Рождение Господа Кришны
В "Бхагавад-гите" Господь говорит, что Его приход в мате-
риальный мир, Его рождение и деяния трансцентны и что всякий,
кто познал их суть, получает право войти в духовное царство.
Явление, или рождение, Господа не похоже на рождение обычного
человека, который вынужден получать материальное тело в соот-
ветствии с делами и поступками, совершенными в прошлом. О цели
явления Господа уже говорилось во второй главе: Он приходит в
этот мир ради Своего божественного удовольствия.
Когда наступило время явления Господа, созвездия расположились
самым благоприятным образом. Астрологическое влияние звезды по
имени Рохини усилилось и стало преобладающим. Считается, что эта
звезда, которой повелевает сам Господь Брахма, приносит счастье и
удачу.
В соответствии с законами астрологии, помимо благоприятного
расположения звезд, существуют также благоприятные или небла-
гоприятные периоды времени, связанные с расположением планет-
ных систем. Перед рождением Кришны планеты сами собой заняли
такое положение, что все условия оказались благоприятными.
В то время повсюду: на востоке, на западе, на юге и на севере -
царили мир и благоденствие. На небе светили дарующие счастье
звезды, и на земле во всех городах и деревнях, на всех пастбищах,
а также в умах людей появились добрые знамения. Реки полнились
водами, а на озерах распускались прекрасные цветы лотоса. В ле-
сах можно было услышать нежные трели чудесных птиц и увидеть бла-
городных павлинов, танцующих со своими супругами. Дул легкий ве-
терок, разнося аромат цветов и лаская всех своим прикосновением.
Брахманы, привыкшие возжигать жертвенный огонь, увидели, что в их
домах снова можно совершать жертвоприношения. Из-за препятствий,
которые чинили царствующие демоны, брахманы почти перестали зажи-
гать жертвенный огонь. Запрет жертвоприношений тревожил ум брах-
манов и мешал их делам. Однако незадолго до рождения Кришны их
умы наполнились радостью: они услышали божественные звуки с не-
бес, возвещавшие пришествие Верховного Господа. Обитатели планет
гандхарвов и киннаров запели, а жители Сиддхалоки и планет чара-
нов начали возносить молитвы, славя Верховную Личность Бога. На
райских планетах апсары, а также видьядхары вместе со своими же-
нами принялись танцевать.
Великие мудрецы и полубоги радостно осыпали землю цветами. На
морском берегу мягко шелестели волны, а в небе над морем собра-
лись тучи и слышались приглушенные раскаты грома.
Когда все было готово, Господь Вишну, пребывающий в сердце каж-
дого, явился во тьме ночи как Верховная Личность Бога и предстал
перед Деваки, похожей на богиню. Явление Господа Вишну в такое
время было подобно восходу полной луны на востоке.
Нас могут спросить: если Господь Кришна явился на восьмой
день убывающей луны, как могла луна быть полной? В ответ на это
скажем лишь, что Господь Кришна родился в династии, ведущей на-
чало от бога Луны, поэтому луна была охвачена радостью и по ми-
лости Кришны казалась полной, хотя и не могла быть полной в ту
ночь.
В астрономическом трактате "Кхаманикья" подробно описано рас-
положение созвездий во время явления Господа Кришны. Там под-
тверждается, что ребенок, родившийся в столь благоприятное вре-
мя, был Верховным Брахманом, Абсолютной Истиной.
Васудева увидел чудесного младенца с четырьмя руками, в кото-
рых Он держал раковину, булаву, диск и цветок лотоса. Его грудь
была украшена знаком Шриватсы и драгоценным ожерельем с камнем
Каустубха. Одет Он был в желтый шелк и сверкал, как черная грозо-
вая туча. На Нем был шлем, украшенный драгоценным камнем Вай-
дурья, браслеты, серьги и другие драгоценности. Из-под шлема
струились красивые густые волосы. Васудева был поражен необычай-
ным видом ребенка. Откуда у новорожденного такие украшения? Он
понял, что родился Господь Кришна, и был потрясен. Васудева сми-
ренно размышлял о том, что, хотя он - обычное живое существо,
обусловленное материальной природой, и сейчас заключен в тюрьму
Камсой, вездесущий Верховный Господь Вишну (Кришна), приняв об-
лик ребенка, явился в его доме таким, какой Он есть. Земное дитя
не может родиться с четырьмя руками, с драгоценностями, в доро-
гой одежде и со всеми знаками Верховной Личности Бога. Снова и
снова Васудева смотрел на своего новорожденного сына и размышлял,
как отпраздновать это благословенное событие. "Обычно, - думал
он, - в семье, где рождается мальчик, устраивают веселое праз-
днество, а в моем доме, хоть я и в тюрьме, родился Бог, Верхов-
ная Личность. Сколько же празднеств должен я провести, чтобы от-
метить этот благословенный час!"
Глядя на новорожденного, Васудева, которого также называют Ана-
кадундубхи, был так счастлив, что ему хотелось отдать в дар брах-
манам тысячи коров. По ведическим обычаям, когда во дворце ца-
ря-кшатрия отмечается какое-нибудь радостное событие, царь раз-
дает щедрые пожертвования. В это время брахманам и мудрецам да-
рят коров, на которых надевают золотые украшения. Васудева тоже
хотел раздать пожертвования, чтобы отпраздновать рождение Кришны,
но не мог, поскольку находился в тюрьме у Камсы. Тогда он мыслен-
но подарил брахманам тысячи коров.
Когда Васудева убедился, что новорожденный - это Бог, Верхов-
ная Личность, он склонился перед Ним и, сложив ладони, начал воз-
носить молитвы. В это время Васудева был охвачен духовной радос-
тью и совершенно не боялся Камсы. Комната, в которой появился но-
ворожденный мальчик, была озарена исходившим от Него сиянием.
Васудева сказал: "О Господь, я понимаю, кто Ты. Ты - Верховная
Личность Бога, Сверхдуша всех живых существ и Абсолютная Истина.
Ты явился в Своей вечной форме и предстал перед нашим взором.
Зная, как я боюсь Камсы, Ты пришел, чтобы избавить меня от стра-
ха. Ты не принадлежишь к материальному миру. Ты - Тот, кто, бро-
сив один взгляд на материальную природу, творит мироздание".
Кто-то может возразить: Верховный Господь, который одним
взглядом создает целые миры, не мог появиться в лоне Деваки,
жены Васудевы. Но Васудева сказал:
"О Господь, вовсе не удивительно, что Ты вошел в лоно Деваки,
ибо подобным образом был сотворен весь материальный мир. В Своем
воплощении Маха-Вишну Ты возлежал на водах Причинного океана, и
из Твоего дыхания возникали бесчисленные вселенные. Затем Ты
вступил в каждую из этих вселенных как Гарбходакашайи Вишну. Пос-
ле этого как Кширодакашайи Вишну Ты вошел в сердца всех живых су-
ществ и даже в атомы. Так же можно объяснить и Твое появление в
лоне Деваки. Ты будто бы вошел туда, но в то же время остался
вездесущим. Ты вошел и не вошел в лоно Деваки, и понять это помо-
гут примеры из материального мира. Совокупная материальная энер-
гия остается единой даже после того, как разделяется на шестнад-
цать первоэлементов. Материальное тело - это не что иное, как со-
четание пяти материальных стихий: земли, воды, огня, воздуха и
эфира. Всякий раз, когда появляется материальное тело, кажется,
будто эти стихии созданы только что, но на самом деле они сущес-
твуют всегда, существуют и вне материального тела. Точно так же,
хотя Ты явился как ребенок во чреве Деваки, Ты существуешь и вне
его. Ты всегда остаешься в Своей обители и одновременно прини-
маешь миллионы различных форм.
Чтобы понять Твое явление, нужно обладать недюжинным разумом,
ибо Ты - источник материальной энергии. Ты излучаешь мате-
риальную энергию, подобно тому как солнце излучает солнечный
свет. Солнечный свет не может скрыть Солнце. Так и материальная
энергия, исходящая от Тебя, не может скрыть Тебя Самого. Кажется,
что Ты находишься в трех гунах материальной природы, но в дей-
ствительности они не могут властвовать над Тобой. Это понимают
все истинно мудрые философы. Иными словами, материальная энергия
не может скрыть Тебя, даже если кажется, что Ты находишься внут-
ри ее".
Из Вед мы знаем, что Верховный Брахман озаряет все сущее
Своим сиянием. В "Брахма-самхите" говорится, что брахмаджьоти,
сияние Брахмана, исходит от тела Верховной Личности Бога. А из
сияния Брахмана возникает весь сотворенный мир. В "Бхагавадги-
те" также сказано, что основой сияния Брахмана является Верхов-
ный Господь. Поэтому Он - первопричина всего сущего. Однако не
слишком разумные люди думают, что, когда Верховный Господь нис-
ходит в материальный мир, Он приобретает материальные качества.
Такие выводы необоснованны, и к ним приходят только недалекие
люди.
Верховная Личность Бога прямо или косвенно пребывает всюду:
вне материального мира и внутри его. В материальном мире Гос-
подь пребывает не только как Гарбходакашайи Вишну - Он находит-
ся и внутри атомов, которые существуют только благодаря Его
присутствию. Ничто не отделимо от Его бытия. В Ведах говорится
о необходимости искать Высшую Душу, или первопричину всего, ибо
все сущее связано с Высшей Душой. Материальный мир также яв-
ляется преобразованием энергии Бога, от которого исходят как
неживая материя, так и жизненная сила - душа. Только неразум-
ные могут думать, что Верховный Господь, появляясь в этом мире,
обусловливается материей. Даже если кажется, что Бог получает
материальное тело, Он не подчиняется законам материальной при-
роды. Кришна пришел в этот мир и развенчал все ложные умозаклю-
чения о явлении и уходе Верховной Личности Бога.
"О Господь, Твое явление, Твое пребывание в этом мире и уход из
него не подвержены действию материальных гун. Поскольку Ты - Вер-
ховный Брахман и повелитель всего сущего, в Тебе нет ничего про-
тиворечивого или непонятного. Как Ты Сам сказал, материальная
природа действует под Твоим началом, подобно тому как государ-
ственный служащий работает под началом своего руководителя. Дея-
тельность подвластной Тебе природы не оказывает на Тебя никакого
влияния. Ты - Верховный Брахман, поэтому все существует внутри
Тебя, и, поскольку материальная природа действует под Твоим нача-
лом, ее деятельность никак не затрагивает Тебя Самого.
Тебя называют шуклам. Шуклам, белизна, - символ Абсолютной
Истины, не подверженной влиянию материальных гун. Господа Брахму
называют ракта, красным, так как Он олицетворяет гуну страсти,
гуну созидания. Управлять гуной тьмы поручено Господу Шиве, кото-
рый разрушает материальный космос. Мироздание творят, разрушают и
сохраняют Твои энергии, однако все это никак не затрагивает Тебя
Самого. В Ведах сказано: харир хи ниргунах сакшат - Верховный
Господь не подвержен влиянию материальных гун. Говорится также,
что гуны страсти и невежества отсутствуют в личности Верховного
Господа.
О Всевышний, Ты - Вседержитель, Верховная Личность Бога, вели-
чайший среди великих. Ты - хранитель мирового порядка. И все же
Ты милостиво явился в моем доме. Ты пришел в этот мир, чтобы
уничтожить безбожных властителей, которые рядятся в одежды цар-
ствующих особ, но на самом деле являются демонами. Я уверен, что
Ты сотрешь их с лица земли вместе с их подручными и воинами.
Ты явился, чтобы уничтожить злодея Камсу и его приспешников.
Но, зная о том, что Ты должен будешь его убить, Камса уже погу-
бил много наших детей, Твоих старших братьев, и сейчас ждет из-
вестия о Твоем рождении. Получив его, он немедленно явится с ору-
жием в руках, чтобы убить Тебя".
Вслед за Васудевой, молитвы Господу вознесла Деваки, мать Криш-
ны. Она была очень напугана злодеяниями своего брата. Деваки ска-
зала: "О Господь, Твои вечные формы - Нараяна, Господь Рама, Хая-
ширша, Вараха, Нрисимха, Вамана, Баладева и миллионы других воп-
лощений, исходящих от Вишну - названы в ведических писаниях изна-
чальными. Ты изначален потому, что Твои воплощения не принадле-
жат к материальному миру. Ты существовал и до его сотворения. Все
Твои формы вечны и вездесущи. Они также излучают сияние, они
неизменны и не осквернены гунами материальной природы. Твои воп-
лощения вечны, исполнены знания и блаженства. Они находятся в гу-
не чистой благости и всегда предаются разнообразным играм. У Те-
бя много трансцентных, вечных форм, и все они самодостаточны. Я
знаю, что Ты - Верховный Господь Вишну.
Через много миллионов лет, когда закончит свой жизненный путь
Господь Брахма, наступит время разрушения материальной вселенной.
И тогда пять стихий: земля, вода, огонь, воздух и эфир - войдут в
махат-таттву. Под воздействием времени махат-таттва войдет в со-
вокупную материальную энергию, которая затем войдет в источник
этой энергии - прадхану, а прадхана войдет в Тебя. После того как
материальный космос будет полностью разрушен, останешься только
Ты один со Своим трансцентным именем, телом, качествами и окруже-
нием.
О Господь, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой, ибо Ты
- повелитель непроявленной совокупной энергии, изначальный источ-
ник материальной природы. О Господь, весь материальный космос на-
ходится во власти времени, складывающегося из мгновений и лет.
Все здесь совершается под Твоим надзором. Ты - изначальный влады-
ка всего, источник всех могущественных энергий.
Обусловленные души беспрестанно переселяются из одного тела в
другое, с одной планеты на другую, и все же не могут освобо-
диться от оков рождения и смерти. Но, когда заполоненное страхом
живое существо найдет прибежище у Твоих лотосоподобных стоп, оно
сможет укрыться там, не боясь прихода грозной смерти".
Эти слова Деваки Господь Сам подтверждает в "Бхагавад-гите".
Там Он говорит, что в целой вселенной, от Брахмалоки и до Пата-
лалоки, не найти места, где не существовало бы рождения, смер-
ти, болезней и старости. Но тому, кто войдет в царство Бога,
уже не придется возвращаться в материальный мир.
"Поэтому я прошу Тебя, о Господь, спаси меня от жестоких рук
Камсы, сына Уграсены. Молю Тебя, Господи, избавь меня от овладев-
шего мной страха, ибо Ты всегда готов защитить тех, кто служит
Тебе".
Господь подтвердил эти слова Деваки в "Бхагавад-гите", заве-
рив Арджуну: "Можешь объявить всему миру, что Мой преданный ни-
когда не погибнет!"
Обращаясь к Господу с мольбой о спасении, Деваки, однако, проя-
вила истинно материнскую любовь и заботу. "Я знаю, - сказала она,
- что Твой трансцентный облик постигают в процессе медитации ве-
ликие мудрецы, но я все равно испытываю страх, потому что, как
только Камса узнает о Твоем рождении, он может причинить Тебе
вред. Поэтому я прошу, чтобы на время Ты стал невидимым для на-
ших материальных глаз". Другими словами, Деваки просила Господа
принять облик обычного ребенка. "Я боюсь своего брата Камсу
только потому, что у меня появился Ты. О Господь Мадхусудана,
Камса, наверное, не знает, что Ты уже родился. Поэтому я прошу
Тебя скрыть Твой облик с четырьмя руками, в которых Ты держишь
четыре символа Вишну: раковину, диск, булаву и цветок лотоса. О
Господь, после разрушения материального космоса вся вселенная по-
коится в Твоем теле, и все же Ты по Своей неизъяснимой, беспри-
чинной милости явился в моем лоне. Я изумлена тем, что Ты дей-
ствуешь совсем как обычный человек только для того, чтобы доста-
вить радость Своей преданной".
Выслушав молитвы Деваки, Господь ответил: "Матушка, в эпоху
Сваямбхувы Ману Мой отец, Васудева, был одним из Праджапати. Тог-
да его звали Сутапа, а ты была его женой и звалась Пришни. В то
время Господь Брахма хотел увеличить число обитателей вселенной и
попросил вас произвести потомство. Вы обуздали свои чувства и
предались аскезе. Выполняя дыхательные упражнения йоги, ты и твой
муж смогли противостоять законам материального мира и научились
переносить проливные дожди, сильные ветры и палящий жар солнца.
Вы также следовали всем религиозным заповедям. Таким образом вы
смогли очистить свое сердце и преодолеть влияние законов мате-
риальной природы. Занимаясь подвижничеством, вы питались только
опавшими листьями. Так, усмирив ум и зов своей плоти, вы поклоня-
лись Мне, ожидая от Меня чудесного благословения. Вы предавались
аскезе двенадцать тысяч лет по исчислению богов. И все это время
ваши мысли были поглощены только Мной. Когда вы преданно служили
Мне с постоянной думой обо Мне в сердце, Я был очень доволен ва-
ми. Поэтому, о безгрешная мать, твое сердце всегда остается чис-
тым. Тогда, исполняя твое желание, Я явился перед тобой в таком
же облике, как теперь, и позволил просить у Меня всего, чего за-
хочешь. В то время ты пожелала, чтобы Я стал твоим сыном. Хотя ты
видела Меня перед собой, под влиянием Моей энергии ты попросила
Меня стать твоим сыном, вместо того чтобы просить о полном осво-
бождении от материального рабства".
Итак, перед тем как низойти в материальный мир, Господь выб-
рал Себе мать и отца: Пришни и Сутапу. Когда Господь является в
человеческом облике, у Него должны быть мать и отец, поэтому он
избрал Пришни и Сутапу Своими вечными родителями. По этой при-
чине ни Пришни, ни Сутапа не могли просить Господа об освобож-
дении. Для преданного освобождение не так важно, как полное
любви трансцентное служение Господу. Господь мог немедленно
дать им обоим освобождение, но предпочел оставить их в мате-
риальном мире ради Своих будущих пришествий, о чем мы узнаем
далее.
Когда Господь благословил Пришни и Сутапу быть Его родителями,
они прекратили аскезу и стали жить как муж и жена, чтобы зачать
ребенка, которым будет Сам Верховный Господь.
В назначенный срок Пришни забеременела и затем родила сына.
Господь сказал Деваки и Васудеве: "В то время я носил имя Пришни-
гарбха. В следующую эпоху вы родились как Адити и Кашьяпа, а Я
был вашим сыном по имени Упра. Тогда Я появился в облике карлика,
и по этой причине Меня звали Ваманадева. Согласно благословению,
Я должен был трижды стать вашим сыном. В первый раз меня знали
как Пришнигарбху, родившегося у Пришни и Сутапы, в следующем
Своем рождении Я был Упрой, сыном Адити и Кашьяпы, и теперь, в
третий раз, Я родился у вас, Деваки и Васудевы, как Кришна. Я
появился в образе Вишну, чтобы вы убедились, что Я тот же Бог,
Верховная Личность, родившийся еще раз. Я мог появиться в облике
обычного ребенка, но тогда вы бы не поверили, что Деваки носила в
своем чреве Верховную Личность Бога. Дорогие отец и мать, много
раз вы растили меня с заботой и любовью как вашего сына, и Я
очень доволен вами и очень обязан вам. Обещаю, что на этот раз вы
вернетесь домой, к Богу, ибо вы в совершенстве исполнили свою
миссию. Я знаю, вы очень тревожитесь обо Мне и боитесь Камсы.
Поэтому приказываю сейчас же отнести меня в Гокулу и обменять на
дочь, только что родившуюся у Яшоды".
Сказав все это Своему отцу и матери, Господь у них на глазах
принял облик обычного ребенка и замолчал.
Выполняя волю Верховной Личности Бога, Васудева приготовился
вынести своего сына из темницы, где Тот родился, и как раз в это
время у Нанды и Яшоды родилась дочь. Это была Йогамайя, внутрен-
няя энергия Господа. Под ее чарами все обитатели дворца Камсы, и
прежде всего стража, погрузились в глубокий сон, а все двери рас-
крылись, хотя были заперты засовами и железными цепями. Ночь бы-
ла очень темной, но, когда Васудева взял Кришну на руки и вышел
из дворца, он мог видеть все вокруг, как при свете солнца.
В "Чайтанья-чаритамрите" говорится, что Кришна подобен сол-
нечному свету и потому там, где находится Кришна, нет места ил-
люзорной энергии, подобной тьме.
Когда Васудева нес Кришну, ночная тьма отступила. Все двери
тюрьмы сами собой отворились. В небе грянул гром и полил сильный дождь.
Когда Васудева нес своего сына, Кришну, под проливным дож-
дем, Господь Шеша в облике змея раскинул над головой Васудевы
Свои капюшоны, чтобы защитить его от дождя. Васудева вышел на бе-
рег Ямуны и увидел, что вода в ней бушует и пенится. Но, несмот-
ря на ненастье, воды реки расступились и позволили Васудеве пе-
рейти на другой берег, подобно тому как Индийский океан дал про-
ход Господу Раме, когда Тот строил мост через пролив. Так Васуде-
ва перешел через Ямуну. Достигнув противоположного берега, он
направился к дому Махараджи Нанды, находившемуся в Гокуле. Там он
увидел, что все пастухи спят глубоким сном. Он тихо вошел в дом,
подошел к постели Яшоды и без труда обменял своего сына на лежав-
шую там новорожденную девочку. После этого Васудева вернулся в
тюрьму Камсы и молча отдал девочку в руки Деваки. Он снова надел
на себя кандалы, чтобы Камса не узнал о том, что случилось в эту
ночь.
Яшода поняла, что родила ребенка, но, утомленная родами, сразу
же крепко уснула. Проснувшись, она не могла вспомнить, кого роди-
ла: мальчика или девочку.
На этом заканчивается третья глава книги Бхактиведанты
"Кришна", которая называется "Рождение Господа Кришны".
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий