, которые су-
ществовали и до сотворения материального мира. Поэтому Тебя
называют Верховным Трансцентным Господом. Мы в глубоком
почтении склоняемся к Твоим лотосоподобным стопам, о Господь
Васудева, Верховный Брахман, прославляемый Своими внутренни-
ми энергиями.

В материальном мире Ты известен только в Своих многочислен-
ных воплощениях. Хотя Ты приходишь в разных телах, Твои тела
не принадлежат к материальному миру. Они всегда полны божест-
венных энергий и всегда безгранично богаты, сильны, красивы,
знамениты, мудры и отрешенны. Материальное тело отличается
от его владельца, но, поскольку Ты являешься в Своем изначаль-
ном духовном теле, Твое тело неотлично от Тебя Самого. Прихо-
дя в этот мир, Ты Своими необычными деяниями свидетельству-
ешь о том, что Ты - Бог, Верховная Личность. Никто из живущих
в материальном мире не может совершить столь чудесных дея-
ний. Ты - Верховная Личность Бога, причина рождения и смер-
ти, а также освобождения всех живых существ. Ты несешь в Себе
все Свои могущественные воплощения и можешь ниспослать лю-
бой дар. О Господь! О источник благодати и добра, мы в глубо-
ком почтении склоняемся перед Тобой! Ты - вездесущая Верхов-
ная Личность Бога, высший источник мира и повелитель династии
Яду. О Господь, наш отец, полубог Кувера, - Твой слуга. Великий
мудрец Нарада тоже служит Тебе, и только по их милости мы смог-
ли увидеть Тебя воочию. Поэтому позволь нам всегда служить Тебе
с трансцентной любовью, неустанно прославляя Тебя и слушая
рассказы о Твоих божественных деяниях. Пусть наши руки, наши
тела неустанно служат Тебе! Пусть наши мысли всегда будут обра-
щены к Твоим лотосоподобным стопам, а наши головы пусть веч-
но склоняются перед Твоей всепроникающей вселенской формой,
о Всевышний!=

Когда полубоги Налакувара и Манигрива закончили возносить
молитвы, маленький Кришна, властелин Гокулы, привязанный
Яшодой к деревянной ступе, улыбнулся и сказал: =Я знаю о том,
что Мой великий преданный Нарада Муни по своей неизъясни-
мой милости спас вас от ужасной гордыни. Вы возгордились пото-
му, что обладали необычайной красотой и огромными богатствами
и родились среди полубогов. Он спас вас от жизни в аду. Все это
Мне известно. Вам выпала великая удача: благом для вас было не
только проклятие Нарады, но и счастливая возможность увидеть
его. Великий святой неизменно милостив ко всем и всегда излучает
спокойствие. И тот, кому даже случайно удастся встретить свято-
го, подобного Нараде, тут же освободится из материального пле-
на. Так при ярком солнечном свете без помех можно видеть все,
что происходит вокруг.

О Налакувара и Манигрива! Теперь вы достигли цели жизни,
ибо в вас проснулась экстатическая любовь к Богу. Это - ваше
последнее рождение в материальном мире. Теперь вы можете вер-
нуться к вашему отцу на райские планеты. Продолжайте с любовью
и преданностью служить Мне, и вы станете свободными уже в этой
жизни!=

После этого полубоги несколько раз почтительно обошли вокруг
Господа, снова и снова склоняясь перед Ним, и наконец удалились.
Господь же остался стоять, привязанный к деревянной ступе.

На этом заканчивается десятая глава книги Бхактиведанты
=Кришна=, которая называется =Избавление Налакувары и Ма-
нигривы=.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий