После того как Кришна и Баларама благословили жен брахманов,
совершавших ведические жертвоприношения, Они увидели, что
пастухи тоже готовятся к одному из таких жертвоприношений, что-
бы умилостивить Индру, царя небес, посылающего на землю дож-
ди. Как сказано в =Чайтанья-чаритамрите=, преданный Кришны
твердо знает, что, если он погружен в сознание Кришны, трансцен-
дентное преданное служение Господу, он свободен от всех прочих
обязательств. Чистый преданный не обязан совершать ведические
обряды или поклоняться кому-либо из полубогов. Считается, что
тот, кто предан Господу Кришне, уже совершил все ведические ри-
туалы и все обряды поклонения полубогам. Совершая ведические
ритуалы и поклоняясь полубогам, нельзя получить доступ к пре-
данному служению Кришне, но, если человек целиком отдает себя
служению Господу, считается, что он уже выполнил все предписа-
ния Вед.
Чтобы Его преданные перестали поклоняться полубогам, Криш-
на, во время Своего пребывания во Вриндаване, решил утвердить
безусловное главенство преданного служения. Будучи всеведущей
Личностью Бога, Кришна знал, что пастухи готовят жертвоприно-
шение Индре, но, следуя обычаю, начал почтительно и смиренно
расспрашивать об этом старших, прежде всего Махараджу Нанду.
Кришна спросил Своего отца: =Дорогой отец, верно ли, что
готовится большое жертвоприношение? Какова его цель и кому
оно предназначено? Как оно совершается? Расскажи Мне об этом.
Я очень хочу узнать, как будет проходить это жертвоприношение,
и прошу тебя объяснить Мне его цель=. Услышав вопросы Криш-
ны, Махараджа Нанда ничего не ответил, полагая, что его малень-
кий сын не в состоянии понять все тонкости ягьи. Но Кришна
настаивал:
=Дорогой отец! У того, кто великодушен и свят, нет се-
кретов. Он никого не считает ни другом, ни врагом, ни сторонним
наблюдателем, потому что всегда открыт для каждого. Но даже
человек, который не столь возвышен, не должен ничего скрывать
от членов своей семьи и от друзей, хотя ему позволено хранить
секреты от врагов. Поэтому ты не должен ничего держать в тай-
не от Меня. В этом мире все люди заняты кармической деятель-
ностью. Некоторые знают, что она собой представляет и к чему
ведет, а другие действуют, не ведая ни цели, ни результатов сво-
их действий. Человек знающий добивается наилучшего результата.
А тот, кто трудится, не зная цели, получает совсем немного. Поэ-
тому, скажи, какова цель готовящегося жертвоприношения. Соот-
ветствует ли оно указаниям Вед? Или же это только обычай? Про-
шу, расскажи Мне подробно об этом жертвоприношении=.
В ответ на просьбу Кришны Махараджа Нанда сказал:
=Мой дорогой мальчик! Это более или менее традиционный обряд.
Поскольку дожди выпадают по милости царя Индры, а тучи - испол-
нители его воли, и поскольку вода нам жизненно необходима, мы
должны как-то отблагодарить Махараджу Индру, повелителя дож-
дей. Вот мы и устраиваем это жертвоприношение, стараясь угодить
царю небес, который милостиво прислал нам тучи, пролившие до-
статочно воды, чтобы созрел хороший урожай. Вода для нас очень
важна: без дождей мы не можем возделывать землю и выращивать
злаки. А без них мы не можем жить. Итак, дожди необходимы для
успешного совершения религиозных обрядов, для процветания на-
шего хозяйства и в конечном счете для освобождения. Поэтому нам
не следует отказываться от этого традиционного ритуала. Прене-
брежение им из жадности, вожделения или страха не сулит ничего
хорошего=.
Услышав это, Кришна, Верховная Личность Бога, в присутствии
Своего отца и всех старших пастухов Вриндавана начал говорить
так, чтобы Своими словами вызвать гнев царя небес. Он предложил
отказаться от жертвоприношения в честь Индры. Доказывая его
ненужность, Кришна привел два довода. Прежде всего, как сказано
в =Бхагавад-гите=, людям нет необходимости поклоняться полубо-
гам ради материальных благ. Результаты такого поклонения недол-
говечны и могут прельщать только неразумных людей. Во-вторых,
даже эти преходящие результаты даются с разрешения Верховной
Личности Бога. В =Бхагавад-гите= ясно сказано: майаива вихитан
хи тан. Те блага, которые люди надеются получить от полубогов,
в действительности дарует Верховный Господь. Без Его разреше-
ния ни одно живое существо не может облагодетельствовать ко-
го бы то ни было. Но иногда под влиянием материальной энергии
полубоги начинают заноситься и мнят себя единовластными пра-
вителями, забывая о главенстве Верховного Господа. В =Шримад-
Бхагаватам= ясно сказано, что в этом случае Кришна намеренно
хотел рассердить царя Индру. Кришна пришел на землю, чтобы
уничтожить демонов и защитить Своих преданных. Царь Индра
безусловно был преданным Кришны, а не демоном, но, поскольку
он так возомнил о себе, Кришна решил преподать ему урок. Для
начала Он разгневал Индру, остановив Индра-пуджу, к которой го-
товились пастухи Вриндавана.
Чтобы исполнить Свое намерение, Кришна заговорил так, буд-
то был неверующим и разделял философию карма-мимамсы. Сто-
ронники этой философии не признают верховную власть Личнос-
ти Бога. Они утверждают, что, если человек хорошо работает, он
обязательно получит желаемый результат. По их мнению, даже ес-
ли и существует Бог, вознаграждающий труд человека, поклонять-
ся Ему нет необходимости, ибо, если человек сам не будет рабо-
тать, Бог не сможет дать ему плодов его труда. Вместо того чтобы
поклоняться Богу или полубогам, утверждают они, люди должны
добросовестно исполнять свои обязанности, и тогда они наверня-
ка добьются всего. Господь Кришна стал говорить со Своим от-
цом в духе философии карма-мимамсы:
=Дорогой отец, - сказал Он,
- Я не думаю, что ради хороших урожаев тебе надо покло-
няться кому-либо из полубогов. Каждый рождается в соответст-
вии со своей прошлой кармой и уходит из жизни, пожиная плоды
кармы нынешней. Все существа получают разные тела, в соответ-
ствии со своей прошлой деятельностью, а то, каким будет их сле-
дующее тело, зависит от поступков, совершаемых в этой жизни.
В материальном мире счастье и горе, жизненные радости и невзго-
ды являются результатом деятельности живых существ в прошлой
или настоящей жизни=.
Махараджа Нанда и другие старшие пастухи возразили, что, не
удовлетворив господствующее божество, нельзя одной материаль-
ной деятельностью добиться хороших результатов. И это дейст-
вительно так. Случается, что, несмотря на первоклассную меди-
цинскую помощь, оказанную самыми опытными врачами, больной
умирает. Следовательно, лучшее лечение или усилия лучшего вра-
ча сами по себе не могут быть залогом выздоровления. Необходи-
мо вмешательство Верховной Личности Бога. Точно так же забота
отца и матери о детях не может быть основой их благополучия.
Случается, что, несмотря на заботу родителей, дети заболевают
или умирают. Итак, материальных причин не достаточно для по-
лучения желаемых результатов. Необходимо позволение Верховной
Личности Бога. Поэтому Махараджа Нанда настаивал, что хоро-
ший урожай можно получить, только ублаготворив Индру, пове-
лителя дождей. Господь Кришна отверг этот довод, сказав, что по-
лубоги вознаграждают лишь тех, кто выполняет предписанные им
обязанности. Полубоги не принесут благо человеку, который пре-
небрегает долгом. Поэтому дары полубогов зависят от выполнения
людьми своих обязанностей - полубоги сами по себе не могут воз-
наградить чей бы то ни было труд. Так стоит ли поклоняться им?
=Дорогой отец, - сказал Господь Кришна, - нам нет необходи-
мости поклоняться Индре. Каждый из нас неизбежно получит ре-
зультаты своего труда. Мы видим, что все живые существа, будь то
люди или полубоги, действуют согласно своей природе и получают
соответствующий результат. Живые существа рождаются в высших
или низших формах жизни и разделяют других на врагов, друзей
или сторонних наблюдателей только потому, что занимаются раз-
личной деятельностью. Нужно старательно выполнять обязаннос-
ти, предписанные нам в соответствии с нашей природой, и не отвле-
каться на поклонение полубогам. Полубогов можно удовлетворить,
прилежно исполняя свои обязанности, поэтому нам нет нужды по-
клоняться им. Давайте лучше как следует заниматься своим делом.
Ведь человек не может быть счастлив, не выполняя предписанный
ему долг. Тех, кто не исполняет, как должно, своих обязанностей,
сравнивают с неверными женами. Брахманам предписано изучать
Веды. Обязанность царей, кшатриев, - защищать подданных, об-
щина вайшьев должна заниматься сельским хозяйством, торговлей
и разведением коров, а обязанность шудр - служить высшим со-
словиям: брахманам, кшатриям и вайшьям. Мы принадлежим к об-
щине вайшьев, и наша обязанность - пахать землю, торговать про-
дуктами земледелия, заботиться о коровах и давать деньги в рост=.
Кришна причислял Себя к общине вайшьев, потому что Махара-
джа Нанда держал много коров и Кришна их пас. Он назвал четы-
ре вида занятий для общины вайшьев: земледелие, торговлю, раз-
ведение коров и ростовщичество. Хотя вайшьи могут заниматься
любым из этих видов деятельности, мужчины Вриндавана преиму-
щественно держали коров.
Кришна продолжал говорить отцу: =Мироздание находится под
влиянием трех гун материальной природы - благости, страсти
и невежества. Эти три гуны - причины созидания, сохранения
и разрушения материального мира. Туча возникает под влиянием
гуны страсти, значит, именно эта гуна вызывает дождь. А после
дождя земледельцы пожинают плоды своих трудов. Так какое же
отношение имеет к этому Индра? Даже если вы не угодите Инд-
ре, что он может сделать? Мы не получаем от него никаких осо-
бых благ. Да, он повелевает дождями, но он льет воду и в оке-
ан, где в ней нет никакой нужды. Индра льет воду в океан или на
землю независимо от того, поклоняемся мы ему или нет. Нам во-
все не нужно уезжать в другой город, деревню или страну. В горо-
дах много великолепных дворцов, но нас вполне устраивает жизнь
в лесу Вриндавана. Всеми благами мы обязаны только этому лесу
и холму Говардхана. Поэтому Я прошу тебя, дорогой отец, устро-
ить жертвоприношение в честь вриндаванских брахманов и холма
Говардхана и не иметь никакого дела с Индрой=.
Выслушав Кришну, Махараджа Нанда ответил: =Хорошо, мой
мальчик! Раз Ты просишь, я устрою особое жертвоприношение
для здешних брахманов и холма Говардхана. А пока позволь мне
совершить жертвоприношение, называемое Индра-ягья=.
Кришна однако возразил: =Дорогой отец! Не медли. Чтобы
устроить жертвоприношение в честь холма Говардхана и местных
брахманов, потребуется много времени. Лучше возьми то, что ты
уже приготовил для Индра-ягьи, и не мешкая используй для по-
клонения холму Говардхана и местным брахманам=.
В конце концов Махараджа Нанда уступил. Когда пастухи спро-
сили у Кришны, как Он хотел бы совершить жертвоприношение,
Кришна дал им такие указания: =Приготовьте всевозможные яст-
ва из зерна и ги, собранных для ягьи. Сварите рис и дал, сделай-
те халаву, пакоры, лепешки пури и приготовьте молочные блю-
да: сладкий рис, рабри, сладкие шарики, сандеш, расагулы и ладду.
Пригласите также ученых брахманов, умеющих исполнять ведичес-
кие гимны и совершать огненные жертвоприношения. Брахманов
следует щедро одарить зерном. После этого украсьте всех коров
и хорошо их накормите. Затем дайте брахманам милостыню день-
гами. Собаки и другие животные низших пород, а также люди низ-
ших сословий - чандалы, или представители пятой касты, которые
считаются неприкасаемыми, тоже могут вдоволь наесться прасада.
После того как коровы получат сочную траву, можно сразу начи-
нать жертвоприношение, называемое Говардхана-пуджа. Это жерт-
воприношение доставит Мне много радости=.
По сути, в этих указаниях Господь Кришна описал все хозяйство
общины вайшьев. Всем сословиям, включая брахманов, кшатриев,
вайшьев, шудр, чандалов и прочих, а также животным - коровам,
собакам, козам и другим - предназначена в обществе определен-
ная роль. Каждый должен работать, сотрудничая с другими, для
блага всего общества, к которому принадлежат не только одушев-
ленные существа, но и неодушевленные предметы - горы и зем-
ля. Община вайшьев несет особую ответственность за процветание
общества, производя зерно, содержа коров, перевозя, когда возни-
кает необходимость, продовольствие, давая деньги в рост и зани-
маясь другой финансовой деятельностью.
Из сказанного Кришной мы также узнаем, что, хотя собаки
и кошки, которые сейчас окружены такой заботой, не должны быть
брошены на произвол судьбы, гораздо важнее заботиться о коро-
вах. Очевидно также, что высшим сословиям не следует прене-
брегать чандалами, то есть неприкасаемыми, - они тоже должны
быть защищены. Все слои общества так или иначе важны, но неко-
торые несут прямую ответственность за его процветание, а другие
имеют к этому только косвенное отношение. Однако, когда в об-
ществе поощряется сознание Кришны, о благе каждого заботятся
в равной мере.
Жертвоприношение Говардхана-пуджа совершают и участники
Движения сознания Кришны. Господь Чайтанья говорил, что, почи-
тая Господа Кришну, следует также почитать Его землю - Вринда-
ван и холм Говардхана. Подтверждая это, Господь Кришна сказал,
что проводить Говардхана-пуджу - то же самое, что поклоняться
Ему Самому. С тех пор стало ежегодно устраиваться жертвопри-
ношение холму Говардхана, называемое аннакута. Во время этой
церемонии во всех храмах во Вриндаване и за его пределами го-
товится большое количество пищи, которая щедро раздается насе-
лению. Иногда еду бросают толпящимся гостям, и они с радостью
подбирают ее с земли. Это значит, что прасад, пища, предложенная
Кришне, никогда не загрязняется и не оскверняется, даже если ее
бросают на землю. Поэтому люди собирают и едят ее с большим
удовольствием.
И вот Кришна, Верховная Личность Бога, велел пастухам пре-
кратить жертвоприношение Индре и начать Говардхана-пуджу, что-
бы наказать Индру, который слишком зазнался, будучи верховным
правителем райских планет. Простодушные и честные пастухи, во
главе с Махараджей Нандой, приняли предложение Кришны и сде-
лали все, что Он просил. Они совершили поклонение холму Говар-
дхана и почтительно обошли вокруг него. (С тех пор и по сей день
во время Говардхана-пуджи жители Вриндавана, нарядно одетые,
собираются около холма Говардхана, чтобы вознести ему покло-
нение и вместе со своими коровами обойти вокруг холма.) Сле-
дуя указанию Господа Кришны, Махараджа Нанда и пастухи по-
звали ученых брахманов и начали поклоняться холму Говардхана,
исполняя ведические гимны и предлагая прасад. Жители Вринда-
вана украсили своих коров и накормили их свежей травой. Пустив
коров перед собой, они начали обходить холм Говардхана. Наряд-
но одетые гопи уселись в повозки, запряженные быками, и стали
прославлять деяния Кришны. Брахманы, собравшиеся там, чтобы
быть жрецами во время Говардхана-пуджи, благословляли пасту-
хов и их жен, гопи.
Когда все было готово, Кришна вырос до небес и в этом но-
вом божественном облике объявил жителям Вриндавана, что Он
Сам и есть холм Говардхана. Он хотел убедить Своих преданных,
что холм Говардхана неотличен от Него Самого. Потом Кришна
стал есть все приготовленные яства. Единство Кришны и холма
Говардхана почитается до сих пор, и все великие преданные берут
с холма Говардхана камни и поклоняются им так же, как Божест-
ву Кришны в храмах. Участники Движения сознания Кришны мо-
гут поэтому собирать небольшие камни на холме Говардхана и по-
клоняться им дома, ибо это поклонение столь же благотворно, как
поклонение Божеству. Воплощение Кришны начало есть принесен-
ные яства, а Сам Кришна вместе с другими жителями Вриндава-
на совершал обряд поклонения этому Божеству, а также холму Го-
вардхана.
Низко склонившись перед Божеством, Кришна сказал:
=Посмотрите, каким огромным стал холм Говардхана! Он оказыва-
ет нам милость, принимая все наши подношения=.
Кришна также объявил присутствующим:
=Тот, кто не станет поклоняться холму Говардхана, как это
делаю сейчас Я Сам, обречет себя на страдания.
На холме Говардхана водится множество змей, и они будут
смертельно жалить тех, кто откажется участвовать в Говардхана-
пудже. Чтобы обезопасить коров и самих себя, все жители Врин-
давана, расположенного у холма Говардхана, должны поклоняться
этому холму, следуя Моим указаниям=.
Выполняя повеление Кришны, сына Васудевы, все жители Врин-
давана приняли участие в жертвоприношении, называемом Говар-
дхана-пуджа, а затем разошлись по домам.
На этом заканчивается двадцать четвертая глава книги Бхак-
тиведанты =Кришна=, которая называется =Поклонение холму
Говардхана=.
0 коммент.: (+add yours?)
Отправить комментарий