ГЛАВА 20. Описание осени

Жители Вриндавана часто говорили между собой о том, как Ба-
ларама убил Праламбасуру и как Кришна проглотил бушующий
лесной пожар. Пастухи рассказывали об этих чудесных деяниях
своим женам и соседям, и все были изумлены. Жители Вриндавана
решили, что Кришна и Баларама - полубоги, милостиво спустив-
шиеся во Вриндаван и ставшие их детьми. Скоро наступила пора
дождей. В Индии после испепеляющего летнего зноя пору дождей
встречают с огромной радостью. Люди очень рады тучам, скрыва-
ющим солнце и луну, и все с нетерпением ждут, когда же начнется
дождь. После лета дожди кажутся людям источником жизни. Гром
и вспыхивающие время от времени молнии тоже доставляют им
много радости.

  Признаки наступающей поры дождей можно сравнить с призна-
ками живых существ, находящихся во власти гун материальной при-
роды. Безграничное небо подобно Верховному Брахману, а кро-
шечные живые существа сравнимы с небом, покрытым тучами или
с Брахманом, покрытым тремя гунами материальной природы. Из-
начально все живые существа - неотъемлемые частицы Верхов-
ного Брахмана. Брахман, безграничное небо, никогда не бывает
целиком покрыт тучами - они могут покрывать лишь часть его.
В =Бхагавад-гите= сказано, что живые существа - неотъемлемые
частицы Верховной Личности Бога, но они только незначительная
Его часть. Эта часть покрыта гунами материальной природы, и по
этой причине живые существа находятся в материальном мире.
Брахмаджьоти, духовное сияние, подобно солнечным лучам. Как
солнечные лучи состоят из мельчайших светящихся частиц, так
и брахмаджьоти - это мельчайшие частицы Верховной Личности
Бога. Таких частиц Всевышнего бесконечно много; некоторые из
них подвластны гунам материальной природы, а другие нет.

  Тучи образуются из воды, испаренной с земли солнечными луча-
ми. В течение долгих восьми месяцев солнце испаряет влагу с по-
верхности земного шара. Она собирается в виде туч, которые льют
воду на землю, когда она становится нужна. Подобным же обра-
зом правительство взимает с граждан налоги, которые те платят
из доходов от своей деятельности: занятий сельским хозяйством,
торговлей или промышленным производством. Таким путем пра-
вительство собирает средства в виде подоходного и других нало-
гов. Это сравнимо с тем, как солнце собирает воду с поверхности
земли. Когда на земле снова возникает нужда в воде, то же самое
солнце превращает воду в тучи и распределяет ее по всему земно-
му шару. Таким же образом собранные с граждан налоги должны
снова распределяться среди них в виде расходов правительства на
образование, медицинскую помощь и другие социальные нужды.
Это очень важно для хорошего управления государством. Прави-
тельство не должно собирать налоги, чтобы тратить их без всякой
пользы. Собранные налоги необходимо использовать на благо жи-
вущих в государстве людей.

  В сезон дождей повсюду дуют сильные ветры. Они переносят ту-
чи из одного места в другое, чтобы дать животворную влагу всем
нуждающимся в ней существам. Когда после летней жары возни-
кает необходимость в воде, тучи действуют так же, как действует
богатый человек, который в периоды нужды раздает деньги, пусть
даже при этом он истощает свою казну. Так и тучи истощают се-
бя, распределяя воду по всей поверхности земного шара.

  Когда Махараджа Дашаратха, отец Господа Рамачандры, сражал-
ся с врагами, говорили, что он подобен земледельцу, выпалываю-
щему сорняки и выкорчевывающему деревья. А когда нужно бы-
ло раздавать пожертвования, он раздавал деньги точно так же, как
туча льет дождь. Тучи изливают так много дождя, что становятся
подобны благородному человеку, щедро раздающему свои богат-
ства. Тучи столь щедры, что проливают дожди даже над скалами
и горами, над океанами и морями, где вода вовсе не нужна. Тучи
напоминают щедрого человека, который открывает свою казну для
всех и не делает различия между теми, кому нужна помощь и те-
ми, кто в ней не нуждается. Он не скупясь раздает свои богатства
людям.

  Перед наступлением сезона дождей земля сильно истощается
и кажется очень скудной. После дождей она покрывается зеленым
покровом и выглядит здоровой и полной жизненных сил. Плодород-
ная, цветущая земля подобна человеку, который предавался суро-
вой аскезе и материальные желания которого наконец исполнились.
Когда у власти в стране оказывается неугодное правительство, от-
дельные люди и целые партии проходят через суровые испытания
для того, чтобы взять власть в свои руки, и, добившись этого, они
процветают, назначая себе высокие оклады. Их недолгое процве-
тание подобно цветению земли после обильных дождей. В действи-
тельности совершать аскезу и терпеть лишения нужно только для
того, чтобы обрести духовное счастье. В =Шримад-Бхагаватам= го-
ворится, что тапасью, или аскезу, необходимо совершать только
ради постижения Всевышнего. Совершая аскезу в преданном слу-
жении, человек возвращается к духовной жизни и испытывает без-
граничное духовное блаженство. Но, как сказано в =Бхагавад-гите=,
если аскезе предаются ради материальных благ, она приносит вре-
менные результаты, и стремиться к ним могут только недалекие
люди.

  В пору дождей по вечерам над верхушками деревьев можно уви-
деть множество светляков, мерцающих, как огоньки. Однако не-
бесные светила, звезды и луна в это время не видны. Точно так
же в Кали-югу атеисты и грешники выдвигаются на первый план,
а те, кто истинно следует предписаниям Вед и стремится к духовно-
му освобождению, находятся в тени. Нынешняя эпоха, Кали-юга,
для живых существ подобна сезону дождей, когда небо затяну-
то тучами. В это время подлинное знание отступает под натис-
ком материальной цивилизации. Умствующие философы, атеисты
и изобретатели псевдорелигиозных учений видны всем, как огоньки
светляков, а те, кто строго следует предписаниям Вед и указаниям
священных писаний, скрыты за тучами Кали-юги. Люди должны
научиться пользоваться светом настоящих небесных светил: солн-
ца, луны и звезд. Они не должны довольствоваться огоньками свет-
ляков. Ведь светляки не способны рассеять ночную тьму. Но даже
в сезон дождей небо иногда очищается от туч, и становятся видны
звезды, луна и солнце. Подобно этому, у Кали-юги тоже есть свои
преимущества. Порой в Кали-югу можно услышать, как участники
движения Господа Чайтаньи, основанного на учении Вед, поют ве-
ликую песнь освобождения - мантру Харе Кришна. Люди, стре-
мящиеся к подлинному свету, должны воспользоваться теми блага-
ми, которые несет им это движение, вместо того чтобы обращать
взоры в сторону умствующих философов и атеистов.

  После первого дождя, когда в небе гремит гром, начинают ква-
кать лягушки. Так ученики принимаются вдруг вслух повторять
заданный им урок. Ученики, как правило, должны вставать очень
рано, но они спят, пока не услышат звон колокола в гурукуле или
близлежащем храме. По указанию духовного учителя они немед-
ленно встают и, исполнив свои утренние обязанности, садятся изу-
чать Веды или повторять ведические мантры.

  Все живые существа спят во тьме Кали-юги, но, когда появля-
ется великий ачарья, люди, по одному его призыву, начинают изу-
чать Веды, чтобы обрести истинное знание. В пору дождей мно-
жество маленьких прудов, озер и ручьев наполняются водой, но
потом они пересыхают. Вот так же сухи и материалисты. Иног-
да, достигнув так называемого благополучия, обзаведясь семьей,
детьми и небольшим счетом в банке, они как будто начинают про-
цветать, но очень скоро для них снова наступает засуха, как для
маленьких прудов и ручейков. Поэт Видьяпати писал, что друзья,
дети и жена, безусловно, приносят нам некоторую радость, но эта
радость подобна капле воды в пустыне. Все люди жаждут счастья,
подобно тому как в пустыне все жаждут воды. Но, если в пустыне
мы найдем каплю воды, хоть это и вода, пользы от нее очень ма-
ло. В материальной жизни, которую можно сравнить с пустыней,
мы мечтаем о счастье, большом, как океан, но то счастье, кото-
рое приносят нам общество, друзья и земная любовь - всего лишь
капля воды. Так мы никогда не найдем счастья, подобно тому как
ручейки, озера и пруды никогда не наполнятся водой во время за-
сухи.

  После дождя начинает зеленеть трава, деревья и другие расте-
ния. Иногда на траву садятся маленькие красные жучки, и зеленые
и красные тона дополняются пятнами похожих на зонтики грибов.
Тогда вся картина меняется, подобно тому как меняется внезапно
разбогатевший человек. Земледелец радуется обильному урожаю
зерна на своем поле, но богатые предприниматели, не знающие
о существовании высших сил, огорчаются, так как боятся паде-
ния цен, вызванного избытком сельскохозяйственных продуктов.
В некоторых странах предприниматели, вошедшие в правительство,
налагают ограничения на количество зерна, производимого ферме-
рами, не зная, что все зерно дает людям Верховная Личность Бо-
га. В Ведах говорится: эко бахунам йо видадхати каман. Верхов-
ная Личность Бога поддерживает сотворенный мир и обеспечивает
каждого всем, что ему необходимо для жизни. Когда население рас-
тет, Верховный Господь Сам заботится о том, чтобы прокормить
людей. Однако безбожникам и грешникам не нравится, когда уве-
личивается производство зерна, особенно если от этого они несут
убытки.

  В пору дождей все живые существа на земле, в небе и в воде пре-
ображаются, как преображается человек, посвятивший себя пол-
ному любви трансцентному служению Господу. Пример тому - 
наши ученики в Международном обществе сознания Кришны. До
того как эти молодые люди стали нашими учениками, у них был
очень неопрятный вид, хотя природа наделила их красивой внеш-
ностью. Они ничего не знали о сознании Кришны и потому выгля-
дели неопрятными и несчастными. Вступив в Общество сознания
Кришны, молодые люди поздоровели благодаря соблюдению пра-
вил и предписаний и преобразились. В одеждах шафранового цве-
та, со знаком тилака на лбу, с четками в руках и бусами на шее
они выглядят, как посланцы с Вайкунтхи.

  В пору дождей, когда реки вздуваются и мчатся в океан, в океане
возникает волнение. Подобно этому, если человек, который зани-
мается мистической йогой, не достиг высокого духовного уровня,
возникшее у него половое желание может нарушить его занятия.
В период дождей на высокие горы обрушиваются потоки дождя,
но горы остаются незыблемы. Точно так же человек, развивший
в себе сознание Кришны, не теряется даже при появлении труд-
ностей. Человек духовно зрелый принимает жизненные трудности
как милость Господа, поэтому он, безусловно, достоин того, чтобы
вступить в духовное царство.

  В пору дождей многими дорогами перестают пользоваться, и они
зарастают высокой травой. Эти дороги в точности похожи на тех
брахманов, которые не изучают писания и не пользуются метода-
ми очищения, рекомованными в Ведах. Такие брахманы зарас-
тают высокой травой майи. Забыв о своей духовной природе, они
забывают и о своем предназначении - вечно служить Верховной
Личности Бога. Человек, заросший травой майи, отождествляет се-
бя с ее творениями и под влиянием иллюзии забывает о духовной
жизни.

  В пору дождей молния, вспыхнув в одной туче, сразу же пере-
брасывается в другую. Так же ведет себя похотливая женщина, ко-
торая не может довольствоваться одним мужчиной. Туча подоб-
на богатому и добродетельному человеку, поскольку она изливает
дождь и тем самым дает многим людям средства к существованию.
Точно так же богатый и добродетельный человек содержит многих
людей: членов своей семьи и своих работников. К сожалению, всю
его жизнь может погубить жена, которая разводится с ним. Тог-
да муж лишается покоя: рушится семья, он теряет детей, расстра-
иваются его дела. Словом, развод сказывается на всем. Поэтому
женщине, которая хочет обрести сознание Кришны, рекомует-
ся мирно жить с мужем: супруги не должны расставаться ни при
каких обстоятельствах. Муж и жена должны ограничить половые
отношения и сосредоточить ум на сознании Кришны, чтобы до-
стичь цели жизни. В конце концов, в материальном мире мужчи-
не нужна женщина, а женщине - мужчина. Когда они соединяют-
ся, им следует жить мирно в сознании Кришны, они не должны
быть похожими на молнию, которая сверкает то в одной туче, то
в другой.

  Иногда в пору дождей на небе появляется радуга и стоит, как
лук без тетивы. Лук изогнут потому, что его концы соединены те-
тивой. Но у радуги нет тетивы, и все же, красиво изогнутая, она
стоит на небе. Точно так же, когда Верховный Господь нисходит
в материальный мир, Он кажется похожим на обычного человека,
но Он не связан законами материального мира. В =Бхагавад-гите=
Господь говорит, что Он является с помощью Своей внутренней
энергии и свободен от пут энергии внешней. То, что для обычно-
го живого существа - путы, для Верховной Личности Бога - сво-
бода. В период дождей луна закрыта тучами и видна лишь време-
нами. Иногда кажется, будто луна движется вместе с тучами, но
в действительности она неподвижна и только из-за движения туч
мы думаем, что луна перемещается. Подобно этому, когда чело-
век отождествляет себя с изменчивым материальным миром, его
истинное духовное сияние скрыто за тучами иллюзии, и перемены
в его материальной деятельности представляются ему перемещени-
ем в различных сферах жизни. Это результат воздействия ложно-
го эго, которое образует рубеж между духовным и материальным
бытием, точно так же, как движущаяся туча - рубеж между лун-
ным светом и темнотой. В период дождей, когда на небе появля-
ются первые тучи, павлины, увидев их, от радости принимаются
танцевать. Павлинов можно сравнить с людьми, испытывающими
трудности в материальной жизни. Если они встретят на своем пу-
ти человека, который с любовью и преданностью служит Господу,
и начнут общаться с ним, их жизнь озарится светом знания и они
будут танцевать, как павлины. Мы видели это своими глазами: мно-
гие наши ученики, до того как присоединились к Обществу созна-
ния Кришны, были угрюмы и замкнуты, но теперь, после встречи
с преданными, они танцуют, как ликующие павлины.

  Деревья и лианы растут, питаемые водой, которую получают из
почвы. Точно так же, подвергая себя аскезе, человек иссыхает, но,
когда аскеза завершена и он получает ее плоды, он начинает ра-
доваться жизни и ищет удовольствий в кругу семьи, в обществе,
любви, домашних делах и т.д. Он радуется жизни, как радуются
ей молодые побеги и свежая трава. Часто можно видеть, как ут-
ки и журавли бродят по берегам озер и рек, покрытых илом и ко-
лючими сорняками. Подобно им, семейные люди, не обладающие
сознанием Кришны, продолжают жить материальной жизнью, не-
смотря на все ее тяготы. В семейной жизни, как и в жизни вооб-
ще, нельзя быть в полной мере счастливым, не обладая сознанием
Кришны. Шрила Нароттама даса Тхакура в своих молитвах гово-
рит, что он стремится к общению с людьми, будь они грихастхи
или санньяси, которые посвятили себя трансцентному, полно-
му любви служению Господу и неустанно повторяют святое имя
Шри Чайтаньи Махапрабху. Для материалиста окружающий его
мир становится со временем все более и более враждебным, тогда
как человеку в сознании Кришны мир представляется радостным
и счастливым.

  Иногда ограждения, поставленные вокруг полей, рушатся под на-
пором бурных потоков дождя. Подобно этому, лживая атеистичес-
кая пропаганда в Кали-югу ломает заслон ведических предписаний.
В результате люди постепенно опускаются и становятся безбожни-
ками.

  В пору дождей тучи, гонимые ветром, приносят долгожданную
влагу, которая кажется людям нектаром. Когда последователи Вед,
брахманы, вдохновляют богатых людей - царей или состоятель-
ных торговцев - давать средства для больших жертвоприношений,
такая раздача богатств тоже воспринимается как нектар. Четы-
ре сословия человеческого общества: брахманы, кшатрии, вайшьи
и шудры - должны жить в мире и сотрудничать друг с другом. Это
возможно, если ими руководят брахманы, знатоки ведических пи-
саний, которые совершают жертвоприношения и справедливо рас-
пределяют богатства.

  И вот после дождей лес Вриндавана стал еще прекраснее. В нем
было много спелых фиников, плодов манго, ежевики и других ягод
и фруктов. Верховный Господь Кришна вместе со Своими друзь-
ями и Господом Баларамой отправился в лес, чтобы насладиться
красотой нового времени года. Коровы, питаясь свежей травой,
очень поздоровели, их вымена наполнились молоком. Когда Гос-
подь Кришна стал звать Своих коров по именам, из любви к Нему
они немедленно подошли, и от радости у них из вымени потекло
молоко. Господь Кришна испытывал огромное удовольствие, про-
ходя через лес недалеко от холма Говардхана. На берегу Ямуны Он
видел висевшие на деревьях улья, из которых сочился мед. С хол-
ма Говардхана низвергалось много водопадов, и Господь Кришна
слышал их радостный шум, когда заходил в пещеры Говардханы.
На исходе сезона дождей, когда уже чувствуется приближение осе-
ни, бывало, что Кришна и Его спутники, особенно если в лесу шел
дождь, укрывались под деревом или в одной из пещер Говардханы,
ели там спелые фрукты и весело переговаривались. Когда Криш-
на и Баларама были в лесу, матушка Яшода обычно присылала
Им фрукты, сладости и рис, смешанный с йогуртом. Получив их,
Кришна садился на камень на берегу Ямуны и приглашал друзей
разделить с Ним трапезу. Когда Кришна и Баларама с друзьями ели,
они одновременно приглядывали за коровами, быками и телятами.
Порой коровы уставали стоять из-за тяжести переполненного мо-
локом вымени. Тогда они опускались на землю и, жуя сочную тра-
ву, выглядели совершенно счастливыми, поэтому Кришне достав-
ляло удовольствие смотреть на них. Он с гордостью любовался
красотой леса после дождей: ведь эта красота была творением Его
энергии. Тогда Кришна превозносил природу за чудеса, вершимые
ею в пору дождей. В =Бхагавад-гите= говорится, что материаль-
ная энергия, материальная природа, не может быть независимой
в своей деятельности - она действует под надзором Кришны. Это
подтверждается в =Брахма-самхите=, где сказано, что материальная
природа, которую называют Дургой, следует за Кришной, подобно
тени, и беспрекословно выполняет любое Его приказание. Красо-
та природы в пору дождей тоже была явлена по велению Кришны,
и Он очень гордился ею.

  Пока Кришна и Баларама наслаждались дарами сезона дождей,
постепенно наступила осень. Воды озер, рек и ручьев стали чис-
тыми и прозрачными, повеяли свежие, ласковые ветерки. С прихо-
дом осени небо очистилось от туч и снова обрело свой естествен-
ный голубой цвет. Лотосы, распустившиеся на чистой глади лесных
озер, напоминали людей, которые перестали заниматься йогой, но
потом вернулись к духовной жизни и благодаря этому снова обре-
ли красоту. С приходом осени все естественным образом преобра-
жается. Подобно этому, когда материалист приобщается к созна-
нию Кришны и духовной жизни, он тоже становится чистым, как
небо и вода в осеннюю пору.

  Осень прогоняет черные тучи с неба и грязную воду из водоемов.
В эту пору земля тоже очищается от грязи. Так человек, пришед-
ший к сознанию Кришны, быстро очищается от грязи и снаружи,
и внутри. Поэтому Кришна известен под именем Хари, =забираю-
щий=. Кришна сразу забирает все нечистые привычки у того, кто
обращается к сознанию Кришны. Осенние облака имеют белый
цвет, поскольку не несут в себе воды. Так же и человек, ушедший
от мирских дел и освободившийся от семейных забот (содержания
дома, жены и детей), целиком посвящает себя сознанию Кришны.
Избавившись от тревог, он становится таким же чистым, как бе-
лые осенние облака. Иногда осенью водопады льются с горных
вершин и приносят чистую воду, а иногда они иссякают. Так и ве-
ликие святые порой несут людям чистое знание, а порой молчат.
Маленькие пруды, наполнившиеся водой в пору дождей, осенью по-
степенно высыхают. Но живущие там рыбешки не понимают, что
их убежище с каждым днем становится все мельче и мельче. За-
коренелые материалисты тоже не могут понять, что срок их жиз-
ни день ото дня сокращается. Мысли таких людей заняты корова-
ми, имуществом, детьми, женой и друзьями. Под горячими лучами
солнца вода в маленьких водоемах постепенно убывает, и это на-
полняет тревогой их обитателей, которые похожи на людей, неспо-
собных обуздать чувства. Такие люди всегда страдают из-за того,
что не могут наслаждаться жизнью или содержать семью. Покры-
тая илом земля постепенно высыхает, а молодые растения вянут.
Так же и у того, кто приобщился к сознанию Кришны, со време-
нем пропадает стремление к радостям семейной жизни.

  С приходом осени воды океана становятся спокойными и без-
мятежными. Так и человек, осознавший свою духовную сущность,
освобождается от беспокойств, причиняемых тремя гунами мате-
риальной природы. Осенью крестьяне сохраняют воду на полях,
огораживая их валами, чтобы находящаяся на них вода не утекала.
Вряд ли можно надеяться на новые дожди, поэтому крестьяне ста-
раются сберечь хотя бы ту воду, что осталась на полях. Так и тот,
кто достиг высокой ступени самоосознания, бережет свою энер-
гию, держа чувства под контролем. Когда человеку исполняется
пятьдесят лет, он должен оставить семью, чтобы сохранить энер-
гию тела, и совершенствоваться в сознании Кришны. Тот, кто не
способен управлять своими чувствами и использовать их в транс-
центном, полном любви служении Мукунде, не сможет обрести
освобождение.

  Осенью в дневное время солнце палит нещадно, однако ночью,
благодаря лунному свету, можно отдохнуть от изнуряющей днев-
ной жары. Человек, нашедший убежище у Мукунды, Кришны, из-
бавляется от страданий, которые испытывают те, кто, заблужда-
ясь, отождествляет себя с материальным телом. Мукунда, Кришна,
приносит утешение и девушкам Вриндавана. Эти девушки всегда
страдают от разлуки с Кришной. Когда же они встречаются с Ним
лунной осенней ночью, их страданиям приходит конец. Когда небо
очищается от туч, звезды по ночам светят очень ярко. Так и люди,
которые обрели сознание Кришны, очищаются от скверны и ста-
новятся столь же прекрасными, как звезды в осеннем небе. Веды
содержат указания для тех, кто хочет обрести знание (гьяну), и для
тех, кто желает заниматься мистической йогой или кармической
деятельностью (совершать жертвоприношения). Но конечная цель
Вед указана в =Бхагавад-гите=: тщательно изучив Веды, человек
должен обратиться к сознанию Кришны. Чистое сердце преданно-
го, обладающего сознанием Кришны, можно сравнить с чистым
осенним небом. Осенью луна, окруженная звездами, ярко светит
на ночном небосклоне. А на небе династии Яду явился Сам Гос-
подь Кришна, и, окруженный Ядавами, Он был точно луна среди
россыпи звезд.

  Когда в лесу распускается много цветов, свежий, напоенный их
ароматами ветер приносит огромное облегчение людям, которые
страдали от жары летом и от ливней в дождливую пору. К сожа-
лению, этот ветер не приносил облегчения гопи, сердца которых
были отданы Кришне. Все остальные могли радоваться ласково-
му осеннему ветру, но гопи радовались, только когда находились
в объятиях Кришны.

  С приходом осени коровы, лани, птицы и все существа женско-
го пола зачинают потомство, ибо в это время их мужья становят-
ся особенно сладострастными. Такие беременные похожи на транс-
центалистов, которые, милостью Всевышнего, обрели надежду
достичь цели человеческой жизни. Шрила Рупа Госвами в =Упаде-
шамрите= говорит, что человек должен служить Господу с боль-
шим воодушевлением, терпением и убежденностью. Он должен
следовать всем правилам и предписаниям, избегать материального
осквернения и всегда оставаться в кругу преданных. Следуя этим
шести заповедям, он непременно получит желанный плод предан-
ного служения. Для того, кто терпеливо выполняет все правила
преданного служения, обязательно придет время, когда он достиг-
нет желаемого результата, подобно тому как женщина, забереме-
нев, в конце концов получает желанное дитя.

  Осенью, когда на озерах нет лилий, там расцветает множество
лотосов. И лилии, и лотосы цветут на солнце, но палящее осеннее
солнце благотворно только для лотосов. Так и в стране, где царь
или правительство очень сильны, не могут процветать преступни-
ки - воры и грабители. Когда люди уверены, что не будут ограб-
лены, они работают с радостью. Сильное правительство подобно
палящему осеннему солнцу, лилии похожи на грабителей или дру-
гих преступников, а цветы лотоса - на довольных граждан.

  Осенью на полях созревают зерновые. В эту пору земледель-
цы радуются урожаю и совершают различные обряды, один из
которых наванна - подношение зерна нового урожая Верховной
Личности Бога. Сначала зерно подносят Божествам в различных
храмах, после чего всех угощают сладким рисом из зерна нового
урожая. Существуют и другие религиозные обряды и виды покло-
нения, в особенности в Бенгалии, где проводится самая большая
из подобных церемоний - Дурга-пуджа.

  Во Вриндаване осень тогда была особенно хороша благодаря при-
сутствию Кришны и Баларамы, каждый из которых был Верховной
Личностью Бога. Торговцы, царские чиновники и великие мудре-
цы могли теперь свободно передвигаться, чтобы достичь желанных
целей. Трансценталисты тоже достигают желанной цели, когда
освобождаются от оков материального тела. В пору дождей тор-
говцы не могут переезжать с одного места на другое и поэтому
не получают прибыли. Царские чиновники тоже не могут ездить
по стране и собирать налоги. И святые, которые должны путе-
шествовать и нести людям трансцентное знание, в пору дождей
вынуждены оставаться на одном месте. Но осенью все они слов-
но выходят из заточения. Трансценталисту, будь он гьяни, йог
или преданный, материальное тело мешает обрести плоды духов-
ной деятельности. Но, оставив тело, гьяни сливается с духовным
сиянием Всевышнего, йог переносится на одну из высших планет,
а преданный отправляется на планету Верховного Господа, Голоку
Вриндавану, или на одну из планет Вайкунтхи и там наслаждается
вечной духовной жизнью.

  На этом заканчивается двадцатая глава книги Бхактиведанты
=Кришна=, которая называется =Описание осени=.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий