Шукадева Госвами очень воодушевился, когда Махараджа Па-
рикшит спросил его, почему пастушкиЯ целый год никому не рас-
сказывали о гибели Агхасуры. Он сказал: =О царь, твои вопросы
делают обсуждение божественных игр Кришны все более и более
интересным=.
Говорится, что преданный всегда стремится услышать о Криш-
не и неустанно прославляет Господа, используя для этого свой ум,
энергию, слух и речь. Такая деятельность называется сознанием
Кришны, и тому, кто всегда с восторгом слушает и пересказыва-
ет повествования о Кришне, они не покажутся избитыми или уста-
ревшими. Это отличает духовные темы от материальных. Мате-
риальная тема со временем теряет для нас остроту; мы не можем
долго слушать о чем-либо материальном - нам всегда требует-
ся перемена. Но духовные повествования называются нитйа-нава-
навайамана. Это значит, что можно неустанно прославлять Господа
и слушать о Нем, оставаясь внимательным и желая слушать еще
и еще.
Долг духовного наставника - открывать любознательному и ис-
креннему ученику все секреты. Шукадева Госвами решил расска-
зать царю, почему убийство Агхасуры стало предметом обсужде-
ния только через год. =Слушай меня внимательно, и я открою тебе,
в чем тут секрет=, - сказал он Махарадже Парикшиту. После того
как Господь Кришна спас Своих друзей из пасти Агхасуры и убил
его, Он привел их на берег Ямуны и обратился к ним с такими
словами: =Смотрите, друзья, какое прекрасное место! Мы можем
пообедать тут и поиграть на мягком песке на берегу Ямуны. Ви-
дите, как красивы и благоуханны цветущие на воде лотосы! Пение
птиц перекликается с криками павлинов и шелестом листвы на де-
ревьях. Все эти звуки сливаются в прекрасную мелодию, и оттого
деревья вокруг кажутся еще более живописными. Давайте пообе-
даем тут, ведь уже поздно и мы проголодались. Пусть телята оста-
нутся рядом с нами и напьются воды из Ямуны. Пока мы будем
обедать, они могут щипать свежую траву=.
и ответили: =Конечно, сядем здесь и пообедаем!= Они тут же от-
пустили телят пастись на мягкой траве. Сев в кружок с Кришной
посредине, пастушки стали распаковывать взятые из дому корзин-
ки с едой. Господь Шри Кришна сидел в центре, а пастушки -
лицом к Нему. Они ели и радовались тому, что могут все время
видеть Господа. Кришна словно сидел в чашечке лотоса, лепестка-
ми которого были маленькие пастушки. Мальчики собрали цветы,
листья и кору деревьев и разложили на них еду, а некоторые так
и оставили ее в корзинках. Затем вместе с Кришной они начали
обедать. Во время обеда каждый из мальчиков по-своему общался
с Кришной, и все с удовольствием перебрасывались шутками. Так
Господь Кришна наслаждался обедом со Своими друзьями. Флейта
была заткнута у Него за пояс с правой стороны, а рожок и посох
висели на левом боку. В левой руке Он держал лакомство, приго-
товленное из риса, масла, йогурта и фруктов, и кусочки фруктов
виднелись у Него между пальцами, похожими на лепестки лотоса.
Верховный Господь, наслаждающийся плодами великих жертвопри-
ношений, смеялся и шутил, обедая со Своими друзьями во Врин-
даване, и это сцену наблюдали небожители. Что же до мальчиков,
то они просто упивались неземным счастьем в обществе Верхов-
ной Личности Бога.
В это время телята, которые паслись рядом, зашли в лес, при-
влеченные свежей травой, и постепенно исчезли из вида. Когда
мальчики заметили, что телят нет, они испугались и воскликну-
ли: =Кришна!= Кришна - покоритель олицетворенного страха. Все
поддаются страху, но страх сам покоряется Кришне. Воскликнув
=Кришна!=, мальчики тут же перестали бояться. Из любви к Своим
товарищам Кришна не хотел, чтобы они прерывали веселую тра-
пезу и занимались поисками телят. Поэтому Он сказал: =Друзья,
продолжайте обедать, Я Сам разыщу телят=. Все еще держа в ле-
вой руке кусочек лакомства из риса и йогурта, Господь Кришна от-
правился на поиски. Он искал телят в зарослях и пещерах, в ло-
щинах и в лесу, но нигде не мог их найти.
В то время, когда полубоги с великим изумлением наблюдали за
тем, как был сражен Агхасура, Брахма, рожденный на цветке ло-
тоса, который вырастает из пупка Вишну, тоже прибыл узнать, что
произошло. Он был поражен тем, что малыш Кришна мог совер-
шить такое чудо. Хотя он знал, что маленький пастушок на самом
деле Бог, Верховная Личность, он хотел увидеть и другие замеча-
тельные деяния Господа. Тогда он украл всех телят и пастушков
и спрятал их. Вот почему Господь Кришна, несмотря на все ста-
рания, не мог найти телят и к тому же потерял Своих друзей, обе-
давших на берегу Ямуны. В облике пастушка Господь Кришна был
очень мал по сравнению с Брахмой. Но, будучи Верховной Личнос-
тью Бога, Он тут же понял, что это Брахма похитил телят и маль-
чиков. Кришна подумал: =Брахма украл всех пастушков и телят.
Как же Я вернусь один без них во Вриндаван? Их матери с ума
сойдут от горя!=
Ради спокойствия матерей, а также для того, чтобы убедить Брах-
му в превосходстве Верховной Личности Бога, Кришна сделал так,
что от Него в тот же миг изошли новые пастушки и телята. В Ве-
дах говорится, что от Верховного Господа, обладающего непости-
жимыми энергиями, уже изошло множество живых существ. Поэ-
тому Ему вовсе не трудно было явить телят и маленьких пастушков.
Новые пастушки в точности походили на прежних, которые все
были разного телосложения, с разными лицами, по-разному одеты
и украшены и вели себя тоже не одинаково. Каждое живое сущест-
во, являясь духовной индивидуальностью, обладает своими особен-
ными пристрастиями, по-разному действует и ведет себя. Тем не
менее Кришна в точности повторил все приметы и качества каж-
дого из мальчиков. Он стал и телятами, которые тоже различались
по размерам, окраске и повадкам. Это было возможно потому, что
все сущее порождено энергией Кришны. В =Вишну-пуране= сказа-
но: парасйа брахманах шактих. Все, что мы видим в материальном
мире: материальные предметы и деятельность живых существ, -
все это энергии Верховного Господа, так же как тепло и свет -
различные энергии огня. Явив Себя в облике мальчиков и телят,
Кришна, окруженный собственными воплощениями, вернулся во
Вриндаван. Жители деревни ничего не знали о случившемся. Вой-
дя во Вриндаван, телята отправились в свои стойла, а мальчики
разошлись по домам, где их ждали матери.
Еще до того, как дети вошли в деревню, матери услышали зву-
ки их флейт и появились на пороге своих домов, чтобы встретить
и обнять их. От избытка материнской любви у них из груди поте-
кло молоко, и они накормили им сыновей. В действительности же
молоко пили не их дети, а Верховный Господь, от которого изошли
эти пастушки. Так все матери Вриндавана смогли накормить Вер-
ховную Личность Бога своим молоком. Господь Кришна дал воз-
можность не только Яшоде, но и всем старшим гопи кормить Его
грудью.
Мальчики вели себя со своими матерями как обычно. И матери,
как обычно, вечером искупали своих детей, нанесли им на лоб гли-
ной знак тилака и надели на них украшения, а затем накормили
их после дневных трудов. Коровы, находившиеся на дальних паст-
бищах, к вечеру тоже вернулись и стали звать своих телят. Телята
тут же подбежали к ним, и коровы принялись их облизывать. От-
ношения между гопи и их детьми, а также между коровами и их
телятами остались такими, как прежде, хотя настоящие мальчики
и телята были далеко от Вриндавана. Более того, любовь коров
к своим телятам и старших гопи к своим детям, казалось, без при-
чины усилилась. Это произошло естественно, хотя телята и маль-
чики-пастушки не были их родными детьми. Коровы и старшие
гопи Вриндавана всегда любили Кришну больше, чем собственных
детей, но после всего случившегося их любовь к своим детям неиз-
меримо возросла и стала такой же сильной, как любовь к Кришне.
В течение целого года воплощения Кришны - телята и пастуш-
ки - ходили на пастбища Вриндавана. Как сказано в =Бхагавад-
гите=, Кришна в Своем проявлении Сверхдуши пребывает в серд-
це каждого. На этот раз, вместо того чтобы явить Себя в образе
Сверхдуши, Кришна превратился в телят и мальчиков-пастушков
и оставался ими в течение года.
Однажды, за несколько дней до истечения этого срока, когда
Кришна и Баларама пасли в лесу телят, Они увидели коров на вер-
шине холма Говардхана. Коровам была видна долина, где находи-
лись мальчики и телята. Внезапно, заметив своих телят, коровы
бросились к ним. Они бежали вниз с вершины холма так стреми-
тельно, что казалось, будто у них только одна пара ног. Испыты-
вая к своим телятам необычайную любовь, они не обращали вни-
мания на неровную дорогу с горы вниз на пастбище. Их вымена
были полны молока, а хвосты подняты. Пока коровы бежали вниз
по склону холма, молоко изливалось на землю, оттого что их пе-
реполняла любовь к телятам, хотя телята не были их собственны-
ми. У этих коров уже были другие телята, а те, что паслись у под-
ножия холма Говардхана, были постарше и должны были питаться
травой, а не молоком. Однако коровы подбежали к телятам, ста-
ли их облизывать и допустили к вымени. Были видно, что коров
и телят связывают самые нежные узы.
Когда коровы бросились вниз с холма Говардхана, пастухи попы-
тались их остановить. Взрослых коров пасут мужчины, а телят -
мальчики. По возможности телят стараются держать подальше от
коров, чтобы они не выпивали у них все молоко. Именно поэто-
му мужчины, которые пасли коров на вершине холма Говардхана,
пытались остановить их, но не сумели. Обескураженные неудачей,
они чувствовали стыд и досаду. Пастухи были очень рассержены,
но, спустившись вниз и увидев своих сыновей, которые присматри-
вали за телятами, они вдруг почувствовали прилив любви к ним.
Это было удивительно. Хотя пастухи были очень огорчены и сер-
диты, стоило им увидеть своих сыновей, как их сердца растаяли от
любви. Вся их злость, разочарование и огорчение исчезли. В при-
ливе отеческой любви они брали детей на руки и обнимали их. Они
вдыхали запах их волос и радостно с ними разговаривали. Затем
пастухи погнали коров обратно на вершину холма Говардхана. По
дороге они думали о своих детях, и по щекам их текли слезы ра-
дости и любви.
Когда Баларама увидел это удивительное проявление любви меж-
ду коровами и телятами, а также между отцами и их сыновьями -
притом что ни телята, ни мальчики не нуждались в такой заботе, -
Он стал раздумывать о том, чем объяснить столь необычное явле-
ние. Он был удивлен: жители Вриндавана относились к своим детям
с такой же любовью, с какой они относились к Кришне. И коровы
проявляли к своим телятам такую же привязанность, какую испы-
тывали к Кришне. Поэтому Баларама решил, что во всем этом есть
нечто мистическое, сотворенное полубогами или каким-нибудь мо-
гущественным человеком. Иначе чем объяснить такие чудеса? Он
пришел к мысли, что эти загадочные перемены, должно быть, вы-
званы Кришной, которого Баларама почитал как Верховную Лич-
ность Бога. Он думал: =Все это устроил Кришна, и даже Я не мо-
гу помешать Его мистической силе=. Так Баларама догадался, что
все эти мальчики и телята - воплощения Кришны.
Баларама спросил Кришну о том, что происходит на самом деле.
Он сказал: =О Кришна, сначала Я думал, что все эти телята и пас-
тушки - либо великие мудрецы и праведники, либо полубоги, но
теперь Мне кажется, что все они - Твои воплощения. Они - это
Ты. Ты Сам играешь роли телят и маленьких пастушков. Но что
случилось? Куда делись настоящие телята и пастушки? И почему
телятами и мальчиками стали Твои воплощения? Прошу, объясни
Мне, в чем тут причина=. Выполняя просьбу Баларамы, Кришна
вкратце рассказал Ему обо всем, что произошло: о том, как Брах-
ма украл телят и мальчиков и как Он, Кришна, скрыл это с по-
мощью Своих воплощений, чтобы жители Вриндавана не узнали,
что настоящие телята и дети пропали.
Пока Кришна и Баларама разговаривали, Брахма спустя мгно-
вение (по его исчислению) вернулся назад. О продолжительности
жизни Брахмы можно узнать из =Бхагавад-гиты=: тысяча циклов
из четырех юг, или 1 000 ё 4 320 000 лет, составляет двенадцать ча-
сов жизни Брахмы. А одно мгновение жизни Брахмы соответству-
ет году по солнечному исчислению. Через мгновение по своему
исчислению Брахма вернулся, чтобы узнать, чем закончилась его
шутка - кража детей и телят. В то же время он испытывал опасе-
ние, зная, что играет с огнем. Кришна был его господином, а он,
Брахма, сыграл с Ним шутку, украв Его друзей и телят. Брахма
встревожился и потому отсутствовал недолго - всего мгновение.
Вернувшись, он увидел, что пастушки и телята играют с Кришной
так же, как они играли, когда он впервые их увидел, хотя Брахма
был уверен, что унес и усыпил их с помощью своих мистических
чар. Брахма стал размышлять: =Я забрал всех мальчиков и телят,
и я знаю, что все они до сих пор спят. Как же получилось, что те
же мальчики и телята сейчас играют с Кришной? Значит ли это,
что на них не подействовали мои мистические силы? Неужели они
целый год так и играли здесь?= Брахма старался понять, кто они
такие и почему на них не подействовали его чары, но не мог. Дру-
гими словами, он сам оказался во власти своих мистических сил.
Его мистические силы стали похожи на снег в темноте или на свет-
лячка при дневном свете. Светлячок мерцает только во тьме ночи,
а снег на вершине горы или на земле блестит только днем. Ночью
снег теряет свой серебристый блеск, так же как светлячок переста-
ет светиться в дневное время. И ничтожная сила Брахмы в срав-
нении с мистическим могуществом Кришны была похожа на снег
во тьме ночи или на светлячка при свете дня. Когда человек, обла-
дающий ничтожной мистической силой, хочет проявить ее в при-
сутствии более могущественного мистика, он только показывает,
сколь она мала. Даже великий полубог, Брахма, решив показать
свою мистическую силу перед Кришной, попал в смешное положе-
ние. Мистическая сила Брахмы сбила с толку его самого.
Чтобы убедить Брахму, что эти телята и мальчики не те, кото-
рых он украл, телята и пастушки, игравшие с Кришной, предста-
ли в облике Вишну. Настоящие дети и телята спали, околдован-
ные мистическими чарами Брахмы, а те, которых он видел сейчас,
были воплощениями Самого Кришны, или Вишну. Перед Брахмой
предстали многочисленные формы Вишну, который тоже являет-
ся воплощением Кришны. Все Вишну были темно-синего цвета,
в желтых одеждах, у всех было по четыре руки, в которых Они
держали булаву, диск, цветок лотоса и раковину. Их головы венча-
ли сверкающие золотые короны, усыпанные драгоценными камня-
ми. Они были украшены жемчугами и гирляндами из прекрасных
цветов. В ушах у каждого были серьги, на груди - знак Шриват-
сы, а на руках - браслеты и другие украшения. Их шеи были по-
добны раковинам. На щиколотках у Них позванивали колокольчи-
ки. Все Вишну были перепоясаны золотыми поясами, на пальцах
у Них сверкали перстни с самоцветами. Брахма также увидел, что
тело каждого Вишну, от лотосоподобных стоп и до самой макуш-
ки, усыпано свежими листьями и бутонами цветов дерева туласи.
Все Вишну поражали взор Своей неземной красотой. Их улыбки
лились, подобно лунному свету, а взгляды струились, как лучи вос-
ходящего солнца. Одни Их взгляды показывали, что Они - созда-
тели и хранители гун невежества и страсти. Вишну олицетворяет
гуну благости, Брахма - гуну страсти, а Господь Шива - гуну не-
вежества. Поэтому, будучи опорой всего мироздания, Вишну так-
же творец и хранитель Брахмы и Господа Шивы.
полубогов и даже мельчайших муравьев и маленьких травинок -
все движущиеся и неподвижные существа - танцуют вокруг Гос-
пода Вишну. Их танец сопровождался игрой музыкальных инстру-
ментов, и все они поклонялись Господу Вишну. Брахма понял, что
все Вишну в полной мере обладают всеми мистическими силами,
начиная с анима-сиддхи, позволяющей уменьшиться до размеров
атома, и кончая сиддхой, позволяющей стать громадным, как миро-
здание. Все мистические силы Брахмы, Шивы и других полубогов,
а также двадцать четыре стихии материального космоса были пол-
ностью представлены в личности Вишну. Повинуясь Господу Виш-
ну, все находящиеся в Его власти мистические силы поклонялись
Ему. Господу Вишну поклонялось время, пространство, сотворен-
ный космос, очистительные обряды, желание, деятельность и три
гуны материальной природы. Брахма также осознал, что Господь
Вишну - средоточие всей истины, знания и блаженства. Он соче-
тает в Себе три трансцентных свойства: вечность, знание и бла-
женство. Он - объект поклонения всех, кто следует учению Упа-
нишад.
Брахма понял, что мальчики и телята не могли превратиться
в Вишну под воздействием мистических сил, которыми наделены
йоги или кто-либо из полубогов. Телята и мальчики, превративши-
еся в вишну-мурти, формы Вишну, были не проявлением вишну-
майи (энергии Вишну), а Самим Вишну. Различие между Вишну
и вишну-майей подобно различию между огнем и жаром. В жаре
есть одно из качеств огня, а именно тепло, но жар - это не огонь.
Мальчики и телята, принявшие облик Вишну, были подобны не
теплу, а, скорее, огню - в действительности все они были Самим
Вишну. Вишну есть средоточие всей истины, всего знания и всего
блаженства. Можно привести другой пример, связанный с матери-
альными предметами и их отражениями. Когда солнце отражается
в нескольких сосудах с водой, его отражения - это не само солн-
це. Отражения солнца в сосудах не дают ни тепла, ни света, хотя
выглядят как солнце. Но формы, которые принял Кришна, были
все, как одна, настоящими Вишну. В этой связи в =Шримад-Бхага-
ватам= употреблено слово сатйа-джна(гйа)нанантананда. Сатйа зна-
чит =истина=, джна(гйа)на - =совершенное знание=, ананта - =без-
граничное= и ананда - =блаженство=.
Трансцентные формы Верховной Личности Бога столь могу-
щественны, что имперсоналисты, последователи учения Упанишад,
не способны овладеть знанием, необходимым для того, чтобы Их
понять. Трансцентные формы Господа непостижимы для импер-
соналистов, которые, изучая Упанишады, могут осознать только,
что Абсолютная Истина нематериальна и не ограничена матери-
ей. Увидев воплощения Кришны, многочисленных Вишну, Господь
Брахма, могущество которого не столь велико, понял, что все дви-
жущееся и неподвижное в мироздании суть различные проявления
энергии Верховного Господа. Брахма пребывал в замешательстве:
он сознавал, как ничтожна его сила и как незначительна его де-
ятельность, ограниченная одиннадцатью органами чувств. Брахма
понял, что он тоже творение материальной энергии, как простая
марионетка в руках кукловода. Подобно тому, как марионетка не
способна самостоятельно танцевать, а танцует по воле кукловода,
так полубоги и все живые существа подвластны Верховной Лич-
ности Бога. Как сказано в =Чайтанья-чаритамрите=, единственный
властелин - это Кришна, а все остальные - Его слуги. Весь мир
погружен в океан материальной иллюзии. Живые существа плава-
ют в нем, как соломинки в воде, и беспрестанно борются за сущест-
вование. Но, как только человек осознает, что он - вечный слуга
Верховной Личности Бога, этой иллюзорной борьбе за существо-
вание (майе) приходит конец.
Господь Брахма, повелитель богини мудрости, величайший зна-
ток ведической философии, был в недоумении, поскольку не мог
понять необычайного могущества, явленного Верховной Личнос-
тью Бога. В материальном мире даже Брахма не в состоянии по-
стичь мистическую силу Верховного Господа. Брахма не только не
мог понять эту силу - он пришел в замешательство при виде все-
го лишь одного ее проявления, показанного Кришной.
Постепенно Брахма уже перестал видеть, как Господь принимает
облик Вишну и превращается в телят и пастушков. Тогда Криш-
на сжалился над ним и, оставаясь Вишну, внезапно опустил за-
весу йогамайи. В =Бхагавад-гите= говорится, что Верховный Гос-
подь скрыт от нас завесой йогамайи. То, что скрывает реальность,
является махамайей, или внешней энергией, которая не позволя-
ет обусловленной душе понять Верховного Господа, запредельно-
го материальному миру. Но энергия, которая частично открывает
Верховного Господа, а частично скрывает Его от нас, называется
йогамайей. Брахма не обычная обусловленная душа. Он намного
превосходит других полубогов, и все же он не мог понять того, что
показывал ему Кришна, Верховная Личность Бога. Поэтому Криш-
на намеренно прекратил являть Свою энергию. Иными словами,
обусловленные души не только приходят в замешательство, когда
видят могущество Господа - они вообще теряют способность что-
либо понимать. Завеса йогамайи была опущена для того, чтобы не
усиливать замешательство Господа Брахмы.
Когда Брахма вышел из оцепенения, он как будто пробудился
ото сна, похожего на смерть. С большим трудом он открыл гла-
за. Теперь он снова смотрел на окружающий мир как обычно. Он
увидел чудесные окрестности Вриндавана, густо поросшие деревь-
ями, которые поддерживают жизнь всех существ. Он восхитился
священной землей Вриндавана, обитатели которой не подвластны
законам материальной природы. В лесах Вриндавана даже тигры
и другие хищные звери живут в мире рядом с оленями и людь-
ми. Брахма понял, что благодаря присутствию Верховной Личнос-
ти Бога Вриндаван запределен материальному миру и свободен от
вожделения и жадности.
Тут Брахма увидел Верховного Господа, Шри Кришну, играюще-
го роль маленького пастушка: держа в руке кусочек лакомства, Он
искал Своих товарищей и телят точно так же, как делал это год
назад, сразу после того как они исчезли.
Брахма немедленно сошел со своего огромного лебедя и упал пе-
ред Господом, как золотой жезл. Когда вайшнавы хотят выразить
кому-либо почтение, они склоняются перед ним в поклоне, называ-
емом дандават. Это слово буквально значит =упасть, как палка=.
Выражая почтение вайшнаву, занимающему более высокое положе-
ние, нужно пасть ниц, оставаясь прямым, как палка. Точно так же
Брахма упал ниц перед Верховным Господом, выражая Ему почте-
ние. И поскольку кожа Брахмы золотистого цвета, он был похож
на золотой жезл, лежащий перед Господом Кришной. Каждый из
шлемов на четырех головах Брахмы касался лотосоподобных стоп
Кришны. Брахма был очень счастлив и проливал слезы радости,
омывая ими лотосоподобные стопы Господа. Он снова и снова па-
дал и вставал, каждый раз вспоминая Его чудесные деяния. После
множества поклонов Брахма поднялся и вытер глаза. Увидев перед
собой Господа, он с благоговейным трепетом и с великим смире-
нием начал возносить Ему молитвы.
На этом заканчивается тринадцатая глава книги Бхактиве-
данты =Кришна=, которая называется =Как Брахма украл маль-
чиков и телят=.
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий