ГЛАВА 3. Рождение Господа Кришны

Рождение Господа Кришны

    В "Бхагавад-гите" Господь говорит, что  Его  приход  в  мате-
  риальный мир, Его рождение и деяния трансцентны и  что  всякий,
  кто познал их суть, получает право войти  в  духовное  царство.
  Явление, или рождение, Господа не похоже на  рождение  обычного
  человека, который вынужден получать материальное тело  в  соот-
  ветствии с делами и поступками, совершенными в прошлом. О  цели
  явления Господа уже говорилось во второй главе: Он  приходит  в
  этот мир ради Своего божественного удовольствия.

  Когда наступило время явления Господа, созвездия  расположились
самым благоприятным образом. Астрологическое  влияние  звезды  по
имени Рохини усилилось и стало преобладающим. Считается, что  эта
звезда, которой повелевает сам Господь Брахма, приносит счастье и
удачу.

    В соответствии с законами астрологии,  помимо  благоприятного
  расположения звезд, существуют также благоприятные  или  небла-
  гоприятные периоды времени, связанные с  расположением  планет-
  ных систем. Перед рождением Кришны планеты  сами  собой  заняли
  такое положение, что все условия оказались благоприятными.

  В то время повсюду: на востоке, на западе, на юге и на севере -
царили мир и благоденствие.  На  небе  светили  дарующие  счастье
звезды, и на земле во всех городах и деревнях, на всех пастбищах,
а также в умах людей появились добрые  знамения.  Реки  полнились
водами, а на озерах распускались прекрасные цветы лотоса.  В  ле-
сах можно было услышать нежные трели чудесных птиц и увидеть бла-
городных павлинов, танцующих со своими супругами. Дул легкий  ве-
терок, разнося аромат цветов и лаская всех своим  прикосновением.
Брахманы, привыкшие возжигать жертвенный огонь, увидели, что в их
домах снова можно совершать жертвоприношения. Из-за  препятствий,
которые чинили царствующие демоны, брахманы почти перестали зажи-
гать жертвенный огонь. Запрет жертвоприношений тревожил ум  брах-
манов и мешал их делам. Однако незадолго до  рождения  Кришны  их
умы наполнились радостью: они услышали божественные звуки  с  не-
бес, возвещавшие пришествие Верховного Господа. Обитатели  планет
гандхарвов и киннаров запели, а жители Сиддхалоки и планет  чара-
нов начали возносить молитвы, славя Верховную Личность  Бога.  На
райских планетах апсары, а также видьядхары вместе со своими  же-
нами принялись танцевать.
  Великие мудрецы и полубоги радостно осыпали землю  цветами.  На
морском берегу мягко шелестели волны, а в небе над  морем  собра-
лись тучи и слышались приглушенные раскаты грома.
  Когда все было готово, Господь Вишну, пребывающий в сердце каж-
дого, явился во тьме ночи как Верховная Личность Бога и  предстал
перед Деваки, похожей на богиню. Явление Господа  Вишну  в  такое
время было подобно восходу полной  луны  на  востоке.

    Нас могут спросить: если Господь  Кришна  явился  на  восьмой
  день убывающей луны, как могла луна быть полной? В ответ на это
  скажем лишь, что Господь Кришна родился в династии, ведущей на-
  чало от бога Луны, поэтому луна была охвачена радостью и по ми-
  лости Кришны казалась полной, хотя и не могла быть полной в  ту
  ночь.

    В астрономическом трактате "Кхаманикья" подробно описано рас-
  положение созвездий во время явления Господа Кришны.  Там  под-
  тверждается, что ребенок, родившийся в столь благоприятное вре-
  мя, был Верховным Брахманом, Абсолютной Истиной.

  Васудева увидел чудесного младенца с четырьмя руками,  в  кото-
рых Он держал раковину, булаву, диск и цветок лотоса.  Его  грудь
была украшена знаком Шриватсы и драгоценным  ожерельем  с  камнем
Каустубха. Одет Он был в желтый шелк и сверкал, как черная грозо-
вая туча. На Нем был шлем,  украшенный  драгоценным  камнем  Вай-
дурья, браслеты, серьги  и  другие  драгоценности.  Из-под  шлема
струились красивые густые волосы. Васудева был поражен  необычай-
ным видом ребенка. Откуда у новорожденного  такие  украшения?  Он
понял, что родился Господь Кришна, и был потрясен. Васудева  сми-
ренно размышлял о том, что, хотя он  -  обычное  живое  существо,
обусловленное материальной природой, и сейчас заключен  в  тюрьму
Камсой, вездесущий Верховный Господь Вишну (Кришна),  приняв  об-
лик ребенка, явился в его доме таким, какой Он есть. Земное  дитя
не может родиться с четырьмя руками, с драгоценностями,  в  доро-
гой одежде и со всеми знаками Верховной Личности  Бога.  Снова  и
снова Васудева смотрел на своего новорожденного сына и размышлял,
как отпраздновать это благословенное событие.  "Обычно,  -  думал
он, - в семье, где рождается мальчик,  устраивают  веселое  праз-
днество, а в моем доме, хоть я и в тюрьме, родился  Бог,  Верхов-
ная Личность. Сколько же празднеств должен я провести, чтобы  от-
метить этот благословенный час!"
  Глядя на новорожденного, Васудева, которого также называют Ана-
кадундубхи, был так счастлив, что ему хотелось отдать в дар брах-
манам тысячи коров. По ведическим обычаям, когда  во  дворце  ца-
ря-кшатрия отмечается какое-нибудь радостное событие,  царь  раз-
дает щедрые пожертвования. В это время брахманам и  мудрецам  да-
рят коров, на которых надевают золотые украшения.  Васудева  тоже
хотел раздать пожертвования, чтобы отпраздновать рождение Кришны,
но не мог, поскольку находился в тюрьме у Камсы. Тогда он мыслен-
но подарил брахманам тысячи коров.
  Когда Васудева убедился, что новорожденный - это  Бог,  Верхов-
ная Личность, он склонился перед Ним и, сложив ладони, начал воз-
носить молитвы. В это время Васудева был охвачен духовной  радос-
тью и совершенно не боялся Камсы. Комната, в которой появился но-
ворожденный мальчик, была озарена исходившим от Него сиянием.
  Васудева сказал: "О Господь, я понимаю, кто Ты. Ты -  Верховная
Личность Бога, Сверхдуша всех живых существ и Абсолютная  Истина.
Ты явился в Своей вечной форме и  предстал  перед  нашим  взором.
Зная, как я боюсь Камсы, Ты пришел, чтобы избавить меня от  стра-
ха. Ты не принадлежишь к материальному миру. Ты - Тот, кто,  бро-
сив один взгляд на материальную природу, творит мироздание".

    Кто-то может  возразить:  Верховный  Господь,  который  одним
  взглядом создает целые миры, не мог появиться  в  лоне  Деваки,
  жены Васудевы. Но Васудева сказал:

  "О Господь, вовсе не удивительно, что Ты вошел в  лоно  Деваки,
ибо подобным образом был сотворен весь материальный мир. В  Своем
воплощении Маха-Вишну Ты возлежал на водах Причинного  океана,  и
из Твоего дыхания  возникали  бесчисленные  вселенные.  Затем  Ты
вступил в каждую из этих вселенных как Гарбходакашайи Вишну. Пос-
ле этого как Кширодакашайи Вишну Ты вошел в сердца всех живых су-
ществ и даже в атомы. Так же можно объяснить и Твое  появление  в
лоне Деваки. Ты будто бы вошел туда, но в  то  же  время  остался
вездесущим. Ты вошел и не вошел в лоно Деваки, и понять это помо-
гут примеры из материального мира. Совокупная материальная  энер-
гия остается единой даже после того, как разделяется на  шестнад-
цать первоэлементов. Материальное тело - это не что иное, как со-
четание пяти материальных стихий: земли, воды,  огня,  воздуха  и
эфира. Всякий раз, когда появляется материальное  тело,  кажется,
будто эти стихии созданы только что, но на самом деле они  сущес-
твуют всегда, существуют и вне материального тела. Точно так  же,
хотя Ты явился как ребенок во чреве Деваки, Ты существуешь и  вне
его. Ты всегда остаешься в Своей обители  и  одновременно  прини-
маешь миллионы различных форм.

  Чтобы понять Твое явление, нужно обладать  недюжинным  разумом,
ибо Ты  -  источник  материальной  энергии.  Ты  излучаешь  мате-
риальную энергию, подобно  тому  как  солнце  излучает  солнечный
свет. Солнечный свет не может скрыть Солнце. Так  и  материальная
энергия, исходящая от Тебя, не может скрыть Тебя Самого. Кажется,
что Ты находишься в трех гунах материальной природы,  но  в  дей-
ствительности они не могут властвовать над  Тобой.  Это  понимают
все истинно мудрые философы. Иными словами, материальная  энергия
не может скрыть Тебя, даже если кажется, что Ты находишься  внут-
ри ее".

    Из Вед мы знаем, что  Верховный  Брахман  озаряет  все  сущее
  Своим сиянием. В "Брахма-самхите" говорится, что  брахмаджьоти,
  сияние Брахмана, исходит от тела Верховной Личности Бога. А  из
  сияния Брахмана возникает весь сотворенный мир. В  "Бхагавадги-
  те" также сказано, что основой сияния Брахмана является Верхов-
  ный Господь. Поэтому Он - первопричина всего сущего. Однако  не
  слишком разумные люди думают, что, когда Верховный Господь нис-
  ходит в материальный мир, Он приобретает материальные качества.
  Такие выводы необоснованны, и к ним приходят  только  недалекие
  люди.

    Верховная Личность Бога прямо или косвенно  пребывает  всюду:
  вне материального мира и внутри его. В материальном  мире  Гос-
  подь пребывает не только как Гарбходакашайи Вишну - Он находит-
  ся и внутри атомов, которые  существуют  только  благодаря  Его
  присутствию. Ничто не отделимо от Его бытия. В Ведах  говорится
  о необходимости искать Высшую Душу, или первопричину всего, ибо
  все сущее связано с Высшей Душой. Материальный  мир  также  яв-
  ляется преобразованием энергии Бога, от  которого  исходят  как
  неживая материя, так и жизненная сила - душа.  Только  неразум-
  ные могут думать, что Верховный Господь, появляясь в этом мире,
  обусловливается материей. Даже если кажется, что  Бог  получает
  материальное тело, Он не подчиняется законам материальной  при-
  роды. Кришна пришел в этот мир и развенчал все ложные умозаклю-
  чения о явлении и уходе Верховной Личности Бога.

  "О Господь, Твое явление, Твое пребывание в этом мире и уход из
него не подвержены действию материальных гун. Поскольку Ты - Вер-
ховный Брахман и повелитель всего сущего, в Тебе нет ничего  про-
тиворечивого или непонятного. Как  Ты  Сам  сказал,  материальная
природа действует под Твоим началом, подобно  тому  как  государ-
ственный служащий работает под началом своего руководителя.  Дея-
тельность подвластной Тебе природы не оказывает на Тебя  никакого
влияния. Ты - Верховный Брахман, поэтому  все  существует  внутри
Тебя, и, поскольку материальная природа действует под Твоим нача-
лом, ее деятельность никак не затрагивает Тебя Самого.
  Тебя называют шуклам.  Шуклам,  белизна,  -  символ  Абсолютной
Истины, не подверженной влиянию материальных гун. Господа  Брахму
называют ракта, красным, так как Он  олицетворяет  гуну  страсти,
гуну созидания. Управлять гуной тьмы поручено Господу Шиве, кото-
рый разрушает материальный космос. Мироздание творят, разрушают и
сохраняют Твои энергии, однако все это никак не затрагивает  Тебя
Самого. В Ведах сказано: харир хи  ниргунах  сакшат  -  Верховный
Господь не подвержен влиянию материальных гун.  Говорится  также,
что гуны страсти и невежества отсутствуют в  личности  Верховного
Господа.

  О Всевышний, Ты - Вседержитель, Верховная Личность Бога,  вели-
чайший среди великих. Ты - хранитель мирового порядка. И  все  же
Ты милостиво явился в моем доме. Ты  пришел  в  этот  мир,  чтобы
уничтожить безбожных властителей, которые рядятся в  одежды  цар-
ствующих особ, но на самом деле являются демонами. Я уверен,  что
Ты сотрешь их с лица земли вместе с их подручными и воинами.

  Ты явился, чтобы уничтожить злодея Камсу  и  его  приспешников.
Но, зная о том, что Ты должен будешь его убить, Камса  уже  погу-
бил много наших детей, Твоих старших братьев, и сейчас  ждет  из-
вестия о Твоем рождении. Получив его, он немедленно явится с ору-
жием в руках, чтобы убить Тебя".

  Вслед за Васудевой, молитвы Господу вознесла Деваки, мать Криш-
ны. Она была очень напугана злодеяниями своего брата. Деваки ска-
зала: "О Господь, Твои вечные формы - Нараяна, Господь Рама, Хая-
ширша, Вараха, Нрисимха, Вамана, Баладева и миллионы других  воп-
лощений, исходящих от Вишну - названы в ведических писаниях изна-
чальными. Ты изначален потому, что Твои воплощения  не  принадле-
жат к материальному миру. Ты существовал и до его сотворения. Все
Твои формы вечны и вездесущи.  Они  также  излучают  сияние,  они
неизменны и не осквернены гунами материальной природы. Твои  воп-
лощения вечны, исполнены знания и блаженства. Они находятся в гу-
не чистой благости и всегда предаются разнообразным играм. У  Те-
бя много трансцентных, вечных форм, и все они  самодостаточны.  Я
знаю, что Ты - Верховный Господь Вишну.

  Через много миллионов лет, когда закончит свой  жизненный  путь
Господь Брахма, наступит время разрушения материальной вселенной.
И тогда пять стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир - войдут в
махат-таттву. Под воздействием времени махат-таттва войдет в  со-
вокупную материальную энергию, которая затем  войдет  в  источник
этой энергии - прадхану, а прадхана войдет в Тебя. После того как
материальный космос будет полностью разрушен,  останешься  только
Ты один со Своим трансцентным именем, телом, качествами и окруже-
нием.

  О Господь, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, ибо  Ты
- повелитель непроявленной совокупной энергии, изначальный источ-
ник материальной природы. О Господь, весь материальный космос на-
ходится во власти времени, складывающегося из  мгновений  и  лет.
Все здесь совершается под Твоим надзором. Ты - изначальный влады-
ка всего, источник всех могущественных энергий.

  Обусловленные души беспрестанно переселяются из одного  тела  в
другое, с одной планеты на другую, и  все  же  не  могут  освобо-
диться от оков рождения и смерти. Но, когда заполоненное  страхом
живое существо найдет прибежище у Твоих лотосоподобных стоп,  оно
сможет укрыться там, не боясь прихода грозной смерти".

    Эти слова Деваки Господь Сам подтверждает в  "Бхагавад-гите".
  Там Он говорит, что в целой вселенной, от Брахмалоки и до Пата-
  лалоки, не найти места, где не существовало бы рождения,  смер-
  ти, болезней и старости. Но тому, кто войдет  в  царство  Бога,
  уже не придется возвращаться в материальный мир.

  "Поэтому я прошу Тебя, о Господь, спаси меня  от  жестоких  рук
Камсы, сына Уграсены. Молю Тебя, Господи, избавь меня от овладев-
шего мной страха, ибо Ты всегда готов защитить  тех,  кто  служит
Тебе".

    Господь подтвердил эти слова Деваки в "Бхагавад-гите",  заве-
  рив Арджуну: "Можешь объявить всему миру, что Мой преданный ни-
  когда не погибнет!"

  Обращаясь к Господу с мольбой о спасении, Деваки, однако, проя-
вила истинно материнскую любовь и заботу. "Я знаю, - сказала она,
- что Твой трансцентный облик постигают в процессе медитации  ве-
ликие мудрецы, но я все равно испытываю страх,  потому  что,  как
только Камса узнает о Твоем рождении,  он  может  причинить  Тебе
вред. Поэтому я прошу, чтобы на время Ты стал невидимым  для  на-
ших материальных глаз". Другими словами, Деваки  просила  Господа
принять облик обычного  ребенка.  "Я  боюсь  своего  брата  Камсу
только потому, что у меня появился  Ты.  О  Господь  Мадхусудана,
Камса, наверное, не знает, что Ты уже родился.  Поэтому  я  прошу
Тебя скрыть Твой облик с четырьмя руками, в  которых  Ты  держишь
четыре символа Вишну: раковину, диск, булаву и цветок  лотоса.  О
Господь, после разрушения материального космоса вся вселенная по-
коится в Твоем теле, и все же Ты по Своей  неизъяснимой,  беспри-
чинной милости явился в моем лоне. Я изумлена тем,  что  Ты  дей-
ствуешь совсем как обычный человек только для того, чтобы  доста-
вить радость Своей преданной".

  Выслушав молитвы Деваки, Господь  ответил:  "Матушка,  в  эпоху
Сваямбхувы Ману Мой отец, Васудева, был одним из Праджапати. Тог-
да его звали Сутапа, а ты была его женой и звалась Пришни.  В  то
время Господь Брахма хотел увеличить число обитателей вселенной и
попросил вас произвести потомство. Вы  обуздали  свои  чувства  и
предались аскезе. Выполняя дыхательные упражнения йоги, ты и твой
муж смогли противостоять законам материального мира  и  научились
переносить проливные дожди, сильные ветры и палящий  жар  солнца.
Вы также следовали всем религиозным заповедям. Таким  образом  вы
смогли очистить свое сердце и преодолеть  влияние  законов  мате-
риальной природы. Занимаясь подвижничеством, вы  питались  только
опавшими листьями. Так, усмирив ум и зов своей плоти, вы поклоня-
лись Мне, ожидая от Меня чудесного благословения. Вы  предавались
аскезе двенадцать тысяч лет по исчислению богов. И все это  время
ваши мысли были поглощены только Мной. Когда вы преданно  служили
Мне с постоянной думой обо Мне в сердце, Я был очень доволен  ва-
ми. Поэтому, о безгрешная мать, твое сердце всегда остается  чис-
тым. Тогда, исполняя твое желание, Я явился перед тобой  в  таком
же облике, как теперь, и позволил просить у Меня всего, чего  за-
хочешь. В то время ты пожелала, чтобы Я стал твоим сыном. Хотя ты
видела Меня перед собой, под влиянием Моей энергии  ты  попросила
Меня стать твоим сыном, вместо того чтобы просить о полном  осво-
бождении от материального рабства".

    Итак, перед тем как низойти в материальный мир, Господь  выб-
  рал Себе мать и отца: Пришни и Сутапу. Когда Господь является в
  человеческом облике, у Него должны быть мать и отец, поэтому он
  избрал Пришни и Сутапу Своими вечными родителями. По этой  при-
  чине ни Пришни, ни Сутапа не могли просить Господа об  освобож-
  дении. Для преданного освобождение не  так  важно,  как  полное
  любви трансцентное служение  Господу.  Господь  мог  немедленно
  дать им обоим освобождение, но предпочел оставить  их  в  мате-
  риальном мире ради Своих будущих пришествий, о  чем  мы  узнаем
  далее.

  Когда Господь благословил Пришни и Сутапу быть Его  родителями,
они прекратили аскезу и стали жить как муж и жена,  чтобы  зачать
ребенка, которым будет Сам Верховный Господь.

  В назначенный срок Пришни забеременела  и  затем  родила  сына.
Господь сказал Деваки и Васудеве: "В то время я носил имя Пришни-
гарбха. В следующую эпоху вы родились как Адити и  Кашьяпа,  а  Я
был вашим сыном по имени Упра. Тогда Я появился в облике карлика,
и по этой причине Меня звали Ваманадева. Согласно  благословению,
Я должен был трижды стать вашим сыном. В первый  раз  меня  знали
как Пришнигарбху, родившегося у  Пришни  и  Сутапы,  в  следующем
Своем рождении Я был Упрой, сыном Адити и Кашьяпы,  и  теперь,  в
третий раз, Я родился у вас, Деваки и  Васудевы,  как  Кришна.  Я
появился в образе Вишну, чтобы вы убедились, что Я  тот  же  Бог,
Верховная Личность, родившийся еще раз. Я мог появиться в  облике
обычного ребенка, но тогда вы бы не поверили, что Деваки носила в
своем чреве Верховную Личность Бога. Дорогие отец и  мать,  много
раз вы растили меня с заботой и любовью  как  вашего  сына,  и  Я
очень доволен вами и очень обязан вам. Обещаю, что на этот раз вы
вернетесь домой, к Богу, ибо вы  в  совершенстве  исполнили  свою
миссию. Я знаю, вы очень тревожитесь обо  Мне  и  боитесь  Камсы.
Поэтому приказываю сейчас же отнести меня в Гокулу и обменять  на
дочь, только что родившуюся у Яшоды".

  Сказав все это Своему отцу и матери, Господь у  них  на  глазах
принял облик обычного ребенка и замолчал.

  Выполняя волю Верховной Личности  Бога,  Васудева  приготовился
вынести своего сына из темницы, где Тот родился, и как раз в  это
время у Нанды и Яшоды родилась дочь. Это была Йогамайя,  внутрен-
няя энергия Господа. Под ее чарами все обитатели дворца Камсы,  и
прежде всего стража, погрузились в глубокий сон, а все двери рас-
крылись, хотя были заперты засовами и железными цепями. Ночь  бы-
ла очень темной, но, когда Васудева взял Кришну на руки  и  вышел
из дворца, он мог видеть все вокруг, как при свете солнца.

    В "Чайтанья-чаритамрите" говорится, что Кришна  подобен  сол-
  нечному свету и потому там, где находится Кришна, нет места ил-
  люзорной энергии, подобной тьме.

  Когда Васудева нес Кришну, ночная  тьма  отступила.  Все  двери
тюрьмы сами собой отворились. В небе грянул гром и полил  сильный дождь.

Когда Васудева нес своего сына, Кришну, под проливным дож-
дем, Господь Шеша в облике змея  раскинул  над  головой  Васудевы
Свои капюшоны, чтобы защитить его от дождя. Васудева вышел на бе-
рег Ямуны и увидел, что вода в ней бушует и пенится. Но,  несмот-
ря на ненастье, воды реки расступились и позволили  Васудеве  пе-
рейти на другой берег, подобно тому как Индийский океан дал  про-
ход Господу Раме, когда Тот строил мост через пролив. Так Васуде-
ва перешел через Ямуну.  Достигнув  противоположного  берега,  он
направился к дому Махараджи Нанды, находившемуся в Гокуле. Там он
увидел, что все пастухи спят глубоким сном. Он тихо вошел в  дом,
подошел к постели Яшоды и без труда обменял своего сына на лежав-
шую там новорожденную девочку. После этого  Васудева  вернулся  в
тюрьму Камсы и молча отдал девочку в руки Деваки. Он снова  надел
на себя кандалы, чтобы Камса не узнал о том, что случилось в  эту
ночь.

  Яшода поняла, что родила ребенка, но, утомленная родами,  сразу
же крепко уснула. Проснувшись, она не могла вспомнить, кого роди-
ла: мальчика или девочку.

  На  этом  заканчивается  третья  глава   книги    Бхактиведанты
"Кришна", которая называется "Рождение Господа Кришны".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий