ГЛАВА 23. Кришна благословляет жен брахманов

Прошло утро, и пастушки  почувствовали сильный голод, так как
еще не завтракали. Они тут же обратились к Кришне и Балараме:
"О Кришна и Баларама! Вы оба всемогущи и способны убить мно-
жество демонов, но сегодня нас мучит голод. Сделайте так, чтобы
мы могли его утолить".

  Услышав просьбу Своих друзей, Господь Кришна и Баларама ре-
шили воспользоваться случаем и оказать милость женам брахманов,
совершавших жертвоприношения. Эти женщины были великими
преданными Господа, и Кришна решил облагодетельствовать их.
Он сказал: "Дорогие друзья, ступайте в расположенный неподале-
ку дом брахманов. Они сейчас совершают ведические жертвопри-
ношения ангираса, поскольку хотят вознестись на райские плане-
ты. Прошу, пойдите к ним". Господь Кришна также предупредил
Своих друзей: "Эти брахманы не вайшнавы. Они не могут даже по-
вторять Наши имена: Кришна и Баларама. Они только поют
ведические гимны, хотя истинная цель ведического знания - най-
ти Меня. Но, поскольку их не привлекают имена Кришна и Ба-
ларама, лучше не просите их ни о чем от Моего имени. Просите
у них подаяние от имени Баларамы".

  Милостыню обычно подают возвышенным брахманам, но Криш-
на и Баларама не принадлежали к семьям брахманов. Баларама был
известен как сын Васудевы, кшатрия, а Кришну во Вриндаване
считали сыном Махараджи Нанды - вайшьи. Ни один из Них не
принадлежал к брахманской общине. Поэтому Кришна полагал, что
брахманы, совершающие жертвоприношения, могут отказать в по-
даянии кшатрию и вайшье. "Во всяком случае, - сказал Он, -
если вы произнесете имя Баларамы, они скорее дадут милостыню
кшатрию, а не Мне, потому что Я всего лишь вайшья".

  Получив приказание Верховной Личности Бога, мальчики отпра-
вились к брахманам и стали просить подаяние. Они приблизились
к ним, сложив ладони, и пали ниц в знак уважения. "О земные боги!
Соблаговолите выслушать нас, посланцев Господа Кришны и Бала-
рамы. Надеемся, что оба Они вам хорошо известны. Мы желаем
вам всяческих благ. Кришна и Баларама пасут неподалеку коров,
а мы сопровождаем Их. Мы пришли, чтобы попросить у вас какой-
нибудь еды. Вы все брахманы, знатоки религиозных заповедей, и ес-
ли сочтете нас достойными милостыни, то дайте нам немного еды,
и мы разделим ее с Кришной и Баларамой. Вы, брахманы, самые
почитаемые среди людей, и должны знать все тонкости религиоз-
ных ритуалов".

  Хотя пастушки были деревенскими мальчиками и вряд ли мог-
ли знать, как совершаются ведические обряды, они дали понять,
что благодаря общению с Кришной и Баларамой им стали извест-
ны все предписания, касающиеся религиозных ритуалов. Обраща-
ясь к брахманам как к "знатокам религиозных заповедей", маль-
чики хотели подчеркнуть, что, когда Верховный Господь Кришна
или Баларама просит еду, брахманы должны немедленно, без коле-
баний выполнить Его просьбу, ибо, как сказано в "Бхагавад-гите",
ягьи (жертвоприношения) совершаются только ради удовлетворе-
ния Вишну.

  Мальчики продолжали: "Господь Вишну в облике Кришны и Ба-
ларамы стоит и ждет, поэтому вы должны немедленно доставить
Ему любую еду, какая у вас имеется". Они также рассказали брах-
манам, когда можно и когда нельзя принимать пищу. Как прави-
ло, вайшнавы, чистые преданные Господа, не участвуют в обыч-
ных жертвоприношениях. Но им хорошо известны обряды дикша,
пашу-самстха и саутрамани. Принимать пищу разрешается по-
сле обряда дикша, а также до заклания животного и обряда са-
утрамани, во время которого приносят в жертву хмельные на-
питки. Мальчики сказали: "Мы можем принять от вас еду сейчас,
поскольку это не запрещено. Так дайте же нам чего-нибудь съест-
ного".

  Хотя спутники Господа Кришны и Баларамы были простыми
пастушками, они были вправе указывать даже высокоученым брах-
манам, совершающим ведические жертвоприношения. Но смарта-
брахманы, поглощенные жертвоприношениями, не смогли понять
приказания чистых преданных Господа. Они не смогли даже пра-
вильно отнестись к просьбе Верховного Господа Кришны и Ба-
ларамы. Выслушав все, что Они велели передать, брахманы не
придали этому значения и отказались разговаривать с пастушка-
ми. Несмотря на глубокое знание жертвенных обрядов, брахманы-
непреданные - невежественные люди, хотя о себе они очень вы-
сокого мнения. Их деятельность не совершенна, поскольку они не
знают цели Вед, провозглашенной в "Бхагавад-гите" и состоящей
в том, чтобы познать Кришну. Хотя такие брахманы достаточно
овладели знанием Вед и ведических ритуалов, они не сумели по-
стичь Кришну. Поэтому их знания никому не приносят пользы. Гос-
подь Чайтанья дал очень важное наставление: если человек, даже
не рожденный в семье брахманов, познал Кришну или науку созна-
ния Кришны, он больше чем брахман и вполне может стать духов-
ным наставником.

  При совершении жертвоприношения должен быть соблюден це-
лый ряд условий. Они известны как деша - место ритуала, кала - 
время, притхаг-дравья - особые принадлежности, мантра - ве-
дические гимны, тантра - указания шастр, агни - огонь, рит-
вик - наличие ученых жрецов, девата - присутствие полубогов,
яджамана - лицо, совершающее жертвоприношение, крату - са-
мо жертвоприношение, а также дхарма - религиозные обряды.
Все это предназначено для удовлетворения Кришны. Считается,
что Кришна наслаждается плодами всех жертвоприношений, ибо
Он - Сам Верховный Господь, Высшая Абсолютная Истина. Его
нельзя познать с помощью материальных органов чувств. Даже
когда Он принимает облик обычного ребенка, людям, отождест-
вляющим себя с собственным телом, очень трудно понять Его.
Брахманы стремились удовлетворить потребности своего матери-
ального тела и достичь высших планет, называемых сваргаваса.
Они поэтому были совершенно не способны понять истинное по-
ложение Кришны.

  Когда пастушки увидели, что брахманы не отвечают им ни "да",
ни "нет", они, огорченные, вернулись к Господу Кришне и Балара-
ме и рассказали обо всем, что произошло. Выслушав их рассказ,
Верховный Господь улыбнулся. Он велел им не отчаиваться из-за
того, что они получили отказ брахманов: такое часто бывает с те-
ми, кто просит подаяние. Господь сказал, что, когда собираешь по-
жертвования или просишь милостыню, не нужно думать, что тебе
всегда будет сопутствовать удача. Иногда может и не повезти, но
из-за этого не следует огорчаться. Затем Господь Кришна попросил
мальчиков пойти снова, но на этот раз к женам брахманов, совер-
шающих жертвоприношения. Он также сказал им, что эти женщи-
ны - великие преданные. "Они всегда поглощены мыслями о Нас.
Пойдите к ним и попросите их от Моего имени и от имени Бала-
рамы. Уверен, они дадут вам столько еды, сколько захотите".

  Выполняя повеление Кришны, мальчики тут же отправились
к женам брахманов. Женщины сидели дома, красиво одетые и укра-
шенные драгоценностями. Почтительно поклонившись им, мальчи-
ки сказали: "Дорогие матери, примите наши смиренные поклоны
и выслушайте нас. Мы хотим известить вас, что совсем неподале-
ку находятся Кришна и Баларама. Они пришли сюда со Своими
коровами, и мы навестили вас по Их приказанию. Все мы очень
голодны и потому пришли к вам за едой. Дайте же нам что-нибудь
для Кришны и Баларамы и для нас самих".

  Услышав о Кришне и Балараме, жены брахманов разволнова-
лись. Это было для них совершенно естественно. Их не нужно
было убеждать в величии Кришны и Баларамы - едва услышав
Их имена, они загорелись желанием увидеть Их. Беспрерывно ду-
мая о Кришне, эти женщины достигли высшей ступени мистичес-
кой медитации. Они принялись быстро наполнять горшки вкусной
едой. Она была особенно вкусна из-за того, что в доме совершалось
жертвоприношение. Собрав все, что нужно для пиршества, жены
брахманов устремились к Кришне, как реки устремляются к морю,
поскольку любили Кришну больше всего на свете.

  Жены брахманов давно мечтали увидеть Кришну. Однако, ког-
да они уже готовы были покинуть свои дома, чтобы встретиться
с Ним, мужья, отцы, сыновья и другие родственники запретили им
уходить. Но женщины не послушались. Преданный, которого не-
удержимо влечет к Кришне, забывает о телесных узах. Женщины
отправились в лес Вриндавана на берегу Ямуны, где зеленели де-
ревья и молодые лианы и благоухали цветы. В лесу они встретили
Кришну и Балараму, которые вместе со Своими верными друзья-
ми пасли коров.

  Жены брахманов увидели Кришну, одетого в сверкающие золо-
тые одежды. Кожа Его была темно-синего цвета, на Нем была кра-
сивая гирлянда из лесных цветов, а на голове - павлинье перо.
Он был раскрашен разноцветной глиной из вриндаванского леса
и в точности походил на актера, танцующего на театральной сцене.
Одной рукой Кришна опирался на плечо друга, а в другой держал
цветок лотоса. Его уши были украшены лилиями, а на лицо бы-
ли нанесены знаки тилака. Он улыбался чарующей улыбкой. Же-
ны брахманов собственными глазами увидели Верховного Господа,
о котором слышали так много. Кришна был им очень дорог, и они
всегда были поглощены мыслями о Нем. Теперь они увидели Его
воочию, лицом к лицу, и Кришна через их глаза вошел прямо в их
сердца.

  Мысленно они стали горячо обнимать Кришну и грусть от раз-
луки с Ним тут же прошла. Они были похожи на великих мудре-
цов, которые, овладев знанием, сливаются с бытием Всевышнего.
Господь Кришна - Сверхдуша, живущая в каждом сердце, поэтому
Он знал, о чем думают женщины. Они пришли к Нему, несмотря
на протесты отцов, мужей, братьев и других родственников, оста-
вив все домашние дела. Пришли только для того, чтобы увидеть
Его, ибо Он был их жизнью и душой. Они в точности следовали
указанию Кришны в "Бхагавад-гите" о том, что нужно предать-
ся Ему, отказавшись от всех мирских и религиозных обязательств.

Величаво улыбаясь, Господь Кришна заговорил с ними. Когда Он
появился в сердцах женщин, когда они обняли Его и испытали не-
земное блаженство от слияния с Ним, Он не утратил Своей инди-
видуальности, так же как и жены брахманов. Господь и каждая из
женщин остались сами собой, тем не менее они ощутили единст-
во своего бытия. Когда тот, кто любит, подчиняется своему воз-
любленному, совершенно не думая о себе, это называется единст-
вом. В назидание нам Господь Чайтанья говорил о таком единстве
в "Шикшаштаке" ( CТИХ 8 )
 
ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
  адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха татха ва видадхату лампато
  мат-прана-натхас ту са эва напарах  

  Нет для меня иного Господа, кроме Кришны, и Он останет-
ся Им вовеки, даже если грубо обнимет меня или разобьет
мое сердце, не появляясь передо мной. Он волен поступать
как пожелает, ибо навсегда и независимо ни от чего останет-
ся для меня Господом, которому я поклоняюсь.

Кришна может действовать, как пожелает, де-
лать все, что угодно, но преданный всегда должен быть в состоя-
нии единства, или согласия, с Его желаниями. Такое единство яви-
ли жены брахманов в своей любви к Кришне.

  Приветствуя их, Кришна сказал: "О жены брахманов! Все вы ро-
дились под счастливой звездой, и мы сердечно рады вам. Скажите
же, что Я могу для вас сделать. Вы пришли сюда, чтобы увидеть
Меня, вопреки препятствиям, чинимым отцами, братьями, мужья-
ми и другими родственниками. Сделав это, вы не совершили ничего
предосудительного. Тот, кто так поступает, понимает, что для него
истинное благо, ибо трансцентное служение Мне, бескорыстное
и не знающее преград, благотворно для всех живых существ".

  Господь Кришна таким образом подтверждает, что, предавшись
Ему, обусловленная душа может достичь высшей ступени совер-
шенства. При этом необходимо отказаться от всех прочих обяза-
тельств. Безраздельно предавшись Верховному Господу, обуслов-
ленная душа обретает величайшее благо, ибо Верховный Гос-
подь - это высший объект любви. Каждый любит себя в соответ-
ствии с уровнем своих знаний. Когда же человек в конце концов
поймет, что он душа и что душа - это неотъемлемая частица Все-
вышнего, тогда он признает Верховного Господа высшим объектом
любви и предастся Ему. Такая преданность Господу - величайшее
благо для обусловленной души. Наша жизнь, имущество, дом, же-
на, дети, семейный очаг, страна, общество и все, что так дорого
нам, исходит от Верховного Господа. Он - главный объект люб-
ви, ибо дарует нам все блаженство, являя Себя в многочисленных
образах, соответствующих разным уровням нашего бытия: телес-
ному, умственному и духовному.

  "О жены брахманов! - сказал Кришна. - Теперь вы можете
вернуться домой. Продолжайте участвовать в жертвоприношении,
служите вашим мужьям и занимайтесь домашними делами так, что-
бы мужья были довольны вами и жертвоприношение, которое они
начали, было надлежащим образом завершено. В конце концов, ва-
ши мужья - семейные люди, и как могут они без вашей помощи
исполнить свои обязанности?"

  Жены брахманов ответили: "О Господь, Тебе не подобает давать
такие советы. Ты обещал всегда защищать Своих преданных и те-
перь должен исполнить это обещание. Тот, кто предался Тебе, ни-
когда не вернется к обусловленной жизни в материальном мире.
Мы надеемся, что Ты и на этот раз исполнишь Свое обещание.
Мы предались Твоим лотосоподобным стопам, покрытым листьями
туласи, и не хотим покидать их убежище и возвращаться к нашим
так называемым родственникам, друзьям и обществу. Да и что ста-
нем мы делать, если вернемся домой? Наши мужья, братья, отцы,
матери, сыновья и друзья больше не примут нас, ведь мы покину-
ли их. Поэтому нам некуда возвращаться. Не проси нас вернуться
домой, а позволь остаться у Твоих лотосоподобных стоп и вечно
жить под Твоей защитой".

  Верховный Господь ответил: "О жены брахманов! Будьте увере-
ны, что мужья, равно как и ваши отцы, братья и сыновья, не от-
вернутся от вас, когда вы возвратитесь. Поскольку вы - Мои чис-
тые преданные, вами будут довольны не только родственники, но
и все люди, и даже полубоги". Кришна как Сверхдуша находится
в сердце каждого. Поэтому, когда человек становится Его чистым
преданным, он делается дорог всем. Чистый преданный Господа
Кришны ни к кому не питает вражды, и никто в здравом уме не
может быть врагом чистого преданного. "Трансцентная любовь
ко Мне не зависит от телесных уз, - сказал далее Кришна, - но
тот, чей ум всегда поглощен Мною, безусловно, очень скоро при-
дет ко Мне и останется со Мной навечно".

  Следуя совету Верховной Личности Бога, жены брахманов вер-
нулись домой к мужьям. Брахманы были очень рады их возвраще-
нию и вместе с ними завершили жертвенные обряды, как указано
в шастрах. Согласно предписаниям Вед, мужья должны совершать
религиозные обряды вместе с женами. Когда жены брахманов вер-
нулись домой, жертвоприношение было надлежащим образом за-
вершено. Одна из жен брахманов, которой не позволили встретить-
ся с Кришной, силой удержав ее дома, стала думать о Нем, слушая
описание Его облика. Всецело поглощенная мыслями о Кришне,
она оставила тело, подвластное законам материальной природы.

  После ухода жен брахманов Шри Говинда и Его друзья-пастушки
с наслаждением съели все, что принесли женщины. Так вечно ра-
достный Верховный Господь являл Свои божественные игры в об-
лике человека, чтобы привлечь людей к сознанию Кришны. Своей
речью и красотой Он очаровал всех коров, пастушков и девушек
во Вриндаване. Все они наслаждались играми Господа.

  После того как жены вернулись, брахманы стали раскаиваться
в грехе, который совершили, отказавшись накормить Верховную
Личность Бога. Они наконец поняли свою ошибку: занятые веди-
ческими ритуалами, они пренебрегли Верховным Господом, кото-
рый явился к ним в облике человека и попросил у них еды. Увидев,
какой верой и преданностью Господу обладают их жены, брахманы
стали корить себя. Их жены возвысились до чистого преданного
служения, а сами они не смогли даже в малой степени понять, что
значит любить Господа, Высшую Душу, и служить Ему с транс-
центной любовью. Сожалея об этом, они так говорили между
собой: "К чему нам было рождаться в семьях брахманов, изучать
Веды, устраивать пышные жертвоприношения и следовать религи-
озным предписаниям? К чему было обзаводиться семьями? Какой
прок от того, что мы так искусны в своем деле и можем совер-
шать обряды в точном соответствии с указаниями шастр? Какой
от всего этого толк, если мы не научились трансцентному лю-
бовному служению Господу, который непостижим для ума и недо-
сягаем для тела и чувств!"

  Ученые брахманы, знатоки ведических ритуалов, с полным осно-
ванием сожалели об этом, ибо, если человек, исполняя религиозные
обязанности, не приходит к сознанию Кришны, он лишь напрасно
теряет время и силы. Они продолжали говорить друг другу: "Внеш-
няя энергия Кришны так могущественна, что способна создать ил-
люзию, во власти которой могут оказаться даже величайшие йоги-
мистики. Хотя мы, ученые брахманы, считаемся наставниками всех
остальных сословий общества, внешняя энергия Господа и нам за-
тмила разум. Но как же посчастливилось этим женщинам! Они по-
святили свою жизнь Верховному Господу Кришне и с такой предан-
ностью служили Ему, что легко сделали, казалось бы, невозможное:
разорвали семейные узы. Семейная жизнь подобна бездонному ко-
лодцу, и, провалившись в него, человек обрекает себя на нескон-
чаемые страдания в материальном мире". Женщины обычно прос-
тодушны и потому могут без труда прийти к сознанию Кришны.
А когда в них пробуждается любовь к Кришне, они тут же осво-
бождаются из тисков майи, что очень трудно сделать даже так на-
зываемым умным и образованным мужчинам.

  "Согласно Ведам, - сказали далее брахманы, - женщинам не
разрешается проходить обряд очищения и надевания священного
шнура, не позволено им жить как брахмачари в ашраме духовного
учителя. Им не рекомуется предаваться аскезе, и они не очень
искусны в обсуждении философии самоосознания. Кроме того, по
природе они не слишком чисты и их не очень привлекают благие де-
ла. Как же замечательно, что в этих женщинах пробудилась транс-
центная любовь к Кришне, повелителю всех йогов-мистиков!
Они превзошли всех нас своей незыблемой верой и преданностью
Кришне. Хотя мы и считаемся знатоками очистительных обрядов,
мы слишком привязаны к материальным вещам и, по сути, не зна-
ем, в чем заключается цель жизни. Даже когда пастушки напом-
нили нам о Кришне и Балараме, мы не проявили к Ним должного
внимания. Теперь мы думаем, что, прибегнув к этой уловке - по-
слав Своих друзей просить у нас еду, - Верховный Господь явил
нам Свою милость. Иначе зачем было Ему присылать сюда пас-
тушков? Он мог, не сходя с места, утолить их голод, стоило Ему
только пожелать".

  Кто-то может усомниться в том, что Кришна всемогущ, когда
услышит, что Он добывал Себе средства к существованию тем,
что пас коров, или же подумать, что Господь нуждается в пище
и действительно ощущает голод. Такой человек должен понять, что
богиня процветания, несмотря на присущее ей непостоянство, не-
устанно служит Кришне. В "Брахма-самхите" и других ведических
писаниях говорится, что Кришне в Его обители благоговейно слу-
жат не одна, а тысячи богинь процветания.

                            29
         ЧИНТАМАНИ-ПРАКАРА-САДМАСУ КАЛПА-ВРИКША
           ЛАКШАВРИТЕШУ СУРАБХИР АБХИПАЛАЙАНТАМ
         ЛАКШМИ-САХАСРА-ШАТА-САМБХРАМА-СЕВЙАМАНАМ
           ГОВИНДАМ АДИ-ПУРУШАМ ТАМ АХАМ БХАДЖАМИ

  Я поклоняюсь Говинде - изначальному Господу,  прародителю  всех  су-
ществ. Он пасет коров и исполняет все желания в  обители  из  духовных
самоцветов. Миллионы деревьев, дающих плоды желаний, окружают  Его.  С
величайшим почтением и любовью сотни тысяч богинь удачи -  лакшми  или
гопи постоянно служат Ему.


Поэтому было бы заблуждением думать, 
что Кришна действительно просил у брахманов еды. 
Это была лишь уловка, к которой Господь прибег для того,
чтобы оказать брахманам милость и преподать им урок. Он хотел
дать им понять, что они должны стать Его чистыми преданными,
а не проводить ритуальные обряды. Перечисленные в Ведах усло-
вия для совершения обрядов: подходящее место и время, различные
предметы, необходимые для жертвоприношения, ведические гим-
ны, сам процесс жертвоприношения, жрец, способный его провес-
ти, огонь, полубоги, тот, кто совершает жертвоприношение, и ре-
лигиозные предписания - все это предназначено для того, чтобы
познать Кришну, ибо Он - Верховная Личность Бога. Он - Вер-
ховный Господь Вишну, повелитель всех йогов-мистиков.

  "Только потому, что Кришна появился ребенком в одной из се-
мей династии Яду, мы были настолько глупы, что не смогли распо-
знать в Нем Верховную Личность Бога, - говорили брахманы. - 
Но, с другой стороны, мы очень гордимся своими возвышенными
женами, которые, несмотря на наше сопротивление, посвятили се-
бя чистому трансцентному служению Господу. Так давайте же
в глубоком почтении склонимся к лотосоподобным стопам Господа
Кришны, ибо это Его иллюзорная энергия - майя - держит нас
в плену кармической деятельности. Поэтому мы молим Господа ми-
лостиво простить нас, ибо мы попросту околдованы Его внешней
энергией. Мы отказались исполнить приказание Господа, не зная
о Его божественном величии".

  Брахманы раскаивались в своих греховных деяниях. Они хотели
пойти и поклониться Господу, но, боясь Камсы, не решались отпра-
виться к Кришне и предаться Ему. Иными словами, тому, кто не
очистился в процессе преданного служения, очень трудно полнос-
тью предаться Верховному Господу. Пример ученых брахманов и
их жен со всей очевидностью подтверждает это. Жены брахманов,
вдохновленные чистым преданным служением, не обращали внима-
ния ни на какие преграды. Они тут же отправились к Кришне. Но
брахманы, даже осознав величие Господа и раскаявшись, все еще
боялись царя Камсы, поскольку были сильно привязаны к карми-
ческой деятельности.

  На этом заканчивается двадцать третья глава книги Бхакти-
веданты "Кришна", которая называется "Кришна благословляет
жен брахманов".

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий