ГЛАВА 32. Кришна возвращается к гопи

Когда наконец Господь Кришна появился среди гопи, Он был
необыкновенно красив, как и надлежит тому, кто обладает всеми
совершенствами. В =Брахма-самхите= говорится: ананда-чин-майа-
раса-пратибхавитабхих - Кришна Сам по Себе красив, но, ког-
да Его энергия, особенно энергия наслаждения, олицетворяемая
Радхарани, являет Себя во множестве гопи, Кришна становится
необыкновенно прекрасным. Представления философов-майявади
о том, что совершенство заключено в Абсолютной Истине, ли-
шенной энергий, вызваны недостатком знаний. В действительности
без Своих многообразных энергий Абсолютная Истина не полна.
Унанда-чин-майа-раса означает, что тело Господа духовно, оно су-
ществует вечно, исполненное блаженства и знания. Кришна всегда
окружен многообразными энергиями и потому совершенен и пре-
красен. Из =Брахма-самхиты= и =Сканда-пураны= мы узнаем, что
Кришну всегда окружают тысячи богинь процветания. Все гопи -
богини процветания, и этих гопи Кришна держал за руки на бере-
гу Ямуны.

В =Сканда-пуране= сказано, что из многих тысяч гопи 16 000 -
самые выдающиеся, из этих 16 000 особенно выделяются 108, а из
этих 108 наиболее знамениты восемь гопи. Среди них главные Рад-
харани и Чандравали, а лучшая из этих двоих - Радхарани.

Когда Кришна появился в лесу на берегу Ямуны, свет луны
рассеял царившую вокруг тьму. То была пора цветения кунды и
кадамбы, и легкий ветерок разносил повсюду их аромат. Аромат
этот привлекал пчел, которым казалось, что это запах меда. Гопи
устроили для Кришны сиденье, разровняв мягкий песок и покрыв
его тканью.

Почти все собравшиеся там гопи были в прошлом последовате-
лями Вед. В их прежней жизни, когда на земле явился Господь Ра-
мачандра, они были учеными, знатоками Вед, и хотели, чтобы их
отношения с Господом Рамачандрой были подобны супружеским.
Рамачандра дал им благословение и пообещал, что они родятся на
земле во время прихода Господа Кришны, который исполнит их
желание. В пришествие Господа Кришны эти мудрецы родились
как гопи во Вриндаване. Став юными гопи, они получили возмож-
ность общаться с Кришной и так обрели то, о чем мечтали в сво-
ей предыдущей жизни. Поскольку их желание было совершенным,
они достигли высшей цели и были так счастливы, что у них не
осталось никаких других желаний. В =Бхагавад-гите= также ска-
зано, что у человека, достигшего Верховного Господа, не остается
никаких желаний. Когда Кришна появился среди гопи, они пере-
стали горевать и оплакивать разлуку с Ним. Они чувствовали, что
получили все, чего желали. Совершенно счастливые в присутствии
Кришны, они разостлали на земле свою одежду. Эта одежда, сши-
тая из тонкого полотна, была осыпана красной кункумой, которой
девушки припудривали грудь. С большой заботой и любовью они
приготовили для Кришны место. Он был самой их жизнью, и они
постарались сделать для Него удобное сиденье.

Устроившись на сиденье среди гопи, Кришна стал еще прекрас-
нее. Великие йоги - Господь Шива, Господь Брахма и даже Господь
Шеша - всегда хранят образ Кришны в своем сердце, но гопи ви-
дели Кришну воочию, сидящего на их одеждах. В окружении гопи
Кришна выглядел необычайно красивым. И гопи, собравшиеся во-
круг Кришны, были самыми прекрасными девушками во всех трех
мирах.


Могут спросить: каким образом, находясь среди такого множест-
ва гопи, Кришна сидел подле каждой из них? В этой связи в =Бха-
гаватам= употреблено очень важное слово - ишвара. В =Бхагавад-
гите= сказано: ишварах сарва-бхутанам. Слово ишвара относится
к Верховному Господу, который как Сверхдуша находится в сердце
каждого. Встречаясь с гопи, Кришна также явил Свои воплощения,
подобные Параматме. Он сидел рядом с каждой из гопи, оставаясь
невидимым для других. Он был так добр к гопи, что вместо того,
чтобы находиться в их сердцах, где Его можно увидеть только с по-
мощью йогической медитации, Он сидел рядом с ними. Так Криш-
на явил особую милость гопи, самым красивым девушкам во всем
мироздании. Встретившись наконец со своим любимым Господом,
гопи старались понравиться Ему, поводя бровями, улыбаясь и вре-
мя от времени бросая на Него сердитые взгляды. Они клали Его
лотосоподобные стопы к себе на колени и растирали их. Улыбаясь,
они осторожно высказывали Кришне скрытую обиду: =О Кришна!
Мы простые вриндаванские гопи и плохо знаем учение Вед. Мы не
разбираемся в том, что хорошо и что плохо. Поэтому мы хотим за-
дать Тебе один вопрос, и поскольку Ты такой ученый, то сумеешь
дать на него правильный ответ. С теми, кто их любит, разные лю-
ди ведут себя по-разному: одни отвечают любовью только на лю-
бовь, другие любят, даже если не встречают взаимности, а третьи
не отвергают любовь, но и не принимают ее. Кого из них Ты счи-
таешь лучше, честнее?=

В ответ Кришна сказал: =Милые подруги! Люди, которые отве-
чают взаимностью только на проявления любви, похожи на тор-
говцев. Они в любви отдают ровно столько, сколько получают от
другой стороны. По сути, в этом случае нет и речи о любви. Это
только корысть и ловкий расчет. Даже те, у кого нет и намека на
любовь, лучше, чем такие торгаши. Второй тип лучше первого,
поскольку такие люди любят, даже если не находят ответа. Такую
искреннюю любовь питают к своим детям родители, хотя дети за-
частую пренебрегают ими. Третий тип людей не отвечает взаимнос-
тью, но и не отвергает любящего. Таких людей можно разделить
на две группы. К первой относятся те, кто находит удовлетворение
в себе и не нуждается ни в чьей любви. Их называют атмарама:
они поглощены мыслями о Всевышнем, поэтому им все равно, лю-
бит их кто-нибудь или нет. Другая группа - это просто неблаго-
дарные, бессердечные люди. Люди этой категории восстают про-
тив старших. Например, сын, получающий от любящих родителей
все, может быть черствым и не отзываться на их чувства. Таких
людей называют гуру-друхах: получая блага от родителей или ду-
ховного наставника, они тем не менее пренебрегают ими=.

Кришна косвенно ответил на вопросы гопи, даже те, в которых
они намекали, что Он не откликнулся на их чувства. В ответ на это
Кришна сказал, что Он, будучи Верховной Личностью Бога, само-
достаточен. Он не нуждается ни в чьей любви, но в то же время
Он не относится и к числу неблагодарных.

=Дорогие подруги, - продолжал Кришна, - может быть, Мои
слова и поступки огорчают вас, но знайте, что иногда Я не от-
кликаюсь на чувства, которые питают ко Мне преданные. Мои
преданные очень привязаны ко Мне, но порой Я не отвечаю им
взаимностью, чтобы еще усилить их любовь. Если Я буду легко
доступен, они подумают: =К Кришне совсем нетрудно подступить-
ся=. Поэтому иногда Я не откликаюсь на их чувства. Если бедняк
разбогатеет, а затем опять лишится богатства, он будет с утра до
вечера думать о своей потере. Так и Я, чтобы усилить любовь пре-
данных, иногда кажусь им потерянным, но, вместо того чтобы за-
быть обо Мне, они чувствуют, что любят Меня еще больше. До-
рогие подруги, ни минуты не думайте, что Я отношусь к вам как
к обычным преданным. Я знаю вас. Вы отказались от всех мир-
ских и религиозных обязательств, порвали связи со своими роди-
телями. Не думая о моральном и религиозном долге, вы пришли
ко Мне и отдали Мне свою любовь. Я столь многим обязан вам,
что не могу относиться к вам как к обычным преданным. Не ду-
майте, что Я был далеко от вас. Я всегда оставался с вами и толь-
ко хотел посмотреть, как сильно вы тоскуете в разлуке. Поэтому
не корите Меня. Если Я действительно дорог вам, прошу, простите
Мою вину. Даже жизни полубогов на райских планетах не хватило
бы Мне, чтобы отплатить вам за вашу безграничную любовь. Вас
невозможно вознаградить или отблагодарить. Поэтому удовлетво-
ритесь собственными праведными делами. Вы явили идеал любви
ко Мне, преодолев огромные трудности, созданные семейными уза-
ми. Прошу вас, довольствуйтесь вашими собственными добродете-
лями, ибо Я не в силах выплатить вам Свой долг=.

Жители Вриндавана явили идеал чистого преданного служения.
В шастрах, достоверном источнике знания, говорится, что предан-
ное служение должно быть ахаитуки и апратихата. Это означа-
ет, что служение Кришне не может быть ограничено общественны-
ми или религиозными условностями. Преданное служение всегда
трансцентно. Гопи служили Господу с такой любовью, что Он
чувствовал Себя их должником. Поэтому Господь Чайтанья гово-
рил, что преданное служение вриндаванских гопи превосходит все
остальные формы поклонения Верховной Личности Бога.

На этом заканчивается тридцать вторая глава книги Бхак-
тиведанты =Кришна=, которая называется =Кришна возвраща-
ется к гопи=.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий