ГЛАВА 12. Расправа с демоном Агхасурой

Однажды рано утром Господь захотел отправиться со Своими
друзьями-пастушками в лес и вместе с ними там пообедать. Встав
с постели, Он протрубил в буйволовый рожок и созвал всех Своих
друзей. Погоняя перед собой телят, дети шумной ватагой отправи-
лись в лес. Кришна взял с Собой тысячи Своих товарищей. Каж-
дый из них нес посох, флейту, рожок и корзинку с едой, и стадо
каждого насчитывало тысячи телят. Все мальчики выглядели очень
веселыми и довольными походом. Кришна и другие пастушки при-
сматривали за телятами, которые паслись в различных частях ле-
са. На мальчиках было множество золотых украшений, но забавы
ради они собирали цветы, листья, веточки, павлиньи перья и крас-
ную глину и тут же украшали себя всем этим. Когда мальчики шли
через лес, один из них украл у товарища корзинку с едой и передал
ее другому мальчику. Когда же тот, у кого забрали корзинку, узнал
об этом и попытался ее отобрать, корзинку перебросили дальше.
Эта игра была у пастушков любимой забавой.

Порой Господь Кришна уходил далеко вперед, чтобы полюбо-
ваться красотой леса, и тогда остальные мальчики наперегонки
бежали вслед за Ним, стараясь догнать Кришну и дотронуться до
Него. Так они устраивали настоящее состязание. Один из ребят
говорил: =Я побегу и дотронусь до Кришны!=, - а другой отве-
чал: =Нет, куда тебе! Я дотронусь до Кришны первым!= Некото-
рые мальчики играли на флейтах и трубили в рожки. Другие весе-
ло гонялись за павлинами или подражали пению кукушки. Завидев
летящую в небе птицу, мальчики бежали за ее тенью на земле,
стараясь в точности следовать направлению ее полета. Некоторые
подходили к обезьянам и молча садились рядом, а некоторые изо-
бражали танец павлинов. Другие ловили за хвосты обезьян и иг-
рали с ними, и, если обезьяны вспрыгивали на деревья, мальчики
прыгали вслед за ними. Когда обезьяны скалились, мальчики тоже
оскаливали зубы, передразнивая их. Некоторые мальчики играли
с лягушками на берегу Ямуны, и, когда лягушки от страха прыга-
ли в воду, мальчики тут же ныряли за ними. Потом они выходи-
ли на берег, смотрели на свои отражения в воде, корчили гримасы
и смеялись. Они находили высохшие колодцы и, наклоняясь, кри-
чали в них, а услышав эхо, бранили его и снова смеялись.

Верховный Господь Сам говорит в =Бхагавад-гите= о том, что
разные трансценталисты познают Его как Брахман, Парамат-
му и Верховную Личность Бога. В подтверждение этому мы видим
здесь, как Господь Кришна, который позволяет имперсоналистам
погрузиться в Его сияние и испытать блаженство познания Брах-
мана, доставляет радость Своим преданным, общаясь с ними как
Верховная Личность Бога. Для тех, кто находится во власти внеш-
ней энергии, майи, Кришна не более чем прелестный ребенок. Од-
нако маленьким пастушкам, которые играли с Ним, тот же Криш-
на доставлял истинную духовную радость. Только накопив большой
запас благочестивых дел, эти мальчики стали достойны того, что-
бы общаться с Верховной Личностью Бога. Кто в состоянии оце-
нить духовное счастье, выпавшее жителям Вриндавана? Они во-
очию видели Верховного Господа, тогда как многие йоги, даже
предаваясь суровой аскезе, не могут отыскать Его, хотя Он нахо-
дится в их сердцах. Это подтверждается в =Брахма-самхите=: мож-
но искать Верховного Господа Кришну на страницах Вед и Упани-
шад, но там Его трудно найти. Однако тот, кому посчастливилось
общаться с преданным, может лицом к лицу встретиться с Верхов-
ной Личностью Бога. Накопив в течение многих жизней большой
запас благочестивых деяний, маленькие пастушки не только виде-
ли Кришну перед собой, но и участвовали в Его детских забавах.
Они не понимали, что Кришна - это Верховная Личность Бога,
и играли с Ним как близкие, горячо любящие Его друзья.

Когда демон по имени Агхасура узнал, что Господь Кришна на-
слаждается детскими играми со Своими друзьями, он пришел в не-
годование. Он не мог вынести того, что Кришна так весело про-
водит время, и явился перед мальчиками, чтобы убить их всех.
Агхасура был так грозен, что его боялись даже небожители. Оби-
татели райских планет каждый день вкушали нектар, стараясь про-
длить свою жизнь, но все они боялись Агхасуры и с нетерпением
ждали, когда же будет убит этот ужасный демон. Хотя жители рай-
ских планет пили нектар бессмертия, они не были уверены, удастся
ли им избежать смерти. Однако мальчики, игравшие с Кришной, не
боялись демонов. Они не ведали страха. Попытки избежать смер-
ти с помощью материальных средств всегда тщетны, но человеку,
обладающему сознанием Кришны, бессмертие обеспечено.

И вот демон Агхасура предстал перед Кришной и Его друзья-
ми. Агхасура был младшим братом Путаны и Бакасуры. =Криш-
на убил моего брата и сестру, - думал он. - Теперь я убью Его
вместе со всеми Его друзьями и телятами!= Подстрекаемый Кам-
сой, Агхасура явился во Вриндаван с твердой решимостью испол-
нить свое намерение. Он также считал, что, когда он убьет Кришну
и всех пастушков, а затем принесет в память своего брата и сестры
жертву водой и зерном, сами собой умрут все обитатели Вринда-
вана. Для семейных людей дети - сама их жизнь. Поэтому, когда
дети пастухов будут убиты, родители тоже умрут от горя.

Задумав погубить всех жителей Вриндавана, Агхасура вырос
до гигантских размеров, воспользовавшись мистической силой ма-
хима. Демоны, как правило, обладают почти всеми мистическими
силами. Йог, который обрел махима-сиддхи, может по своему же-
ланию увеличиваться в размерах. Агхасура растянулся на целую
йоджану в длину, приняв облик огромного, толстого змея. Приоб-
ретя такое необычное тело, он раскрыл пасть, и она стала похо-
жа на горную пещеру. Решив проглотить Кришну, Балараму и всех
мальчиков сразу, Агхасура улегся на дороге.

Демон в облике огромного змея разверз свою пасть от земли
и до неба: нижняя его губа лежала на земле, а верхняя касалась
облаков. Челюсти образовали громадную пещеру, а зубы походили
на горные вершины. Язык расстилался, как широкая дорога, а ды-
хание напоминало ураганный ветер. Глаза демона горели огнем.
Сначала мальчики подумали, что демон был изваянием, но потом,
рассмотрев получше, увидели, что на дороге, разинув пасть, лежит
огромный змей. Мальчики стали говорить между собой, обсуждая
увиденное: =Друзья, похоже, что это - гигантское животное, кото-
рое залегло тут и собирается проглотить нас всех. Поглядите, раз-
ве это не огромный змей, раскрывший пасть, чтобы нас съесть?=

Один из мальчиков сказал: =Да, верхняя губа этого змея похожа
на облако, окрашенное в красный цвет лучами солнца, а нижняя -
на красноватую тень этого облака, лежащую на земле. Друзья,
посмотрите на правую и левую щеку этого чудовища! Его пасть
похожа на пещеру неизмеримой высоты, а подбородок вздымает-
ся вверх, как горная вершина. Эта длинная дорога - его язык,
и в пасти его темно, как в пещере. Горячий ветер, похожий на
ураган, - это его дыхание, а ужасное зловоние, исходящее из пас-
ти, - запах его внутренностей=.

Мальчики стали советоваться: =Если мы все разом войдем
в пасть этого змея, разве сможет он нас проглотить? И даже если
ему это удастся, он не сумеет проглотить Кришну. Кришна сразу
же убьет его, как убил Бакасуру=. Говоря все это, мальчики взгля-
нули на прекрасное лотосоподобное лицо Кришны, захлопали в ла-
доши и заулыбались. А потом двинулись вперед и вошли в пасть
огромного змея.

В это время Кришна, Сверхдуша в сердце каждого, понял, что
громадное неподвижное тело - это демон. Мальчики этого не зна-
ли, и, пока Кришна обдумывал, как спасти Своих друзей от не-
минуемой гибели, все они вместе с телятами вошли в пасть змея.
Кришна же остался снаружи. Демон ждал, когда войдет Кришна
и думал: =Все вошли, кроме Кришны, а ведь это Он убил моего
брата и сестру!=

Кришна - защитник каждого. Но когда Он увидел, что друзья
уже не рядом с Ним, а в брюхе огромного змея, Он был очень удру-
чен. Он также поражался тому, как удивительно действует внешняя
энергия. Затем он стал думать, как убить демона и одновременно
спасти мальчиков и телят. Кришне не о чем было тревожиться,
и все же Он некоторое время раздумывал над этим. Наконец Он
тоже вошел в пасть демона. Когда Кришна скрылся в его пасти,
все полубоги, собравшиеся, чтобы увидеть гибель демона, и пря-
тавшиеся в облаках, в отчаянии воскликнули =О, горе! Горе!= В то
же время друзья Агхасуры, всегда алкавшие крови, и в особеннос-
ти Камса, возликовали, узнав, что Кришна тоже вошел в пасть де-
мона.

Когда демон попытался раздавить Кришну и Его товарищей,
Господь услышал отчаянные крики полубогов и стал быстро рас-
ширяться в глотке демона. Хотя демон обладал гигантским телом,
Кришна, разрастаясь, начал душить его. Демон стал отчаянно вра-
щать глазами, он задыхался. Его жизненному воздуху неоткуда бы-
ло выйти, и в конце концов он вырвался наружу из отверстия, кото-
рое образовалось в верхней части его черепа. В тот же миг демон
испустил дух. После его смерти Кришна одним Своим трансцен-
дентным взглядом привел в чувство мальчиков и телят и вместе
с ними вышел из пасти Агхасуры. Когда Кришна все еще находил-
ся в пасти демона, душа Агхасуры поднялась вверх, ослепительно
сияя и озаряя все вокруг, и остановилась в небе. Как только Криш-
на вышел из пасти демона вместе со Своими друзьями и телятами,
сияющая душа Агхасуры на глазах у всех полубогов тут же вошла
в Его тело.

Охваченные радостью, полубоги стали осыпать Верховного Гос-
пода, Кришну, цветами. Так они поклонялись Ему. Обитатели не-
бесных планет танцевали от радости, а жители Гандхарвалоки воз-
носили молитвы. Барабанщики, ликуя, били в барабаны, брахманы
пели ведические гимны, а преданные Господа кричали: =Джая!
Джая! - Слава! Слава Верховной Личности Бога!=

Когда Господь Брахма услышал эти радостные звуки, разносив-
шиеся по всем высшим планетам, он немедленно спустился, чтобы
узнать, что произошло. Он увидел убитого демона и был поражен
чудесными деяниями Верховного Господа.

Гигантская пасть демона оставалась разверстой еще много дней,
но постепенно высохла и стала местом для игр маленьких пас-
тушков.

Сражение с Агхасурой произошло, когда Кришне и Его това-
рищам еще не было и пяти лет. Детей в этом возрасте называют
каумара; тех, кому от пяти до десяти, именуют пауганда, а под-
ростки от десяти до пятнадцати лет зовутся кайшора. С пятнадцати
лет мальчики уже юноши. Целый год во Врадже не было никаких
разговоров о гибели Агхасуры, но, когда мальчикам исполнилось
шесть лет, они поведали родителям эту удивительную историю.

Верховному Господу, Шри Кришне, который неизмеримо более
велик, чем Господь Брахма и другие полубоги, не составляет труда
дать живому существу возможность слиться с Его вечным телом.
Такую возможность Он предоставил Агхасуре. Агхасура, без со-
мнения, был величайшим грешником, а грешники не могут слить-
ся с Абсолютной Истиной. Но в этом случае, поскольку Кришна
Сам вошел в тело Агхасуры, демон полностью очистился от гре-
хов. Те, кто непрестанно медитирует на вечную форму Господа:
хранит в памяти образ Божества, стоящего в храме, или мысленно
созерцает Господа, получают духовный дар - возможность войти
в царство Верховного Господа и общаться с Ним. Каким же возвы-
шенным должно быть живое существо, подобное Агхасуре, в тело
которого Кришна, Верховная Личность Бога, вошел Сам. Великие
мудрецы, йоги-мистики и преданные всегда хранят облик Господа
в своем сердце или видят Его в образе Божества в храмах. Таким
образом они очищаются от материальной скверны и, оставив те-
ло, вступают в царство Бога.

Достичь этого может тот, кто всегда хранит облик Господа в сво-
их мыслях. Но в случае с Агхасурой Верховный Господь Сам вошел
в его тело. Поэтому Агхасура оказался даже в более благоприят-
ном положении, чем обычный преданный или самый великий йог.

Господь Кришна спас жизнь Махараджи Парикшита, когда тот
еще находился во чреве матери. И теперь, слушая повествования
о Господе Кришне, Махараджа Парикшит хотел как можно больше
узнать о Его божественных играх. Для этого он задавал вопросы
мудрецу Шукадеве Госвами, который рассказывал царю =Шримад-
Бхагаватам=.

Царь Парикшит был удивлен тем, что убийство демона Агхасу-
ры не обсуждалось целый год, пока мальчики не достигли возрас-
та пауганда. Махарадже Парикшиту очень хотелось узнать, поче-
му это произошло, так как он был уверен, что все это - результат
действия разнообразных энергий Кришны.

Кшатрии, правители, так заняты государственными делами, что
им редко удается услышать о божественных играх Господа Криш-
ны. Поэтому, слушая рассказы о лилах Господа, Махараджа Парик-
шит считал, что ему очень посчастливилось: он не просто слушал
об играх Кришны, но узнавал о них от величайшего знатока =Шри-
мад-Бхагаватам= - Шукадевы Госвами. И вот, по просьбе Махара-
джи Парикшита, Шукадева Госвами продолжил свой рассказ о бо-
жественных играх Господа Кришны, о Его облике и качествах,
славе и окружении.

На этом заканчивается двенадцатая глава книги Бхакти-
веданты =Кришна=, которая называется =Расправа с демоном
Агхасурой=.

0 коммент.: (+add yours?)

Отправить комментарий